Право на жилище и государственная жилищная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой аспект
(Шелудякова Т. В., Соломаха Д. В.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 6)
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <*>
Т. В. ШЕЛУДЯКОВА, Д. В. СОЛОМАХА
——————————— <*> Sheludyakova T. V., Solomakha D. V. The right to housing and public housing policy in the Russian Federation and foreign countries: constitutional and legal aspects.
Шелудякова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет».
Соломаха Дмитрий Вячеславович, соискатель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет».
В статье проанализированы нормы зарубежных конституций на предмет содержания права человека на жилище и осуществления жилищной политики. Дано авторское определение государственной жилищной политики. Выявлены основные тенденции, содержащиеся в конституциях зарубежных стран, в реализации права граждан на жилище.
Ключевые слова: конституции зарубежных стран, жилищная политика, право граждан на жилище.
In the article analyzed the norms of foreign constitutions for the content of the human right to housing and the implementation of the housing policy. The author defines the state housing policy. Identified main trends contained in the constitutions of foreign countries, in the implementation of the rights of citizens to housing.
Key words: the Constitution of foreign countries, housing policy, the right of citizens to housing.
Теоретическое осмысление проблем правовой природы и содержания права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов для реального осуществления гражданами права на жилище <1>. ——————————— <1> Пчелинцева Л. М. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права граждан на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 2. С. 12 — 13.
Исследования различных аспектов конституционного права на жилище занимают особое место в юридической науке. И это не случайно. Значимость этого права для каждого нельзя недооценивать. По существу, это право можно поставить в один ряд с любым из личных прав граждан <2>. Традиционно в конституционном праве право на жилище рассматривается в системе социально-экономических прав, а право на безопасность жилища относят в разряд личных прав, поскольку каждый член общества не может обходиться без жилища, которое выступает и как место проживания, общения, воспитания детей, творчества, ведения домашнего хозяйства, а также позволяет реализовать иные возможности, закрепленные в законе <3>. ——————————— <2> В юридической литературе встречаются мнения, что право на жилище можно отнести к числу основных прав. См., например: Пчелинцева Л. Правовая природа права граждан на жилище // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 2(47). С. 199; Филиппова Е. С. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2007. С. 23. <3> Снежко О. А. Проблемы участия государства в осуществлении конституционного права на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 22 — 23.
Одной из нерешенных задач российского государства остается создание условий, позволяющих населению страны реализовать свое право на жилище, что и обусловливает актуальность данной статьи. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации <4> жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На уровне федерального законодательства закрепляются общеобязательные нормы, гарантирующие государственную защиту и единство субъектов жилищных отношений на всей территории государства. Вступление в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации <5> позволило раскрыть конституционные положения, связанные с реализацией права на жилище, а также конкретизировать обязанности участников жилищных отношений. ——————————— <4> Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов о поправках к Конституции от 30.12.2008) // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв. <5> Жилищный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (в ред. от 29.06.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
Реализация человеком его права на жилище непосредственно осуществляется путем проведения государственной жилищной политики. Ряд авторов под государственной политикой понимают область взаимодействия между различными социальными группами, определяющую формы, методы, содержание деятельности государства по решению различных задач. Существует множество видов и направлений государственной политики, которые можно подразделить по территориальному признаку на внешнюю политику и внутреннюю. В рамках последней федеральные законы упоминают о бюджетной и налоговой политике, экологической политике, национальной политике, государственной научно-технической политике, жилищной и молодежной политике и т. д. <6>. Жилищная политика представляет собой часть государственной социальной политики Российской Федерации, а социальная политика — одна из составляющих внутренней политики государства. К структурным частям социальной политики государства также можно отнести молодежную, семейную политику, политику государства в области занятости населения, в области социальной защиты населения, в области защиты экологических прав граждан, в области образования. Под государственной жилищной политикой Н. А. Волгин понимает «систему единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в условиях рыночного хозяйства. Они осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям» <7>. ——————————— <6> Анисимов А. П., Бакирова Р. Т., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Система «ГАРАНТ». <7> Социальная политика: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина. М., 2003. С. 716.
На взгляд авторов, государственную жилищную политику предлагается рассматривать как совокупность совместных мер экономического и социального характера, осуществляемых за счет консолидированных источников финансирования, включающих средства бюджетов всех уровней и средства населения, реализуемых органами государственной власти и органов местного самоуправления. К сожалению, осуществление государственной жилищной политики как составной части полномочий Правительства Российской Федерации даже не предусматривалось ни в одном из законов о Правительстве РФ <8>; государственная жилищная политика юридически не выделена из социальной политики в целом (хотя реально она разрабатывается и осуществляется автономно от других секторов социальной политики), тогда как Конституция России установила специальное конституционное право каждого на жилище. ——————————— <8> Правительство Российской Федерации / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2005. С. 288.
По мнению профессора Центрально-Европейского университета г. Будапешта А. Шайо, «список социальных прав объемен и имеет неопределенный характер. Некоторые из этих прав касаются удовлетворения базовых потребностей (прав на питьевую воду и санитарию, пищу и крышу над головой), другие включают элементы, связанные с особым статусом, такие, как защита материнства и детства» <9>. Субъективные публичные права могут подразделяться на права, принадлежащие каждому и возникающие поэтому непосредственно в силу Конституции (право на образование, на медицинскую помощь), а также на права, возникающие в силу наличия определенных юридических фактов-состояний, благодаря которым индивид может быть отнесен к той или иной категории населения. Право на жилище в том виде, в котором оно сформулировано в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится именно к последней разновидности субъективных публичных прав <10>. Предоставление жилых помещений малоимущим, как писал И. А. Покровский, должно стать обязанностью государства, а не его свободным усмотрением. Именно такой принцип заложен в нормах международного права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью правовой системы нашей страны. В соответствии со ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «государство должно признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» <11>, который Россия ратифицировала с 3 января 1976 г. ——————————— <9> Шайо А. Возможности конституционного контроля в сфере социальных прав // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 4(61). С. 39 — 40. <10> Усков О. Ю. Эволюция права на жилище (законодательство и доктрина) // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 18. <11> Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 1994. N 12.
В Российской Федерации законодательство, регулирующее обеспечение жильем уязвимых групп населения, крайне запутанно, противоречиво, что создает объективные предпосылки для фактического нарушения жилищных прав граждан при формальном соблюдении закона. В отчетном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. в категории жалоб на социальные права, как и в 2010 г., чуть меньше половины (44,6%) составили жалобы на нарушение конституционного права на жилище <12>. При анализе обращений граждан на нарушение их конституционного права на жилище, в частности обеспечение жильем детей-сирот, главным изъяном существующей практики обустройства их, бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, сегодня выступает то, что они, не успевшие до достижения 23-летнего возраста встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, теряют право получить его вне очереди, что предусмотрено п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вечно стесненные в финансовых средствах органы местного самоуправления оказываются объективно заинтересованными в затягивании постановки их на жилищный учет. Примеры волокиты такого рода неединичны даже в ситуациях, когда постановки своих воспитанников на жилищный учет добивается администрация детского учреждения. ——————————— <12> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. // Рос. газета. 2012. 6 марта.
Следовательно, государство обязуется создать такие условия, которые позволяли бы большинству граждан осуществить свое право на жилище. Исследование и анализ зарубежных конституций показало, что конституции, принятые в конце XX — начале XXI в., детально регулируют принципы и направления жилищной политики, закрепляют условия для нуждающихся граждан с целью реализации их конституционного права на жилище; а также конкретные меры государственной поддержки. Статья 65 Конституции Португальской Республики 1976 г. закрепляет, что государство, чтобы обеспечить право на жилище, обязано: a) разрабатывать программы и осуществлять жилищную политику в соответствии с планами урбанизации и общего переустройства территории, которые должны обеспечивать существование соответствующей транспортной сети и социальной инфраструктуры; b) стимулировать в сотрудничестве с местными органами строительство экономичного и социального жилья; c) стимулировать частное строительство, подчиненное общим интересам, и обеспечивать доступ к приобретению собственного жилья и к аренде жилья; d) стимулировать и поддерживать инициативы местных сообществ и населения, направленные на разрешение соответствующих жилищных проблем, поощрять создание жилищных кооперативов и индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, государство будет проводить политику, направленную на установление арендной платы, соответствующей семейному доходу, и создание условий для получения собственного жилья <13>. ——————————— <13> Конституция Португальской Республики // Окуньков Л. А. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2. М.: НОРМА, 2001. С. 768 — 771.
Конституция Республики Армения 1995 г. в ст. 31 закрепляет: «…каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права» <14>. Конституция Королевства Бахрейн 2002 г. в соответствии со ст. 9 регламентирует, что «государство предоставляет жилые помещения гражданам с ограниченными доходами» <15>. ——————————— <14> Конституция Республики Армения // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под ред. и со вступ. ст. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 266. <15> Конституция Королевства Бахрейн // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма, 2010. Т. 1: Западная Азия. С. 28.
Статья 82 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла 1999 г. закрепляет: «Каждый имеет право на жилище, удобное и безопасное. Реализация этого права является обязанностью, возлагаемой на граждан и на государство во всех сферах их деятельности. Государство отдает приоритет семьям, особенно тем, кто не обладает достаточными средствами» <16>. Конституция Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г. в ст. 58 формулирует право «каждого на жилище достаточного размера, которое удовлетворяет стандартам гигиены и удобства» <17>. ——————————— <16> Конституция Боливарианской Республики Венесуэла // Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д. ю.н., проф. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. Т. 3: Южная Америка. С. 567. <17> Конституция Демократической Республики Восточный Тимор // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма, 2010. Т. 3: Дальний Восток. С. 51.
В соответствии со ст. 31 Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. «каждый иранец и иранская семья имеют право на жилье, соразмерное с их потребностями. Правительство обязано выполнять положения этой статьи с учетом приоритета особо нуждающихся, в первую очередь работающих и сельских жителей» <18>. ——————————— <18> Конституция Исламской Республики Иран // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. Т. 1: Западная Азия. С. 321.
Согласно Конституции Исламской Республики Пакистан 1973 г. государство «должно обеспечить основные жизненные потребности, такие как пища, одежда, жилище, образование и медицинская помощь, для всех граждан, если граждане постоянно или временно не в состоянии заработать себе на жизнь по старости, болезни или в случае безработицы (ст. 38)» <19>. Примерно те же положения содержатся в Конституции Республики Корея 1947 г. (Южная Корея) в ч. 3 ст. 35: «…государство стремится обеспечить гражданам благоприятные условия проживания путем проведения политики жилищного строительства и другими мерами». ——————————— <19> Конституция Исламской Республики Пакистан // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. Т. 2: Средняя Азия и Индостан. С. 795.
К руководящим принципам государственной политики согласно Конституции Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка 1978 г. относятся: обеспечение для всех граждан соответствующего уровня жизни, включая достаточную пищу, одежду, пригодное для проживания жилье, постоянное улучшение условий их жизни, предоставление всех условий для досуга и использования социальных и культурных возможностей (ст. 27) <20>. ——————————— <20> Конституция Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка // Там же. С. 989.
Таким образом, можно сделать вывод об основных тенденциях, содержащихся в конституционных нормах зарубежных государств, в части регулирования прав граждан на жилище и осуществления жилищной политики. 1. Жилищная политика является основным, приоритетным направлением государственной политики страны. 2. Во многих конституциях детально урегулировано право человека на жилище, где государство в первую очередь проявляет заботу о нуждающихся категориях населения. 3. Государство стремится создать условия для реализации гражданами права на жилище путем принятия для этого необходимых мер. В настоящее время в помощи государства в решении жилищной проблемы нуждается большинство граждан России. Думается, что необходимо продумать новые механизмы реализации государственных жилищных программ. Аргументация, что в зарубежных странах государство не играет такой роли в жилищной сфере, несостоятельна в силу наличия соответствующих конституционных положений и принятых государством обязательств в данной сфере, как видно из приведенного выше анализа. Статья 40 Конституции Российской Федерации указывает на то, что государство призвано активно содействовать в осуществлении права на жилище. Содержание конституционного права на жилище ставится в зависимость от государственно-правовой деятельности. Роль государства в осуществлении права на жилище в настоящее время проявляется в том, что, во-первых, государство приняло на себя конституционную обязанность по поощрению жилищного строительства, во-вторых, государство должно создавать условия для осуществления права на жилище. Для осуществления права на жилище государство должно создавать такую обстановку, чтобы сам процесс реализации субъективного права протекал без каких-либо затруднений или нарушений. С этой целью государство в лице соответствующих органов в основном обеспечивает проведение соответствующей жилищной политики и надлежащее нормативно-правовое регулирование жилищных процессов; разрабатывает специальные жилищные программы; способствует и оказывает помощь отдельным категориям граждан в приобретении жилья, определяет минимальные социальные стандарты; предоставляет жилище бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, из соответствующих жилищных фондов согласно установленным законом нормам; обеспечивает защиту жилищных прав и привлечение к ответственности виновных в их нарушении <21>. ——————————— <21> Снежко О. А. Проблемы участия государства в осуществлении конституционного права на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 22 — 23.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы <22>. Целью данной программы является формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями. В рамках реализации данной программы предусмотрена реализация ряда подпрограмм, в том числе направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры и выполнение государственных гарантий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в субъектах Федерации. ——————————— <22> О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы: Постановление Правительства Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 5. Ст. 739.
Реализация права граждан на жилище имеет вместе с социальной еще и экономическую основу. Постановлением Правительства Воронежской области от 29 сентября 2010 г. N 815 утверждена долгосрочная Областная целевая программа «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2011 — 2015 годы» <23>, целью которой является создание условий для обеспечения населения области жильем за счет консолидированных источников финансирования, включающих как средства населения, так и средства областного бюджета. Одним из разработчиков данной областной программы является ОАО «Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области» <24>. Основным его акционером является Правительство Воронежской области; 97,93% акций находятся в Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, остальные акции закреплены за страховыми компаниями. ——————————— <23> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2011 — 2015 годы»: Постановление Правительства Воронежской области от 29 сентября 2010 г. N 815 // Собр. законодательства Воронежской области. 2010. N 9 (часть II). Ст. 609. <24> О реализации мероприятий по созданию открытого акционерного общества «Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области»: распоряжение Администрации Воронежской области от 25 декабря 2002 г. N 2314-р // СПС «КонсультантПлюс».
Деятельность ОАО «Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области» отражают следующие показатели, связанные с реализацией права на жилище и фактическим улучшением жилищных условий за счет реализации схем ипотечного кредитования и является получение ипотечных кредитов семьями, имеющими трех и более детей. За истекший год в агентство обратились для получения жилищного ипотечного кредита 1435 семей с детьми. Из них 1062 семьи получили ипотечный заем, 119 семьям материнский капитал был направлен на погашение долга по ипотечному кредиту. Всего, по данным Главного управления Центрального банка России по Воронежской области, за период с января по сентябрь 2011 г. было предоставлено 4685 ипотечных кредитов, объем ипотечного кредитования составил 5199,8 млн. руб. Таким образом, проблема доктринального осмысления права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан Российской Федерации на жилище, проведение соответствующей жилищной политики, разработку специальных жилищных программ.
——————————————————————
Вопрос: Что означает быть включенным в реестр участников НИС и при этом не рассчитывать на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счете? Какими правами и возможностями обладают такие участники? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12)
Вопрос: Что означает быть включенным в реестр участников НИС и при этом не рассчитывать на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счете? Какими правами и возможностями обладают такие участники?
Ответ: Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы отметить следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реестр участников — это перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования). Выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с вышеназванным Федеральным законом: 1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в п. 2 ст. 10 названного Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет; 2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона; 3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в п. 4 ст. 10 названного Федерального закона. Выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). В соответствии с п. 3 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы один раз за весь период военной службы. Расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанный размер дополнительных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686). Пунктом 1 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77, установлено, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения (далее — дополнительные денежные средства), выплачиваются в Вооруженных Силах Российской Федерации: а) участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — участники накопительно-ипотечной системы), общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет: увольняемым с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе; увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями; увольняемым с военной службы по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; б) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случае исключения участников накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу); в) участникам накопительно-ипотечной системы, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе. После издания приказа об увольнении с военной службы участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт на получение дополнительных денежных средств. Член семьи участника накопительно-ипотечной системы подает заявление на получение дополнительных денежных средств после издания приказа об исключении участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке б езвестно отсутствующим или объявлением умершим, кроме случаев, когда один из членов семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу) (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77).
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции
——————————————————————
Вопрос: Пенсионер Минобороны России с 2010 г. Выслуга более 10 лет. Уволен по предельному возрасту. На учет по месту службы не принимали, так как прописан в собственном деревянном доме, площадь 40 квадратных метров. Износ дома по оценке БТИ составляет до 80%. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. Органы местного самоуправления не принимают на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Возможно ли обеспечение жилым помещением от Минобороны России? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12)
Вопрос: Пенсионер Минобороны России с 2010 г. Выслуга более 10 лет. Уволен по предельному возрасту. Холост. На учет по месту службы не принимали, так как прописан в собственном деревянном доме, полученном по наследству, площадь 40 квадратных метров. Износ дома по оценке БТИ составляет до 80%. Из благоустройства, кроме электричества, ничего нет. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. Органы местного самоуправления не признают, что помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, и в приеме на учет в качестве нуждающегося отказывают под предлогом намеренного приведения дома в состояние, непригодное для проживания. Возможно ли обеспечение жилым помещением от Минобороны России?
Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приказами Министра обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, обеспечиваются жилыми помещениями нуждающиеся в жилых помещениях военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации, и ряд других непосредственно указанных в Законе категорий граждан, проходивших военную службу. Общим для них критерием является признание нуждающимися в жилых помещениях. Так как вы в период прохождения военной службы не были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, права на получение жилого помещения за счет средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, вы не имеете.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции
——————————————————————