Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ

(Денисов С. А.) («Вестник гражданского права», 2012, N 4)

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КОРПОРАЦИИ В ПРОЕКТЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГК РФ <1>

С. А. ДЕНИСОВ

——————————— <1> Текст доклада, прочитанного на научно-практической конференции «Проблемы модернизации гражданского права: реформа законодательства о юридических лицах» (Новосибирск, 26 апреля 2012 г.).

Денисов С. А., кандидат юридических наук, заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ.

В докладе характеризуются основные направления совершенствования гражданского законодательства в части правового положения некоммерческих корпоративных организаций по проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ключевые слова: формы и виды некоммерческих корпоративных организаций, гражданско-правовое положение некоммерческих корпораций, права и обязанности участников корпорации, управление в корпорации.

The text describes the main directions for improvement of civil legislation on noncommercial corporations due to the draft of the federal statute «On altering the First, the Second, the Third and the Forth Parts of the Civil Code of the Russian Federation and selected legislative acts of the Russian Federation».

Keywords: forms and types of non-commercial corporations, civil-law status of non-commercial corporations, rights and duties of non-commercial corporation’s members, corporate governance.

1. Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> (далее — законопроект), внесенный Президентом РФ в Государственную Думу 3 апреля, предусматривает деление юридических лиц на корпоративные организации, участники которых обладают правом на управление их деятельностью, и унитарные организации, учредители которых не становятся их участниками и, соответственно, правом членства не наделяются. ——————————— <1> С текстом законопроекта можно ознакомиться в Интернете по адресу: http:// asozd2.duma. gov. ru/ main. nsf/ (ViewDoc)?OpenAgent&work;/ dz. nsf/ ByID&17E4823DDEA0FCEC432579DE002955A6.

Аналогичным образом законопроект различает некоммерческие корпоративные и унитарные некоммерческие организации. Некоммерческие корпорации не имеют ничего общего с создаваемыми на основе специальных законов государственными корпорациями, многие из которых на самом деле являются коммерческими организациями, хотя и названы в законах как некоммерческие; к тому же все они не основаны на членстве. Государственные корпорации не входят в перечень организационно-правовых форм по ГК РФ. Законопроект исходит из того, что к государственным корпорациям положения Кодекса о юридических лицах должны применяться постольку, поскольку иное не предусмотрено специальными федеральными законами. 2. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации представляет собой последовательную реализацию Концепции развития гражданского законодательства, одобренную решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. (далее — Концепция), в части необходимости урегулирования в ГК РФ в общем и единообразном виде структуры управления и компетенции органов корпораций, а также определенных внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, определение условий выхода или исключения участников из корпорации и пр.). Предложенные в законопроекте нормы в части некоммерческих корпораций, не считая основных положений о юридических лицах, представляют собой определенную систему: — общие положения, которые распространяются сразу на все корпорации (коммерческие и некоммерческие). В их числе нормы о критериях деления юридических лиц, правах и обязанностях участников корпорации и управлении в корпорации; — общие положения о всех некоммерческих корпорациях, определяющие понятие некоммерческой корпорации, основы регулирования их правового положения и особенности создания; — основные положения о конкретных формах некоммерческих корпораций, которые должны получить развитие в законах об определенных видах некоммерческих корпораций. 3. По оценкам разработчиков проекта части первой ГК РФ, принятой в 1994 г., никто в то время не предполагал, что вследствие предусмотренного в Кодексе открытого перечня форм некоммерческих организаций законодательство в данной сфере будет создаваться столь активно и бессистемно. Состояние этого законодательства таково, что даже специалисты расходятся во мнении относительно числа существующих на сегодняшний день форм некоммерческих организаций (разные специалисты насчитывают от 20 до 40 форм). Такое многообразие форм явно избыточно и ничем, как правило, не оправдано. Поэтому Концепция и законопроект исходят из того, что в Кодексе должен быть назван закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в том числе корпоративных. Исходя из этого, законопроект предусматривает три оптимальные, на взгляд разработчиков, формы, в которых могут быть созданы некоммерческие корпорации: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные организации; 3) ассоциации (союзы). В принципе, и этот перечень форм некоммерческих корпоративных организаций мог бы быть сведен до двух, поскольку в гражданско-правовом смысле общественные организации мало чем отличаются от ассоциаций (союзов). Но разработчики законопроекта посчитали этот шаг избыточно революционным. Одновременно в законопроекте указывается на существующие виды некоммерческих организаций, которые в случае принятия законопроекта в качестве федерального закона будут относиться соответственно к одной из трех названых форм корпораций. Нужно сказать, что проект новой редакции п. 3 ст. 50 ГК РФ, посвященный этому вопросу, не является абсолютно бесспорным. В частности, существует мнение о необходимости сохранения такой организационно-правовой формы, как казачьи общества, хотя, на наш взгляд, эти общества в гражданско-правовом смысле не отличаются от общественных организаций; о необходимости рассматривать в качестве самостоятельной формы некоммерческие партнерства, которые на самом деле близки к ассоциациям, или профсоюзные организации, которые по существу представляют собой общественные организации. Важно отметить, что законопроект не ставит цель исключить из общественной жизни те же казачьи общества или, например, общины коренных малочисленных народов, а также не запрещает появление (при необходимости) новых видов некоммерческих организаций. Цель законопроекта в этой части — установить, что существующие формы и возможные новые виды некоммерческих организаций в гражданско-правовом смысле должны быть либо потребительскими кооперативами, либо общественными организациями, либо ассоциациями или союзами (если речь идет о корпорациях), либо фондами, учреждениями или религиозными организациями. Поэтому в п. 3 ст. 50 ГК РФ приведен примерный перечень видов некоммерческих организаций, относящихся к соответствующей организационно-правовой форме. Еще раз необходимо подчеркнуть, что ГК РФ призван определить гражданско-правовое положение юридических лиц, в том числе некоммерческих корпораций. Это означает, что в ГК РФ должны быть решены вопросы участия некоммерческих организаций в гражданских отношениях, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их имущественной ответственности перед кредиторами, вопросы структуры, компетенции и ответственности органов, имущественных прав участников. То, что касается регламентации отношений по осуществлению некоммерческими организациями своей уставной деятельности, т. е. вопросов, выходящих за предмет гражданского законодательства, является предметом не ГК РФ, а иных законов, о чем прямо сказано в законопроекте. Применительно к предусмотренным законопроектом положениям об отдельных формах некоммерческих корпораций следует подчеркнуть, что в этой части не планируется каких-либо революционных изменений. Новые статьи об отдельных формах некоммерческих организаций появились в законопроекте в силу смещения нумерации статей и изменения структуры Кодекса, т. е. по причинам законодательной техники. И содержание многих правил не изменилось. 4. На наш взгляд, в законопроекте удалось определить и единообразно урегулировать те корпоративные отношения, которые являются общими как для некоммерческих, так и для коммерческих корпораций. Это касается общих прав участников любых корпораций: — права на управление делами корпорации; — права на получение определенной информации о юридическом лице; — права на обжалование тех решений органов корпорации, которые влекут гражданско-правовые последствия; — права на оспаривание сделок и права требовать возмещения причиненных корпорацией убытков. Точно так же могут быть единообразно урегулированы обязанности участников корпорации. Вне зависимости от цели деятельности корпорации ее участники обязаны: — участвовать в образовании имущества корпорации; — не разглашать конфиденциальную информацию о ее деятельности; — участвовать в принятии тех корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность; — не совершать действий в ущерб интересам корпорации. Эти права и обязанности участников дополняются и уточняются законопроектом применительно к правам и обязанностям членов потребительского кооператива, общественной организации и ассоциации (союза). С учетом особенностей видов корпораций, в том числе некоммерческих, положения о корпоративных правах и обязанностях должны получить развитие в законах о соответствующих юридических лицах, но уже не бессистемно, как сейчас, а на базе основных положений, закрепленных в ГК РФ. 5. ГК РФ в редакции законопроекта не претендует на исчерпывающее регулирование гражданско-правового положения юридических лиц, включая некоммерческие корпорации. На нынешнем этапе вряд ли удастся реализовать положение Концепции о том, что ГК РФ должен исчерпывающим образом регулировать гражданско-правовые конструкции перечисленных форм некоммерческих организаций (порядок создания, структуру и полномочия органов, права и обязанности их членов). По-видимому, эта задача может быть решена только в будущем. В нынешнем виде законопроект исходит из того, что могут существовать не только закон о потребительских кооперативах, но и законодательные акты, определяющие особенности гражданско-правового положения общественных организаций, а также ассоциаций и союзов. В связи с этим было бы желательно «освободить» Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от гражданско-правовых норм, что устранило бы повторы и противоречия в законодательстве и трехуровневое регулирование. Необходимо отметить, что ГК РФ должен стать базовым документом для совершенствования Закона о некоммерческих организациях. В самом законопроекте имеется достаточно много правил, которые при надлежащем обосновании и с соблюдением принципиальных положений Кодекса могут содержать, во-первых, иное регулирование определенных вопросов, во-вторых, в дополнение к Кодексу новые положения применительно к определенным видам некоммерческих корпораций. И, кроме того, законопроект содержит больше, по сравнению с существующим регулированием, диспозитивных норм, т. е. допускает регулирование корпоративных отношений уставом корпорации. Круг вопросов, которые могут быть решены в уставе иначе, чем в Законе, определен таким образом, чтобы не был нарушен баланс интересов корпорации и ее участников. Наиболее отчетливо способы регулирования корпоративных отношений видны на примере предлагаемых общих правил об управлении в корпорации (ст. 65.3), которые, по мнению разработчиков законопроекта, могут быть обобщены на уровне ГК РФ наряду с правилами о правах и обязанностях участников корпорации. 6. Законопроект исходит из необходимости как определить в ГК РФ (преимущественно императивными нормами) структуру органов юридического лица, так и закрепить их полномочия. ГК РФ традиционно для законодательства о юридических лицах выделяет высший орган корпорации — общее собрание ее участников. При этом принимается во внимание существование крупных по количеству участников корпораций (более ста), для которых весьма затруднительно проводить общие собрания. Поэтому в уставах таких корпораций в соответствии с законом может быть предусмотрено, что высшим органом является иной представительный коллегиальный орган (например, съезд, конференция). Законопроект определяет круг наиболее важных для существования корпорации вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа корпорации (определение приоритетных направлений деятельности, принятие и изменение устава, определение порядка приема в состав участников и пр.). Перечень таких вопросов может быть дополнен как другими законами, так и уставом корпорации. Сам законопроект расширяет компетенцию высшего органа применительно к общественным организациям, ассоциациям (союзам). В целях защиты прав и интересов участников корпорации предусмотрено общее и традиционное правило о том, что вопросы, составляющие исключительную компетенцию высшего органа корпорации, не могут входить в компетенцию иных органов, за исключением случаев, во-первых, если законом определенный вопрос отнесен к компетенции иного органа и, во-вторых, если определенный вопрос в соответствии с законом уставом корпорации отнесен к компетенции иного органа. Для достижения указанной цели также определено, что вопросы, составляющие компетенцию высшего органа корпорации, могут быть переданы им другим органам корпорации, только если это прямо предусмотрено законом. Помимо высшего органа корпорации законопроект называет наблюдательный совет, контролирующий деятельность постоянно действующих коллегиальных органов. Необходимость формирования наблюдательного совета возникает в случаях, если это предписано законом или уставом корпорации. В этих же случаях формируется постоянно действующий коллегиальный орган корпорации. Самим законопроектом предусмотрено образование наряду с единоличным органом коллегиального органа в общественных организациях и ассоциациях (союзах). Помимо сказанного, в части предусмотренных законопроектом общих положений о некоммерческих корпорациях можно выделить правило, содержащееся в п. 1 новой редакции ст. 116.1 ГК, согласно которому не допускается создание некоммерческих корпоративных организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопорядка или нравственности. В ходе обсуждения законопроекта это правило вызвало возражения со стороны некоторых общественных организаций, представители которых усматривают в этом основание для произвольного отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, исходя из того, что нет универсального и одинакового у всех представления о нравственных началах. Данная позиция не была принята исходя из того, что все-таки неправильно допускать создание юридических лиц, цели деятельности которых несовместимы с нравственными устоями общества. 7. Несмотря на имеющиеся споры, законопроект сохраняет традиционное деление кооперативов на производственные (коммерческие организации) и потребительские, создаваемые исключительно с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, которые не обязаны лично участвовать в деятельности кооператива и не вправе участвовать в распределении доходов потребительского кооператива от разрешенной им приносящей доход деятельности. По законопроекту такие виды юридических лиц, как жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, по своей организационно-правовой форме являются потребительскими кооперативами. 8. Обновлены и расширены правила ГК РФ об общественных организациях, к которым по законопроекту отнесены политические партии, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления. Важно отметить, что в законопроекте выделены и урегулированы отдельно от общественных организаций религиозные организации, которые отнесены к некоммерческим организациям унитарного типа. Из определения понятия «общественные организации» изъят термин «объединения», поскольку объединения общественных организаций представляют собой другую форму, а именно союз или ассоциацию. Понятие общественной организации уточнено путем указания на цели, для достижения которых они могут быть созданы гражданами, а именно не только для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, но и для представления и защиты общих интересов и достижения иных, не противоречащих закону целей. Кроме того, в ГК РФ предполагается включить положения о неотчуждаемости членства в общественной организации и основания для досрочного прекращения полномочий органов общественной организации: грубое нарушение ими своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел или наличие иных серьезных оснований. Это позволит воспрепятствовать злоупотреблениям. Такие же правила предлагается ввести и для ассоциаций (союзов). 9. Усовершенствованы положения ГК РФ об ассоциациях и союзах, к которым по законопроекту отнесены некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты. В этой части в законопроекте: — учтено появление саморегулируемых организаций, членство в которых иногда является обязательным условием осуществления определенных видов профессиональной или предпринимательской деятельности. По законопроекту саморегулируемые организации должны создаваться именно в форме ассоциации (союза); — сняты ограничения по целям создания данных юридических лиц (по законопроекту цели могут не только выражаться в координации предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов членов, но и быть любыми иными, не противоречащими закону); — устраняется имеющаяся в Кодексе неопределенность по вопросу о совместном создании ассоциации юридическими и физическими лицами (по законопроекту возможно различное сочетание членов); — исключается из ГК РФ императивное правило о дополнительной ответственности членов по обязательствам ассоциации (союза), поскольку на практике положения о размере и порядке такой ответственности в уставах ассоциаций (союзов) не определяются, что делает соответствующее требование ГК РФ неработающим. В то же время законопроект исходит из того, что такая субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) может быть введена добровольно посредством включения правил о размере такой ответственности в устав; — ассоциация (союз), как и любая другая некоммерческая организация, будет иметь один учредительный документ — устав, а не два, как сейчас (устав и учредительный договор, во многом дублирующие друг друга). 10. Таким образом, если законопроект будет принят в существующем виде, то со дня вступления его в силу как федерального закона некоммерческие корпорации можно будет создать либо в форме потребительского кооператива, либо в форме общественной организации или ассоциации (союза). Это означает, что создание, например, общества взаимного страхования должно будет осуществляться с соблюдением правил ГК РФ о потребительских кооперативах, и в уставе такого общества необходимо будет прямо сказать, что оно является потребительским кооперативом. Точно так же для всех иных видов некоммерческих корпораций. Законопроект коснется всех юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. С тем чтобы изменения ГК РФ не осложнили их деятельность, законопроект содержит ряд важных положений на переходный период: во-первых, не требуется какой-либо перерегистрации юридических лиц в связи с вступлением в силу изменений ГК РФ; во-вторых, не устанавливаются какие-либо сроки для приведения в соответствие с измененным регулированием учредительных документов юридических лиц. Это должно быть сделано участниками юридических лиц при первом изменении учредительных документов, причем при регистрации таких изменений государственная пошлина взиматься не будет. Вместе с тем будет действовать правило о том, что учредительные документы указанных юридических лиц до момента приведения их в соответствие с ГК РФ будут действовать в части, не противоречащей нормам ГК РФ. В связи с переходными положениями необходимо обратить внимание на еще одну новеллу. В целях защиты интересов кредиторов некоммерческих организаций, которые намерены осуществлять приносящую доход деятельность, устанавливается требование: такие организации должны иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по их обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Для ныне действующих некоммерческих организаций это положение будет применяться с 1 июля 2013 г., что не осложнит их деятельность. Необходимо подчеркнуть, что это положение касается только тех некоммерческих организаций, уставы которых предусматривают осуществление приносящей доход деятельности, т. е. их участие в имущественном обороте.

——————————————————————