Фонд земли русской
(Мошкович М., Терешко Ю., Завойкина Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 30)
ФОНД ЗЕМЛИ РУССКОЙ
М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Н. ЗАВОЙКИНА
Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».
Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».
Наталья Завойкина, газета «ЭЖ-Юрист».
В России в самое ближайшее время появится новый институт — федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Хотя создание данного института не стало неожиданностью (оно было предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 715), фонд остается не менее загадочным. Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» был принят в рекордные сроки. Такая поспешность и пугает многих экспертов.
Мысль об использовании «заброшенной» федеральной земли во благо жилищного строительства в умах законодателей витала довольно давно. Ее материализация началась уже этой весной. Сначала заморозили «нужную» федеральную землю, а теперь создали и фонд, который будет ею распоряжаться. И все это было сделано за какие-то считанные месяцы. Таким образом, президентская мысль об изъятии земель под жилищное строительство получила законодательное обеспечение.
Фонд отличается от обычных некоммерческих организаций. Решение о его учреждении принимается Правительством РФ. Для создания фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы. Фонд не может быть признан банкротом. Контроль за его работой производится в особом порядке.
Имущество фонда формируется за счет имущественного взноса РФ в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенных на них федерального недвижимого имущества и других поступлений. Данное имущество будет принадлежать фонду на праве собственности.
Генеральный директор фонда будет назначаться и освобождаться от должности Правительством РФ.
Сфера деятельности фонда весьма обширна, все его функции не перечесть. Главное, что фонд будет определять целесообразность использования земель министерствами и ведомствами, т. е. выделять среди них незадействованные, неэффективно используемые земли, которые затем и пойдут на реализацию жилищных программ.
Но деятельность фонда не ограничивается одной инвентаризацией земельных угодий, полномочия его идут дальше (что не может не пугать застройщиков). Фонд имеет право сам проводить аукционы по передаче земель под застройку, сдавать земли в аренду под жилищное строительство, передавать их в залог, выделять земли регионам для последующей их реализации и т. д.
Однако пока из Закона не следует главного: по каким критериям чиновники будут определять неэффективность использования федеральной земли. Думается, что такие критерии должны быть закреплены, иначе проблемы коррупции в данной сфере не избежать.
Вообще деятельность Фонда предполагается сделать прозрачной. Ежегодно фонд должен будет отчитываться перед Президентом РФ, обеими палатами Федерального Собрания и Правительством РФ. Также раз в год в фонде будет проходить обязательная аудиторская проверка. Финансовый контроль над Фондом будет вести Счетная палата РФ.
Тем не менее, не отрицая полезности идеи пустить в оборот неиспользуемую землю, многие специалисты и эксперты на строительном рынке России относятся к фонду с подозрением как к возможному государственному застройщику-монополисту.
Напомним, что масштабы жилищного строительства в России к 2014 — 2015 гг. планируется увеличить почти вдвое.
Как скажется создание такого мощного института на строительном рынке России, а также на простых гражданах, попавших в паутину жилищных проблем, покажет время.
Закон вступит в силу с момента его официального опубликования.
——————————————————————