Организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны
(Гусак В. А.) («История государства и права», 2011, N 3)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>
В. А. ГУСАК
——————————— <*> Gusak V. A. Organizational-legal forms of interaction of militia with the population in the Great Patriotic War.
Гусак Владимир Алексеевич, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.
Залог эффективного обеспечения правопорядка в России — тесное взаимодействие органов внутренних дел и населения. Для успешной реализации данного института необходим анализ исторического опыта. Годы Великой Отечественной войны в этом контексте представляют особый интерес.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, органы внутренних дел, взаимодействие, население.
Pledge of effective maintenance of the law and order in Russia — close interaction of agencies of internal affairs and the population. The analysis of historical experience is necessary for successful realization of the given institute. Years of the Great Patriotic War in this context, are of special interest.
Key words: the Great Patriotic War, agencies of internal affairs, interaction, the population.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема перенесения акцента в деятельности правоохранительных органов на предупреждение правонарушений и создание эффективной системы их профилактики. Для эффективной реализации функции профилактики правонарушений необходим не только профессиональный, организованный аппарат, но и функционирование системы взаимодействия правоохранительных органов и населения. Историко-юридическое исследование организационно-правовых форм взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны позволяет всесторонне проанализировать деятельность милиции по организации взаимодействия с населением, в связи с влиянием таких факторов, как недостаток кадров милиции и появление новых функций, обусловленных военной обстановкой. Великая Отечественная война затронула глубинные пласты общественного сознания, сформировала чувство национального единения, консолидировала общество вокруг единой цели. Одним из значимых факторов единства государства и общества в годы войны явилось массовое участие граждан в деятельности по оказанию содействия органам милиции в обеспечении общественного порядка и реализации других функций. Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка и содействия органам милиции многообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Граждане содействовали правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности как индивидуально, так и через объединения. Личное индивидуальное участие в обеспечении общественного порядка в форме выступления граждан в печати, по радио, обращения с письмами, жалобами, заявлениями имело большое значение в военный период, когда благодаря бдительности и вниманию граждан были выявлены и предотвращены многие тяжкие преступления, в том числе непосредственно направленные против обороноспособности страны. В целях повышения бдительности населения, поддержания общественного порядка и привлечения граждан к деятельности по его обеспечению органами милиции проводилась разъяснительная и агитационная работа среди населения. Во второй половине 1941 г. в Челябинской области было проведено около 1,5 тыс. докладов, бесед и собраний, охвативших более 60 тыс. граждан. Разъяснялись и обсуждались вопросы, связанные с усилением борьбы с «вражескими и уголовными элементами», хулиганством и нарушением паспортного режима, состоянием детской беспризорности и безнадзорности, оказанием содействия милиции со стороны населения <1>. ——————————— <1> ГАРФ. Ф. Р-9415. О. 3. Д. 15. Л. 73.
Классификация коллективных организационно-правовых форм содействия граждан органам милиции была предложена А. Ф. Пехтеревым по таким критериям, как масштабность, массовость, самостоятельность <2>. На основании данных критериев можно выделить следующие группы форм участия граждан в обеспечении общественного порядка. ——————————— <2> Пехтерев А. Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1987. С. 13 — 16.
Во-первых, массовые постоянно действующие общественные формирования (добровольные народные дружины, комсомольские оперативные отряды, советы общественности, советы профилактики правонарушений, отряды юных дзержинцев и др.). Особенностью этой формы является массовый характер и относительная самостоятельность. В период Великой Отечественной войны для обеспечения общественного порядка органами милиции привлекались члены партии и комсомольцы. К примеру, в Ленинграде на основании решения Ленинградского ГК ВКП(б) от 9 августа 1941 г. и решения Ленинградского ГК ВЛКСМ от 26 августа 1941 г. был сформирован Комсомольский полк по охране революционного порядка <3>. На полк возлагались задачи: оказывать содействие отделениям милиции города по охране укреплений полевого типа и траншей, контролю за соблюдением правил светомаскировки, несению охраны домов группами самозащиты, за работой групп противопожарной охраны, наконец, по обеспечению революционного порядка в городе и выполнение других оперативных заданий. Комсомольские организации города направили на его формирование свыше 2000 человек, командиром полка и командирами рот были назначены работники милиции. Ежесуточно полк выделял для несения службы 900 комсомольцев-бойцов. Только 25 — 26 сентября 1941 г. бойцами полка было задержано 10 сигнальщиков и ракетчиков, 93 человека без документов и с сомнительными документами, 80 нарушителей общественного порядка <4>. ——————————— <3> Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 1. О. 1. Д. 187. Л. 138. <4> Биленко С. В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. М., 1967. С. 42 — 43.
Вторая организационно-правовая форма коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка включала общественные группы, в компетенцию которых были непосредственно включены обязанности по содействию органам милиции. К ним относились (в порядке сокращения самостоятельности): сельские исполнители, группы самоохраны, группы охраны общественного порядка, бригады содействия милиции. Сельские исполнители содействовали органам милиции в осуществлении их полномочий. Работники милиции инструктировали сельских исполнителей, разъясняли им права и обязанности. Начальник милиции соответствующего района вел особый учет сельских исполнителей. Его указания по вопросам охраны общественного порядка, относившиеся к функциям сельских исполнителей, имели обязательный характер. В селах создавались также группы самоохраны, которые с наступлением темного времени суток должны были задерживать всех, кто прибывал к населенному пункту, и доставлять их в сельсовет. Группы самоохраны создавались также в городах. К примеру, в Златоусте в июне 1942 г. ежедневно выставлялось не менее 290 постов самоохраны. Они работали по специально составленному графику круглосуточных дежурств и оказывали значительное содействие органам милиции в работе по предотвращению преступлений <5>. ——————————— <5> ОГАЧО. Ф. П-288. О. 6. Д. 223. Л. 13 об.
На основании Директивы НКВД СССР от 25 августа 1941 г. N 205 во всех городских и сельских населенных пунктах создавались группы охраны общественного порядка — форма содействия органам милиции, появившаяся в военный период, которая также характеризовалась относительной самостоятельностью. Вместе с сотрудниками милиции члены групп осуществляли проверку документов у всех посторонних лиц, появлявшихся на территории населенных пунктов, выявляли среди них дезертиров, распространителей ложных слухов, доставляли задержанных в органы милиции или сельсоветы, несли охрану мостов, промышленных предприятий и других объектов, содействовали в охране социалистической собственности, контролировали соблюдение режима светомаскировки, сообщали в ближайшие воинские части, подразделения НКВД или сельсоветы о появлении вражеских самолетов или десантов. К 1943 г. в составе групп охраны общественного порядка насчитывалось около 1 млн. человек <6>. ——————————— <6> Дементьев Н. В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М.: Профиздат, 1959. С. 14 — 15.
В Свердловской области в первой декаде октября 1941 г. насчитывалось 526 групп охраны общественного порядка с общей численностью 12522 человека. В их состав входили депутаты местных Советов, члены бригад содействия милиции и уличных комитетов, управдомы и коменданты, а в сельской местности — сельские исполнители, члены бригад содействия милиции, бригадиры и другие лица. Старшими групп являлись депутаты местных Советов, а также члены и кандидаты ВКП(б) <7>. ——————————— <7> Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 161.0.6. Д. 1241. Л. 300 об.
Непродолжительная по времени практическая деятельность групп охраны общественного порядка подтверждала целесообразность их создания в условиях Свердловской области, где была размещена значительная часть эвакуированного населения и большое количество промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой полосы. За первую декаду октября 1941 г. членами этих групп было проверено 5063 человека эвакуированных и беженцев, из них арестовано 21 человек, в том числе за антисоветскую агитацию — 1, за подозрение в шпионаже — 3, дезертиров и лиц, уклоняющихся от воинской службы — 6, уголовных преступников — 9, нарушителей паспортного режима — 2 <8>. ——————————— <8> ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 300 об. -301.
В Челябинской области, как и в других регионах страны, наибольшей активности общественные группы достигли в первые военные годы, когда произошел всплеск преступности и требовалась максимальная концентрация совместных усилий милиции и общественности. За период с 1 января по 1 ноября 1942 г. членами групп было задержано: за антисоветскую агитацию — 8 человек, дезертиров армии и производства — 735, уклоняющихся от призыва и мобилизации — 172, нарушителей правил воинского учета — 312 и за уголовные проявления — 324 человека. Кроме того, члены групп привлекались к охране урожая на токах, в хранилищах, к проверке сторожевой охраны <9>. ——————————— <9> ОГАЧО. Ф. П-288. О. 6. Д. 223. Л. 106 — 107.
Основной общественной формой содействия милиции, характеризовавшейся наименьшей самостоятельностью по сравнению с другими организационно-правовыми формами, являлись бригады содействия милиции, действовавшие на основании Постановления СНК РСФСР от 29 апреля 1932 г. «О реорганизации общества содействия органам милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции». В предвоенный период численность бригад содействия милиции достигла 350 тыс. человек <10>. В военный период их численность значительно снизилась в связи с уходом в действующую армию и занятостью членов бригад на производстве. Однако органы милиции продолжали организовывать и направлять практическую работу бригад в соответствии с условиями военного времени. Бригады содействия милиции участвовали в борьбе с дезорганизацией тыла, хищениями личного, государственного и общественного имущества, дезертирством армии и производства, хулиганством. Наряду с охраной государственного и общественного имущества члены бригад содействия милиции несли патрульную и постовую службу в населенных пунктах. ——————————— <10> Слепнев Е. А. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка (на материалах РСФСР): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 91 — 95.
В Челябинской области в связи с прибытием эвакуированных граждан и эшелонов с оборудованием и имуществом в начальный период войны произошел значительный рост числа имущественных преступлений. За период с 1 января по 1 ноября 1942 г. членами бригад содействия милиции было задержано за кражи 1422 человека, нарушителей общественного порядка — 2043, дезертиров армии и производства — 63 и беспризорных и безнадзорных — 793 человека. По состоянию на 1 ноября 1942 г. в бригадах содействия милиции Челябинской области насчитывалось 600 человек <11>. ——————————— <11> ОГАЧО. Ф. П-288. О. 6. Д. 223. Л. 107.
Вследствие того что в Свердловске сторожевая, ведомственная охрана отдельных предприятий и сооружений не обеспечивала их безопасность, органами милиции с участием общественности уже в июне 1941 г. дополнительно были взяты под охрану городская электростанция, водонасосная станция, Верх-Исетский завод и две водонапорные башни <12>. О значительном содействии общественности органам милиции Свердловска свидетельствовали ежедневные сводки областного управления милиции за 1941 г. Так, например, в течение суток 14 июля для обеспечения общественного порядка и объектов государственного значения на территории города использовались 1730 человек, из них 435 работников милиции. В целом за период с 20 по 31 августа к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности было привлечено около 46 тыс. человек <13>. ——————————— <12> Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 161.0.6. Д. 1241. Л. 57. <13> ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 108, 184, 210, 281.
Бригады содействия создавались при транспортной милиции. В начальный период войны на Забайкальской железной дороге было создано 270 бригад содействия милиции и групп охраны общественного порядка <14>. Один из членов бригады содействия милиции в октябре 1944 г. на станции Песчанокопская задержал немецкого агента и трех лиц, совершивших серию ограблений и убийств. У задержанных было изъято похищенного имущества на сумму свыше 50000 руб. <15>. ——————————— <14> Прудников В. Г. Забайкальская транспортная. Штрихи к истории Забайкальской транспортной милиции / В. Г. Прудников, Э. О. Хавкин, В. С. Карасев и др. Чита: Поиск, 1999. 304 с. С. 68 — 69. <15> Приказ от 23 октября 1944 г. N 136 // Архив ПУВДТ. 1944 г. Л. 143.
К 1943 г. в составе бригад содействия милиции насчитывалось 118 тыс. человек <16>. В целом в составе бригад содействия милиции, групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка в годы войны насчитывалось до 2 млн. человек <17>. ——————————— <16> Дементьев Н. В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М.: Профиздат, 1959. С. 14 — 15. <17> Мулукаев Р. С. Милиция России (1917 — 1993). Историко-правовой очерк / Р. С. Мулукаев, Н. Н. Карташов. Орел, 1995. С. 137.
Исторический опыт свидетельствует, что в организационно-правовых формах участия граждан в обеспечении общественного порядка было заложено диалектическое единство: с одной стороны, граждане участвовали в управлении обществом и государством, обеспечивая эффективность выполнения государственными органами своих функций, с другой — эти формы способствовали развитию политического, правового и патриотического сознания граждан. Особенности периода Великой Отечественной войны обусловили активизацию взаимодействия милиции с населением и участия граждан в обеспечении общественного порядка и оказании содействия в реализации других функций органов милиции.
——————————————————————