Надзор за исполнением законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

(Кундалев-Лычковский Е. В.)

(«Законность», 2013, N 7)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

Е. В. КУНДАЛЕВ-ЛЫЧКОВСКИЙ

Кундалев-Лычковский Евгений Васильевич, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, младший советник юстиции.

На основании опыта работы органов прокуратуры субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе автор пишет о защите прав граждан при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Ключевые слова: жилье, прокурор, надзор.

Supervision over implementation of legislation in the sphere of implementation of priority national project «Affordable and comfortable housing — for citizens of Russia»

Y. V. Kundalev-Lychkovsky

Based on the experience of work of prosecution authorities of the Russian constituent elements in the Far Eastern Federal District, the author writes about protection of the rights of citizens in the course of implementation of a priority national project «Affordable and comfortable housing — for citizens of Russia».

Key words: housing, public prosecutor, supervision.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» реализуется через соответствующие федеральные и региональные целевые программы.

Осуществление указанных программ на практике допустимо при условии неукоснительного исполнения федерального законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, соблюдения законности хозяйствующими субъектами, вовлеченными в эту сферу правоотношений.

Результаты проверок, проводимых прокурорами субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа, свидетельствуют о том, что число выявляемых нарушений законодательства в указанной области не снижается.

Органы государственной власти субъектов Федерации округа и местного самоуправления, осуществляя предоставленные полномочия, допускают принятие незаконных нормативных правовых актов в сфере реализации рассматриваемого приоритетного национального проекта, которые прокуроры выявляют и оспаривают (Камчатский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область).

Например, по заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в суд приведено в соответствие с законом Постановление главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» от 16 марта 2012 г. N 269 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», отдельные положения которого противоречили бюджетному законодательству (финансирование мероприятий программы на 2012 г. не предусматривалось местным бюджетом на соответствующий финансовый год).

Прокурором Курильского района Сахалинской области опротестовано и приведено в соответствие с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Постановление администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от 16 марта 2012 г. N 159 «Об утверждении Положения о комиссии по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий», первоначальной редакцией которого в нарушение названного Закона не предусматривалась возможность присутствия граждан, представителей организаций, общественных объединений, органов власти на заседаниях комиссии по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По протесту прокурора Олюторского района Камчатского края отменено решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Тиличики» от 9 февраля 2012 г. N 97 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в сельском поселении с. Тиличики на 2012 год», принятое с превышением установленной ст. 179 Бюджетного кодекса РФ компетенции, поскольку утверждение программ отнесено к полномочиям местной администрации муниципального образования. Впоследствии указанная программа утверждена правовым актом уполномоченного органа.

В 2012 г. в результате акцента в работе прокуроров на исполнение законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, установлено больше случаев несоблюдения прав ветеранов Великой Отечественной войны в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Сахалинской и Амурской областях на обеспечение их жильем, по актам прокурорского реагирования приняты меры к устранению выявленных нарушений.

Так, прокурором Хабаровского края в связи с незаконным отказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства края вдове участника Великой Отечественной войны М. Абсатаровой в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Центральный районный суд г. Хабаровска направлено исковое заявление о понуждении Министерства принять ее на учет, которое судом удовлетворено.

Ненадлежащее исполнение законодательства при обеспечении жильем молодых семей зафиксировано в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае.

Прокуратура Камчатского края в ходе проверки реализации долгосрочной краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Камчатском крае на 2010 — 2012 годы», утвержденной Постановлением правительства края от 4 сентября 2009 г. N 335-П, установила в деятельности Агентства по молодежной политике Камчатского края нарушение сроков по отбору муниципальных образований края для участия в программе в 2012 г. и формированию достоверного сводного списка молодых семей. По представлению прокурора края приняты меры к недопущению нарушений закона в будущем, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе не соблюдались положения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050).

К примеру, прокурор Ленинского района г. Владивостока Приморского края в связи с истребованием Дальневосточным отделением Российской академии наук у сотрудника академии документов, не предусмотренных п. 12 Правил предоставления молодым ученым социальной выплаты на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, внес представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к исключению аналогичных требований впредь. Молодой специалист обеспечен жилым помещением.

Особое внимание прокуроры уделяют защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов. Нарушения допускались в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Сахалинской области, Еврейской автономной области. Благодаря вмешательству прокуроров приняты меры к устранению нарушений закона, виновные привлечены к ответственности.

Так, в Приморском крае заключение ООО «Дальстройконтракт» договоров долевого строительства жилого дома в г. Владивостоке без регистрации в управлении Росреестра по краю стало основанием для вынесения прокурором Первомайского района г. Владивостока в отношении руководителя указанного юридического лица постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП (нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов). Постановлением административного органа виновное юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

По указанному факту за ненадлежащий контроль в области долевого строительства первый заместитель прокурора Приморского края внес директору департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства края представление, по итогам рассмотрения которого выработаны дополнительные меры, направленные на усиление контроля со стороны уполномоченного органа за деятельностью застройщиков.

Органы прокуратуры Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской и Магаданской областей установили случаи неправомерного расходования средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах, выделенных на производство работ в жилищно-коммунальной сфере.

Например, в связи с установлением завышения объемов выполненных работ по капитальному ремонту одного из домов, расположенного в г. Владивостоке, на общую сумму свыше 2,5 млн. руб. прокуратура Первореченского района города Владивостока материалы проверки направила в орган предварительного расследования. По итогам рассмотрения материалов возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), ведется расследование.

В 2006 — 2010 гг. в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675, осуществлялись мероприятия, направленные на решение одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, — отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой. Указанные мероприятия продолжены в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Однако на практике их реализация затруднена в связи с тем, что органы местного самоуправления из-за недостатка финансирования не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах).

Решение указанной проблемы требует использования государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации. Одновременно прокурорам необходимо принять дополнительные усилия в целях надлежащей реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», поскольку проводимая работа способствует восстановлению нарушенных жилищных прав граждан, обеспечению законности в названной сфере.

Актуальна проблема разобщенности действий многочисленных органов, которые участвуют в осуществлении указанного приоритетного национального проекта (органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления), а также выполняют функции контроля и надзора за соблюдением законодательства при его реализации (уполномоченные органы государственной власти субъектов Федерации округа (жилищные инспекции, управления (инспекции) государственного строительного надзора, контрольно-ревизионные органы), территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовым рынкам, правоохранительные органы).

Указанное не способствует эффективному воплощению в жизнь мероприятий, предусмотренных национальным проектом.

Поэтому прокурорам необходимо использовать весь имеющийся потенциал по координации деятельности уполномоченных органов государственной власти и управления в этой сфере правоотношений, налаживанию их взаимодействия, обеспечению полноты использования ими контрольных (надзорных) функций, своевременности мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона.

Учитывая, что при осуществлении указанного национального проекта допускается значительное количество нарушений, которые создают препятствия для его реализации, а вопросы, касающиеся обеспечения жильем граждан России, имеют особую важность, надзор за исполнением законодательства в этой области остается одним из главных направлений деятельности прокуроров субъектов Федерации округа.

——————————————————————