Теоретические аспекты правового регулирования легализации результатов ОРД для их использования в уголовном процессе

(Анисимов О. Е.) («Российский следователь», 2007, N 2)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДЛЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

О. Е. АНИСИМОВ

Анисимов О. Е., старший оперуполномоченный по ОВД Ульяновской таможни, адъюнкт кафедры СД ИПД РТА.

Для решения своих профессиональных задач оперработнику необходимо прежде всего понимать роль и значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права. Наличие правового регулирования необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке прав и свободы человека и гражданина в обществе. Правовое регулирование легализации оперативной информации для целей уголовного процесса — это явление, необходимость которого возникает для решения задач, стоящих перед оперативно-розыскными подразделениями правоохранительных органов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Четкость и эффективность механизма правового регулирования легализации оперативной информации зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования — оперативных работников, следователей и дознавателей. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования. В теории государства и права под правовым регулированием в узком смысле подразумевается целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств <1>. С. А. Комаров отмечал, что под правовым регулированием понимается одна из форм воздействия права на общественные отношения — воздействие при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации <2>. А по мнению С. С. Алексеева, правовое регулирование — это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний, правоотношений и др.) результативное, нормативно организационное воздействие на общественные отношения <3>. Деятельность уполномоченных субъектов по легализации оперативной информации в целях уголовного процесса является разновидностью общественных отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование тех или иных общественных отношений (в том числе и общественных отношений по легализации оперативной информации) осуществляется через механизм правового регулирования. Механизм правового регулирования непосредственно выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений <4>, являясь как бы технологической схемой правового регулирования. Зная механизм правового регулирования, оперработник может представить себе, какие звенья пройдет процесс воплощения нормы права в жизнь, какие остановки и сбои могут произойти в этом процессе. А значит, он в состоянии предложить научно обоснованный план эффективности правового регулирования за счет укрепления его основных звеньев. ——————————— <1> Теория государства и права: Учебник для юр. вузов. М., 1999; Малько А. В. Механизм правового регулирования // Известия высших учебных заведений. 1996. N 3. <2> Комаров С. А. Механизм правового регулирования // Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 436. <3> Алексеев С. С. Правовое регулирование в советском обществе // Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 226. <4> Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 439.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование <5>. Более развернутое определение дает В. Б. Исаков: «Понятие механизма правового регулирования охватывает взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, — норм права, юридических фактов и актов применения права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей» <6>. Механизм правового регулирования по своей сути является стержнем процесса правового регулирования. Среди основных элементов механизма правового регулирования выделяют: ——————————— <5> Теория государства и права: Учебник для юр. вузов. М., 1999. <6> Исаков В. Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 246.

— нормы права; — юридические факты; — акты применения права; — правоотношения; — акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей <7>. ——————————— <7> Исаков В. Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 247; Комаров С. А. Механизм правового регулирования // Общая ТГП, академический курс. С. 439; Малько А. В. Механизм правового регулирования // Известия высших учебных заведений. 1996. N 3.

Некоторые ученые расширяют систему механизма правового регулирования, и она включает в себя следующие элементы: — нормы права; — нормативно-правовые акты; — акты официального толкования; — юридические факты; — правоотношения; — акты реализации права; — правоприменительные акты; — правосознание; — режим законности <8>. ——————————— <8> Теория государства и права: Учебник для юр. вузов. М., 1999.

По нашему мнению, для описания механизма правового регулирования легализации оперативной информации достаточным является первый из приведенных элементных составов механизма правового регулирования. Поскольку нет необходимости, например, выделять элементы «нормативно-правовые акты» и «акты официального толкования», так как «норма права» всегда содержится как в первых, так и во вторых и не существует изолированно сама по себе. Деятельность оперработника по легализации оперативной информации для целей уголовного процесса основана на действующей нормативной базе, включающей в себя Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, в том числе Инструкцию о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее — Инструкция), утвержденную Приказом ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 <9>. Кроме того, при осуществлении мероприятий по легализации оперативной информации учитываются постановления, определения и решения Конституционного и Верховного Судов России. ——————————— <9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23.

В нормах указанных нормативных актов отсутствует термин «легализация», и, как правило, процесс применения оперативных данных в уголовном процессе обозначается как «использование» (ст. 11 Федерального закона об ОРД) или «интерпретация» <10>. Е. С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм <11>. ——————————— <10> Громов Н., Гущин А. Проблемы интерпретации оперативно-розыскных данных в качестве доказательств // Научно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 1999. N 2 — 3, 5; Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности (курс лекций). М.: Книжный мир, 2002. С. 138. <11> Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности (курс лекций). М.: Книжный мир, 2002. С. 138.

Легализация оперативной информации — процесс оформления и официального использования сведений, полученных оперативно-розыскным путем, с обязательной зашифровкой ее источников <12>. ——————————— <12> Оперативно-розыскная деятельность. Словарь-справочник. ВНИИ МВД РФ. СПб., 2001. С. 74.

Основываясь на разработанном теорией государства и права учении о механизме правового регулирования, опишем непосредственно сам механизм правового регулирования легализации оперативной информации для целей уголовного процесса. Нормой права, регламентирующей использование результатов ОРД в уголовном процессе, является ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы: — для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; — для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. А также они могут: — служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; — представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело; — использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Изложенная норма по своему характеру является бланкетной, поскольку все ее предписания отсылают к уголовно-процессуальному законодательству. Кроме того, в целях ее реализации изданы межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты. Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений <13>. Юридическими фактами, с возникновением которых наступают юридические последствия, связанные с необходимостью легализации оперативной информации, являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: ——————————— <13> Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 281.

— признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; — событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; — лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; — лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; — фактах, имеющих значение для возбужденного уголовного дела. Правоотношение определяется как возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности <14>. Правоотношение имеет сложную по составу структуру: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. В рассматриваемом вопросе индивидуальными субъектами правоотношений по легализации оперативной информации являются оперработник, с одной стороны, и дознаватель (следователь, судья) — с другой. А коллективными субъектами, с одной стороны, являются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и с другой — органы предварительного следствия (дознания) либо суд. Объектом правоотношений являются общественные отношения между указанными субъектами по поводу легализации и использования оперативной информации в уголовном процессе. ——————————— <14> Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 269.

Субъективное право оперработника заключается в представлении результатов ОРД для целей уголовного процесса по своей инициативе либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (п. 2 Инструкции). А юридическая обязанность — выполнять требования, предъявляемые Инструкцией к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, порядку их оформления и представления (ч. 3 введения Инструкции). Актом применения права в механизме правового регулирования легализации оперативной информации является непосредственно постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Под актом реализации субъективных прав и юридических обязанностей понимается правомерное социально полезное поведение субъектов. То есть их действия, направленные на воплощение в жизнь предписаний норм права, регулирующих использование данных, полученных при проведении ОРМ, в уголовном процессе. Таким образом, механизм правового регулирования легализации оперативной информации — это специфическое правовое воздействие, осуществляемое правовыми средствами как нормативными, общеобязательными регуляторами. Рассматриваемый механизм нацелен на достижение определенного социального результата в форме использования данных, полученных оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, в уголовном процессе.

——————————————————————