Конституционно-правовой аспект национальной безопасности в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Зарубежный опыт
(Колесников Д. В.) («Юридический мир», 2013, N 1)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Д. В. КОЛЕСНИКОВ
Колесников Дмитрий Вячеславович, инспектор спецбатальона Государственной инспекции безопасности дорожного движения Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
В статье приводится положительный опыт по обеспечению безопасного дорожного движения на примере Швеции, при этом проанализирован ряд нормативных правовых актов и статистические данные в рассматриваемой сфере. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что безопасность дорожного движения является не только национальным вопросом каждой из стран, но и проблемой мирового характера. В статье также указывается на необходимость решения данной проблемы путем изменения общественного мнения, а также индивидуальной ответственности каждого из участников дорожного движения.
Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, безопасность дорожного движения, дорожное движение, национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности, зарубежный опыт.
Constitutional-law aspect of national security in the sphere of road traffic security. Foreign experience D. V. Kolesnikov
The article provides a positive experience for the safety of traffic on the example of Sweden, and the parsed number of regulations and statistical data in this area. Based on this study the author concludes that road safety is not only a national issue in each country, hut also the problem of global nature. The article also notes the need to address this problem by changing public opinion and individual responsibility of each of the road.
Key words: ensuring road traffic security, road traffic security, rod traffic, national security, ensuring national security, foreign experience.
Безопасность дорожного движения, несомненно, является задачей по обеспечению национальной безопасности, как в России, так и за рубежом. 11 мая 2011 г. во всем мире официально объявлено десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011 — 2020 гг. В рамках данного мероприятия были разработаны практические рекомендации, содержащие краткое описание предыстории десятилетия, его видение и основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Наряду с этим были представлены важные данные по дорожно-транспортному травматизму, а также приведены идеи и описание проведения стартовых мероприятий <1>. ——————————— <1> Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011 — 2020 годов. [Электронный ресурс] Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, 2012. URL: http://www. who. int/ru/. Загл. с экрана.
Следует подчеркнуть, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) гибнет 1,3 млн. человек, при этом ущерб в материальном эквиваленте превышает 500 млрд. долл., что сопоставимо, например, с 3% ВВП экономики США <2>. ——————————— <2> Ведомости (газета). 20.11.2009. N 399 — 400.
Исходя из этого, обозначенная проблема может быть отнесена к числу глобальных проблем человечества, решение которой возможно только путем объединения совместных усилий всего мирового сообщества. Несмотря на большой опыт в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, говорить о положительном результате пока рано. Поэтому возникает необходимость обратиться к зарубежному опыту решения проблемы высокой смертности в результате ДТП. Отметим, что в ряде стран основными направлениями снижения смертности на дорогах являются: — профилактика среди водителей и пешеходов; — состояние дорожного полотна и его удобство для движения; — эффективное национальное законодательство и разработка стратегических программ по обеспечению безопасности на дорогах; — информационно-аналитическая работа по уже произошедшим случаям ДТП со смертельным исходом. Обратим внимание, что среди иностранных государств, имеющих положительный опыт решения указанной выше проблемы, лидирующие позиции занимает Швеция. Напомним, что уже в 1929 г. в Швеции был принят закон об обязательном автостраховании автогражданской ответственности, и в том же году был создан Шведский союз автостраховщиков. Следует заметить, что Конституция Швеции <3> гарантирует своим гражданам содействие в обеспечении безопасности, при этом одним из ее аспектов является обеспечение безопасности именно дорожного движения. ——————————— <3> Параграф 2 главы 1 Конституции Швеции (Королевства Швеции) от 27 февраля 1974 г. Текст Конституции (Grundlagarna) приводится по сборнику «Конституции государств Европы». М.: Издательство «НОРМА», 2001. Оригинал на шведском языке доступен на сайте шведского парламента (риксдага).
Вместе с тем 9 октября 1997 г. в парламенте Швеции был одобрен Закон «О безопасности дорожного движения», в основу которого была положена программа по повышению уровня безопасности на дорогах Vision ZERO. Кроме того, Закон «О безопасности дорожного движения» определил предельные значения содержания алкоголя в крови водителей в количестве 0,2 г чистого алкоголя на литр крови, в то время как приложением <4> к Европейскому соглашению от 1 мая 1971 г. <5>, дополняющему Конвенцию о дорожном движении 1968 г. <6>, было установлено, что максимальный уровень содержания алкоголя в крови водителя транспортного средства в соответствии с национальным законодательством не должен превышать 0,8 г чистого алкоголя на литр крови <7>. ——————————— <4> Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. (подписан в г. Женеве 01.03.1973). Документ опубликован не был // По материалам СПС «КонсультантПлюс». <5> Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 года (заключено в г. Женеве 01.05.1971). Документ опубликован не был // По материалам СПС «КонсультантПлюс». <6> Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992) // Treaty Series. Volume 1732. New York: United Nations, 1999. P. 396 — 587. <7> Закон Швеции «О безопасности дорожного движения» от 9 октября 1997 г. (с учетом поправок, вступивших в силу 26 марта 2006 г., указанная величина уменьшена до 0,5 г чистого алкоголя на литр крови).
Важно отметить то обстоятельство, что основу указанной выше программы составляет так называемый принцип нулевой терпимости, согласно которому недопустимо относиться к смертности на дорогах как к чему-то привычному. В этом контексте следует подчеркнуть, что конечной целью данной программы является исключение случаев гибели людей на дорогах Швеции. Нет сомнения, что по своей сути рассмотренная государственная программа Швеции имеет ту же методологическую базу, что и создаваемые и реализуемые в России национальные проекты; при этом ее основой является осознание каждым гражданином социальной ответственности за жизнь человека <8>, хотя бы в силу того, что каждый второй в государстве является автовладельцем. ——————————— <8> Параграф 2 главы 1 Конституции Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. Текст Конституции (Grundlagarna) приводится по сборнику «Конституции государств Европы». М.: Издательство «НОРМА», 2001. Оригинал на шведском языке доступен на сайте шведского парламента (риксдага).
Основными методами программы Vision ZERO являются: — детальное расследование ДТП со смертельным исходом. Так, все ДТП со смертельным исходом расследуются специальной комиссией, при этом по окончании расследования предлагаются решения, которые позволят избежать повторения случившегося; — использование систем оповещения о непристегнутых ремнях безопасности в транспортных средствах. Например, все производимые в Швеции автомобили оснащаются системами оповещения о необходимости пристегнуться ремнями безопасности, при этом показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100%; — использование алкозамков. А именно в целях недопущения управления транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения применяются специальные технические устройства, блокирующие работу двигателя автомобиля; — установка фоторадаров. Так, на дорогах Швеции установленные стационарные средства контроля скоростного режима на дорогах позволяют фиксировать и документировать соответствующие нарушения правил дорожного движения. Ко всему сказанному следует добавить, что программа показала потрясающий результат: в 2008 г. смертность в результате ДТП в Швеции снизилась до 420 человек, что составило 41% и является лучшим показателем за всю послевоенную историю страны <9>. Кроме того, по данным статистических опросов, большая часть населения Швеции считает употребление алкоголя и вождение автотранспортного средства несовместимыми явлениями. ——————————— <9> Зарубежный опыт в области обеспечения безопасности дорожного движения / Ред. кол. в составе: Е. Е. Горский, Т. Н. Дугина, Т. В. Козловская, А. К. Приходько, Н. М. Тарасов, А. Ю. Якимов. М.: Институт транспортной и промышленной безопасности, 2009. 20 с.
Еще одним немаловажным обстоятельством является большое внимание, уделяемое профессиональному мастерству водителей: например, по статистике, в Швеции ежегодно водительских прав лишаются около 6 тыс. человек. Актуальность отмеченных моментов не вызывает сомнения, в том числе учитывая огромные человеческие потери в результате ДТП на российских дорогах, которые ежегодно составляют почти 28 тыс. человек <10>, что сопоставимо с населением небольшого города. ——————————— <10> Сведения об общем количестве погибших на дорогах Российской Федерации по итогам 2011 г. ГУОБДД МВД России. [Электронный ресурс] Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России, 2012. URL: http://www. gibdd. ru/stat/2011.pdf, свободный. Загл. с экрана.
Таким образом, представленный опыт может быть полезным для применения в сфере обеспечения безопасности Российского государства, в том числе в области безопасности дорожного движения, однако при этом необходимо учитывать особенности двух стран. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Безопасность на дорогах на сегодняшний момент является как серьезной проблемой мирового масштаба, так и внутренним вопросом каждой из стран. Как нам представляется, начинать решение этой проблемы нужно с детальных исследований причин увеличения показателей смертности в каждой из стран, при этом предпринимать конкретные шаги по устранению этих причин путем принятия национальных программ безопасности с обязательной фиксацией всех необходимых данных, систематического анализа изменения ситуации, причины такого рода изменений, а также составления аналитических прогнозов на основе полученных данных. Кроме того, необходимо разрабатывать региональные программы с учетом конкретной ситуации в сфере безопасности дорожного движения, сложившейся в том или ином регионе. И наконец, несомненно, нужно менять отношение каждого из участников дорожного движения к безопасности на дорогах и правилам поведения на них.
——————————————————————