О наименовании юридического лица
(Гаврилов Э. П.) («Хозяйство и право», 2011, N 12)
О НАИМЕНОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА <*>
Э. П. ГАВРИЛОВ
——————————— <*> При информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».
Гаврилов Э. П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права НИУ ВШЭ.
На наименование некоммерческой организации возникает исключительное право, аналогичное исключительному праву коммерческой организации на свое фирменное наименование, что вытекает из действующего законодательства. В статье высказываются некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: наименование юридического лица, фирменное наименование, содержание исключительного права на наименование любого юридического лица (как коммерческого, так и некоммерческого).
A legal person shall have the exclusive right to its name, which is analogous (similar to) the exclusive right of a commercial organization for its firm name. This follows from the now existing legislation. Some proposals concerning amelioration of the legislation are made in the article.
Key words: a name of a legal person, a firm name, the essence of exclusive right for a name of any legal person (commercial and non-commercial, as well).
Субъекты гражданского права приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности под определенным идентифицирующим и индивидуализирующим их обозначением. У граждан это обозначение называется «имя» (ст. 19 ГК РФ), у юридических лиц — «наименование» (ст. 54 ГК РФ). «Имя» и «наименование» — однородные понятия. Иногда они взаимно заменяются. Например, когда в п. 1 ст. 48 ГК РФ указывается, что юридическим лицом является организация, которая может «от своего имени» приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, имеется в виду, что юридическое лицо может осуществлять эти действия «под своим наименованием». Однако обычно «имя» относится только к гражданину, а «наименование» — только к юридическому лицу (см., например, ст. ст. 1240, 1263, 1323, 1333 ГК РФ). В ст. 1323 ГК РФ говорится о праве изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и их упаковке «своего имени или наименования». Здесь, когда речь идет об «имени», подразумеваются изготовители фонограммы, являющиеся гражданами, а когда о «наименовании» — изготовители фонограммы, являющиеся юридическими лицами.
Статья 54 ГК РФ
Статья 54 ГК РФ «Наименование и место нахождения юридического лица» определяет общие положения о наименовании юридического лица. В п. 1 этой статьи устанавливается, что «юридическое лицо имеет свое наименование», а в п. 3 — что наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Это общие правила, касающиеся всех юридических лиц. А вот п. 4 статьи посвящен фирменному наименованию. В абз. 1 п. 4 установлено: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование». Эта формулировка, относящаяся к наименованию коммерческой организации, порождает вопрос, на который в Кодексе ответа нет. Каково соотношение между наименованием любого юридического лица и фирменным наименованием коммерческого юридического лица? Можно предположить, что фирменное наименование как раз и является наименованием коммерческого юридического лица. Это предположение выглядит вполне правдоподобно; оно подкреплялось первоначальным текстом части первой ГК РФ (см. ст. ст. 51, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 116, 121 в первоначально принятой редакции). Однако такому толкованию не способствует норма, содержащаяся в абз. 1 п. 4 ст. 54 Кодекса: ведь из нее может быть сделан вывод, что коммерческая организация должна, кроме наименования, иметь фирменное наименование. Для того чтобы исключить саму возможность такого толкования данной нормы, в абз. 1 п. 4 ст. 54 следовало бы указать: «Наименование коммерческого юридического лица выражается в виде фирменного наименования». Что касается ныне действующей редакции абз. 1 п. 4 ст. 54 ГК РФ, то из нее может быть сделан вывод о том, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, также может иметь фирменное наименование (хотя и не обязано его иметь). И этот вывод вполне логичен, если к тому же учесть, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность», хотя и с определенными оговорками: «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» — п. 3 ст. 50 ГК РФ. Неудивительно, что в связи с такими неясностями в формулировке закона уже в первом постатейном комментарии к ГК РФ упоминались «фирменные наименования некоммерческих организаций» <1>. ——————————— <1> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995. С. 90 (автор — Е. А. Павлодский).
Эта мысль затем повторялась и в других публикациях различных авторов <2>. ——————————— <2> См., например: Тиллинг Е. Фирменное наименование юридического лица: надо ли вносить изменения? // Право и экономика, 2008, N 5. С. 16: «Между тем некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные наименования».
Введение в действие с 1 января 2008 года части четвертой ГК РФ внесло некоторую ясность в вопрос о фирменном наименовании некоммерческой организации. Пункт 1 ст. 1473 ГК РФ устанавливает: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица». Вместе с тем даже из этой нормы прямо не следует, что фирменное наименование не может принадлежать некоммерческой организации. Прямое указание на то, что у некоммерческой организации не может быть фирменного наименования, содержится лишь в п. 58.2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 года N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5/29): в силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. При совершенствовании Кодекса такое указание должно быть включено в ст. 54.
Наименование некоммерческой организации
После того как часть первая ГК РФ вступила в силу (1 января 1995 года), и вплоть до принятия Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) вопрос о праве некоммерческого юридического лица на наименование решался неопределенно. В комментариях того периода правильно отмечалось, что «наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования коммерческой организации, исключительного права его носителя» <3>. ——————————— <3> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М.: Контракт, Инфра-М, 1997 (автор комментария к ст. 54 ГК РФ — В. А. Рахмилович).
В ст. 4 Закона о некоммерческих организациях указано: «Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». То есть некоммерческая организация имеет исключительное право на свое наименование <4>. ——————————— <4> Очевидно, что это нововведение не было замечено некоторыми комментаторами ГК РФ. Так, в третьем издании того же комментария (Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова, 3-е изд., исправл. и доп. М.: Контракт; Инфра-М, 2005) повторяется утверждение о том, что наименование некоммерческого юридического лица не порождает исключительного права, что уже неверно.
Важные пояснения к этой норме появились после принятия Федерального закона от 10 января 2006 года N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: в Закон о некоммерческих организациях была введена ст. 23.1, которая, в частности, предусматривает: «1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: <…> 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием… 5. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд». Поскольку данная норма призвана конкретизировать исключительное право некоммерческой организации на наименование, она, без сомнения, полезна, но все же вызывает некоторые вопросы. Что означает выражение «в государственной регистрации… может быть отказано»? Ведь буквально его следует понимать так, что можно отказать, а можно и не отказать. Что это за дискреционное право? Какими критериями должно руководствоваться лицо, отказывающее в государственной регистрации некоммерческой организации? Ответы на эти вопросы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 244-О-О, к рассмотрению которого я и перехожу.
Определение Конституционного Суда РФ по жалобе «Союзагромаша»
Суть жалобы сводилась к следующему. Податель жалобы (некоммерческая организация) обратился в суд. В жалобе указывалось, что решением Коптевского районного суда г. Москвы от 20 мая 2008 года, оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 10 июля 2008 года, было отказано в удовлетворении исковых требований некоммерческой организации «Союз производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш», зарегистрированной 3 декабря 1998 года Московской регистрационной палатой и 26 июля 2006 года — инспекцией МНС России N 14, о запрете другой некоммерческой организации, зарегистрированной под тем же наименованием 23 марта 2005 года межрайонной инспекцией МНС России N 46, использовать в своем названии сокращение «Союзагромаш» и словосочетание «производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК», а также об обязании изменить название. В решении суда было указано, что ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях, которая предусматривает возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с наличием ранее зарегистрированной некоммерческой организации с таким же наименованием, была введена в действие после регистрации ответчика и обратной силы не имеет, а п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях, закрепляющий исключительное право на наименование организации, не предполагает защиту наименования некоммерческой организации с использованием механизма, предусмотренного ГК РФ для защиты права на фирменное наименование коммерческой организации. Суд также отметил, что истец не представил доказательств нарушения каких-либо своих прав в связи с использованием ответчиком такого же наименования, «при том, что оно не относится к уникальным». В своем Определении КС РФ, не давая оценки всех доводов, приведенных в судебном решении, отметил лишь следующее. При рассмотрении спора в судах общей юрисдикции заявителем не были «представлены доказательства нарушения его прав использованием другой некоммерческой организацией такого же наименования: истец не указал на наличие каких-либо отрицательных для него последствий и не привел факты, которые подтверждали бы намерение ответчика использовать наименование истца с целью введения кого-либо в заблуждение». Как отметил КС РФ, в данном случае нельзя сделать вывод о том, что конституционные права заявителя, включая право на судебную защиту, были нарушены самой по себе нормой абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях, а потому признал жалобу недопустимой и отказал в принятии ее к рассмотрению. Это чрезвычайно важное Определение КС РФ в доктрине толкуется не всегда верно. Например, в одном комментарии к ст. 54 ГК РФ на основе этого Определения сделан вывод о том, что на наименования некоммерческих организаций правила, содержащиеся в § 1 «Право на фирменное наименование» главы 76 ГК РФ, не распространяются <5>. ——————————— <5> Постатейный комментарий к статьям 48 — 65 ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010 (автор — О. А. Рузакова) // СПС «КонсультантПлюс».
Между тем в Определении КС РФ на это прямо не указано. КС РФ в данном Определении упомянул лишь о том, что исключительное право на наименование некоммерческой организации не является нарушенным (и затронутым) самим фактом наличия такого же наименования у другой некоммерческой организации. Нарушение этого исключительного права налицо тогда (и только тогда), когда это другое некоммерческое юридическое лицо использует (или намерено использовать) свое наименование таким образом, что для первой некоммерческой организации наступают (или наступят) какие-либо отрицательные последствия, в частности кто-либо будет введен в заблуждение. Давая такое толкование, КС РФ значительно сузил сферу применения нормы, содержащейся в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с которой регистрирующий орган может отказать в госрегистрации некоммерческой организации, наименование которой повторяет наименование другой ранее зарегистрированной некоммерческой организации. Отныне регистрирующий орган, отказывая в госрегистрации по этому основанию, обязан указать, какие права ранее прошедшей госрегистрацию некоммерческой организации будут нарушены, и, очевидно, привести доказательства таких нарушений.
Момент возникновения и содержание исключительного права на наименование юридического лица
Момент возникновения исключительного права на фирменное наименование коммерческой организации указан в п. 2 ст. 1475 ГК РФ: это день государственной регистрации юридического лица. Следует считать, что данная норма не относится к иностранным коммерческим организациям, которые не проходят в России государственную регистрацию. Для этих юридических лиц исключительное право на фирменные наименования возникает с момента начала использования этих наименований на территории Российской Федерации. Аналогичным образом следует определять момент возникновения исключительного права на наименование некоммерческой организации. Для российской организации таким моментом должна считаться дата государственной регистрации юридического лица, а для иностранных некоммерческих организаций — дата первого использования наименования в Российской Федерации. Сложнее определить содержание (сферу действия) возникшего исключительного права. Вопрос о содержании исключительного права коммерческой организации на фирменное наименование анализировался мною ранее <6>. Результаты этого анализа (с учетом разъяснений, содержащихся в п. 59 Постановления N 5/29) вкратце сводятся к следующему. ——————————— <6> Гаврилов Э. О праве на фирменное наименование // Хозяйство и право, 2008, N 10, с. 36 — 43.
1. Исключительное право коммерческой организации на фирменное наименование действует в отношении только тех видов деятельности, которыми фактически занимается данная организация. Под такой фактически осуществляемой коммерческой организацией деятельностью имеется в виду деятельность по производству (продаже) товаров, выполнению работ и оказанию услуг. 2. Указанное исключительное право коммерческой организации на фирменное наименование возникает с начала фактического осуществления упомянутой деятельности, но не ранее даты государственной регистрации организации. В отношении тех видов деятельности, которые требуют лицензирования (специального административного разрешения), исключительное право возникает с момента получения организацией такого разрешения. 3. В пределах действия указанного исключительного права на фирменное наименование коммерческая организация вправе требовать от любого лица прекращения использования тождественного (аналогичного) или сходного с ним до степени смешения наименования, если и поскольку это другое лицо осуществляет аналогичную деятельность, а также взыскать убытки, причиненные данной деятельностью. Такой запрет и взыскание убытков могут быть применены только тогда, когда указанное другое лицо либо вообще не имеет права на использование наименования (обозначения), либо его право возникло позже даты регистрации коммерческой организацией ее фирменного наименования. Изложенные три общих вывода о сфере действия исключительного права на фирменное наименование полностью основываются на действующем законодательстве (п. 1 ст. 1229, ст. 1231, п. п. 1 и 6 ст. 1252, ст. ст. 1474 — 1475 ГК РФ). Аналогичным образом определяется и сфера действия исключительного права некоммерческой организации на наименование. Однако законодательная база для такого вывода довольно слабая: это ст. 4 и ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях и упомянутое Определение КС РФ N 244-0-0. Кроме того, по аналогии к праву на наименование некоммерческой организации могут быть применены нормы, касающиеся содержания права на фирменное наименование. Применение аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) считаю в данном случае вполне оправданным, хотя нельзя не отметить, что это может вызвать возражения со стороны науки и практики, поскольку фирменное наименование указано в ст. 1225 ГК РФ в перечне объектов, на которые признаются особые исключительные права, в то время как наименование некоммерческого юридического лица в число таких объектов не входит. Это обстоятельство ставит под сомнение обоснованность нормы п. 11 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях («некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования») (введен Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»), ибо, как следует из части четвертой ГК РФ, только Кодекс имеет право определять объекты, на которые возникает исключительное право. Но, поскольку наименование некоммерческой организации, по сути, выполняет те же функции, что и фирменное наименование коммерческого юридического лица, нет никаких оснований для того, чтобы отказывать в закреплении за ним исключительного права в тех же объемах и пределах, как это предусмотрено для фирменного наименования. Разумеется, распространив на наименование некоммерческой организации весь объем исключительного права, закрепляемый за коммерческим юридическим лицом в отношении фирменного наименования, следует и распространить на наименование некоммерческой организации ограничения, ныне налагаемые на фирменное наименование. В частности, следует исходить из того, что наименование некоммерческой организации не может быть объектом гражданского оборота. Вот еще один пример, касающийся таких ограничений. Пункт 4 ст. 1473 ГК РФ предусматривает, что в фирменное наименование (коммерческого юридического лица) не могут включаться полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций. Эта норма должна распространяться и на наименования некоммерческих организаций. Убежден, что данная норма была нарушена в следующем случае. В апреле 2008 года была создана Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности». Как следует из устава этой организации, размещенного в сети Интернет, эта организация создана в организационно-правовой форме общественной организации. Это основанная на членстве некоммерческая организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между своими членами. Сфера деятельности этой организации — коллективное управление смежными правами (ст. ст. 1242 — 1244 ГК РФ) <7>. ——————————— <7> Смежные права — группа прав, относящихся к интеллектуальным правам (прежнее название — «права интеллектуальной собственности»). Регулируются в основном главой 71 ГК РФ «Права, смежные с авторскими». К числу смежных прав относятся права на исполнения, права на фонограммы и некоторые другие (всего пять различных категорий прав).
Обратим внимание на наименование этой организации: в ее уставе указывается, что сокращенным наименованием организации на русском языке является: ВОИС («Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности»). Сокращенное наименование организации на английском языке «VOIS» (очевидно, произносится «воис»). Именно под этим кратким наименованием «ВОИС» данная организация становится все более широко известной. Но ВОИС — известное краткое наименование на русском языке Всемирной организации интеллектуальной собственности — международной межправительственной организации, созданной в 1967 году для содействия охране объектов интеллектуальной собственности, а с 1974 года ставшей одной из специализированных организаций ООН (наряду с ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ и др.). При этом ВОИС — официальное название данной организации по-русски. Различие между этими двумя аббревиатурами состоит лишь в том, что у международной организации ВОИС «В» является начальной буквой слова «Всемирная», а у новоиспеченной российской организации «В» означает «Всероссийская». Однако в самом слове ВОИС это отличие не видно, а потому оба четырехбуквенных слова абсолютно идентичны. Совершенно очевидно, что из устава российской организации указанное краткое наименование должно быть исключено, учитывая, в частности, то, что обе организации занимаются аналогичными видами деятельности.
Совершенствование действующего законодательства
Изложенный анализ касался в основном ныне действующего законодательства. При его совершенствовании, по моему мнению, необходимо учитывать следующее. — наименование некоммерческой организации, по сути, выполняет те же функции, что и фирменное наименование коммерческой организации. Поэтому в ГК РФ следует указать, что на это наименование возникает исключительное право, аналогичное исключительному праву на фирменное наименование; — сфера действия исключительного права на наименование любого юридического лица (как коммерческого, так и некоммерческого) должна определяться с учетом фактического использования этого наименования для идентификации определенных товаров, работ и услуг; — исключительное право на наименование любого юридического лица должно действовать против любых других участников гражданского оборота, а не только против других коммерческих юридических лиц, как ныне предусмотрено в п. 3 ст. 1474 ГК РФ; — нарушением исключительного права на наименование любой организации следует считать использование любым другим участником гражданского оборота тождественного или сходного до степени смешения наименования, а не только такое использование, которое может ввести в заблуждение потребителей и (или) контрагентов, как установлено в п. 6 ст. 1252 ГК РФ; — момент возникновения исключительного права на наименование любого юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, следовало бы определять с учетом начала фактического использования этого наименования на территории Российской Федерации.
——————————————————————