Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная или мнимая?

(Мустаханов Р.)

(«Законность», N 10, 2000)

ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

РЕАЛЬНАЯ ИЛИ МНИМАЯ?

Р. МУСТАХАНОВ

Р. Мустаханов, помощник прокурора Самойловского района Саратовской области.

Вопросы защиты и охраны жилищных прав несовершеннолетних стоят остро. Отчасти потому, что действующее законодательство требует доработки, более четкой и жесткой регламентации механизма отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако действующее законодательство позволяет ущемлять жилищные права граждан. Так, ч. 4 ст. 292 ГК РФ и другими нормативными актами предусмотрено получение согласия органа опеки и попечительства при отчуждении жилья, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника. Органы опеки и попечительства эти требования трактуют по-своему, порой запрещая отчуждать жилье совершенно нормальным, благополучным семьям, тем самым нарушая жилищные права как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан.

Вопрос требует четкого законодательного регулирования, отработки механизма порядка и условий дачи разрешения на отчуждение жилья, а также отказа в даче разрешения на отчуждение и возможность судебного обжалования подобного отказа. Необходимо разработать и механизм контроля за процессом отчуждения и приобретения жилья, в котором проживают несовершеннолетние.

Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. «О защите жилищных прав несовершеннолетних» только усложняет проблему. Как, например, быть благополучным во всех отношениях семьям, которые могут улучшить свои жилищные условия, только продав ту жилплощадь, на которой они проживают? Письмо требует, чтобы несовершеннолетних где-либо регистрировали, например у родственников. Однако почему при этом должны ущемляться права других граждан, даже близких родственников? А потом, не все ведь имеют родственников, которые могли хотя бы временно зарегистрировать детей у себя. Попытка защитить права несовершеннолетних подобным образом вовсе не гарантия обеспечения жилищных прав несовершеннолетних. Как следует из Жилищного кодекса (ч. 3 ст. 60), Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и других нормативных актов, защищены лишь права детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой. Жилищные права детей из неблагополучных семей не защищены и никак не урегулированы, хотя всем известно, что взрослые из таких семей непредсказуемы, им требования законодательства об охране и защите жилищных прав несовершеннолетних не указ, и жилищные права несовершеннолетних нарушаются именно в таких семьях.

Решающим критерием для дачи разрешения или отказа в этом при отчуждении жилья, в котором проживают несовершеннолетние, должны быть прежде всего сведения, характеризующие взрослых членов семьи, наличие приобретаемого жилья или реальной возможности его приобретения. При нашей бюрократии и отношении к людям со стороны чиновников дача согласия на отчуждение жилья органами опеки и попечительства — не гарантия жилищных прав несовершеннолетних, а еще одна преграда в их осуществлении. Нужны более эффективные и действенные меры, направленные на защиту жилищных прав несовершеннолетних всех категорий, четкая регламентация порядка и условий отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние, причем независимо от благополучия семьи.

Одна причина нарушений жилищного законодательства — огромное количество справок и документов, необходимых для отчуждения жилья в любой форме, а также их стоимость. И граждане, особенно в сельской местности, отчуждают принадлежащее им жилье без каких-либо бюрократических проволочек, в обход законов. Мы стараемся выявлять подобные случаи и принимаем меры для надлежащего оформления жилья и закрепления его за несовершеннолетними.

——————————————————————