Организация работы ФМС России по упорядочению и регуляризации внешней трудовой миграции и противодействию незаконной миграции
(Танцоров Л. П.)
(«Миграционное право», 2007, N 2)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФМС РОССИИ
ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ И РЕГУЛЯРИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Л. П. ТАНЦОРОВ
Танцоров Л. П., заместитель начальника Управления иммиграционного контроля ФМС России.
Проблема максимального использования экономического эффекта от миграционных процессов регулярно поднимается в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации В. В. Путина, который определил ее решение в качестве приоритетной задачи МВД и ФМС России.
Сложная ситуация с регулированием миграционных потоков обусловлена тем, что после распада Советского Союза не были отрегулированы отношения с бывшими республиками Советского Союза ни в экономической, ни в социальной сфере.
Большое количество граждан бывших союзных республик, а ныне независимых государств оказались вовлеченными в экономическую деятельность на территории России, причем в таких секторах экономики, которые, конечно же, вполне могли бы быть замещены гражданами Российской Федерации. Активное использование труда мигрантов происходило, с одной стороны, при отсутствии соответствующей законодательной базы, с другой — при забюрократизированности действовавших миграционных правил. Это предопределило уход части мигрантов в теневую экономику и как следствие — незаконный характер их трудовой деятельности и пребывания на территории государства.
Для решения миграционных проблем потребовались целенаправленные действия государства по защите интересов иностранцев и обеспечению законных интересов граждан России.
Современная миграционная обстановка на территории Российской Федерации характеризуется следующими данными.
Ежегодно к нам въезжает около 22 млн. иностранных граждан, из них 80% — граждане стран СНГ, в основном въезжающих с целью поиска работы. В целом труд мигрантов из более 122 стран мира используют практически все субъекты Российской Федерации. В соответствии с социологическими опросами многие мигранты рассматривают выезд на работу в Россию в качестве своей долгосрочной жизненной стратегии. Отмечается, что их средняя продолжительность пребывания в нашей стране составляет около 2 лет. При этом 44% опрошенных иммигрантов высказались в пользу приобретения российского гражданства.
В общем плане для государства складывается благоприятная ситуация, при которой численность иностранных работников, привлеченных в экономику страны, возросла со 129 тыс. человек в 1994 г. до 1150 тыс. человек в 2006 г., т. е. в 9 раз.
Вместе с тем еще актуальна задача минимизации негативных сторон в целом поощряемого государством миграционного процесса. Я имею в виду незаконную миграцию. Основные причины формирования спроса на труд нелегальных иммигрантов связаны с широким распространением теневых отношений в сфере найма иностранной рабочей силы.
Формируя предложение более дешевой рабочей силы, трудящиеся-мигранты деформируют рынок труда и снижают общую стоимость рабочей силы.
Одновременно развивается неформальный сектор занятости, характеризуемый наличием нарушений трудовых прав работников, в том числе права на безопасный труд и своевременную выплату заработной платы.
Извлечение прибыли от использования незаконных мигрантов влечет за собой широкий спектр негативных последствий, прежде всего в политической, социальной, морально-этической и правоохранительной сферах.
Работодатели, нанимающие нелегальных иммигрантов, как правило, получают существенную экономию затрат на рабочую силу. По ориентировочной оценке, с учетом данных Минздравсоцразвития России, заработная плата трудовых мигрантов составляет 3% от совокупной заработной платы работников-россиян, в то время как доля работников-мигрантов в общей численности работников превышает 8%. Этот дисбаланс препятствует выравниванию условий для рыночной конкуренции. К негативным экономическим результатам незаконного использования иностранной рабочей силы следует также отнести потери доходов государства из-за недополучения платы за использование иностранных работников, уклонения от уплаты налогов в бюджеты различных уровней и платежей в социальные внебюджетные фонды. По этой причине в 2006 г. потери всех уровней федерального бюджета составили около 450 млрд. рублей. При этом незаконные мигранты пользуются инфраструктурой, которая содержится за счет средств, поступающих от добросовестных налогоплательщиков.
Кроме этого, их участие в теневом секторе экономики создает питательную среду для развития коррупции. Как показало исследование, проведенное Международной организацией миграции, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально — примерно с трети мигрантов и всегда неофициально — с 29% мигрантов.
Нередко к числу негативных последствий нелегальной трудовой иммиграции относят вывоз иммигрантами валюты из России. По оценкам отдельных экспертов, около половины иммигрантов посылают часть заработанных денег на родину (главным образом в долларах США). При этом лишь немногие пользуются услугами банков. По информации Всеобщей конфедерации профсоюзов, в Киргизии, Армении и Молдавии каждая третья семья зависит от заработков своих родственников в России. Это является значительным вкладом иммигрантов в инвестирование экономик своих стран.
Большое число иностранных граждан, находящихся вне закона, соответственно — вне государственной защиты, и не имеющих средств к существованию, образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Всего в 2006 г. территориальными подразделениями ФМС России выявлено более 525 тысяч фактов нарушения правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания на ее территории. В административном порядке было выдворено 55809 иностранных граждан.
В последние годы удельный вес совершаемых иностранными гражданами преступлений от общего количества зарегистрированных на территории Российской Федерации преступлений составляет 3%. При таком низком удельном весе преступлений с их стороны имеется тенденция роста их количества. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 г. иностранцами было совершено 53 тыс. преступлений, что на 3,3% больше, чем за 2005 г., в том числе гражданами государств — участников СНГ — 47,5 тыс. преступлений (+2,0%). Наибольшие темпы прироста преступлений со стороны иностранных граждан зафиксированы в Южном (16%) и Дальневосточном (12,5) федеральных округах.
В целях повышения эффективности регулирования миграционных процессов проделана значительная работа по созданию правовой базы, коренным образом изменяющей подходы к управлению миграцией.
Прежде всего следует отметить активное участие МВД России и ФМС в разработке пяти федеральных законов, трех указов Президента, пятнадцати постановлений Правительства Российской Федерации. Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации и при их координации.
Установление новых норм потребовало введения ответственности за их нарушение. В этой связи внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение правил миграционного учета. Кроме того, существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, а также за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В целях совершенствования государственного управления в сфере миграции принят Закон, наделивший ФМС и ее территориальные органы полномочиями по осуществлению контрольных, надзорных и правоприменительных функций в сфере миграции. Также разграничена компетенция органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России при осуществлении правоприменительных функций.
В целом нормативные правовые акты направлены на совершенствование миграционного законодательства, получение от иммиграции максимально позитивного эффекта — экономического, политического и социального.
Таким образом, разработан эффективный механизм воздействия через работодателя на иностранного работника, стимулирующий последнего к определению своего правового статуса.
В результате принятых мер по итогам 2006 г. произошло фактически троекратное увеличение законно работающих иностранных граждан по сравнению с предыдущими годами. Положительная динамика сохраняется и в наступившем году. Число граждан, желающих получить разрешения на работу и легально трудиться в Российской Федерации, многократно возросло, в некоторых регионах России в 5 раз. С момента вступления в силу нового миграционного законодательства всеми подразделениями ФМС России принято свыше 70000 документов на оформление разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе УФМС России по г. Москве принято свыше 29000 документов, а УФМС России по Московской области — 8000 документов, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Наибольший рост числа обращений отмечается в ЦФО. Например, в Воронежской области — в 24 раза, во Владимирской — в 9 раз, в Липецкой — в 5 раз, в Москве — в 2 раза.
С начала года поставлено на миграционный учет более 341 тысячи иностранных граждан, в том числе 10 тысяч воспользовались возможностью учета посредством почтовых уведомлений.
Если в январе прошлого года в порядке регистрации ежедневно в среднем по стране на учет вставало 12 тысяч иностранных граждан, то сегодня это количество увеличилось до 25 — 28 тысяч.
Разноплановый характер влияния миграции на социально-экономическую жизнь государства предопределяет межведомственный характер взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в процессе контроля за соблюдением норм права, регулирующих вопросы привлечения трудовых мигрантов.
Одним из примеров комплексного решения миграционных проблем является работа по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683, установившего на 2007 г. допустимую долю иностранных работников, используемых в отдельных отраслях народного хозяйства. Назову ряд цифр.
По информации Росстата, в стране функционирует более пяти тысяч рынков (1,2 млн. торговых мест). Годовой оборот продаж на рынках превышает 1 трлн. рублей, что составляет более 20% общего объема розничной торговли.
При этом ситуация на рынках зачастую носит полукриминальный характер, производители сельхозпродукции безжалостно обираются посредниками, присутствие на рынках иностранных работников в большинстве случаев незаконно.
В этой связи представляются вполне оправданными принятые меры по наведению порядка на рынках.
Учитывая, что новые регуляторы в сфере организации торговли на розничных рынках совпали по времени с изменением миграционных правил, принято решение о координации контрольно-надзорных мероприятий на межведомственном уровне.
Во всех регионах сформированы совместные группы из числа сотрудников территориальных органов ФМС, внутренних дел, Роспотребнадзора и налоговой инспекции, которыми проверено более 7,5 тысячи объектов торговли.
Тщательно скоординированная работа в таком формате позволила (на 1 февраля т. г.) выявить почти 26 тыс. административных правонарушений, привлечь к ответственности 23 тыс. человек, в том числе 670 должностных и 210 юридических лиц (работодателей). В суды направлено 240 материалов о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов. Только в Москве судами принято шесть решений о приостановлении деятельности на 30 суток. Наложено штрафов более чем на 85950,5 тыс. рублей. Взыскано 37096 тыс. руб. По решению судов выдворено с территории страны 1734 иностранных граждан. В ходе проверок возбуждено 120 уголовных дел, в том числе 19 по статье 322.1 Уголовного кодекса «Организация незаконной миграции».
С точки зрения регулирования миграционных процессов в целом следует констатировать позитивные тенденции
В Российской Федерации в целом наметилась тенденция замещения местным российским населением рабочих мест, освобождаемых в розничной торговле иностранными гражданами. При этом дефицита торговых мест в розничной торговле в ЦФО, СЗФО, СФО и ПФО (Марий Эл, Татарстан, Мордовия) не наблюдается.
Например, только в Калужской области в 2006 г. в органы службы занятости обратилось по поводу работы 1860 местных жителей, имеющих профессию продавца.
В Липецкой области местными жителями на сегодняшний день уже занято 116, а в Курской области — 74 вакансии в розничной торговле.
В Иркутской области в Центре занятости населения на учете состоит 30 тыс. местных жителей, имеющих среднее и высшее торговое профессиональное образование.
Понятно, что в полном объеме оценить эффективность нового законодательства можно будет только через несколько месяцев. Однако итоги первых недель уже сейчас позволяют сделать вывод, что достигается основная цель нового подхода к учету иностранных граждан — получение полной информации о них, и в первую очередь об их количестве.
Очевидно, что в случае, если миграционные процессы носят хаотичный и неуправляемый характер, уровень обеспечения безопасности государства снижается. Наличие «нелегалов» в общем миграционном потоке порождает в обществе снижение уровня толерантности в отношении даже легальных мигрантов, на преодоление инерции которого уходят многие годы.
Поэтому совершенно ясно, что регулирование миграционных процессов, управление ими должно осуществляться исходя из интересов защиты безопасности государства, его граждан, развития регионов. Такой подход позволит корректировать нагрузку на социальную инфраструктуру, влиять на демографическую ситуацию и состояние рынка труда.
Конкретные шаги в этом направлении сделаны.
——————————————————————