Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации

(Мусаелян М. Ф.) («Адвокат», 2010, N 9)

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. Ф. МУСАЕЛЯН

Старший научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, член Российской криминологической ассоциации М. Ф. Мусаелян исследует проблему транснациональной организованной преступности как угрозы национальной безопасности Российской Федерации, анализирует ее основные формы, сравнительно новые проявления, в том числе в сфере деятельности «этнической» организованной преступности, рассматривает вопросы сотрудничества государств в борьбе с транснациональными преступлениями.

Ключевые слова: транснациональная угроза, национальная безопасность, организованная преступность, этническая преступность, терроризм, экстремизм, сотрудничество.

The transnational organized crime as a threat of national security of the Russian Federation M. F. Musaelyan

Senior research officer of criminal and criminal procedural legislation, judicature department of the Institute of Legislation and Comparative Law of the Russian Federation Government, Ph. D. in Law, the member of the Russian criminology association Musaelyan M. F. (e-mail: moretto@yandex. ru) investigates a problem of the transnational organized crime as a threat of national security of the Russian Federation, analyzes its main forms, comparatively new aspects, including the sphere of activity of «ethnic» organized crime, considers problems of cooperation among states for struggle against transnational crimes.

Key words: transnational threat, national security, the organized crime, ethnic criminality, terrorism, extremism, cooperation.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся

Лев Толстой

Современные тенденции в сфере российской организованной преступности свидетельствуют о расширении транснационального характера преступной деятельности, развитии международных связей с организованными группами и преступными сообществами других стран. В настоящее время организованная преступность все больше приобретает международный, или транснациональный, характер, в результате чего она представляет реальную угрозу стабильности и экономическому развитию как отдельных государств, так и международного сообщества в целом. Поэтому одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях возрастания внутренних и внешних угроз, активизации различных антигосударственных сил является изучение влияния различных форм транснациональной организованной преступности на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в указанной сфере. Прежде всего необходимо отметить, что решить проблему обеспечения безопасности личности, общества и государства невозможно без четкого определения понятия «национальная безопасность». Национальная безопасность — это сложная, многоаспектная социально-правовая категория, которая охватывает достаточно широкий круг общественных отношений. В российском законодательстве раскрывается понятие национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, понимает под этим состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п. 6) <2>. Исходя из указанного определения национальной безопасности можно сделать вывод, что видовые составляющие национальной безопасности — безопасность личности, общественная и государственная безопасность <3>. Кроме того, можно согласиться с точкой зрения Т. Я. Хабриевой, по мнению которой одной из составляющих национальной безопасности является состояние правовой защищенности национальных интересов — жизненных интересов многонационального народа Российской Федерации <4>. В триаде объектов национальной безопасности «личность — общество — государство» основополагающей составляющей является безопасность личности, так как согласно статье 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод — обязанностью государства <5>. В то же время заметим, что обеспечение безопасности личности, общества и государства — не противоречащие друг другу приоритеты, поскольку являются неотъемлемыми составляющими единой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. ——————————— <1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. <2> Заметим, что в данном определении национальной безопасности Российской Федерации понятие общественной безопасности фактически не разграничивается с понятиями государственной и личной безопасности, что на практике может вызвать трудности в ее понимании. <3> Следует отметить, что общим родовым понятием в отношении национальной безопасности является понятие «безопасность», под которым понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (см. ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769). <4> См.: Хабриева Т. Я. Национальные интересы и российское законодательство // Право и безопасность. 2005. N 4 (17). С. 71, 72. <5> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. кол. Л. А. Окуньков, М. Я. Булошников, Б. С. Крылов, А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, А. Е. Постников. М.: Юристъ, 2002. С. 41 — 45.

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет комплексный, многогранный характер и непосредственно связана с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, борьбой с криминализацией общественных отношений, организованной преступностью (в том числе транснациональной), терроризмом, экстремизмом, коррупцией, рейдерством, совершенствованием системы организации государственной власти и гражданского общества, решением существующих сложных социально-экономических вопросов в различных сферах жизнедеятельности, повышением уровня отечественной экономики, духовным оздоровлением общества, а также проведением тщательно выверенной внутриполитической и внешнеполитической деятельности. Поэтому эффективное выявление действующих и потенциальных внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации и противодействие им является важнейшей гарантией построения демократического и правового государства <6>. ——————————— <6> Заметим, что состояние защищенности личности, общества и государства возникает не только в результате нейтрализации внешних и внутренних угроз, но и вследствие совершенствования управленческих процессов, направленных на создание условий для защиты от указанных угроз.

В настоящее время угрозы национальной безопасности Российской Федерации носят в основном внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, продовольственной, экологической, информационной и духовной сферах жизнедеятельности. Мы разделяем мнение Т. Я. Хабриевой о существовании также «других главных угроз», таких как распад страны или отторжение от нее территорий; депопуляция, а проще — вымирание населения; потеря полноценной международной и внутренней суверенности; «моральный кризис», под которым понимается бюрократизация, неэффективность управления и коррумпированность <7>. В целом в деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации можно выделить два основных направления <8>: 1) законодательно-правовое <9>; 2) борьба с преступностью (в том числе транснациональной). ——————————— <7> См.: Хабриева Т. Я. Указ. соч. С. 71, 72. <8> См.: Мусаелян М. Ф., Мусаелян И. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие и угрозы // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2010. С. 753 — 764. <9> Необходимо отметить, что усиление законодательно-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — стратегически важная задача российского государства на длительную перспективу.

В последние годы Российская Федерация, будучи практически единственной самодостаточной, богатейшей (по потенциальным ресурсам) страной, занимающей 10% территории Земли при 2,4% населения планеты <10>, вызывает особый интерес у транснациональной организованной преступности, которая является закономерным результатом развития преступной деятельности в обществе, ее организованных сфер и представляет собой более изощренную систему организованной преступной деятельности <11>. Согласно статье 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., раскрывающей суть транснациональной организованной преступности, преступление носит транснациональный характер, если оно совершено: а) в более чем одном государстве; б) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве <12>. ——————————— <10> Российская Федерация обладает территориальным «запасом прочности» в плане возможностей цивилизованного обеспечения потребностей населения, в три раза превышающего настоящую численность населения страны (более подробно об этом см.: Губин Б. В. Геоэкономические проблемы страны в условиях глобального кризиса и пути противодействия его последствиям // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. С. 11). <11> См.: Звягинцев В. В. Юридический анализ сущности транснациональной организованной преступности и ее признаков // Право и политика. 2008. N 8. <12> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

Заметим также, что до сих пор не разработано четкое универсальное определение транснациональной организованной преступности ни в Российской Федерации, ни в зарубежных странах (хотя отдельные попытки определения этого явления предпринимались неоднократно). Кроме того, в науке дискуссионным является также перечень признаков, позволяющих охарактеризовать преступление как транснациональное. Нередко к таким признакам относят следующие: 1) наличие организации или участие в ней; 2) непрерывность деятельности; 3) наличие цели — прибыли; 4) способы достижения цели базируются на игнорировании национальных границ <13>. Полагаем, что именно указанный четвертый признак, отражая глобальность рассматриваемого явления, позволяет отличать транснациональную организованную преступность от организованной преступности в целом. ——————————— <13> См.: Шабалина Ю. В. Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности // Российский следователь. 2009. N 21. С. 37; Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность / Отв. ред. В. А. Номоконов. Владивосток, 2001.

Важная особенность российской организованной преступности состоит в том, что она, с одной стороны, нередко выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной стабильности и безопасности, а с другой стороны, проникает в мировые теневые финансовые процессы <14>. Вместо разрозненных мелких криминальных группировок постепенно появляются профессиональные организованные группы и преступные сообщества, обладающие межрегиональными и межгосударственными связями, налаженными каналами легализации и сбыта похищенного, предпочитающими действовать организованно и согласованно, в результате чего возрастает вред, причиняемый их преступной деятельностью. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение (транснациональными преступлениями), сопряжено с объективными трудностями, связанными с ограничением возможности национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений <15>. ——————————— <14> См.: Хабибуллин А. Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009. С. 4. <15> См.: Трунцевский Ю. В. Об определении транснациональных преступлений и формировании концепции имплементации норм международного права // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Сб. статей. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 16, 17.

В современных условиях традиционные угрозы суверенитету государств и международному сообществу приобрели новое измерение, а также появились новые, ранее не проявлявшиеся в антигосударственной деятельности. Особую озабоченность вызывает возникновение новых форм активизации деятельности организованной преступности (в том числе транснациональной), организованных групп и преступных сообществ, имеющих международные связи или действующих на территории нескольких государств, посредством совершенствования методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнения схем получения преступных доходов. Существующая ситуация в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью усложняется также высокой латентностью транснациональных преступлений, так как нередко значительная часть преступной деятельности «развернута» на территории других стран. Сегодня в Российской Федерации возрастает активность и влияние «этнических» организованных преступных формирований, имеющих связи с диаспорой, криминальными группировками, чиновниками и т. п. в ближнем и дальнем зарубежье, а также коррумпированной частью российского государственного аппарата. Наибольшее количество организованных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном, Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических регионах России. Большинство таких групп (65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Это в первую очередь Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18 — 20%). В дальнем зарубежье еще в 1994 г. российские группировки действовали в 29 странах мира, а сейчас их число варьирует от 44 до 50. Заметим также, что по последним данным МВД России на территории Российской Федерации действуют свыше 450 преступных сообществ и организаций, из них 76 этнических, 289 межрегиональных и 8 международных. В 2008 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на оперативный учет свыше 11000 участников организованных преступных объединений, в том числе 3900 активных, а также около 500 «авторитетов» преступной среды, из которых 118 — «воры в законе» <16>. ——————————— <16> См.: Репецкая А. Л. Российская организованная преступность в эпоху глобализации: состояние, структура, основные тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. N 1. С. 56, 61.

В деятельности иностранных организованных преступных группировок на территории Российской Федерации можно выделить определенные приоритетные направления, обусловленные как спецификой региона, так и сложившимися традициями. Например, арабские преступные группировки (ЦФО и СЗФО) занимаются контрабандой промышленных товаров, незаконным предпринимательством и миграцией; афганские (ЦФО и СЗФО) — контрабандой и сбытом наркотиков; китайские и вьетнамские (ЦФО, СЗФО, СФО и ДФО) — незаконной миграцией, контрабандой сырья и промышленных товаров, незаконным предпринимательством, вымогательством и похищением соотечественников-бизнесменов; нигерийские (ЦФО) — контрабандой и сбытом наркотиков. Наиболее негативной тенденцией является консолидация российских организованных преступных формирований с аналогичными зарубежными организациями (итальянской коза ностра, американской мафией, китайскими триадами, японской якудзой, латиноамериканскими наркокартелями), формирующая на территории Российской Федерации самостоятельный сегмент транснациональной организованной преступности <17>. ——————————— <17> См.: Сухаренко А. Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. 2007. N 2. С. 37, 38.

Заметим, что главная цель транснациональных преступных сообществ — получение высокой прибыли и постоянное увеличение доходов, для достижения которых нередко используются методы «коррупционного подкупа» чиновников и «замаскированного» проникновения представителей транснациональной организованной преступности в органы государственной власти и управления, а также правоохранительные органы. Поэтому важнейшим направлением борьбы с транснациональной организованной преступностью становится нейтрализация путей ее финансирования, ликвидация источников преступных доходов. На данный момент основными формами транснациональной организованной преступной деятельности, приносящими криминальные доходы транснациональным преступным сообществам, являются: легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем; фальшивомонетничество; ложное банкротство; мошенничество со страховкой; кража автомобилей; контрабанда произведений искусства и предметов культуры; незаконная торговля дикими животными; терроризм; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ <18>, оружия, военной техники, радиоактивных веществ и ядерных материалов, человеческих органов и тканей для трансплантации; морское пиратство; захват и угон наземного, морского и воздушного транспорта; корыстно-насильственные преступления на международных транспортных рейсах; преступления в сфере высоких технологий, прежде всего компьютерные преступления (включая мошенничества, совершаемые с применением новейших платежных средств и компьютеров); экологические преступления (экоцид); торговля людьми, работорговля, в том числе детьми; незаконная миграция; рейдерские захваты; коррупция. Заметим, что в последнее время наблюдается существенная активизация транснациональной организованной преступности в сфере экономической деятельности <19>. Полагаем, организация противодействия указанным источникам преступных доходов транснациональных преступных сообществ должна стать одним из основных направлений расширения приграничного сотрудничества с сопредельными государствами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. ——————————— <18> О факторах, способствующих развитию транснациональной наркопреступности и наркобизнеса, а также о современной международной и российской криминальной наркоситуации см.: Хатаев А. Ц. Единство целей и искренность в сотрудничестве — залог успеха в борьбе с транснациональными наркоугрозами // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. С. 64, 68. <19> Необходимо отметить, что некоторые авторы, говоря о консолидации организованной и экономической преступности, указывают на образование «феномена организованной экономической преступности или организованной преступности экономической направленности» (см.: Хабибуллин А. Г. Указ. соч. С. 6).

В числе международных, или транснациональных, преступлений, борьба с которыми объединяет усилия большинства стран и мирового сообщества в целом, особенно следует отметить деяния, которые представляют в настоящее время реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся терроризм (в том числе международный), экстремизм, бандитизм, захват заложников, вербовка, финансирование и обучение наемников, незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ <20>, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, контрабанда, торговля людьми, коррупция <21>, рейдерство и незаконная миграция <22>. Указанные преступления нередко имеют организованный характер и наносят многоаспектный ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, — жизни и здоровью людей, конституционным и социально-экономическим основам российской государственности, международной репутации Российской Федерации, существующим межгосударственным и внешнеэкономическим связям и т. п. ——————————— <20> В настоящее время наркомания представляет собой масштабную общенациональную угрозу социально-экономической и демографической безопасности российского государства. В современных условиях основные транснациональные наркоугрозы безопасности Российской Федерации исходят с территории Афганистана. В частности, транснациональной наркомафией создана и эксплуатируется хорошо отлаженная инфраструктура организации производства и сбыта героина (более подробно об этом см.: Хатаев А. Ц. Указ. соч. С. 70 — 74). <21> В современных условиях проблема борьбы с коррупцией как внутри российского государства, так и в контексте транснациональной организованной преступности является чрезвычайно актуальной. Коррупция является серьезной угрозой поступательному социально-экономическому развитию Российской Федерации, оказывающей в разной степени негативное влияние практически на все сферы общественной жизни. Это преступное явление в органах государственной власти РФ достигло таких размахов, что вышло на уровень общенациональной угрозы, в связи с чем ее преодоление является важнейшей задачей российского общества и государства (более подробно об этом см.: Цирин А. М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 28 — 34; Хатаева М. А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 129 — 139). <22> Важным аспектом в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является эффективное противодействие политической, экономической и социально-культурной экспансии сопредельных государств на приграничные территории Российской Федерации.

Так, в настоящее время большинство государств в той или иной степени столкнулись с проблемами терроризма и торговли людьми. Согласно данным ряда российских ученых и зарубежных исследовательских центров в мире насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет в сфере терроризма составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл. <23>. В соответствии с данными по торговле людьми, представленными Управлением ООН по наркотикам и преступности <24>, 127 стран являются поставщиками «живого товара», 98 — странами транзита и 137 — пунктом назначения. В государствах — участниках СНГ подавляющее большинство жертв — это женщины и девочки, которых переправляют в различные страны с целью сексуальной эксплуатации. Среди поставщиков «живого товара» на территории государств — участников СНГ лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Не менее активную роль играют в этом также Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Высокая латентность торговли людьми как преступления не позволяет точно определить истинные масштабы этого противоправного явления. Полагаем, что попытки незаконного вывоза из Российской Федерации женщин и детей в страны ближнего и дальнего зарубежья в целях сексуальной эксплуатации или принудительного труда фактически невозможны без привлечения коррумпированных представителей различных государственных структур, включая правоохранительные органы. В связи с этим необходимо усилить превентивную работу по выявлению и изобличению вышеуказанных коррумпированных лиц, нередко имеющих устойчивые криминальные связи, в том числе в сфере организации занятия проституцией, «крышующих» притоны для занятия проституцией и т. п. ——————————— <23> См.: Конюхова (Умнова) И. А. О формировании и развитии права мира как интегрированной отрасли права в условиях современных угроз человечеству // Евразийский юридический журнал. 2009. N 7 (14). С. 87. <24> См.: Официальный сайт Организации Объединенных Наций // www. un. org.

Существует также достаточно стабильная взаимосвязь между вышеназванными формами организованной преступности транснационального характера, например вербовкой и обучением наемников, терроризмом, экстремизмом, контрабандой, торговлей людьми, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ. Так, преступные доходы, полученные от незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабанды, торговли людьми, могут быть использованы для финансирования экстремизма и терроризма (в частности, международного), противодействие которым является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важно также обратить внимание на то, что в современных условиях глобальные изменения климата могут повлечь за собой ряд взаимосвязанных негативных последствий, а именно пограничных конфликтов, борьбу за ресурсы выживания и, главное, неконтролируемую миграцию. Указанные факторы, безусловно, повлекут за собой рост криминальных эксцессов в самых опасных их проявлениях — терроризме и транснациональной организованной преступности, например в виде организованных форм массовой незаконной миграции, торговли людьми и человеческими органами <25>. ——————————— <25> См.: Овчинский В. С. Глобальные изменения климата и преступность // Журнал российского права. 2008. N 3. С. 116.

В последние годы в Российской Федерации наряду с угрозой терроризма наблюдается рост экстремизма — не менее опасной формы организованной преступной деятельности, имеющей сложную антисоциальную и антигосударственную направленность. Экстремистско-террористическая деятельность по своей сути антиконституционна и представляет серьезную угрозу конституционному строю и безопасности демократического и правового (тем более федеративного и многонационального) государства. Наличие и развитие экстремистско-террористической угрозы в федеративном и многонациональном государстве — прямой путь к расколу общества и возникновению сепаратистских движений. Несмотря на общественно-государственное внимание к проблеме экстремизма и принимаемые государством организационно-правовые меры по его нейтрализации, проявления экстремистского мышления и поведения возрастают в количественном отношении, охватывают новые регионы страны, появляются ранее неизвестные модели экстремистско-националистического поведения. Так, в Центральном федеральном округе, а также в других федеральных округах России активизировались экстремистские организации (группировки), целью которых является возбуждение конфронтационных межнациональных и межрелигиозных процессов, в частности, путем совершения преступлений экстремистской направленности. Деятельность вышеуказанных экстремистских организаций (группировок) нередко направлена на подрыв основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации; нарушение территориальной целостности страны; дестабилизацию социально-политической ситуации; унижение человеческого и национального достоинства; разжигание (возбуждение) социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды; нарушение прав и свобод граждан; нанесение вреда основным ценностям демократического общества. Заметим, что опасность экстремизма обусловлена также его свойством перерастать в более серьезные преступления — терроризм, убийства, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки <26>. Сложная криминальная ситуация, негативные тенденции в сфере противодействия экстремизму, продолжающийся процесс углубления экстремизации российского общества, безусловно, представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации <27> и требуют организации адекватной и эффективной системы (включая предупредительно-профилактическую) правоохранительного противодействия экстремистской преступности. Полагаем, в настоящее время в целях предупреждения роста терроризма, экстремизма и сепаратизма необходимо принять дополнительные меры правового, организационного, социально-экономического и т. п. характера по пресечению экстремистской и террористической деятельности и ее искоренению во всех регионах страны, активизировать возможности всех государственных структур и общественных объединений. ——————————— <26> См.: Правовое противодействие экстремизму / Отв. ред. В. П. Кашепов. М.: Юриспруденция, 2008. С. 47. <27> См.: Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 18 — 27.

Говоря о проблеме экстремизма как одной из существенных угроз безопасности российского общества и государства, следует отметить, что в литературе в качестве одной из основных современных тенденций развития российской организованной преступности справедливо называется процесс сращивания российской организованной преступности с террористической и экстремистской деятельностью <28>. Мы согласны с мнением о том, что такая тенденция тесно связана с процессами транснационализации организованной преступности и глобализацией социально-экономических отношений в мировом масштабе <29>. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, неурегулированность порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической и экстремистской деятельности представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности <30>. ——————————— <28> Заметим, что в предшествующие периоды времени это явление не наблюдалось. <29> См.: Репецкая А. Л. Указ. соч. С. 61. <30> См.: Каширкина А. А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. 2007. N 12. С. 75.

Нет сомнения, что правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования в целях предупреждения и пресечения существенных негативных для общественной и государственной безопасности последствий. Однако наилучший результат по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений достигается при тесном взаимодействии правоохранительных структур различных государств, принятии своевременных и адекватных организационно-правовых и управленческих решений на международном уровне <31>. Поскольку транснациональная организованная преступность (в том числе террористическая и экстремистская) достаточно мобильна, общим интересом государств является осуществление правосудия независимо от того, в какой стране было совершено преступление. ——————————— <31> В связи с этим важно взаимодействие между правоохранительными органами различных стран, включая обмен информацией о лицах, причастных к организованной преступности террористического и экстремистского характера, использование оперативных возможностей правоохранительных органов зарубежных государств для предупреждения и пресечения незаконной деятельности транснациональных преступных формирований, создание временных совместных оперативных групп для осуществления документирования и нейтрализации действий транснациональных преступных сообществ.

В последнее время реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет сравнительно новое криминальное явление — рейдерство. Это крайне опасная для общества и государства преступная деятельность, связанная с незаконным захватом (насильственным или ненасильственным) объектов чужой собственности, предприятий и их имущества, которая нередко сопровождается совершением обманных действий. Рейдерская деятельность довольно часто носит организованный характер, сопряжена с коррупционными злоупотреблениями в судебной, правоохранительной, чиновничьей и предпринимательской среде. Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть комплексной, ориентированной на ее пресечение не только мерами уголовно-правового воздействия, но и посредством использования механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей, а также путем формирования в российском государстве и международном сообществе устойчивого негативного отношения к указанным деяниям. Несмотря на то что международной и национальной практикой выработаны достаточно эффективные направления и механизмы борьбы с большинством преступлений транснационального и международного характера, динамика мировых процессов и социально-экономического развития российского общества требуют постоянной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной (в том числе транснациональной) преступности. Современные реалии в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации требуют дальнейшего совершенствования законодательно-правового регулирования, принятия дополнительных организационно-правовых и управленческих мер на государственном уровне с целью нейтрализации существующих угроз и корректировки деятельности государства в области обеспечения национальной безопасности нашей страны. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, служат своеобразным индикатором развития общества <32>. Поэтому с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации наряду с эффективным противодействием транснациональной организованной преступности в качестве ключевых направлений можно выделить также комплексное решение проблем социально-экономической сферы (реализация приоритетных национальных проектов, преодоление неоправданно резкого расслоения населения, духовное оздоровление общества и т. п.); развитие военно-промышленного потенциала государства; тщательно выверенная и последовательно реализуемая внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, направленная на всестороннее обеспечение национальных интересов и активное участие в решении вопросов, имеющих региональное или международное значение. ——————————— <32> См.: Лютов А. А. Социальная политика и безопасность граждан США в условиях мирового кризиса // США и Канада (экономика — политика — культура). 2010. N 1 (481). С. 17.

Библиография

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882. Губин Б. В. Геоэкономические проблемы страны в условиях глобального кризиса и пути противодействия его последствиям // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. Звягинцев В. В. Юридический анализ сущности транснациональной организованной преступности и ее признаков // Право и политика. 2008. N 8. Каширкина А. А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. 2007. N 12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. кол. Л. А. Окуньков, М. Я. Булошников, Б. С. Крылов, А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, А. Е. Постников. М.: Юристъ, 2002. Конюхова (Умнова) И. А. О формировании и развитии права мира как интегрированной отрасли права в условиях современных угроз человечеству // Евразийский юридический журнал. 2009. N 7 (14). Лютов А. А. Социальная политика и безопасность граждан США в условиях мирового кризиса // США и Канада (экономика — политика — культура). 2010. N 1 (481). Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. Мусаелян М. Ф., Мусаелян И. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие и угрозы // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2010. Овчинский В. С. Глобальные изменения климата и преступность // Журнал российского права. 2008. N 3. Правовое противодействие экстремизму / Отв. ред. В. П. Кашепов. М.: Юриспруденция, 2008. Репецкая А. Л. Российская организованная преступность в эпоху глобализации: состояние, структура, основные тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. N 1. Сухаренко А. Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. 2007. N 2. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность / Отв. ред. В. А. Номоконов. Владивосток, 2001. Трунцевский Ю. В. Об определении транснациональных преступлений и формировании концепции имплементации норм международного права // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: Сб. статей. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. Хабибуллин А. Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и российское законодательство // Право и безопасность. 2005. N 4 (17). Хатаев А. Ц. Единство целей и искренность в сотрудничестве — залог успеха в борьбе с транснациональными наркоугрозами // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. Хатаева М. А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность // Журнал российского права. 2008. N 12. Цирин А. М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. N 3. Шабалина Ю. В. Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности // Российский следователь. 2009. N 21.

——————————————————————