Чей рекламный слоган?

(Бычков А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 8)

ЧЕЙ РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН?

А. БЫЧКОВ

Бычков А., юрист, г. Москва.

Является ли рекламный слоган объектом интеллектуальной собственности? Как осуществлять его охрану, если этот слоган придумал сотрудник фирмы в рамках трудовой функции?

О. Якушева, г. Москва

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, способа его выражения, а также другие произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Поскольку перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности открыт, полагаем, что к числу «других произведений» может быть отнесен и рекламный слоган.

Под ним следует понимать запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию.

Рекламный слоган используется, как правило, в целях либо продвижения какого-либо товара или услуги (бытовой слоган), либо повышения имиджа компании (имиджевый слоган). Обратите внимание, объектом авторского права является не любой рекламный слоган, а только тот, который обладает всеми признаками, присущими авторскому произведению с точки зрения закона: творческим характером, оригинальностью и неповторимостью, выраженностью в какой-либо объективной форме (письменной, в форме изображения, звуко — или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и т. д.).

Для того чтобы рекламный слоган был охраноспособным, необходимо иметь документальное подтверждение, что правообладателем придуманного сотрудником слогана является организация-работодатель. В противном случае организация не сможет предъявлять права на использование этого объекта интеллектуальной собственности. Так, в одном деле общество «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» требовало обязать общество «Данон Индустрия» прекратить производство и реализацию напитка Actimel с размещенным на упаковке слоганом «Подарок Вашему иммунитету». Истец ссылался в обоснование своего требования на то, что данный слоган был выполнен его работником в порядке создания служебного произведения, однако доказательства тому не представил, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования ему было отказано (Постановление ФАС МО от 19.01.2010 N КГ-А41/13081-09).

Выдавая служебные задания, работодатель не всегда задумывается о том, что результат творчества или интеллектуальной деятельности работников может стать предметом судебного спора. В отношении авторских прав на служебные произведения, созданные сотрудниками компании в процессе выполнения своих трудовых функций, довольно много судебных споров. Основным слабым местом является недоказанность служебного характера произведения по тому или иному основанию (признаку), а главная причина отсутствия доказательств — неправильное оформление документов, связанных с передачей прав и выполнением служебного задания.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). В отношении служебных произведений отметим следующие нюансы:

— работник должен вложить свой творческий труд в его создание;

— служебным можно считать лишь то произведение, создание которого входило непосредственно в трудовые функции работника. Если же произведение создано в рабочее время, но не в связи с выполнением трудовых функций, то служебным оно не является;

— правовой режим служебного произведения не изменяется в случае, если работник уволился. Не имеет также значения, является ли работник штатным или же совместителем;

— место его создания не влияет на признание произведения служебным;

— факт использования материалов или оборудования организации, где работает автор, не приводит к определению произведения как служебного.

Если произведение (в данном случае рекламный слоган) создано в рамках служебного задания и соответствует всем признакам такого произведения, то исключительные права на него принадлежат работодателю, а право авторства принадлежит работнику. Но следует помнить, что исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использовать это произведение, не передаст исключительное право на него другому лицу или же не сообщит автору о сохранении служебного произведения втайне. Подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа).

Итак, для того, чтобы избежать в будущем споров с работником, придумавшим слоган, и третьими лицами, рекомендуем разработать локальные акты, регулирующие порядок юридического закрепления прав на служебные произведения. Этими актами должны обеспечиваться контроль за созданием служебного произведения, порядок оформления прав на служебные произведения, документальное оформление перехода прав, контроль за сроком действия исключительного права, учет служебных произведений.

Кроме этого, многие юристы являются сторонниками того, чтобы заключать договоры гражданско-правового характера, гарантирующие юридическое закрепление исключительных прав на служебные произведения за работодателем.

——————————————————————