Проблемы профилактики правонарушений в подростковой среде на муниципальном уровне
(Комкин А. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 1)
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. В. КОМКИН
Комкин А. В., консультант управления административных органов администрации Липецкой области.
Необходимость совершенствования основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти напрямую вытекает не только из российского законодательства, но и из Европейской хартии местного самоуправления, согласно ст. 3 которой местное самоуправление предполагает непосредственную ответственность субъектов муниципальной власти за решение в интересах местного населения переданных в их ведение публичных дел. Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многими другими факторами, оказывающими неблагоприятное воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних. В этой связи для осуществления всего комплекса полномочий на муниципальном уровне профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка являются, на наш взгляд, одним из основополагающих направлений в деятельности органов местного самоуправления. В данном случае нам представляется необходимым обозначить некоторые проблемы, связанные с профилактикой правонарушений на муниципальном уровне. Во-первых, сама организация профилактики правонарушений среди подростков требует совершенствования форм и методов ее проведения. Во-вторых, с учетом имеющегося дефицита в опытных правоохранительных кадрах участкового звена назрела острая необходимость рассмотреть вопрос о создании муниципальных органов охраны общественного порядка (МОООП). В юридической литературе в последнее время уделяется внимание проблемным вопросам, связанным с организацией на муниципальном уровне профилактики правонарушений, в том числе в подростковой среде, а также созданием муниципальных органов охраны общественного порядка <1>. ——————————— <1> См., например: Стуканов А. Опасность административных правонарушений // Законность. 2005. N 11; Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10; Семьянова А. Ю. Административное приостановление деятельности как новый вид административного наказания // Право и экономика. 2006. N 2; Кваша Л. Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (Организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
Следует отметить, что основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <2>. В соответствии с положениями Федерального закона созданная в Липецкой области система профилактики безнадзорности и правонарушений дает позитивные результаты. Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, за последние годы несколько уменьшилась. На сегодняшний день в органах внутренних дел Липецкой области состоят на учете 2897 неблагополучных родителей, ими воспитываются 4400 детей, из которых более тысячи состоят на учетах в органах внутренних дел за различные правонарушения. В текущем году к административной ответственности было привлечено 2880 родителей или законных представителей несовершеннолетних. На 9% (с 865 до 943) возросло число выявленных и поставленных на учет неблагополучных родителей. Снизилось и количество семей, находящихся в социально опасном положении. Оперативно решаются вопросы жизнеустройства и социальной реабилитации выявленных беспризорников. Во взаимодействии с представителями учреждений и ведомств системы профилактики 293 безнадзорных ребенка устроены в учреждения государственной поддержки, в том числе 85 — в социально-реабилитационные центры, 117 — в учреждения здравоохранения. ——————————— <2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Вместе с тем очевидно, что стереотипные подходы к обеспечению общественного порядка уже не срабатывают. Нужны принципиально новые решения, соответствующие нашим историческим традициям и передовому зарубежному опыту, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, способные возродить обстановку всеобщего неприятия противоправного поведения в его любых видах, мобилизовать граждан на непосредственное участие в охране правопорядка. В последнее время отмечается возрастание роли общественных организаций в реализации мер по социальной, психологической, педагогической, медицинской помощи семье и детям, оказавшимся в социально опасном положении. В этой связи нам представляется интересным накопленный опыт ряда муниципальных образований субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений. Например, в муниципальных образованиях Тульской области профилактикой правонарушений занимаются молодежные военно-патриотические общественные организации, молодежные отряды дружинников, общественные организации ветеранов войны и труда, а также женсоветы <3>. ——————————— <3> См.: Тульская общественность поможет в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Информационное агентство REGNUM (http://www. regnum. ru/news/631743.html. 27.04.2006).
Наряду с этим муниципальными образованиями широко практикуется проведение круглых столов по профилактике правонарушений. Так, например, 12 мая 2006 г. в администрации г. Обнинска проведен Круглый стол по проблемам профилактики несовершеннолетних в школах города, на котором рассмотрены вопросы участия государственных органов в профилактике правонарушений несовершеннолетних, высвечены социальные и криминогенные факторы, влияющие на рост подростковой преступности, обозначены проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений <4>. ——————————— <4> См.: Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в школах Обнинска // http://www. obninsk. ru/vlast/news/.
Кроме того, начиная с весны 2006 г. широкую популярность приобретает проведение в муниципальных образованиях социально-культурной акции для призывной молодежи «В Армии служить — почетно!» (День призывника). В данных мероприятиях активно участвуют молодежь, военнослужащие, представители общественных организаций и религиозных конфессий, ветераны войны, военной и правоохранительной службы. Для повышения эффективности профилактической работы по информационной безопасности, а также противодействию негативному влиянию средств массовой информации на детей и подростков необходимо: — создать на федеральном и муниципальном уровнях постоянно действующие экспертные комиссии по оценке распространяемой аудио — и видеопродукции; — увеличить на телеканалах количество часов для показа детских и молодежных научно-познавательных, игровых, социально-позитивных, патриотических программ и кинофильмов; — для стимулирования средств массовой информации практиковать формирование социального заказа со стороны исполнительных органов государственной власти, заключение договоров на социально значимые программы. Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день в нашей стране юридические нормы, регламентирующие статус ребенка и семьи, «разбросаны» по значительному числу различных отраслей права: семейного, гражданского, финансового, трудового, уголовного, уголовно-процессуального, налогового и др. В этих условиях неизбежно возникают пробелы в нормативно-правовом регулировании. Необходима единая основа для формирования этого правового института. Такой основой призваны стать нормы единого комплексного нормативного права — ювенального закона. Что касается организации службы охраны общественного порядка на муниципальном уровне, то мировая практика свидетельствует, что действенная охрана общественного порядка возможна лишь при деятельном участии местного самоуправления как наиболее близкого к гражданам уровня публичной власти. Целесообразность создания муниципальных органов охраны общественного порядка с подчинением их органам местного самоуправления и передачи им ряда функций органов внутренних дел в области обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, на наш взгляд, очевидна, при условии одновременного появления на этом же уровне необходимых для их содержания финансовых и материальных ресурсов. Данный аспект, как нам представляется, весьма подробно освещен в публикации Л. Ф. Кваши <5>, который выступает сторонником адаптации к отечественным условиям организационной модели шерифской службы, т. е. предлагает создать на муниципальном уровне многопрофильные органы охраны правопорядка, которые на основе тесного взаимодействия с населением обеспечивали бы не только профилактическую работу среди подростков, но и охрану общественного порядка, предупреждение и раскрытие преступлений и иных противоправных деяний. ——————————— <5> Подробно см.: Кваша Л. Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (Организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
В этой связи воплощение в жизнь идеи привлечения к обеспечению правоохранительной деятельности муниципальной милиции требует выбора ее определенной организационной модели, что, в свою очередь, диктует необходимость принятия соответствующего специального закона.
——————————————————————