Рекомендации V Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся
(Редакционный материал)
(«Журнал российского права», 2011, N 1)
РЕКОМЕНДАЦИИ V ЕЖЕГОДНЫХ НАУЧНЫХ ЧТЕНИЙ,
ПОСВЯЩЕННЫХ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА С. Н. БРАТУСЯ
Модернизация российской экономики является на сегодняшний день одной из ключевых общегосударственных задач, решение которой во многом зависит от степени эффективности правового инструментария. При этом первостепенную роль в системе правового обеспечения модернизации призваны играть институты гражданского права. Отмеченное обстоятельство обусловлено самой сущностью гражданского права, которое призвано способствовать прогрессивному развитию экономики, сбалансированно выражая и эффективно защищая интересы участников гражданского оборота.
Обсуждение различных аспектов современного состояния и перспектив развития отечественного гражданского права, его роли в социально-экономическом развитии российского общества, проходившее в рамках V Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся, на тему «Институты гражданского права и модернизация экономики», позволило выявить ключевые правовые проблемы модернизации экономики Российской Федерации.
В ходе дискуссии были, в частности, освещены вопросы правового обеспечения реального сектора экономики, эффективности правовых стимулов инновационного развития и правовых гарантий предпринимательской деятельности, а также другие насущные проблемы.
Участники научных чтений обозначили основные направления совершенствования гражданского законодательства в рамках общего процесса модернизации экономики.
1. Совершенствование институтов российского гражданского права направлено на его прогрессивное развитие и обеспечение эффективной правовой основы модернизации экономики России при сохранении преемственности и стабильности гражданского законодательства. Законодатель, следуя четкой и логически непротиворечивой системе гражданского законодательства, должен добиваться стабильности гражданского оборота на основе предоставления универсальных гарантий защиты прав и законных интересов его участников.
2. Выступавшие отметили необходимость развития и конкретизации нормативной регламентации существующих способов защиты гражданских прав, а также доктринальной проработки новых способов защиты права (в частности, восстановление корпоративного контроля).
3. Модернизация экономики страны настоятельно требует развития институтов вещного права, совершенствования и расширения круга и содержания вещных прав. Необходимо дать исчерпывающий перечень вещных прав, а также провести их классификацию, включающую ограниченные вещные права.
4. Важным направлением совершенствования институтов гражданского права является развитие гражданско-правовой регламентации юридических лиц:
повышение эффективности законодательства о юридических лицах путем унификации соответствующих гражданско-правовых норм и их преимущественного включения непосредственно в ГК РФ;
реформирование системы организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих, ее исчерпывающее регулирование в ГК РФ; четкое разделение юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и юридические лица некорпоративного характера (унитарные предприятия, фонды, учреждения);
уточнение критериев разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, установление пределов осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями. В связи с этим не теряют актуальности рекомендации III Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся, теоретическим и практическим проблемам некоммерческих организаций (29 октября 2008 г.);
более четкое законодательное отражение вопросов опосредованного участия государства в гражданском обороте при помощи юридических лиц таких организационно-правовых форм, как государственная корпорация, унитарное предприятие, автономное, бюджетное и казенное учреждение;
развитие отдельных институтов корпоративного права (реорганизация и ликвидация юридических лиц; соглашения об осуществлении корпоративных прав).
5. Особо следует выделить направления совершенствования норм обязательственного права, в том числе:
развитие гражданско-правового института сделок. Для обеспечения активного развития инновационного высокотехнологичного бизнеса в России важно совершенствовать положения гражданского законодательства об условных сделках;
принятие норм, стимулирующих исполнение обязательств, а также более эффективное использование различных способов защиты прав и законных интересов кредиторов, включая применение в необходимых случаях механизма принуждения;
развитие норм об ответственности за нарушение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) обязательств;
развитие института залога таких специальных объектов гражданского оборота, как имущественные права (требования) и ценные бумаги;
расширение круга субъектов, которым предоставлено право выдачи гарантий.
6. Законодателю необходимо обратить внимание на установленную в ГК РФ систему гражданско-правовых договоров. Считаем недопустимой ситуацию, когда ряд важнейших для экономического развития страны законов, в частности Федеральные законы от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», содержат положения о договорах, противоречащие ГК РФ.
7. Создание международного финансового центра в Российской Федерации требует развития нормативных положений ГК РФ о ценных бумагах, а также специальной регламентации сделок, опосредующих инвестирование на российском финансовом рынке.
8. В связи с широким использованием гражданско-правовых конструкций в ходе модернизации российской экономики повышенного внимания требуют не только положения ГК РФ, но и проблематика взаимодействия гражданского законодательства с другими отраслями отечественного законодательства. Правоприменительная практика подсказывает, что решение этой проблемы лежит в гармонизации гражданского законодательства с нормативными положениями других отраслей законодательства (бюджетного, налогового, валютного, земельного и др.), в том числе в части используемой терминологии.
——————————————————————