Обзор законодательства

(Редакционный материал)

(«Жилищное право», 2008, N 9)

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельные участки, которые не используются ФГУПами и госучреждениями, планируется передать специальному Фонду. Он будет использовать эти земли для жилищного строительства.

(Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».)

Подробнее об этом документе читайте в предыдущем номере.

Создаются саморегулируемые организации в области строительства.

(Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».)

Капитальным строительством смогут заниматься только индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие допуск, выданный саморегулируемой организацией. Если работы выполнены ненадлежащим образом, саморегулируемая организация будет нести материальную ответственность за причиненный вред.

Согласно этому Закону, с 1 января 2010 года лицензирование строительства (в том числе строительства жилых домов) полностью прекращается. С 1 января 2009 г. перестанут выдаваться лицензии на строительство, при этом действие ранее выданных лицензий сохранится до 1 января 2010 года.

Планируется, что до 1 мая 2010 г. будут решены жилищные проблемы ветеранов и инвалидов ВОВ, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

(Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 23.2 Федерального закона «О ветеранах».)

Инвалиды и участники ВОВ, лица, работавшие в период ВОВ на строительстве военных объектов, жители блокадного Ленинграда, члены семей умерших инвалидов и участников ВОВ получат жилплощадь, исходя из норматива 22 кв. м общей площади. В отношении инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в плену и пропавших без вести военнослужащих норматив остался прежним: 18 кв. м общей площади.

Утверждены Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан.

(Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».)

Газ должен поставляться гражданам бесперебойно и по фактической потребности, по установленным государством ценам.

Для заключения договора с газоснабжающей организацией заинтересованное лицо должно направить ей оферту в письменном виде. Газоснабжающая организация в течение 1 месяца должна проверить наличие технической возможности подачи газа заявителю. Считается, что техническая возможность есть, если на территории муниципального образования, где расположен дом, который надо подключить, есть сеть, к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя. В этом случае с заявителем заключается договор газоснабжения.

Если есть прибор учета газа, объем поставляемого газа определяется по показаниям такого прибора. Если прибора учета газа нет, объем его потребления считается по нормативам потребления газа.

Плата за газ вносится ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым.

Не реже 1 раза в полугодие поставщик проводит проверку. О проверке абонент должен уведомляться за 7 дней до нее. По требованию абонента проверяющие должны предъявить ему служебное удостоверение. Результаты проверки отражаются в специальном акте.

Ребенок получил в наследство 1/3 квартиры. В этом же году квартира была продана, на имя ребенка была приобретена 1/3 другой квартиры.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-04-05-01/230 от 10 июля 2008 г.)

Минфин разъясняет, что в этом случае у ребенка возникает обязанность заплатить налог с 1/3 суммы, за которую была продана квартира, за вычетом 1/3 от миллиона рублей (т. к. квартира была в собственности менее 3 лет, то налоговый вычет составляет 1 миллион рублей; т. к. квартира в общей долевой собственности, то налоговый вычет делится между владельцами пропорционально их долям). В то же время, поскольку на имя ребенка была куплена 1/3 квартиры, то он имеет право на налоговый вычет в связи с покупкой жилья (в размере стоимости жилья, но не более 1 миллиона рублей), т. к. квартира куплена в общую долевую собственность, то вычет делится между владельцами пропорционально их долям. Таким образом, ребенок имеет право на вычет в размере 1/3 стоимости купленной квартиры, но не более 1/3 от миллиона рублей.

Поскольку ребенок — несовершеннолетний, то подать от его имени декларацию и заявления на налоговые вычеты должен родитель как законный представитель ребенка.

Гражданин получил субсидию на покупку квартиры по программе «Молодой семье — доступное жилье». Квартира была куплена, в том числе и на имя его несовершеннолетней дочери.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-04-05-01/237 от 14 июля 2008 г.)

Минфин разъяснил, что субсидии на покупку жилья до 1 января 2008 года облагались НДФЛ. Согласно ФЗ N 284-ФЗ от 29 ноября 2007 года с 1 января 2008 г. такие субсидии НДФЛ не облагаются. Однако 4 июля Дума приняла Федеральный закон (в настоящее время подписан Президентом — Федеральный закон N 158-ФЗ от 22 июля 2008 г.). После его вступления в силу (1 января 2009 г.) от НДФЛ будут освобождены все субсидии на покупку жилья, полученные начиная с 1 января 2005 г.

Что касается несовершеннолетней дочери, то Минфин напомнил: согласно Постановлению Конституционного Суда N 5-П от 13.03.2008 родитель, купивший квартиру в общую долевую собственность со своим ребенком, имеет право получить налоговый вычет, в том числе в части доли, купленной на имя ребенка.

Минфин разъясняет, что если право на недвижимость возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то пошлина за регистрацию сделки об отчуждении такого имущества (продажа, дарение и т. п.) не платится. Если регистрируется ограничение права или сделка, не связанная с отчуждением имущества (аренда, залог и т. п.), то пошлина платится в размере половины суммы, предусмотренной Налоговым кодексом за регистрацию соответствующей сделки. Кроме того, пошлину за регистрацию прав на недвижимость не платят малоимущие граждане (такую справку выдает орган местного самоуправления).

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-05-06-03/24 от 11 июля 2008 г.)

Если наследуется жилая недвижимость (квартира, комната, жилой дом, земельный участок с жилым домом и т. п.), как пояснил Минфин, госпошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство не платит наследник, проживавший в этом доме с покойным наследодателем на день его смерти и продолжающий жить в этом доме. Факт совместного проживания подтверждается справкой из жилищного органа, местной администрации или справкой из ОВД.

Также напоминается, что налог на наследование и дарение отменен с 1 января 2006 г.

Разъясняется порядок уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о наследстве.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ N 03-05-06-03/27 от 23 июля 2008 г.)

Дети, супруги, братья и сестры должны платить пошлину в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. рублей, другие наследники — 0,6% стоимости имущества, но не более 1 млн. рублей.

Стоимость имущества может определяться, исходя из его рыночной, инвентаризационной, кадастровой или иной стоимости на основании документов, выданных соответствующими органами или специалистами-экспертами. Если представляется несколько документов, нотариус при исчислении пошлины должен учитывать наименьшую стоимость.

Также Минфин напоминает, что в данном случае от уплаты пошлины на 50% освобождаются инвалиды I и II групп.

Больница получила часть квартир в многоквартирном доме на праве оперативного управления. Администрация Тверской области своим распоряжением отнесла эти квартиры к специализированному жилищному фонду и придала им статус общежития. ТСЖ, управляющее этим домом, обратилось в суд, полагая, что Администрация поступила незаконно, нарушив ст. 94 ЖК, согласно которой под общежитие предоставляются только специально построенные или переоборудованные дома.

(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ N 8391/08 от 8 июля 2008 г.)

Суд отказался удовлетворить требования ТСЖ. ТСЖ в данном случае не имеет самостоятельного экономического интереса, т. к. расходы по обслуживанию квартир оплачиваются их собственниками. Поэтому увеличение объема работ в связи с изменением статуса квартир, принадлежащих больнице, интересы ТСЖ никак не затронет.

ВАС отказал в пересмотре этого судебного решения.

Жилищная инспекция привлекла жилищную управляющую компанию к ответственности за нарушение правил технической эксплуатации жилого фонда: подвал и насосная были затоплены водой, а с вентиля на стояке холодного водоснабжения капало. Управляющая компания попыталась оспорить это решение, но суд решил, что она действительно виновата, т. к. действительно управляла этим домом и оказывала услуги по его содержанию и обслуживанию. Таким образом, она отвечала за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе технических подвалов и систем водоснабжения.

(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ N 8437/08 от 4 июля 2008 г.)

ВАС поддержал это решение.

Общежитие было передано из оперативного управления одного вуза другому вузу. Вуз, которому было передано общежитие, требовал выселить из него жильцов. Суд отказал ему в этом требовании, а ВАС отказал в пересмотре решения судов предыдущих инстанций.

(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ N 8680/08 от 11 июля 2008 г.)

Поскольку граждане вселились в это общежитие до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то в этом случае должны были применяться правила старого Жилищного кодекса РСФСР. А старый Жилищный кодекс не предусматривал такого основания для выселения из общежития, как передача его в оперативное управление другой организации. Аварийное состояние общежития также не основание для выселения жильцов без предоставления им другого помещения.

Предприниматель купил в жилом доме квартиру на первом этаже и захотел перевести это помещение в нежилое, чтобы открыть там магазин. Суды отказали ему в этом требовании, т. к. у него не было согласия всех жильцов дома на перевод помещения в нежилое.

(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ N 8577/08 от 10 июля 2008 г.)

ВАС отказал в пересмотре судебных решений, сославшись на следующее.

Для переделки квартиры в магазин надо разрушить несущую стену многоквартирного дома, оборудовать отдельный вход и сделать крыльцо. Такая перепланировка затронет всех граждан, живущих в этом доме. Поэтому для такой перепланировки и перевода помещения в нежилое надо получить согласие всех жителей дома.

Законопроект направлен на защиту прав жителей семейных общежитий, не оформленных в собственность органов местного самоуправления на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ. Согласно проекту предлагается передать в муниципальную собственность общежития, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям до их приватизации. Таким образом, жители таких домов получат возможность приватизировать свою жилплощадь.

(Проект Федерального закона N 79510-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».)

В таких домах жилье очень часто предоставлялось с нарушениями, и у жильцов, как правило, нет необходимых документов. Таким образом, по действующему законодательству их можно выселить, хотя по Жилищному кодексу РСФСР этого сделать было нельзя. Принятие такого закона позволит устранить эту несправедливость.

В настоящее время за бывшими членами семьи собственника жилья по общему правилу не сохраняется право пользования этим жильем, в том числе при переходе прав на это жилье (например, при его продаже). На практике это приводит к тому, что если при разводе ребенок остался проживать с тем из родителей, у которого нет жилья, то другой родитель может выселить своего ребенка. Если же суд, которому предоставлено право это сделать, при разводе сохранил за ребенком на определенное время право пользования этим жильем, недобросовестный родитель может продать или подарить это жилье, и тогда ребенка выселит новый собственник.

Для решения этой проблемы в Государственную Думу РФ внесены два законопроекта.

С точки зрения авторов проекта Федерального закона N 79776-5 «О внесении изменений в главы 11, 12 и 13 Семейного кодекса Российской Федерации», простое сохранение за детьми права пользования жильем родителей проблемы не решит, поскольку на практике разведенный родитель-собственник против совместного проживания с детьми от прежнего брака и жить ребенку в своей квартире не позволит. Поэтому законопроект предлагает обязать родителей обеспечить детей жильем для совместного проживания, т. е. купить или арендовать такое жилье. Таким образом, родителю — собственнику жилья предоставляется выбор: купить ребенку жилье, арендовать ребенку жилье или разрешить ему пользоваться своим жильем.

Авторы проекта Федерального закона N 82630-5 «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации» предлагают другой вариант решения этой проблемы: если с разведенным родителем остались несовершеннолетние дети, при этом у них нет другого жилья и материальное положение не позволяет им себя жильем обеспечить, суд обязан сохранить за таким родителем и такими детьми право пользования жилплощадью бывшего супруга. Пользоваться жилплощадью бывшего супруга будет можно до тех пор, пока бывший член семьи не будет обеспечен другим жилым помещением.

Очень часто жильцы в многоквартирном доме выбирают для управления своим домом профессионала — специализированную управляющую организацию. По договору с такой организацией жильцы перечисляют жилищно-коммунальные платежи на ее счет. Практика показывает, что управляющие организации далеко не всегда используют такие платежи по назначению — для расчетов с ресурсоснабжающими организациями.

(Проект Федерального закона N 86295-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».)

Для решения этой проблемы во внесенном в Государственную Думу законопроекте предлагается запретить управляющей организации заниматься другими видами деятельности, не связанными с управлением многоквартирным домом. За нарушение законопроектом предусмотрена административная ответственность: штрафы, дисквалификация руководителя.

Поскольку изменениями в третью часть ГК установлено, что выморочное имущество в виде жилья теперь наследуется субъектом РФ, Москва приняла новый порядок получения жилья в порядке наследования.

(Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан».)

Москва наследует квартиру в случае, если она принадлежала гражданину на праве собственности и освободилась за его смертью, при этом у покойного не осталось наследников ни по закону, ни по завещанию.

По истечении 6 месяцев со дня смерти собственника Департамент жилищной политики отправляет запрос в Московскую нотариальную палату. Если окажется, что других наследников нет, квартира перейдет в собственность г. Москвы по закону и нотариус выдаст представителю Департамента соответствующее свидетельство, после чего УФРС по г. Москве зарегистрирует переход права собственности.

Если в унаследованной городом квартире на законных основаниях проживают другие граждане, они сохраняют право пользования жильем на основании заключенного с Москвой договора.

Купить у Москвы квартиру с рассрочкой платежа могут только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Договор купли-продажи с рассрочкой платежа заключается между гражданином и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда. Срок договора — до 10 лет, при этом покупатель должен при заключении договора оплатить не менее 30% стоимости жилья. Квартира не переходит в собственность покупателя, пока не будет выплачена вся сумма. Проценты за рассрочку платежа составляют 5% годовых. В договоре должны содержаться: дата внесения первого платежа, график внесения денежных средств, а также расчет величины ежеквартального взноса. По соглашению сторон задолженность по договору можно погасить досрочно.

(Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 607-ПП «Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы».)

Договор может быть досрочно расторгнут, если покупатель не выполняет свои обязанности (использует помещение не по назначению, портит жилье, произвел перепланировку или переоборудование, просрочил очередную выплату более чем на месяц и т. п.).

В Санкт-Петербурге скорректирован порядок предоставления земли под индивидуальное жилищное строительство.

(Закон Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 г. N 395-69 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства».)

Теперь земля будет предоставляться не только для индивидуального жилищного строительства, но и для дачного строительства. Определено, что граждане могут получить только один участок (например, если получен участок для дачного строительства, то второй, для индивидуального жилищного строительства, получить нельзя). Закон дополнен новой нормой: в исключительных случаях во избежание чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности, неудобств в использовании и т. д. граждане могут бесплатно получить в собственность земельный участок площадью больше обычного норматива, но не больше чем на 0,03 га.

Установлено, что право на жилищный сертификат в Ленинградской области имеют не только чернобыльцы, но и граждане, пострадавшие от радиации вследствие аварии на «Маяке» и сброса отходов в реку Теча. Также такое право предусмотрено для членов семей погибших военнослужащих, в том числе вдов до повторного вступления в брак.

(Постановление Правительства Ленинградской области от 23 июля 2008 г. N 212 «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 31 июля 2006 года N 235 «О мерах по реализации в Ленинградской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы».)

Согласно изменениям гражданам, проживающим в жилье по договору социального найма, должно под расписку разъясняться, что жилищный сертификат они получат только в том случае, если освободят свое жилье.

Если гражданину выдан сертификат на приобретение жилья в Санкт-Петербурге, этот гражданин теперь сможет приобрести по такому сертификату жилье в Ленинградской области.

В Московской области повышаются цены на топливо печное бытовое. В 2008 г. уголь и торф будут стоить 2981 и 3159 рублей 35 копеек соответственно, а дрова — от 704 до 1814 рублей за 1 кубический метр.

(Распоряжение Министерства экономики Московской области от 25 июля 2008 г. N 33-РМ «Об утверждении тарифов на твердое топливо, топливо печное бытовое, реализуемое населению на территории Московской области».)

Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности в Белгородской области, возмещается плата за:

1) пользование жилым помещением,

2) содержание и ремонт жилья,

3) отопление — твердое топливо (как в домах с центральным отоплением, так и в домах без него) или газ (в домах с центральным отоплением),

4) электричество.

(Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. N 215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».)

Для получения этих мер поддержки педагогические работники должны представить в образовательное учреждение, где они работают, копию паспорта, справку о составе семьи, справку о занимаемой жилплощади и справку из органа соцзащиты о неполучении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по иному основанию. Также педагогические работники должны написать заявление на имя руководителя образовательного учреждения.

Педагогические работники, вышедшие на пенсию, имеют право на такие же компенсации за оплату жилья. Они должны принести в образовательное учреждение, где работали до пенсии, те же документы плюс дополнительно копию трудовой книжки и копию пенсионного удостоверения. Если это невозможно (учреждение ликвидировано либо они переехали в другой поселок) они должны принести набор документов в орган власти, занимающийся поддержкой педагогических работников.

В Пермском крае принят Закон, регулирующий предоставление жилья по договору социального найма.

(Закон Пермского края от 14 июля 2008 г. N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».)

За счет жилищного фонда Пермского края жилье в социальный наем предоставляется: 1) реабилитированным инвалидам или пенсионерам, 2) милиционерам, 3) государственным служащим Пермского края, 4) спортсменам — олимпийским чемпионам или призерам чемпионатов мира, а также их тренерам (при условии, что они не менее 5 лет живут в Пермском крае), 5) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Жилье им предоставляется при том условии, что у них нет своего жилья, или жилье не отвечает установленным требованиям, или жилплощадь меньше нормы для постановки на учет.

Указанным гражданам жилье предоставляется в порядке очереди. Вне очереди жилье предоставляется гражданам, дома которых признаны непригодными для проживания, детям-сиротам и государственным служащим. Норма предоставления жилья — 33 метра на одинокого гражданина, 42 метра — на семью из 2 человек, 18 метров — на каждого члена семьи из 3 или более человек.

Для постановки на учет граждане должны принести подтверждающие документы (для каждой категории — свои) в орган местного самоуправления, который передаст их в уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края.

В Волгоградской области отдельным гражданам установлены меры социальной поддержки: со следующего года им положены ежемесячная и ежегодная денежные выплаты на компенсацию расходов по жилищно-коммунальным услугам.

(Закон Волгоградской области от 10 июля 2008 г. N 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».)

Право на эти выплаты имеют: ветераны и инвалиды; чернобыльцы; граждане, пострадавшие от радиации при испытаниях на Семипалатинском полигоне, при аварии на «Маяке» и при сбросе отходов в реку Теча.

По выбору граждан деньги могут быть перечислены на их счет в банке либо выплачены через почту.

Установлено, что право на служебную жилплощадь имеют сотрудники ФСБ и милиции (они выделены в отдельную категорию — содержавшаяся раньше в законе формулировка «другие категории граждан, предусмотренные действующим законодательством» была недостаточно четкой).

(Закон Калининградской области от 3 июля 2008 г. N 275 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».)

Из Закона исключена норма, устанавливающая площадь предоставляемого служебного жилья. Это связано с тем, что конструктивные особенности имеющихся свободных служебных жилых помещений не всегда соответствуют этим нормам.

В Воронежской области изменились правила предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

(Закон Воронежской области от 2 июля 2008 г. N 65-ОЗ «О внесении изменений в законодательные акты Воронежской области по вопросу предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан».)

Раньше такие граждане имели право либо на предоставление жилья в социальный наем, либо на безвозмездную субсидию. Теперь они имеют право только на субсидию.

Размер субсидии по-прежнему определяется из расчета 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Право на такую субсидию по-прежнему будут иметь только те ветераны, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, которые встали на учет до 1 января 2005 г.

В Саратовской области квартплата для инвалидов будет снижена на 50%. Мера поддержки распространяется на инвалидов, живущих в частном жилфонде.

(Закон Саратовской области от 2 июля 2008 г. N 152-ЗСО «О социальной поддержке инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области».)

Закон вступает в силу со следующего года.

Возраст молодых семей и молодых специалистов на селе, которые могут стать участниками областной жилищной программы, увеличен с 30 до 35 лет.

(Закон Пензенской области от 1 июля 2008 г. N 1560-ЗПО «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об Областной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» на 2006 — 2012 годы».)

Установлено, что участники этой программы могут потратить полагающуюся им социальную выплату на покупку жилья в кредит (как на первоначальный взнос по ипотечному кредиту, так и в порядке погашения основного долга или процентов).

——————————————————————