Анализ и его роль в управлении государственными предприятиями и учреждениями
(Короткова О. И.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 5)
АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ <*>
О. И. КОРОТКОВА
——————————— <*> Korotkova O. I. Analysis and the role thereof in management of state enterprises and institutions.
Короткова Оксана Ивановна, судья Советского районного суда г. Орла, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, кандидат юридических наук.
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова analysis, что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Ключевые слова: анализ состояния управления государственной собственностью, анализ хозяйственной деятельности государственных организаций.
The study of phenomena of nature and social life is impossible without analysis. The term analysis originates from the Greek word «analysis» which means «divide», «dismember». Therefore analysis in a narrow sense means dismembering of a phenomenon or a subject into the elements thereof in order to study them as parts of the whole. Such a dismembering allows to look inside the subject of the process and understand its internal essence, determine the role of each element in a subject or a phenomenon of study. Besides it should be noted that various phenomena and processes of the environment cannot be understood only with the use of analysis. Synthesis as the closest to analysis in this sense allows to detect the ties and characteristics between separate elements of the subject under study and unite them in the organic whole. The contemporary dialectics proceeds from the unity of analysis and synthesis as scientific methods of study of reality. Only analysis and synthesis in their unity ensure the scientific study of phenomena in their comprehensive dialectic interconnection. Analysis in a broad sense is understood as a method of perception of subjects and phenomena of the environment based on dismembering of the whole into elements and the study thereof in the variety of ties and characteristics.
Key words: analysis of management of state property, analysis of economic activity of state organizations.
Уже разбивание ореха есть начало анализа.
Ф. Энгельс
Анализ состояния управления государственной собственностью показывает, что отсутствует стройная и эффективная система управления ею, не сформирован соответствующий организационно-экономический механизм, не разработаны теоретические и методические аспекты ее использования для повышения эффективности развития социально-экономической системы. В этих условиях разработка экономических и организационных основ управления государственной собственностью является одной из актуальных научных задач. В связи с этим важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. Безусловно, многое в решении проблемы повышения эффективности управления имуществом публично-правовых образований состоит не столько в анализе, но тем не менее анализ свидетельствует о возможности приумножения и обновления имущества, позволяет публично-правовым образованиям реализовать инвестиционные проекты в отношении своего имущества и свидетельствует об эффективном управлении им. Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления федеральной собственностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Сегодня различают общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические процессы и явления на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации), и конкретно экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных организаций. Так, становление анализа хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний. Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производственных сил, расширением масштабов производства. Без комплексного, всестороннего анализа хозяйственной деятельности невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения. Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках таких существовавших в то время научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития организации появилась потребность в комплексном, всестороннем исследовании деятельности организаций. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения анализа хозяйственной деятельности в самостоятельную отрасль знаний. Анализ стал важным средством планового управления экономикой организаций, выявления резервов повышения эффективности производства. В условиях рыночной экономики, когда возникает необходимость изыскания внутренних источников для экономического роста хозяйственной жизни государственных организаций, немаловажную роль играет анализ эффективности хозяйственной деятельности государственных организаций, методы оценки которой в настоящее время недостаточно определены и различаются по целевому назначению и по содержательному наполнению. Так, комплексный анализ выступает как средство получения цельного знания хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта <1>. Как разложение на составные элементы анализ определяют как специальную отрасль знаний <2>. ——————————— <1> См.: Шеремет А. Д. Модель формирования экономических показателей как информационная база комплексного анализа и диагностики развития предприятия // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы экономического анализа, бухгалтерского учета и аудита» в рамках Бакановских чтений. М.: Издательство РГТЭУ, 2006. С. 156. <2> См.: Чуев И. Н., Чуева Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2002. С. 368.
Так, в настоящее время анализ хозяйственной деятельности занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.
Место анализа в системе управления
Управляющая система
Ресурсы < > Товары, услуги
Планирование < > Управленческое решение
Учет < > Анализ
Как известно, система управления государственными предприятиями и учреждениями состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, анализ и принятие управленческих решений. Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством государственных предприятий. С его помощью определяются направления и содержание деятельности государственных предприятий, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики и организации и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для управления производством нужно иметь полную правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатов хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике государственных предприятий. Осмысление, понимание информации достигается с помощью анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отрезки времени; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, перспективы и т. д. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Так, анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, анализ — это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решения. Как функция управления анализ хозяйственной деятельности государственных предприятий тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Он является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности государственных предприятий. Так, анализ хозяйственной деятельности позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Г. В. Савицкая под анализом в широком плане понимает способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части, и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей <3>. В то же время Г. В. Савицкая придерживается мнения о том, что экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений <4>. ——————————— <3> См.: Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. 7-е изд., испр. Минск: Новое знание, 2002. С. 8. <4> См.: Там же. С. 19.
В связи с этим большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства государственных предприятий. Он способствует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, предупреждению излишних затрат и т. д. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством государственных предприятий, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разнообразными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства государственных предприятий. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики и прочими мероприятиями экономической реформы. Так, анализ финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений необходим для всесторонней характеристики выполнения плановых заданий и достигнутых уровней, объективной оценки экономических результатов, выявления и измерения отдельных факторов, оказавших влияние на эти результаты, установления неиспользованных возможностей и потерь, разработки мероприятий улучшения управления экономикой государственных организаций. Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности государственных предприятий и учреждений складываются под влиянием разнообразных факторов. Постоянное воздействие на результаты деятельности государственных организаций отражает существующие закономерности, связи и зависимости. Необходимым составным элементом хозяйственной деятельности государственных предприятий и учреждений являются ресурсы: трудовые, материальные и финансовые. Их наличие и рациональное использование выступают основной предпосылкой увеличения объема и повышения качества услуг. В ресурсах также заключены резервы дальнейшего улучшения работы государственных предприятий и учреждений. На базе сопоставления фактического расхода с установленным нормативом осуществляется оценка эффективности использования материальных ценностей, рабочего времени, финансовых ресурсов, выявляются возможности дальнейшего повышения эффективности деятельности государственных предприятий и учреждений. Цель хозяйственной деятельности государственных организаций состоит в выполнении намеченных государством мероприятий в различных сферах с помощью использования созданных в материальном производстве ценностей. Так, целями анализа определяют оценку текущего и перспективного финансового положения организации, возможности и целесообразности темпов развития организации; выявление доступных источников средств и реальной возможности их мобилизации; прогноз положения организации на внешнем и внутреннем рынках. Выделение цели хозяйственной деятельности в качестве объекта анализа позволяет выявить характер и объем работы государственных организаций, принятие решений по повышению эффективности. Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение его предмета с целью выработки управленческих решений для перевода экономики государственных организаций в новое качественное состояние. Исходя из содержания анализа, выделяют основные задачи, которыми являются выявление потребности общества в услугах государственных организаций; изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах государственных организаций и проверка соблюдения установленных нормативов; оценка эффективности использования ресурсов; выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности от нормативных и определение резервов; контроль за соблюдением принципов финансирования государственных организаций; подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Одной из важнейших задач анализа хозяйственной деятельности государственных организаций является проверка выполнения плана. При этом он не ограничивается сопоставлением отчетных и плановых данных, оценкой выполнения отдельных показателей. Его цель — выявить, как организация использовала в течение года все возможности для выполнения плана, оценить обоснованность плановых заданий. Анализ классифицируется по разным признакам. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится: на отраслевой — методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, торговли и др.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности. По признаку времени анализ хозяйственной деятельности подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный). Предварительный, или прогнозный, анализ проводится до осуществления хозяйственной операции. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности организации. Важнейшим способом анализа хозяйственной деятельности государственных организаций является сравнение. При сравнении оценку происходящему дают через другие сходные понятия и явления. Сравнение позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выводы. Анализ позволяет судить об эффективности и надежности деятельности организации и ее руководящего состава. В рамках анализа проводится «горизонтальное» сопоставление статей баланса и исчисляемых показателей за несколько отчетных периодов, а также «вертикальное» сопоставление деятельности данной организации. Так, проведение анализа, в том числе и финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и учреждений, имеет огромное практическое значение. Это объясняет тот факт, что экономический анализ является скорее не продуктом экономической теории, внедренным в жизнь, а настоятельной потребностью сферы управления производством и финансами. И, безусловно, только с помощью анализа можно добиться и получить всестороннюю характеристику государственных предприятий и учреждений.
Список литературы
1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. 7-е изд., испр. Минск: Новое знание, 2002. 2. Шеремет А. Д. Модель формирования экономических показателей как информационная база комплексного анализа и диагностики развития предприятия // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы экономического анализа, бухгалтерского учета и аудита» в рамках Бакановских чтений. М.: Издательство РГТЭУ, 2006. 3. Чуев И. Н., Чуева Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2002.
——————————————————————