Произведения науки, литературы и искусства: проблемы правового регулирования

(Минбалеев А. В.) («Юрайт», 2008)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. В. МИНБАЛЕЕВ

А. В. Минбалеев — кандидат юридических наук, заместитель директора Уральского НИЦИС РНИИИС.

Произведения науки, литературы и искусства являются одними из самых распространенных результатов интеллектуальной деятельности и самых исследованных в отечественной и зарубежной юридической науке. Однако по вопросу определения категории «произведение» в науке нет единства мнений. Еще Г. Ф. Шершеневич применительно к литературному произведению указывал, что установление его точного, объективного понятия представляет значительную трудность для юристов, что вызвано неустойчивостью в оценке литературного значения того или другого рода произведения, а также отсутствием единого законодательного понятия произведения <1>. Как тогда, так и сейчас законодатель дает подробный перечень различных видов произведений, предоставляя науке задачу их обобщения. Сам Г. Ф. Шершеневич под литературным произведением понимал «продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» <2>. ——————————— <1> См.: Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань: Типография Императорского университета, 1891. С. 154. <2> Там же.

В дореволюционный период произведение также определяли как индивидуальное и неповторимое отражение объективной реальности <1>, «нематериальную вещь» <2>, «результат умственного труда, требующий большей или меньшей творческой или организаторской деятельности» <3>. ——————————— <1> См.: Панкевич Б. И. Объект авторского права // Записки Новороссийского университета. 1878. С. 141 — 199. <2> Синайский В. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 276. <3> Победоносцев К. П. Курс гражданского права. В трех томах. Т. 1 / Под ред. и с предисловием В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 593.

В советский период под произведением преимущественно понимали комплекс формально выраженных результатов творческой деятельности (идей, образов и т. п.). Так, В. И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения <1>. М. В. Гордон произведением считал реально существующее явление окружающего нас мира, выступающее в качестве комплекса идей, образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде <2>. Некоторые авторы при анализе произведения определяли его как индивидуальное отражение объективной реальности <3>. ——————————— <1> См.: Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 32. <2> См.: Гордон М. В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 59. <3> См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право. В 3-х т. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. С. 5.

В современной юридической науке под произведениями также традиционно понимают результаты творческой деятельности, выраженные в той или иной объективной форме, охраняемые независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения. Определение литературного и художественного произведения дается в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.), согласно ст. 2 которой литературные и художественные произведения охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения. Открытый перечень литературных и художественных произведений включает в себя книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и другие объекты. Вместе с тем в тексте Конвенции не содержится определения произведения. В других ратифицированных Россией международных документах, посвященных авторским отношениям, также этого не делается (см. Всемирную конвенцию об авторском праве (от 6 сентября 1952 г.)). Определение произведения, а также конкретные случаи исключения из охраны авторским правом определенных объектов, обладающих признаками произведений, вырабатываются государствами самостоятельно на основании национального законодательства и судебной практики. Российский законодатель при определении произведений науки, литературы, искусства устанавливает лишь примерный перечень их видов, а также их признаки. Так, к числу произведений согласно п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве относятся: — литературные произведения, включая программы для ЭВМ; — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; — хореографические произведения и пантомимы; — музыкальные произведения с текстом или без текста; — аудиовизуальные произведения (кино-, теле — и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино — и телепроизведения); — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; — другие произведения. Практически аналогичный перечень видов произведений содержится в ст. 1259 части четвертой ГК. Авторско-правовая охрана предоставляется произведениям, создаваемым в области науки, литературы и искусства. При этом возникает вопрос о том, только ли в этих сферах может охраняться произведение как объект авторского права? Представляется, что указание данных сфер стало определенной традицией в законодательстве. Анализ категорий «наука», «литература», «искусство» позволяет прийти к выводу, что они используются не в своем привычном значении, поскольку в противном случае взаимно накладывались бы друг на друга, а как определенные условные категории, примерно отражающие те творческие сферы человеческой деятельности, в которых создается наибольшее число произведений.

Признаки произведений

Одним из наиболее актуальных вопросов авторского права является определение признаков (критериев охраноспособности) произведений науки, литературы и искусства. В литературе традиционно в качестве таких признаков называется признание произведения в качестве результата творческой деятельности, его формальная определенность и охрана независимо от достоинств и назначения, а также от способа выражения. Рассмотрим их более подробно. 1. Произведение является результатом творческой деятельности автора. Категория «творчество» на первый взгляд может показаться довольно простой для понимания, но в то же время в полной мере отразить ее в рамках единого понятия очень сложно. Как в дореволюционном и советском законодательстве, так и в современном понятия «творчество», «творческая деятельность» не нашли законодательного закрепления. В науке этот вопрос также вызывает дискуссии. Некоторые авторы под творчеством понимают сознательный и в большинстве случаев трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата <1>. Другие рассматривают творчество преимущественно как результат создания чего-то нового. Так, по мнению Э. П. Гаврилова, творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью <2>. О. А. Красавчиков творческой признавал самостоятельную деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной <3>. ——————————— <1> См.: Серебровский В. И. Указ. соч. С. 34. <2> См.: Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 83. <3> См.: Советское гражданское право. Т. 2. М.: Высшая школа, 1985. С. 447.

Некоторые авторы предлагают рассматривать новизну как самостоятельный признак произведения, наряду с творческой самостоятельностью <1>. Так, В. Я. Ионас на основе предоставляемой п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г. возможности использования чужого произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения предлагал в качестве самостоятельного выделить признак новизны для любых произведений творчества <2>. Однако в авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны является излишним, поскольку он «полностью поглощается признаком творчества» <3>. ——————————— <1> См.: Хейфец И. Я. Авторское право. М.: Советское законодательство, 1931. С. 51; Кабатов В. А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1954. С. 7; Чернышева С. А. Право отношения в сфере художественного творчества. М.: Наука, 1979. С. 75; Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юрид. лит., 1972. С. 11. <2> См.: Ионас В. Я. Указ. соч. С. 12. <3> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», 2004. С. 111.

Представляется, что новизна не является неотъемлемым признаком творческого произведения. В большинстве случаев творческое произведение действительно будет новым, т. е. будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение рассматривается в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот, а также если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения <1>. ——————————— <1> См.: Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 39.

Достаточно спорным является вопрос и о самостоятельности признака оригинальности произведения. Оригинальность произведения означает, что оно не должно быть скопировано с другого произведения и должно содержать значительный объем собственного творческого материала <1>. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция и др.) оригинальность является обязательным признаком произведения. В России подобный признак объекта авторского права не находит отражения в законодательстве, но закрепляется в судебной правоприменительной практике <2>. Представляется, что вряд ли целесообразно рассматривать оригинальность как самостоятельный признак, поскольку он полностью охватывается понятием «творчество». ——————————— <1> См.: ЮНЕСКО. Азбука авторского права / Пер. и прим. В. В. Тарасовой. М.: Юрид. лит., 1982. С. 45. <2> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 02.12.1997 N 4894/97; Постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.1998. N 6961/97; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2001 по делу А56-10973/00; п. п. 1, 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47.

При характеристике произведения как объекта творческой деятельности надо также понимать, что этот результат не всегда является конечным по замыслу автора и зачастую те или иные наброски, первоначальные версии и иные незавершенные работы также могут иметь творческий характер и рассматриваться как самостоятельные произведения. Справедливым, наверное, поэтому будет рассматривать творчество как интеллектуальную деятельность человека, которая завершается производящим актом, в результате которого создаются новые (ранее неизвестные) и оригинальные результаты. При этом новизну произведения следует рассматривать в совокупности его оригинальных признаков, выражающихся в содержании, форме произведения, новых понятиях, определениях, идеях, образах, концепциях и т. п. 2. Охране подлежат произведения, которые выражены в той или иной объективной форме (объективированы вовне). Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко — или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень форм выражения произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в том числе проверка формальных критериев охраны в каком-либо государственном органе. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в Роспатенте. Несмотря на неразрывную связь произведения как объекта авторских прав с тем или иным материальным носителем, необходимо помнить, что произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью» <1>. ——————————— <1> Мартынов Б. С. Права авторства в СССР / Ученые записки Всесоюзного ин-та юридических наук. Вып. IX. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. С. 135.

Формальная определенность произведения как признак предназначена в первую очередь для возможности установления творческого характера произведения, а также для удобства его воспроизведения. Представляется, что объективная форма выражения произведения неотъемлемо предполагает и возможность воспроизведения произведения. Хотя в юридической литературе по этому вопросу существует несколько точек зрения. По мнению одних авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения являются единым признаком его охраноспособности, поскольку наличие объективной формы произведения уже свидетельствует о воспроизводимости <1>. Другие исследователи полагают, что воспроизводимость (воспроизводимость без участия самого автора, обращаемость) является самостоятельным признаком, что обусловливается возможностью утраты либо искажения произнесенных или исполненных произведений, которые не были материально зафиксированы <2>. Однако действующий законодатель не называет данный признак, поскольку в противном случае ограничивалось бы право автора на защиту объективно выраженных устных произведений, не закрепленных на материальных носителях. ——————————— <1> См.: Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 80, 81; Зильберштейн П. Л. Авторское право на музыкальные произведения. М.: Сов. композитор, 1960. С. 12; Чернышева С. А. Указ. соч. С. 76; др. <2> См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 154; Серебровский В. И. Указ. соч. С. 41; Кириллова М. Я. Развитие советского авторского права. Свердловск: Изд-во СЮИ, 1982. С. 10; Гаврилов Э. П. Указ. соч. С. 87; Гришаев С. П. Указ. соч. С. 39; др.

3. Произведения науки, литературы и искусства охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения. При охране произведения не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности оно может быть применено, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще затрачивать на эту область усилия. Неважно также, может ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения. В юридической литературе некоторые исследователи в качестве одного из критериев охраноспособности произведения предлагали считать общественную полезность произведения <1>. Подобная позиция была подвергнута критике в науке, а действующее законодательство четко исходит из того, что произведения охраняются независимо от их назначения и достоинства. ——————————— <1> См.: Мартынов Б. С. Указ. соч. С. 136; Попов В. А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. М., 1979. С. 64.

В случае соответствия произведения всем исследованным критериям оно будет охраняться российским авторским правом, если определенным образом связано с гражданством Российской Федерации или территорией РФ. В силу ч. 1 ст. 1256 ГК исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется: — на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; — на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками); — на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории РФ оно было опубликовано на территории РФ. При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории РФ охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Авторско-правовая охрана проектов официальных документов, символов и знаков

Одной из важных новелл части четвертой ГК является включение в число охраняемых авторским правом произведений проектов официальных документов, символов и знаков. В соответствии со ст. 1261 ГК право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя. Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа либо знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию. При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика. Кроме вышеназванных мер защиты прав авторов официальных документов, символов и знаков, вводимых частью четвертой ГК, сегодня уже можно говорить и о дополнительной защите прав авторов данных произведений. В частности, О. А. Рузаковой совершенно справедливо указывается необходимость учитывать, «что во всех иных случаях, когда подобные произведения создаются вне рамок служебных функций и автор по своей инициативе не предоставил его для официального использования, необходимо заключение договора с автором о выкупе всех имущественных прав на такой объект» <1>. ——————————— <1> Рузакова О. А. Право интеллектуальной собственности: Учебно-практическое пособие для вузов. М.: Элит, 2005. С. 46.

Авторско-правовая охрана названий и персонажей произведений

Длительное время в советской и российской юридической литературе и правоприменительной практике рассматривалась возможность охранять авторским правом не только сами произведения, но и такие их части, как название произведений и их персонажи. Под частью произведения понимается «как механически выделенная из него часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа произведения, заглавие произведения и т. п.), так и такая часть, которая создана с помощью другого лица (адаптация главы из книги и т. п.)» <1>. В. Е. Фридман предлагает под частью произведения понимать «элемент внутренней или внешней формы произведения при условии, что такой элемент обладает оригинальностью и потенциальной возможностью использования независимо от произведения в целом. Частью произведения могут являться название, персонажи, иные элементы внутренней или внешней формы произведения». Охрана части произведения как объекта авторского права традиционно рассматривается в рамках общей проблемы юридически значимых (охраняемых) и юридически безразличных (неохраняемых) элементов произведения. Так, В. Я. Ионас к неохраняемым элементам отнес тему, материал произведения, сюжет как схему событий и действий, о которых повествуется. К охраняемым элементам им были отнесены художественная форма, включая систему образов и язык <2>. Художественный образ всегда первоначально рождается в воображении автора, облекается им в слова, звуки или изобразительные объекты, а затем воссоздается в воображении читателя, зрителя, слушателя. Образы являются охраняемыми, если представляют результат творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно, независимо от произведения, частью которого они являются. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э. П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации — Экзамен, 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» с судебной практикой. М.: Экзамен, 2003. С. 46. <2> См.: Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. литература, 1963. С. 28.

Частью произведения может являться и его название. Защита названия произведения осуществляется сегодня в силу ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и активно реализуется на практике. Так, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества». Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей». Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям. Согласно ст. 6 Закона об авторском праве к объектам авторского права относится и часть произведения, включая его название, которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна <1>. ——————————— <1> См.: п. 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47.

В соответствии с частью четвертой ГК авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают другим признакам объекта авторского права. Многие исследователи уже давно относят персонажи к числу охраняемых авторским правом объектов. Так, В. Е. Фридман указывает, что персонажи, созданные творческим усилием автора и обладающие признаками оригинальности, представляют собой элемент формы произведения, а не его идею, поэтому предлагается авторско-правовая охрана имени персонажа, его внешнего вида (визуальное изображение) и иных индивидуальных характеристик, при условии, что персонаж является оригинальным и в его отношении существует реальная или потенциальная возможность самостоятельного использования <1>. При этом следует учитывать, что критерий оригинальности предполагается в связи с творческим характером создания произведения и не выделяется в России как самостоятельный. Законодатель поддержал концепцию отнесения персонажей к объектам авторского права, а в качестве критерия охраноспособности распространил общие условия авторско-правовой охраны. В то же время в части четвертой ГК не раскрывается содержание категории «персонаж произведения». И здесь следует согласиться с В. Е. Фридман, что обязательной охране должны подлежать имя персонажа, его внешний вид (визуальное изображение) и иные индивидуальные характеристики. ——————————— <1> См.: Фридман В. Е. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8 — 12.

Авторско-правовая охрана писем, дневников, личных заметок, интервью

Данные объекты не названы в законодательстве в качестве самостоятельных объектов авторско-правовой охраны, хотя таковыми являются по своей правовой сущности. Режим использования личных писем, заметок, дневников предполагает выполнение следующих требований. Во-первых, обнародование этих произведений может осуществляться только с согласия автора. Во-вторых, такие документы, как правило, носят частный характер, затрагивая персональные данные лица и сведения, составляющие тайну его личной и семейной жизни. Поэтому защита этих произведений осуществляется не только авторским правом, но и напрямую связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану неприкосновенности частной жизни. Подготовка к публикации или опубликование дневников, заметок и писем без разрешения авторов либо его родственников является основанием для обращения в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда. Интервью как объект авторского права представляет собой результат творческой деятельности двух лиц — репортера (интервьюера) и лица, дающего интервью (интервьюируемого), т. е. результат соавторства. Согласно сложившейся практике такое соавторство оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого. Одним из наиболее сложных моментов, связанных со взятием интервью на практике, является решение вопроса о гонораре интервьюируемому. Зачастую последние и не догадываются о праве на часть вознаграждения, которое получают журналисты за интервью в редакции СМИ. Между тем согласие записать интервью и согласие на использование интервью определенным образом не влекут за собой отказа от получения гонорара.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Одним из наиболее актуальных вопросов при характеристике произведений науки, литературы и искусства является определение объектов, на которые авторские права не распространяются. В силу закона авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Кроме того, не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. В силу ряда федеральных законов (например, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») информация, содержащаяся в официальных документах, является общедоступной. Запрет свободного использования таких актов противоречил бы государственным и общественным интересам. По мнению некоторых ученых, нормативные акты и аналогичные им документы являются также произведениями, а исключены из сферы правового регулирования в силу прямого указания закона для того, чтобы обеспечить их широкое и беспрепятственное использование <1>. Другие ученые считают, что факт авторства на официальный документ должен означать, что у лиц, создавших документ, существуют определенные авторские права — в первую очередь право авторства, но комплекс их значительно меньше того, который присущ субъектам авторского права в отношении произведений, обладающих авторско-правовой охраной <2>. Действительно, следует признать, что официальные документы по своей правовой сущности могут признаваться произведениями, но не охраняются авторским правом; ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э. П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации — Экзамен, 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> См.: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» с судебной практикой. С. 101. <2> См.: Макагонова Н. В. Некоторые проблемы гражданско-правовой охраны авторских прав в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996. С. 10, 11.

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований. Символы и знаки также можно относить по их характеристикам к числу произведений, поскольку они отвечают всем необходимым признакам, но авторско-правовой охране будут подлежать только проекты официальных символов и знаков; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Фольклор определяется как коллективная творческая деятельность народа, воплощенная в произведениях художественной словесности, музыки, танца, архитектуры, декоративно-прикладного искусства <1>. Данному объекту охрана не предоставляется, поскольку любое произведение народного творчества создается в результате творческой деятельности неопределенного числа лиц, каждое из которых вносит определенный вклад в окончательную форму произведения. В отношении использования фольклора может устанавливаться и особый режим при необходимости создания возможности защиты национального культурного достояния. Произведения фольклора могут активно использоваться за пределами страны происхождения, причем при их коммерческой эксплуатации могут происходить серьезные искажения. В связи с этим п. 4 ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений дает возможность в некоторых случаях защитить произведения фольклора: «Для неопубликованных произведений, автор которых неизвестен, но в отношении которых есть все основания предполагать, что он является гражданином страны Союза, за законодательством этой страны сохраняется право назначить компетентный орган, представляющий этого автора и правомочный защищать его права и обеспечивать их осуществление в странах Союза». Целый ряд стран (Алжир, Боливия, Кения, Марокко, Тунис, Чили и др.) уже ввели специальные правила использования произведений народного творчества <2>. В других странах (США, Австралия, Россия и др.) проблема авторско-правовой защиты фольклора находится только на стадии разработки <3>; ——————————— <1> См.: Гаврилов Э. П. Авторское право и фольклор // Советское государство и право. 1985. N 5. С. 88. <2> См.: Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 38, 39. <3> Более подробно см.: Град Р. Права туземного населения и право интеллектуальной собственности: сравнительно-правовой анализ опыта США и Австралии // Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. М., 2004. С. 183 — 185.

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.). Данная норма основана на положениях п. 8 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, согласно которой «охрана не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации». На практике достаточно часто представители СМИ пытаются признать факт незаконного использования их материалов и сообщений другими СМИ. При этом возникают вопросы о необходимости назначения экспертизы для установления, является ли то или иное сообщение объектом авторского права. Применительно к таким случаям необходимо учитывать судебную практику. В частности, в одном из Постановлений Президиума ВАС РФ отмечается, что «при исследовании вопроса об охраноспособности… суду не следовало поручать проведение экспертизы по правовым вопросам юристу, а самому установить наличие признаков, предусмотренных Законом об авторском праве, позволяющих отнести их к объектам авторских прав» (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 8911/05 по делу N А05-6902/04-16). По законодательству зарубежных стран к неохраняемым авторским правом объектам также относятся: 1) результаты, полученные с помощью технических средств без творческой деятельности человека (Закон Республики Армения от 08.12.1999 «Об авторском праве и смежных правах»; Закон Кыргызской Республики от 14.01.1998 «Об авторском праве и смежных правах»; Закон Республики Узбекистан от 30.08.1996 «Об авторском праве и смежных правах») <1>; ——————————— <1> См.: Законодательство об авторском праве стран бывшего СССР / Ред.-сост. Г. В. Винокуров, А. Г. Рихтер, В. В. Чернышов. М.: Институт проблем информационного права. 2004. Ч. 1. С. 39, 169; Ч. 2. С. 166.

2) карты, подготовка и применение которых устанавливаются нормативными актами (Закон Латвии от 27.04.2000 «Об авторском праве») <1>; ——————————— <1> Законодательство об авторском праве стран бывшего СССР. Ч. 2. С. 7.

3) произведения федерального правительства США, создание которых финансируется налоговыми поступлениями всех граждан, например фильмы, созданные военными киноработниками, доклады, выпущенные федеральными агентствами, фотографии, снятые спутниками США. При этом в случаях, когда правительственное произведение создано по контракту с неправительственной организацией или частным лицом, по договору доля авторского права может быть передана подрядчику <1>; ——————————— <1> См.: Луцкер А. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. С. 29.

4) произведения, не являющиеся общественно полезными. Так, согласно Гражданскому кодексу Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) «не считаются общественно полезными и не охраняются законом произведения: a) направленные против Правительства СРВ и содружества народов; b) распространяющие, пропагандирующие агрессивную войну, непристойный, вырожденный образ жизни, преступные действия, социальные пороки, суеверие и предрассудки, разрушающие национальные традиции; c) раскрывающие секреты вьетнамской Коммунистической партии, Правительства, государственной безопасности, экономики, внешней политики СРВ, военные тайны, секреты личности и другие секреты, охраняемые законом; d) искажающие историю, отрицающие революционные достижения, оскорбляющие великих людей, героев народа; возводящие поклеп и оскорбляющие репутацию организации и личности» <1>. ——————————— <1> Ле Кыонг Киен. Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (сравнительно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.

Анализ теории и практики правового регулирования произведений науки, литературы и искусства позволяет говорить об активном развитии и совершенствовании законодательства в этой области. Появление авторско-правовой охраны проектов официальных актов, символов и знаков, персонажей произведений позволяет говорить о восприятии Россией передового мирового опыта в этой сфере. В то же время продолжает оставаться актуальным вопрос об установлении особого режима защиты произведений народного творчества (фольклора) в целях защиты их в процессе международного культурного обмена ценностями.

——————————————————————