О некоторых проблемах правовой охраны наименований некоммерческих организаций
(Еременко В. И.) («Адвокат», 2012, N 11)
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАИМЕНОВАНИЙ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. И. ЕРЕМЕНКО
Еременко Владимир Иванович, доктор юридических наук, начальник Отдела права Евразийского патентного ведомства.
Статья В. И. Еременко посвящена анализу содержания исключительного права на наименование некоммерческой организации, а также порядка выдачи разрешения на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» и образованных на их основе слов.
Ключевые слова: исключительное право; наименование; фирменное наименование; некоммерческая организация; Российская Федерация; Россия; порядок разрешения.
On certain problems of legal defence of denominations of noncommercial organizations V. I. Eremenko
The article of the Doctor of Law, the Head of Legal Department of the Eurasian Patent Office V. I. Eremenko (e-mail: eremenko@eapo. org) is dedicated to the analysis of the content of exclusive right to the denomination of a noncommercial organization, as well as of the procedure of authorization to use in the denomination of a noncommercial organization of the official denomination «the Russian Federation» or «Russia» and of words generated on their base.
Key words: exclusive right; denomination; trade name; noncommercial organization; the Russian Federation; Russia; procedure of authorization.
Правовое регулирование наименований некоммерческих организаций — одна из нерешенных проблем российского гражданского законодательства. В настоящее время правовой режим наименований некоммерческих организаций определяется в основном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями; далее — Закон о некоммерческих организациях), рядом подзаконных актов, а также решениями высших судебных органов России.
I
В статье 54 ГК РФ установлен общий правовой режим наименований всех юридических лиц. В соответствии с пунктом 1 данной статьи юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно пункту 3 ст. 54 ГК РФ наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В пункте 4 данной статьи предписано, что юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. При этом требования к такому наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами, а права на него определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ, т. е. его частью четвертой. Из вышеизложенного можно сделать следующие предварительные выводы: любое юридическое лицо, включая некоммерческую организацию, должно иметь свое наименование, а юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, — дополнительно еще и фирменное наименование, являющееся согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее — Парижская конвенция) одним из объектов промышленной собственности. Уместно отметить, что в соответствии с законодательствами большинства государств мира фирменное наименование, являясь объектом интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности может передаваться, т. е. быть предметом гражданского оборота, но только совместно с предприятием, которое оно означает. Именно в этом контексте используется понятие «фирменное наименование» в статье 8 Парижской конвенции, оказавшей влияние на законодательство и судебную практику большинства государств мира. В отличие от мировой практики основная особенность правовой охраны фирменных наименований в России заключается в том, что распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования) не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). С исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование, по сути, лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией, как «наименование коммерческой организации», являющееся личным неимущественным правом и в этом качестве индивидуализирующее юридическое лицо в целом как организацию, наделенную обособленным имуществом и выступающую в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени во всех сферах деятельности. Что касается наименования некоммерческой организации, то его правовой режим регламентирован в том числе статьей 4 Закона о некоммерческих организациях. В абзаце втором п. 1 ст. 4 указанного Закона в первоначальной редакции (1996 г.) предусмотрено, что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Понятие «исключительное право» на использование наименования некоммерческой организации не раскрыто ни в Законе о некоммерческих организациях, ни в ГК РФ. Следует особо отметить, что разработчики проекта части четвертой ГК РФ в свое время, когда во Вводном законе были предусмотрены изменения в законодательные акты в связи с принятием указанной части Кодекса, попросту упустили из виду упомянутую выше норму об исключительном праве на использование наименования некоммерческой организации, в результате чего возникла коллизия между этой нормой и нормой статьи 1225 ГК РФ, так как в закрытом порядке результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации этой статьи отсутствуют наименования некоммерческих организаций. Указанное обстоятельство привело к неопределенности в правоприменительной практике, которая не преодолена и в настоящее время. Упомянутую выше коллизию мог и должен был устранить законодатель при принятии Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (далее — Закон N 239) <1>. К сожалению, законодатель упустил благоприятную возможность для приведения статьи 4 Закона о некоммерческих организациях в соответствие с положениями ГК РФ, как того требует пункт 2 ст. 3 Кодекса. ——————————— <1> СЗ РФ. 2011. N 30. Ст. 4587.
В результате принятия Закона N 239 в статью 4 Закона о некоммерческих организациях был введен пункт 1.1, который дословно воспроизводит абзац второй п. 1 данной статьи в первоначальной редакции: «1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». Еще ранее Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <2> в Закон о некоммерческих организациях была введена статья 23.1, пунктом 1 которой закреплен закрытый перечень оснований отказа в государственной регистрации некоммерческой организации. В перечне содержится следующее основание: «если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием». Кроме того, согласно пункту 5 данной статьи отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или суд. ——————————— <2> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 282.
Упомянутые выше весьма лапидарные нормы явно недостаточны для определения правового режима наименований некоммерческих организаций. Не разрешен законодательно также вопрос о соотношении наименований некоммерческой организации и фирменного наименования коммерческой организации, поскольку в обоих случаях речь идет об исключительном праве. Последний вопрос нашел отражение в решениях высших судебных органов нашей страны путем толкования соответствующих правовых норм. Так, в пункте 58.2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что в силу пункта 4 ст. 54, пункта 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 гл. 76 Кодекса. Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются. Сходный вывод (в более развернутой форме) сделан и в Определении Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Союза производителей техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Определение КС РФ): «Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» также устанавливает, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности, и что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Между тем, принимая часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель пошел по пути закрепления исключительных прав на фирменное наименование, носящих имущественный характер, только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (статья 1225, пункт 1 статьи 1473 ГК Российской Федерации). Такой подход свидетельствует о том, что на наименования некоммерческих организаций правила параграфа 1 главы 76 ГК Российской Федерации не распространяются» <3>. ——————————— <3> Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 4.
Указав на путь, которым пошел законодатель при принятии части четвертой ГК РФ, Конституционный Суд РФ в своем Определении даже не попытался устранить коллизию между статьей 4 Закона о некоммерческих организациях и статьями 1225 и 1473 ГК РФ путем направления законодателю требования о внесении соответствующих изменений в законодательные акты. Не устранена указанная коллизия и в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 г. (далее — законопроект N 47538-6). Решить проблему с упомянутой выше коллизией можно, на мой взгляд, двумя путями: либо придать перечню результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, предусмотренному статьей 1225 ГК РФ, примерный характер с указанием в § 1 гл. 76 Кодекса о распространении его положений на наименования некоммерческих организаций, либо исключить термин «исключительное» из текста статьи 4 Закона о некоммерческих организациях с одновременным дополнением данной статьи. Первый путь представляется более предпочтительным, однако, к сожалению, в настоящее время он не может быть реализован исключительно по субъективным причинам: разработчикам проекта части четвертой ГК РФ удалось убедить законодателя в целесообразности закрепления в Кодексе закрытого перечня результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, что в принципе тормозит развитие законодательства об интеллектуальной собственности в нашей стране. Наглядный пример этому прискорбному явлению — проблемы с применением на практике термина «исключительное право» использования наименования некоммерческой организации, которое по своим функциям ничем не отличается от фирменного наименования коммерческой организации. Ведь фирменное наименование в российском варианте, лишенное имущественной составляющей, совпадает с наименованием юридического лица, которое является личным неимущественным правом. В результате такого подхода российский законодатель для индивидуализации юридического лица определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия, собственником которого является юридическое лицо, — коммерческое обозначение, которое в этой функции заменяет фирменное наименование. Попутно отмечу, что согласно законодательству и судебной практике большинства государств право на коммерческое обозначение не признается исключительным правом, его защита осуществляется, как правило, по нормам законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции. Второй путь решения проблемы с упомянутой выше коллизией предполагает, прежде всего, изъятие из текста статьи 4 Закона о некоммерческих организациях термина «исключительное». Как следует из вышеизложенного, этот термин фактически дезавуирован высшими судебными органами нашей страны. Однако ограничиться только этим изменением означало бы поставить наименование некоммерческой организации в неравное положение с фирменным наименованием. Исходя из того обстоятельства, что наименование некоммерческой организации и фирменное наименование коммерческой организации являются, по сути, личными неимущественными правами и выполняют аналогичные функции, их правовое регулирование должно быть в достаточной степени сходным. В настоящее время правовая охрана наименованиям некоммерческих организаций предоставляется на основании общих норм гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав (наименование некоммерческой организации как личное неимущественное право является объектом гражданских прав) осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков. Однако объем правовой охраны, предоставляемый фирменному наименованию в силу § 1 гл. 76 ГК РФ и наименованию некоммерческой организации согласно Закону о некоммерческих организациях, различен. Этот объем является более узким для наименования некоммерческой организации. Так, если в соответствии с пунктом 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, то в подпункте 2 п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях предписано, что в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием (т. е. только с тождественным наименованием). Вместе с тем на наименования некоммерческих организаций не распространяются ограничения согласно пункту 4 ст. 1473 ГК РФ, в котором указаны обозначения, которые не могут включаться в фирменные наименования. Сказанное свидетельствует о настоятельной необходимости внесения соответствующих изменений в Закон о некоммерческих организациях, которые уравняли бы правовой режим наименований некоммерческих организаций с правовым режимом фирменных наименований.
II
В результате принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и о признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» и части второй статьи 50 Федерального закона об общественных объединениях» (далее — настоящий Закон) <4>, статья 4 Закона о некоммерческих организациях дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Включение в наименование некоммерческой организации, за исключением общественных объединений, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ——————————— <4> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 3995.
В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев». Следует особо отметить, что принятие настоящего Закона — это продолжение курса на либерализацию порядка использования официальных наименований «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этих наименований, осуществленного сначала в отношении фирменных наименований коммерческих организаций на основании положений Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», принятого преимущественно в интересах крупного частного бизнеса <5>. ——————————— <5> Подробнее см.: Еременко В. И. О некоторых изменениях в правовом регулировании фирменных наименований // Биржа интеллектуальной собственности. 2010. N 6. С. 9 — 14.
Законопроект N 47538-6 также предполагает дополнить пункт 1 ст. 54 ГК РФ абзацем вторым, согласно которому включение в наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, а также по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 753 утверждены Правила выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования (далее — Правила) <6>. ——————————— <6> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5080.
Разрешение на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции РФ. При этом организациям, создаваемым Правительством РФ, выдача указанного разрешения не требуется. В соответствии с пунктом 3 Правил уполномоченный орган некоммерческой организации (далее — заявитель) для получения разрешения представляет в Министерство юстиции РФ следующие документы: — заявление о выдаче разрешения; — копии учредительных документов некоммерческой организации с предъявлением оригиналов в случае отсутствия нотариально заверенных копий; — решение высшего органа некоммерческой организации об обращении в Министерство юстиции РФ с заявлением о выдаче разрешения; — пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии деятельности некоммерческой организации требованиям, установленным пунктом 5 Правил, и документы, подтверждающие эту информацию. В случае если представлены не все документы, предусмотренные пунктом 3 Правил, Министерство юстиции РФ возвращает документы заявителю в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. При поступлении всех документов Министерство юстиции РФ уведомляет заявителя о принятии их к рассмотрению в указанный срок (п. 4 Правил). Согласно пункту 5 Правил Министерство юстиции РФ принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения некоммерческой организации, осуществляющей не менее 10 лет деятельность, направленную на реализацию конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций, или оказывающей уникальные общественно-полезные услуги (реализующей соответствующую продукцию), в случае соответствия (несоответствия) некоммерческой организации одному из следующих требований: — наличие на территории более одной трети субъектов РФ структурных подразделений некоммерческой организации (филиалов, представительств) или членов некоммерческой организации юридических лиц (физических лиц), расположенных (постоянно проживающих) на указанной территории, либо наличие представительств некоммерческой организации в каждом федеральном округе; — некоммерческая организация входит в структуру или является членом международных организаций. Следует полагать, что в последнем случае речь идет о международных неправительственных организациях. В пункте 7 Правил предписано, что в целях рассмотрения вопроса о возможности включения в наименование некоммерческой организации, а также о наличии оснований, препятствующих использованию в наименовании некоммерческой организации, официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, Министерство юстиции РФ совместно с рядом министерств и ведомств (Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством культуры РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службой) создают Межведомственный экспертный совет по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования (далее — Экспертный совет). В случае необходимости к работе Экспертного совета могут привлекаться представители других органов государственной власти. Министерство юстиции РФ Приказом от 27 сентября 2011 г. N 345 утвердило Положение о Межведомственном экспертном совете по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования <7>, основной задачей которого является подготовка рекомендаций о возможности включения в наименование некоммерческой организации упомянутых выше официальных наименований, которые принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета. ——————————— <7> Российская газета. 2011. 28 октября.
В соответствии с пунктом 9 Правил Министерство юстиции РФ в течение 4 месяцев с даты получения документов, предусмотренных пунктом 3 Правил, издает распоряжение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения и направляет его копию заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае отказа в выдаче разрешения в распоряжении указываются основания его принятия. В случае получения Министерством юстиции РФ сведений о несоответствии некоммерческой организации требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил, Министерство юстиции РФ издает распоряжение об отзыве выданного разрешения в течение 4 месяцев с даты получения указанных сведений (п. 10 Правил). Министерство юстиции РФ ведет реестр выданных (отозванных) разрешений и публикует его на своем официальном сайте в сети Интернет.
——————————————————————