Реализация Федерального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Челябинской области и города Челябинска в 2008 году: итоги, проблемы, перспективы
(Проскрякова В. В.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 3)
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ» НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА В 2008 ГОДУ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В. В. ПРОСКРЯКОВА
Проскрякова В. В., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Челябинского государственного университета.
Основное внимание в настоящей статье уделено материальным и нормативно-правовым итогам и результатам реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Челябинской области и города Челябинска в 2008 г., а также отмечены наиболее серьезные проблемы, на решение которых направлены перспективы реализации указанного выше проекта.
The author draws special attention to material and normative-law results of realization of national project «Moderate and Comfortable Accommodation for Citizens of Russia» on the territory of Cheliabinsk region and the city of Cheliabinsk in 2008, notes the existence of serious problems which have to be solved by realization of the said project <*>. ——————————— <*> Proskriakova V. V. Realization of federal project «Moderate and comfortable accommodation for citizens of Russia» on the territory of Cheliabinsk region and the city of Cheliabinsk in 2008: results, problems, and prospects.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Именно поэтому значительного внимания требует процесс реализации подобного рода проектов на уровне субъектов и муниципалитетов в Российской Федерации. В рамках настоящей статьи мы бы хотели обратиться к итогам реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Челябинской области и города Челябинска как территорий, динамично развивающих не только производственно-промышленную сферу жизни общества, но и обретающих социальную направленность своего развития. По результатам мероприятий областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы <1> в первом полугодии 2008 г.: ——————————— <1> См.: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.08.2008 N 1314 // Южноуральская панорама. 2008. 22 янв.; 19 фев.; 8 апр.; 17 июня; 15 июля.
1. Введено в эксплуатацию 540,558 тыс. квадратных метров жилья. 2. Предоставлено для жилищного строительства 652 земельных участка площадью 860,9 гектара. 3. Обеспечена возможность улучшения жилищных условий 417 семьям работников бюджетной сферы. 4. Выдано 12 174 ипотечных жилищных кредита. 5. Льготным категориям граждан выдано 52 государственных жилищных сертификата. 6. Снесено 8879 кв. м жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, переселено 140 семей. Необходимо обратить внимание на то, что значительно увеличилась доля областных и местных бюджетных средств, выделяемых для реализации Программы. Эти данные представлены в таблице <2>. ——————————— <2> См.: Материалы конференции 17 — 19 июня 2008 года «Развитие современных технологий в строительстве».
Таблица. Доля бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы в Челябинской области в 2008 г.
2008 г., млн. рублей
план факт %
Всего по Программе, 2910 432 14,8
в том числе:
федеральный бюджет 477 12 2,5
областной бюджет 2433 420 17,2
Кроме того, местный и внебюджетные источники 9343 — —
Наряду с реализацией этапов Программы органами исполнительной власти Законодательным Собранием Челябинской области — представительным органом субъекта был принят ряд нормативно-правовых актов, позволяющих улучшить качество реализации Программы, а также избежать коллизий и пробелов связанного с этим законодательства. 1. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29 мая 2008 г. N 1191 «О внесении изменений в областную целевую программу «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы». 2. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 27 марта 2008 г. N 1037 «О внесении изменений в областную целевую программу «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы». 3. Постановление Губернатора Челябинской области от 13 февраля 2008 г. N 37 «О внесении изменения в Постановление Губернатора Челябинской области от 02.08.2006 N 225». 4. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2008 г. N 1024 «О внесении изменений в областную целевую программу «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы». 5. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 г. N 969 «О принятии областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы». 6. Закон Челябинской области 18 декабря 2007 г. N 225-ЗО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Челябинской области». 7. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области 29 ноября 2007 г. N 912 «О внесении изменений в областную целевую программу «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008 — 2010 годы» <3>. ——————————— <3> См.: Регистр Министерства юстиции по Челябинской области нормативно-правовых актов Челябинской области.
Однако, несмотря на успешное материальное и нормативно-правовое оснащение Программы, Челябинская область сталкивается с рядом существенных проблем, решение которых во многом зависит от органов государственной власти РФ. Так, по условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы приобретаемое на средства социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, учтенных при расчете выплат, включая несовершеннолетних детей. Однако в настоящее время кредитные организации отказывают гражданам — участникам подпрограммы в заключении договора на предоставление ипотечного кредита, если сособственниками жилого помещения, на которое устанавливается ипотека, являются несовершеннолетние дети. Это связано с трудностями во взыскании на заложенный объект недвижимого имущества в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, если одним из сособственников является несовершеннолетний. Кроме того, реализации подпрограммы в полном объеме препятствует несоответствие действительной рыночной стоимости 1 кв. м жилья предельной стоимости 1 кв. м жилья для расчета субсидии, установленной Министерством регионального развития РФ. Для граждан, проживающих в крупных городах, средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья для начисления выплат, установленная органами местного самоуправления, на 10 — 60% превышает стоимость 1 кв. м жилья, установленную для Челябинской области Министерством регионального развития РФ. Поэтому социальная выплата для молодых семей, которая должна составлять 35 — 40% от стоимости стандартной квартиры, превращается в 15 — 25%. Необходимо отметить, что возможность реализации национальных проектов, связанных с жильем, на территории субъекта РФ напрямую связана с темпами и объемами строительства в данном регионе. Однако существование таких факторов, как отсутствие градостроительной документации и земельных участков, оснащенных коммунальной инфраструктурой, значительно сдерживает рост объемов строительства жилья. В настоящее время в большинстве муниципальных образований документы территориального планирования устарели или просто отсутствуют, не хватает проектных организаций, способных обеспечить разработку указанных документов в обозначенные законодательством сроки. Кроме того, следует отметить недостаточное ресурсное обеспечение строительного комплекса, а также изношенность производственных мощностей, низкую конкурентоспособность ряда отечественных строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства, дефицит квалифицированных кадров. Отметим, что для осуществления реконструкции и модернизации производства, подготовки и переподготовки специалистов строительного комплекса нужна государственная поддержка. Более того, итоги и проблемы реализации национального проекта на уровне субъекта РФ отчетливо проявили необходимость разработки новой государственной политики, направленной на совершенствование механизмов развития рынка жилья и формирования нормативно-правовой базы по его регулированию. В заключение хотелось бы отметить, что по итогам 2008 г. Челябинская область показала реальные результаты и достижения в реализации Федерального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», выраженные как в численных, так и в нормативных показателях. Однако для обеспечения реализации Программы на уровне субъекта в полном объеме, а также для соблюдения интересов не только государственной политики, но и каждого гражданина — участника отношений, предусмотренных Программой, в отдельности федеральная власть должна прислушаться и принять во внимание обращения органов власти субъекта, обеспечив тем самым наиболее эффективную стратегию и перспективу развития национального проекта в частности и социальной политики в целом.
Источники
1. Информационное издание «Южноуральская панорама», г. Челябинск, 2008. 2. Материалы конференции 17 — 19 июня 2008 года «Развитие современных технологий в строительстве», г. Челябинск. 3. Электронная система «КонсультантПлюс». 4. Сборник нормативно-правовых актов Законодательного Собрания Челябинской области. Челябинск, 2008.
——————————————————————