К вопросу о возможности договорного регулирования организации перевозок пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении

(Морозов С. Ю.) («Гражданское право», 2011, N 4)

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ <*>

С. Ю. МОРОЗОВ

——————————— <*> Morozov S. Yu. To a question on a possibility of contractual regulation of the organization of transportations of passengers and luggage in the direct mixed message.

Морозов Сергей Юрьевич, декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент.

В статье обосновывается необходимость применения соглашения об организации прямых смешанных перевозок пассажиров и багажа. Даются определение договора и его общая правовая характеристика.

Ключевые слова: соглашение об организации прямых смешанных перевозок пассажиров и багажа, организационный договор, рамочный договор.

The indispensability of application of the agreement on the organization of the direct mixed transportations of passengers and luggage proves in article. Is defined contracts and its general legal characteristic.

Key words: the agreement on the organization of the direct mixed transportations of passengers and luggage, the organizational contract, the frame contract.

Одним из элементов подсистемы рамочных договоров между транспортными организациями является соглашение об организации прямых смешанных перевозок пассажиров и багажа. При таких перевозках отпадает необходимость приобретать билеты для пользования каждым из видов транспорта <1>, а при отправлении багажа пассажир приобретает те же преимущества, которыми пользуется клиент при отправке груза в прямом смешанном сообщении <2>. Такое соглашение следует считать организационным договором, направленным на организацию исполнения обязанности перевозчика по доставке пассажира и багажа в пункт назначения, вытекающую из договора перевозки в прямом смешанном сообщении. ——————————— <1> См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г. Б. Астановского. М., 1986. С. 216. <2> См.: Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставу автомобильного транспорта РСФСР. М., 1973. С. 178.

Перевозки пассажиров в прямом смешанном сообщении ранее регулировались разделом V Устава железных дорог СССР (далее — УЖД СССР), который именовался «Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта». В ст. 96 УЖД СССР прямо указывалось, что железнодорожный транспорт осуществляет перевозки пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта. В соответствии со ст. 105 Устава автомобильного транспорта РСФСР автомобильный транспорт общего пользования также осуществлял перевозки пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта, организуя систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений. Аналогичные положения были закреплены в разделе VIII Устава внутреннего водного транспорта СССР (далее — УВВТ СССР). Однако затем в Транспортном уставе железных дорог РФ соответствующая глава IV «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении» вопросы перевозок пассажиров и багажа различными видами транспорта не затрагивала. Ныне действующий Устав автомобильного и наземного городского электрического транспорта РФ вопросы перевозок в прямом смешанном сообщении не затрагивает вообще. Тем не менее реалии сегодняшнего дня требуют учета советского опыта законодательного регулирования соответствующих отношений. В ст. 148 УВВТ СССР отмечалось, что перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении производится на основании особых соглашений Министерства речного флота с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. Аналогичная норма содержалась в ст. 106 УАТ РСФСР. Иными словами, структура договорных отношений была двухступенчатой. Соглашения об организации прямых смешанных перевозок пассажиров и багажа на первом этапе заключали не транспортные организации (перевозчики), а министерства и ведомства. Такие соглашения предусматривали: направления (маршруты), по которым должны перевозиться пассажиры и багаж в прямом смешанном сообщении; сроки и порядок перевозки; число выделяемых мест для перевозок пассажиров; форму единых билетов, порядок их изготовления, снабжения и продажи; оплату за перевозки пассажиров, провоз багажа и расчеты по ним между транспортными организациями; порядок уведомления о неиспользованной брони на выделение места; информацию об опоздании подвижного состава с прибытием к месту назначения; организацию связи, а также рекламы для уведомления населения о перевозках и другие вопросы <3>. На втором этапе в соответствии с данным рамочным договором транспортные организации заключали договоры перевозки пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении, в которых конкретизировались номера поездов, рейсов, места регистрации пассажиров и т. п. ——————————— <3> См.: Там же. С. 180.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР осуществлялись, например, перевозки пассажиров в прямом железнодорожно-морском сообщении по маршруту «Кишинев — Одесса — Сочи», в железнодорожно-водном сообщении по маршруту «Москва — Лена — Якутск», в железнодорожно-автомобильном сообщении по маршруту «Москва — Самара — Тольятти», в железнодорожно-воздушном сообщении по маршруту «Москва — Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство N 5) 1997 г. на принятый к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении багаж составлялись багажные перевозочные документы установленной формы: багажная дорожная ведомость с корешком и багажная квитанция. За доставку багажа с одного вида транспорта на другой (станцию, порт или пристань) с пассажира при приеме багажа к перевозке взыскивался сбор с каждого багажного места. Оформление перевозки багажа производилось по единой багажной квитанции прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения. В соответствии с п. 200 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации представлять интересы пассажиров перед транспортными организациями мог заказчик перевозок, т. е., по сути, оператор перевозок в прямом смешанном сообщении, выступающий в роли экспедитора. Вместе с тем ныне действующее законодательство не исключает, а, наоборот, предполагает возможность заключения подобных соглашений между транспортными организациями. В частности, ст. 788 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что взаимоотношения между транспортными организациями при перевозке пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с Законом «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Существует и насущная потребность в организации перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении. А. В. Комаров справедливо утверждает, что «организация перевозок на всем пути следования пассажиров «от дома до дома»… — главный фактор экономии времени. К сожалению, подобной организации перевозок на транспорте Российской Федерации до сих пор нет. Перевозки пассажиров и грузов выполняются в пределах каждого вида транспорта в отдельности, без учета условий перевозок на смежных его видах, хотя очевидно, что пассажирские перевозки в большинстве своем не заканчиваются на том виде транспорта, на котором они начались…» <4>. ——————————— <4> Комаров А. А. Организация перевозок как средство экономии времени // Бюллетень транспортной информации. 2000. N 1. С. 2.

Правовая природа соглашения об организации пассажирских перевозок в прямом смешанном сообщении требует исследования. Прежде всего следует исходить из того, что данное соглашение не заменяет договор перевозки пассажира и багажа в прямом смешанном сообщении, а направлено на организацию его систематического исполнения. Потому данный договор является рамочным организационным договором. Особенностью данного договора является: — сторонами договора являются транспортные организации различных видов транспорта (в том числе оператор смешанной перевозки), имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок; — пассажиры не участвуют в заключении и исполнении данного договора; — договор не порождает имущественных отношений по перевозке; — договор устанавливает порядок взаимодействия транспортных организаций при доставке пассажиров в прямом смешанном сообщении на систематической основе; — является рамочным договором по отношению к множеству разовых договоров перевозки пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении, в заключении которых могут участвовать разные пассажиры. Можно дать следующее определение исследуемому договору. Соглашение об организации прямых смешанных перевозок пассажиров и багажа — двух — или многосторонний договор, заключаемый между оператором смешанной перевозки и транспортными организациями, организующий исполнение договорного обязательства перевозки пассажира и багажа в прямом смешанном сообщении. Множественность перевозчиков в организуемом соглашении ставит вопрос о характере взаимоотношений между транспортными организациями и пассажиром. Так, М. Е. Ходунов указывает: «Выдача пассажиру проездного билета и багажной квитанции с указанием в них пункта назначения, находящегося за пределами железной дороги отправления, судоходной или воздушной линии, обслуживаемых той организацией водного или воздушного транспорта, в ведении которых находятся пункты отправления, влечет за собой возникновение правоотношения (выделено мной. — С. М.) между пассажирами и всеми транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршруту, указанному в проездном билете и багажной квитанции» <5>. С одной стороны, данное высказывание предполагает, что соглашение об организации прямых смешанных перевозок связано именно с правоотношением по перевозке пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении. И это правильно. С другой стороны, вызывает сомнение утверждение о том, что между пассажиром и всеми транспортными организациями, участвующими в доставке пассажира и багажа в прямом смешанном сообщении, в результате выдачи проездного билета устанавливается правоотношение. На наш взгляд, данное утверждение не соответствует действительности. Пассажир, приобретая билет, заключает договор перевозки с первым из перевозчиков, участвующих в прямом смешанном сообщении. Только первый перевозчик выражает волю на согласование условий договора. Остальные перевозчики в заключении договора с пассажиром не участвуют и являются третьими лицами, на которых первый перевозчик, будучи должником по обязательству, возлагает исполнение своих обязанностей по доставке пассажира и багажа. Таким образом, речь может идти лишь об одном обязательственном правоотношении, в котором пассажир является кредитором, а первый перевозчик — должником. Никаких иных правоотношений между пассажиром и иными перевозчиками не возникает. Участие на стороне должника иных лиц не порождает самостоятельных правоотношений этих лиц с кредитором. ——————————— <5> См.: Ходунов М. Е. Правовые вопросы перевозок прямого сообщения. М., 1960. С. 32 — 33.

Данный вывод имеет принципиальное значение при определении правовой природы соглашения об организации перевозок пассажиров. Ведь если принять верной точку зрения М. Е. Ходунова, то данный договор должен быть направлен на систематическую организацию сразу нескольких правоотношений между пассажиром и перевозчиками, исходя из количества последних. На самом деле он направлен на исполнение единой обязанности перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, к исполнению которой привлекаются третьи лица. Следует учитывать, что на автомобильном транспорте нерегулярные перевозки пассажиров по заказам и легковыми такси в настоящее время осуществляются на основании договора фрахтования, а не на основании договора перевозки. Участие в прямом смешанном сообщении «нерегулярных» автомобильных перевозчиков осложняет отношения по организации перевозок пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении. Как известно, договор фрахтования не предполагает выдачу пассажиру билета с указанием места. Посадка в транспортное средство производится либо по спискам, либо по удостоверению личности, либо по туристической путевке. При посадке в такси и вовсе нет необходимости предъявлять какие-либо документы. Между тем перевозки в прямом смешанном сообщении производятся по единому проездному билету на весь путь следования. Полагаем, что нет оснований для вывода о невозможности участия нерегулярных автомобильных перевозчиков в доставке пассажиров в прямом смешанном сообщении. Применение единого проездного билета не предполагает изначального указания в нем конкретных пассажирских мест в транспортных средствах различных видов транспорта. При пересадке с одного вида транспорта на другой происходит компостирование билета, т. е. конкретизация условий пассажирской перевозки применительно к конкретному виду транспорта. Но и договор фрахтования также предполагает указание места пассажиру перевозчиком. На наш взгляд, заблаговременное бронирование вместимости транспортного средства (пассажирских мест) как нельзя лучше соответствует технологии осуществления перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении. Недаром заключаемые в советский период договоры между транспортными министерствами и ведомствами об организации пассажирских перевозок в прямом смешанном сообщении предусматривали число единых проездных билетов, подлежащих продаже в отдельности по каждому номеру поезда, рейсу самолета, автобуса и т. д., по периодам года, пунктам продажи <6>. ——————————— <6> См.: Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Указ. соч. С. 180.

Полагаем, что соглашения о порядке организации перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении могут быть направлены не только на организацию правоотношений между транспортными организациями при доставке пассажиров по договору перевозки пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении, но и при доставке по договору фрахтования. При этом следует исходить из следующих соображений. Во-первых, организация взаимоотношений перевозчиков различных видов транспорта, осуществляющих чартерные перевозки, служит интересам пассажиров. В этом случае соглашением о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении будут охватываться туристические поездки и экскурсионные перевозки различными видами транспорта. Во-вторых, фрахтование есть не что иное, как разновидность обязательства по перевозке. Резервирование вместимости транспортных средств служит достижению иной цели — доставки пассажира в пункт назначения. Предоставление пассажиру места без последующей его доставки не может удовлетворить интерес фрахтователя, поскольку транспортное средство ему необходимо не для того, чтобы какое-то время посидеть, а в целях перемещения к нужному месту. Следовательно, соглашения о порядке организации перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении направлены на систематическую организацию правоотношений между транспортными организациями при исполнении ими обязательства перевозчика либо фрахтовщика по доставке пассажира и багажа в пункт назначения. Таким образом, договоры между транспортными организациями о порядке организации перевозок пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении можно квалифицировать как организационные рамочные договоры по отношению как к договору перевозки пассажиров и багажа, так и к договорам фрахтования.

——————————————————————