Информационная функция милиции в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

(Гусак В. А.) («История государства и права», 2011, N 15)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ МИЛИЦИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 — 1945 ГГ.) <*>

В. А. ГУСАК

——————————— <*> Gusak V. А. Informational function of militia during the period of the Great Patriotic War (1941 — 1945).

Гусак Владимир Алексеевич, доцент Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

В статье «Информационная функция милиции в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)» автор выявляет масштабы и актуальность информационной проблемы, возникшей в военные годы в связи с массовой эвакуацией населения, анализирует особенности справочной работы, проводимой органами милиции в военный период для розыска лиц, утративших связь с родными и близкими, а также раскрывает значение этого направления деятельности милиции для обеспечения прав граждан и преодоления проблемы детской беспризорности и безнадзорности.

Ключевые слова: функции милиции, деятельность по учету эвакуированных, Центральное справочное бюро эвакуированного населения, детская беспризорность и безнадзорность.

The author of article «Informational function of militia during the period of the Great Patriotic War (1941 — 1945)» reveals the level and topicality of informational problem arisen during the war time in connection with mass evacuation of population, analyses the peculiarities of information service, carried out by agencies of militia during the war period for search of persons who lost connection with relatives, and also reveals the significance of this direction of activity of militia of ensuring the rights of citizens and negotiation of problem of infant homelessness and neglect.

Key words: functions of militia, activity of record of evacuated persons, Central Information Bureau of evacuated population, infant homelessness and neglect.

Правообеспечению как функции милиции, организационным целям ее деятельности в настоящее время не всегда уделяется должное внимание, деятельность милиции имеет в первую очередь правоохранительную направленность, связанную с предупреждением и пресечением преступлений <1>. В чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны управленческий потенциал органов милиции, реализованный в функции правообеспечения, способствовал поддержанию правопорядка, эффективному функционированию государственных и социальных институтов тыловых регионов, защите прав граждан. ——————————— <1> Капитонов С. А. Правообеспечительный потенциал милиции (вопросы теории, методологии и организации): Дис. … д. ю.н. Тюмень, 2003. 408 с. С. 11.

Содержание понятия «функция правообеспечения» включает в себя самостоятельное направление деятельности милиции в период Великой Отечественной войны, связанное с обеспечением эффективного функционирования государственных и общественных институтов, защитой прав и законных интересов граждан в соответствии с принципом законности. Реализация этой функции органами милиции способствовала проведению в военный период наиболее значимых организационных мероприятий по обеспечению процесса эвакуации, приема и размещения эвакуированных граждан, процесса паспортизации, преодоления массовой беспризорности и безнадзорности. Социальная природа органов милиции требует реализации не только правоохранительной, но и функции правообеспечения, так как милиция — орган государственной власти, обладающий широким кругом властных полномочий, наиболее приближенный к населению, способный оперативно реагировать на все изменения социальной обстановки, потребностей и интересов граждан. К правообеспечительным функциям органов милиции в период войны относились: организация приема эвакуированных граждан, их размещение, преодоление проблемы детской беспризорности и безнадзорности, информационная деятельность милиции. При эвакуации из прифронтовых районов населения, которая часто сопровождалась авиабомбардировками и обстрелами железнодорожных составов, а позднее при возвращении из тыловых областей в освобожденные от оккупации районы, а также в процессе стихийных перемещений населения люди часто теряли связь со своими родными и близкими, многие дети отставали от эшелонов, теряли связь со своими родителями. Железнодорожные объекты постоянно подвергались вражеским обстрелам и бомбардировкам. К примеру, на объекты Рязанско-Уральской магистрали в период Сталинградской битвы было совершено 786 авианалетов, разрушено 1200 км главных и станционных путей. На Астраханской ветке были фактически уничтожены все вокзалы, служебные здания, электросиловое хозяйство, паровозные и вагонные депо <2>. ——————————— <2> Боевой пост на магистралях. 80 лет транспортной милиции. Саратов, 1999. 160 с. С. 28.

По Западной, Курской, Московско-Киевской, Московско-Рязанской и Московско-Курско-Донбасской дорогам за четыре месяца 1941 г. было вывезено около 2,5 млн. человек. Почти 215 тыс. вагонов с людьми и оборудованием было отправлено на восток за этот период <3>. С июля по октябрь 1941 г. Сталинградской дорогой было перевезено более 1 млн. эвакуированных. В ноябре, к примеру, на станцию Сталинград-1 ежесуточно прибывало до 8 тыс. человек <4>. По Рязанско-Уральской железной дороге первые эшелоны с эвакуированным населением проследовали уже в конце июня 1941 г. На многих станциях РУЖД шли выгрузка и прием раненых. Саратов, Энгельс, Астрахань стали крупными госпитальными базами <5>. Через Саратовский эвакопункт прошли сотни тысяч людей, из них свыше 300 тыс. оставались на территории области, в том числе в Саратове — 100 тыс. <6>. ——————————— <3> На страже магистралей. Очерки истории транспортной милиции России. М., 2002. 247 с. С. 42 — 43. <4> Колодий М. А. История транспортной милиции: Царицын — Сталинград — Волгоград. Волгоград, 2007. 334 с. С. 100. <5> Боевой пост на магистралях. 80 лет транспортной милиции. Саратов, 1999. 160 с. С. 31. <6> См.: История Коммунистической партии Советского Союза. 4-е. изд. М., 1972. 735 с. С. 484.

Из местностей, в которых возникла угроза оккупации, в первую очередь были эвакуированы дети и детские учреждения. За вторую половину 1941 г. и в начале 1942 г. было вывезено 976 детских домов с 107223 воспитанниками. В течение июня 1941 г. из Ленинграда было вывезено свыше 300 тыс. детей. За счет эвакуации в Чкаловскую область детских домов из прифронтовой полосы, главным образом из Орловской, Ростовской, Смоленской, Гомельской и Полтавской областей, число детских домов в области увеличилось с 25 до 68, т. е. в 2,7 раза, а количество детей, проживавших в них, — с 2792 до 7829 человек, т. е. в 2,8 раза <7>. В Челябинскую область в период Великой Отечественной войны были эвакуированы из прифронтовых районов (Московской, Тульской, Рязанской, Калининской, Орловской и других областей) 92 детских дома, 133 интерната, которые насчитывали 15624 воспитанника <8>. В Барнауле, Омске, Новосибирске, Томске и Кемерово были созданы центральные детские эвакуационные пункты. В целом за период с 1 сентября 1941 г. по 1 января 1942 г. через эвакуационные пункты городов Западной Сибири прошли более 12 тыс. детей <9>. В ряде случаев из-за отсутствия мест в детских домах малолетних детей приходилось передавать на воспитание в отдельные семьи граждан. С первых дней войны и до мая 1943 г. связь с родителями потеряли 190 тыс. детей. ——————————— <7> ГАОО. Ф. Р-1893. О. 3. Д. 290. Л. 1. <8> Эти детские военные годы. 1941 — 1945: Сб-к документов и материалов. Челябинск, 2000. 158 с. С. 124, 127, 129; ГАРФ. Ф. Р-9412. О. 1. Д. 34. Л. 38, 39. <9> Гаврилов Н. С. Западная Сибирь в Великой Отечественной войне. Барнаул, 1998. 105 с. С. 134 — 135.

Для учета эвакуированного населения в составе паспортного отдела Главного управления милиции НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро эвакуированного населения, располагавшееся в г. Бугуруслане Чкаловской области. Аналогичные органы создавались при паспортных отделах управлений милиции республик, краев и областей. О создании справочных столов и порядке розыска населения СССР было широко оповещено с помощью центральной печати и радио. В соответствии с Приказом N 247 за 1943 г. «Об организации Административного отдела в составе Главного управления милиции» в целях усиления работы по поддержанию паспортного режима паспортный отдел ГУМ НКВД СССР был разделен на два отдела: паспортный и административный. На паспортный отдел были возложены функции организации и проведения паспортной системы по СССР, осуществления контроля за соблюдением паспортного режима учреждениями, предприятиями и гражданами, организации и проведения учета военнообязанных по СССР, а также функции по централизованной заготовке, учету и хранению бланков паспортных документов; розыску утраченных и похищенных паспортов; розыску злостных неплательщиков алиментов. Административный отдел осуществлял: а) руководство периферией по вопросам выдачи пропусков на проезд граждан по железной дороге, водным и другим путям сообщения, а также въезд в запретные пограничные зоны; б) выдачу пропусков на въездах в г. Москву рабочим, служащим предприятий и учреждений, а также членам их семей по соответствующим решениям Правительства; в) руководство Центральным справочным бюро, которое занималось розыском эвакуированных. В Центральное справочное бюро в военный период поступило около 3,5 млн. заявлений об установлении места жительства эвакуированных, было взято на учет более 6 млн. эвакуированных граждан, установлены места жительства 2 млн. 861 тыс. разыскиваемых. Используя материалы прописки паспортов (заполненные адресные листки), кустовые адресные бюро городов также способствовали населению страны в установлении места жительства их родных и близких <10>. ——————————— <10> См.: История советской милиции: В 2 т. М., 1977. Т. 1. 346 с. С. 78.

Справочные аппараты на местах финансировались за счет местных бюджетов и были немногочисленными. К примеру, в соответствии со штатным расписанием, справочное адресное бюро по розыску эвакуированных при Управлении милиции Свердловской области состояло из четырех человек. На учет им были взяты сотни тысяч эвакуированных граждан, установлены и сообщены десятки тысяч адресов лиц, с которыми в ходе эвакуации была утрачена связь <11>. ——————————— <11> ГАСО. Ф. Р-88. О. 1. Д. 5077. Л. 88.

Для розыска детей, утративших связь с родителями в процессе эвакуации или по другим причинам, связанным с военной обстановкой, согласно Постановлению СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» при Центральном справочном бюро был создан Центральный справочный адресный детский стол при НКВД СССР. В его картотеке концентрировался учет детей, потерявших связь с родителями, по всему СССР. На 1 апреля 1944 г. Центральный справочный детский стол содержал в своей картотеке 422272 учетные карточки. В соответствии с Приказом НКВД СССР от 10 марта 1942 г. детские адресные столы создавались также при областных и краевых управлениях НКВД, городских отделах и районных отделениях НКВД. Первоначально детские адресные столы входили в состав отделов и служб боевой подготовки органов милиции, а в 1944 г. Приказом НКВД СССР были переданы в паспортные столы. К 1 июня 1942 г. в адресные детские столы страны было направлено 41107 заявлений о розыске детей, при этом было установлено местонахождение 13414 детей, или 32,6% от общего числа разыскиваемых. К примеру, за 4 месяца 1944 г. поступило 9458 запросов, по которым удалось найти 3013 детей, или 31,8%. Всего за военные годы было разыскано и возвращено родителям более 20 тыс. детей <12>. ——————————— <12> См.: История советской милиции. Т. 2. С. 78.

В детских комнатах милиции работа, проводимая с беспризорными и безнадзорными детьми, отражалась в регистрационной карточке (о возвращении ребенка родителям, о сделанном родителям предупреждении, наложенном штрафе и о сообщении общественным организациям по месту их работы). На несовершеннолетних, не имевших связи с родителями, при направлении их по указанию комиссии по устройству детей в детские учреждения, за исключением детей, направляемых в детские приемники-распределители НКВД СССР, помимо общей регистрационной карточки на разыскиваемых детей составлялись учетные карточки в двух экземплярах, которые направлялись в справочно-адресный стол управления милиции. На основании регистрационных карточек ежемесячно составлялись сводка и докладная записка о проделанной работе. В сводке о работе детской комнаты милиции учитывалось общее количество детей, прошедших через детскую комнату, выделялись беспризорные, безнадзорные, повторно доставленные, отражались причины доставления, кем и откуда доставлены. Каждый несовершеннолетний, направленный в детский приемник-распределитель НКВД или другие учреждения, сдавался под расписку в регистрационной карточке. Всех детей, прошедших через детские приемники-распределители и направленных для устройства на воспитание в семьи граждан, в детские учреждения, в школы ФЗО, ремесленные училища, на патронат или на работу в промышленности или сельском хозяйстве, регистрировали в справочных адресных детских столах. На детей, не возвращенных родителям или лицам, их заменяющим, в детских приемниках-распределителях составлялась в двух экземплярах учетная карточка по образцу, установленному Приказом НКВД СССР от 10 марта 1942 г. Один экземпляр карточки направлялся в Отдел службы и боевой подготовки ГУМ НКВД СССР, а второй — в Отдел службы и боевой подготовки управления милиции НКВД-УНКВД но месту нахождения приемника-распределителя <13>. ——————————— <13> ГАРФ. Ф. Р-9412. О. 1а. Д. 123. Л. 37 об.

Процедура поиска детей заметно осложнялась из-за несвоевременного получения детскими адресными столами регистрационных карточек на детей, побывавших в детских приемниках-распределителях, находившихся в детских домах, домах ребенка. Детские адресные столы часто не обладали полнотой информации, в силу чего работали недостаточно эффективно <14>. ——————————— <14> Ермаков Е. Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 — 1950 гг.) (историко-правовой аспект): Дис. … к. ю.н. М., 2002. 157 с. С. 39.

Наряду с работой по розыску людей и выдачей необходимой информации по индивидуальным запросам паспортные аппараты обеспечивали информацией государственные органы, обеспечивая реализацию правоохранительных функций. В 1944 г. кустовыми адресными бюро было выдано 6183164 справки органам НКВД СССР, НКГБ СССР, Наркомату обороны СССР, прокуратуре и Наркомату финансов СССР, в 1945 г. — 5691983 справки, другим организациям и гражданам — соответственно 1880051 и 1500680 справок. Кроме того, через систему кустовых адресных бюро в 1945 г. было выявлено свыше 46 тыс. лиц, совершивших преступления <15>. ——————————— <15> ГАРФ. Ф. Р-9415. О. 3. Д. 1417. Л. 16, 33.

Начало Великой Отечественной войны потребовало изменения деятельности всех государственных органов, преобразования их структуры и организационно-правовых форм работы. В системе органов милиции цель проведенных преобразований заключалась в наиболее эффективной организации ее деятельности в соответствии с закономерным процессом выдвижения на первый план функции обороны страны, в первую очередь обеспечения правопорядка в процессе организованной эвакуации населения. Проблемы учета лиц, эвакуированных в тыл страны, поиска потерявшихся родных и близких, детей, с которыми родители утратили связь, приобрела в военный период особую актуальность. Информационная функция органов милиции осуществлялась Центральным справочным бюро эвакуированного населения и аналогичными местными органами, детскими справочными столами. Реализация этой функции, связанной с учетом эвакуированного населения, проведением справочной работы, была необходима для оказания помощи гражданам, потерявшим своих близких, обеспечения их прав и преодоления проблемы детской беспризорности и безнадзорности.

——————————————————————