Юридические факты в муниципальном праве

(Костюков А. Н.) («Журнал российского права», N 4, 2003)

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ

А. Н. КОСТЮКОВ

Костюков Александр Николаевич — заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омского госуниверситета, кандидат юридических наук, профессор.

Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений <*>. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 10; Общая теория государства и права / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 2. С. 420.

Юридические факты в муниципальном праве — те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципально-правовых отношений. Являясь одним из основных элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию — обеспечивают возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых отношений <*>. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной муниципально-правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом состоит их основная задача. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С. 57.

Юридические факты в муниципальном праве выполняют и дополнительные функции. Прежде всего они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных муниципально-правовых отношений. Так, статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <*> закреплено единственное основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования (выступающее в качестве юридического факта) — противоречие его норм Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

Изменение границ муниципального образования невозможно без учета мнения населения. Учет мнения как юридический факт не только является одним из оснований возникновения соответствующих муниципально-правовых отношений, но и выступает в качестве гарантии соблюдения законной процедуры в данных правоотношениях. То есть закрепление таких юридических фактов предопределяет правомерность всех последующих действий и выступает важной гарантией законности осуществления местного самоуправления. Одной из функций юридических фактов в муниципальном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в области местного самоуправления <*>. При осуществлении правовой деятельности необходимо ориентироваться не только на правовые последствия определенных действий, но и учитывать юридические факты, которые эти последствия обуславливают. ——————————— <*> См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 432.

Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов муниципально-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Например, налогоплательщики обращаются в представительный орган местного самоуправления с просьбой вынести решение (юридический факт) о предоставлении льгот по уплате местного налога. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности в порядке ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отзыв депутата, выражение недоверия должностному лицу местного самоуправления и т. д.). Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма муниципально-правового регулирования местного самоуправления. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов муниципально-правовых отношений. В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов <*>. Их дифференцируют по волевому признаку (события, действия), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные) и др. Наиболее распространенной и значимой для муниципально-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей — на действия и события. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Указ. соч.; Общая теория государства и права. Т. 2. С. 423 — 425, 429 — 430; Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 162 — 184.

1. Основным определяющим видом юридических фактов в муниципальном праве является действие — результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования <*>. Действия можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом) и др. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С. 31.

В зависимости от соответствия действий требованиям муниципально-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). Значение такого подразделения заключается в том, что оно охватывает две противоположные сферы правовых явлений: с одной стороны, сделки, административные акты, поступки, связанные с регулирующими правоотношениями, с другой — проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. А. Правомерным действием в муниципальном праве является волевое поведение, которое соответствует предписаниям норм муниципального права, согласуется с содержанием прав и обязанностей его субъектов. Критерии правомерности юридических действий в общей форме определены в Конституции РФ: 1) соответствие воле и интересам народа, правам и свободам человека и гражданина, которые являются высшей ценностью в Российской Федерации (ст. 2, 18); 2) соответствие требованиям Конституции РФ и действующего законодательства (ст. 15); 3) направленность на все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, повышение активности населения и общественных организаций, постоянный учет мнения граждан (ст. 3, 32, 130 и др.). Если первые два критерия являются общими для всех правомерных юридических действий, то последний специфичен для правомерных действий в государственном и муниципальном праве <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Костюков А. Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения. Омск, 2001. С. 46.

Правомерные действия — основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики муниципально-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты. Юридическими поступками в муниципальном праве являются правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов (иногда находящихся вне права), порождающих конкретные правовые последствия. В государственно-правовой науке в качестве юридических поступков рассматривают действия граждан, с которыми нормы государственного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений <*>. Вместе с тем юридическими поступками в муниципальном праве могут быть не только действия граждан, их могут совершать и другие субъекты муниципально-правовых отношений. В качестве примеров таких поступков можно привести инициативу главы муниципального образования по досрочному созыву заседания представительного органа местного самоуправления, отчет главы муниципального образования перед представительным органом, представление главой на согласование представительному органу кандидатур своих заместителей и др. Все эти поступки становятся юридически значимыми фактами, только если они закреплены в уставе муниципального образования. ——————————— <*> См.: Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. С. 28 — 29.

К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения муниципально-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления. Жители муниципального образования имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы местного самоуправления, их руководителям и другим должностным лицам, к депутатам представительных органов муниципальных образований. Чтобы быть способными порождать муниципально-правовые отношения, обращения граждан (как письменные, так и устные) должны соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством: в обращении обязательно указываются фамилия, имя, отчество заявителя (заявителей), место его жительства или временного пребывания; письменное обращение должно быть лично подписано заявителем (заявителями); устное обращение оформляется справкой должностного лица, принявшего обращение. Обращения, изложенные с нарушением данных правил, признаются анонимными и обязательному рассмотрению не подлежат. Возникновение муниципально-правовых отношений может быть обусловлено таким юридическим поступком, как внесение предложений и проектов нормативных актов в порядке народной правотворческой инициативы. Данный юридический факт в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должен быть закреплен в уставе муниципального образования. Основными юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты — правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия <*>. Юридические акты в муниципальном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых отношений, иначе — это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений. Кроме того, юридическими актами может оформляться и воля других субъектов муниципально-правовых отношений: населения, граждан, депутатов, комиссий представительного органа местного самоуправления, общественных организаций, муниципальных предприятий и учреждений и др. Так, решение, принятое населением на местном референдуме, является юридическим актом, порождающим определенные муниципально-правовые отношения. Если для его реализации требуется издание нормативного акта, то возникают муниципально-правовые отношения по подготовке и принятию данного акта компетентным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» <**> решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации местных нормативных правовых актов, следовательно, возникают и соответствующие муниципально-правовые отношения. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 168. <**> См.: СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Среди юридических актов, которые влекут возникновение муниципально-правовых отношений, можно выделить обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и к их должностным лицам (ст. 45 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Особым видом данных юридических актов являются запросы депутатов представительных органов местного самоуправления к должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа, и вопросы к должностным лицам органов местного самоуправления, должностным лицам муниципальных предприятий, учреждений и организаций. В юридической литературе высказывались различные точки зрения на правовую природу юридических действий депутатов <*>. Думается, особый статус депутата, наличие у него полномочий властного характера, действие не в своих интересах, а в интересах избирателей и определяют характер его запросов и вопросов как юридических актов. ——————————— <*> См.: Основин В. С. Указ. соч. С. 29; Синцова Т. А. Основания возникновения и динамика государственно-правовых отношений // Советское государство и право. 1981. N 1. С. 33.

Органы местного самоуправления наделены властными полномочиями. Они в установленном порядке принимают и выдают специальные акты индивидуального регулирования — разрешения, свидетельства, ордера, постановления и т. д. Эти юридические акты также влекут возникновение, изменение либо прекращение муниципально-правовых отношений. Для муниципального права как публично-частной отрасли права свойственны и координационные юридические акты, способствующие возникновению и динамике муниципально-правовых отношений. К числу таких актов относятся различного рода сделки, договоры (например, договор поставки или подряда, энергоснабжения, муниципальных займов, оказания услуг и др.). На основании этих юридических актов возникают главным образом муниципально-правовые отношения по осуществлению муниципального заказа. Основаниями возникновения, изменения и прекращения соответствующих муниципально-правовых отношений являются решения органов местного самоуправления: о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; о передаче им муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление; об утверждении их уставов; о назначении на должность и освобождении от должности руководителей этих организаций; об установлении цен и тарифов на их продукцию (услуги); о даче согласия на отчуждение переданного им недвижимого имущества и др. К муниципально-правовым актам можно отнести договоры и соглашения между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Данные договоры являются формой взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по конкретным направлениям хозяйственной деятельности. Эти договоры регулируют отношения при решении общих задач, когда необходимо совместное использование и государственных, и муниципальных полномочий. Основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений являются и юридические акты, принимаемые органами и должностными лицами государственной власти. К таким актам относятся: решение о регистрации устава муниципального образования; нормы законов о бюджете РФ и субъектов РФ, предусматривающие выделение финансовых средств на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий; решения о передаче объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, жилищного фонда в муниципальную собственность; письменное предупреждение представительного органа местного самоуправления, вынесенное законодательным органом субъекта РФ, о принятии мер по исполнению решения суда, признавшего нормативный акт представительного органа недействительным; закон субъекта РФ или федеральный закон о роспуске представительного органа; указ (постановление) высшего должностного лица субъекта РФ и указ Президента РФ об отрешении от должности главы муниципального образования. Б. Основаниями возникновения, изменения и прекращения отдельных муниципально-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями <*>. Примером такого действия может быть издание представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ, уставу муниципального образования. В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такое правонарушение является основанием возникновения охранительных муниципально-правовых отношений по применению мер ответственности субъектов местного самоуправления перед государством, вплоть до роспуска представительного органа местного самоуправления и отрешения от должности главы муниципального образования. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 172 — 173.

Неправомерные действия, влекущие возникновение муниципально-правовых отношений, занимают незначительное место в системе муниципально-правовых фактов. Обычно при совершении правонарушений возникают другие правоотношения (административные, уголовные, процессуальные), которые не входят в предмет муниципального права. 2. В муниципальном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение муниципально-правовых отношений, относятся события — обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей <*>. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события изначально могут зависеть от воли человека (например, рождение, смерть человека, пожар и т. д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу <**>. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать. Несмотря на то что развитие таких событий не зависит от воли людей, уже само указание на них в нормах права (в том числе муниципального) придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов права. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 174. <**> См.: Иоффе О. С. Гражданское право. Избранные труды. М., 2000. С. 627.

Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы муниципального права связывают возникновение и динамику муниципально-правовых отношений, в первую очередь можно выделить рождение или смерть физического лица, достижение им определенного возраста, истечение определенного срока, стихийные бедствия. Юридические события, связанные с жизнедеятельностью человека, имеют значение для реализации предоставленных ему прав. Но вместе с тем одних событий недостаточно для возникновения муниципально-правовых отношений (они лишь создают предпосылку реализации прав) — необходимы еще и действия заинтересованных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Так, для возникновения муниципально-правовых отношений по реализации гражданином своего права быть избранным в представительный орган местного самоуправления, помимо достижения определенного возраста, устанавливаемого законами субъектов РФ (который, однако, не может превышать 21 года согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), необходимо выдвижение гражданина кандидатом в депутаты по решению общественной организации или инициативной группы граждан, согласие выдвинутого лица баллотироваться по данному избирательному округу, регистрация лица избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты. Следует также отметить, что юридически значимое событие происходит лишь в тех случаях, когда независимые причинно обусловленные процессы как бы пересекаются (например, деятельность человека и развитие природного явления), когда событие обуславливает необходимость определенного поведения людей. То есть событие является условием возникновения права, но его результатом всегда является действие. События сами по себе не имеют правового значения, если они в той или иной степени не связаны с поведением людей <*>. ——————————— <*> См.: Иоффе О. С. Указ. соч. С. 628.

К числу юридических событий в муниципальном праве могут быть отнесены и сроки. Все социальные явления и процессы, деятельность субъектов муниципально-правовых отношений имеют временную протяженность. Истечение определенного времени может выступать как обстоятельство, способствующее возникновению, изменению или прекращению муниципально-правовых отношений. В юридической литературе отмечается, что сроки могут выступать исключительно в качестве элементов фактического состава, поскольку сам по себе срок никакого юридического содержания не несет, он имеет значение только как срок чего-либо <*>. ——————————— <*> См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 428.

К числу таких юридических фактов в муниципальном праве относится срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Именно в этот период лицо, избранное депутатом, вправе осуществлять определенные муниципально-правовые отношения властного характера. Момент начала работы депутатов представительного органа нового созыва (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») влечет прекращение муниципально-правовых отношений с депутатами прежнего созыва. Кроме того, депутаты представительного органа местного самоуправления в определенное время обязаны отчитываться перед своими избирателями. Законодательство субъектов РФ, уставы муниципальных образований закрепляют конкретные сроки и периодичность таких отчетов. 3. Помимо юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений выступают состояния. Вопрос о состоянии как о юридическом факте является дискуссионным в юридической науке. Состояния выделяют в самостоятельный вид юридических фактов <*>. Полагают также, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение <**>. Заслуживает внимания точка зрения С. С. Алексеева, который рассматривает состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, на однократные и длящиеся <***>. ——————————— <*> См., например: Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 13 — 14. <**> См., например: Халфина P. O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 288 — 289. <***> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 178.

Юридическими состояниями являются сложные юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течение которого они могут неоднократно (в сочетании с другими фактами) вызывать наступление правовых последствий. Состояние не возникает само по себе, его возникновению способствуют определенные события или действия. Кроме того, одного состояния недостаточно для динамики муниципально-правовых отношений. Состояние — это часть сложного фактического состава. Юридические факты-состояния как основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений можно классифицировать по системе признаков личности <*>: характеризующие общие физиологические признаки личности (пол, возраст, здоровье); характеризующие наиболее общие социальные признаки личности (национальность, гражданство, место жительства); характеризующие семейно-бытовые отношения (брак, наличие детей); характеризующие трудовую деятельность и способ получения доходов (рабочий, служащий, учащийся, иждивенец); характеризующие общественно-политическую деятельность (избрание в органы государственной власти и местного самоуправления, членство в общественной организации, присвоение почетных званий); характеризующие отношение к правопорядку (судимость). ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С. 36; Костюков А. Н., Копысова С. Г. Указ. соч. С. 85 — 87.

Состояние существует как фактор, оказывающий длительное воздействие на правоотношения. Его материальное содержание так или иначе связано с событиями или действиями, вызывающими это состояние и оказывающими влияние на правовой результат. 4. Для возникновения, изменения и прекращения большинства муниципально-правовых отношений требуется наличие совокупности юридических фактов — фактический состав. Фактический состав — это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий (возникновения, изменения или прекращения правоотношений) <*>. Каждый из элементов фактического состава представляет собой самостоятельное жизненное обстоятельство и выступает в качестве особого юридического факта. По этому признаку прежде всего фактические составы отличаются от сложных юридических фактов, юридических (фактических) конструкций <**>. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 178 — 179; Общая теория государства и права. Т. 2. С. 433. <**> См. подробнее: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 179 — 180; Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 27 — 30.

Фактические составы в механизме правового регулирования местного самоуправления выполняют такие же функции, как и единичные юридические факты <*>. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. С. 20 — 23.

Как и юридические факты, составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими. Правовые последствия, порождаемые наличием составов, могут выражаться в создании, изменении или прекращении муниципально-правовых отношений. По характеру связи элементов, структурной сложности фактические составы подразделяются на простые (с независимым накоплением всех элементов), сложные (с последовательным накоплением элементов), смешанные (с использованием различных структурных принципов). По степени определенности фактические составы в муниципальном праве подразделяются на определенные и относительно определенные (бланкетные). В определенных составах все элементы полностью предусмотрены в гипотезах муниципально-правовых норм. Элементы бланкетных составов не полностью предусмотрены в муниципально-правовой норме. Для данных составов характерно указание в норме фактических предпосылок индивидуальных актов, а эти фактические обстоятельства могут порождать правовые последствия лишь через правоприменительный акт соответствующего органа. По объему и степени завершенности муниципально-правовые составы дифференцируются на завершенные и незавершенные. В завершенных фактических составах процесс накопления юридических фактов закончен. В незавершенных составах процесс накопления юридических фактов не закончен и, соответственно, отсутствует один или несколько элементов, если незавершенный состав не влечет никаких последствий, то его элементы — просто группа жизненных обстоятельств. Изучение фактических составов может осуществляться и посредством выделения и исследования отдельных видов составов по частным признакам. В муниципальном праве достаточно распространенными являются составы с элементом-волеизъявлением, которые в качестве элемента включают индивидуальное волеизъявление или несколько индивидуальных волеизъявлений <*>. ——————————— <*> См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. С. 37 — 41.

По признаку свободы волеизъявления данные составы подразделяются на составы со свободным волеизъявлением, при которых субъект равным образом вправе проявить или не проявить свою волю в рамках, установленных законом (состав для выражения правотворческой инициативы), составы с ограниченным волеизъявлением, в которых субъекту предоставлено право проявить или не проявить свою волю, но практическое использование этого права составляет обязанность перед контролирующими субъектами (в качестве примера можно привести решения и действия органов местного самоуправления по реализации своей компетенции, право и обязанность населения выразить свое мнение по поводу изменения границ муниципального образования). Среди муниципально-правовых фактических составов могут быть выделены составы с элементом-конкретизатором, который выполняет функцию конкретизации (индивидуального регулирования). В качестве данного элемента могут выступать решения судебных органов, акты органов местного самоуправления, органов государственной власти. В муниципальном праве встречаются и фактические составы с элементом-правоотношением. Для возникновения или прекращения некоторых муниципально-правовых отношений необходим наряду с другими юридическими фактами факт существования (или отсутствия) соответствующего правоотношения <*>. Например, возникновение муниципально-правовых отношений с главой муниципального образования нового созыва, начало работы и осуществления полномочий является одним из элементов состава, необходимого для прекращения муниципально-правовых отношений с главой прежнего созыва. ——————————— <*> См. подробнее: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. С. 41 — 46.

Дальнейшая детализация юридических фактов и особенно фактических составов, выявление новых оснований для их классификации является перспективным направлением в науке муниципального права.

——————————————————————