Деятельность милиции по мобилизации автотранспорта в период Великой Отечественной войны

(Гусак В. А.) («Транспортное право», 2010, N 2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ ПО МОБИЛИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В. А. ГУСАК

Гусак В. А., доцент, кандидат юридических наук, Челябинский юридический институт МВД России.

В период Великой Отечественной войны на милицию был возложен широкий круг обязанностей по обеспечению содействия фронту и организации функционирования тыла. Историко-правовой анализ отдельных функций милиции, среди которых деятельность, направленная на мобилизацию автотранспорта, позволяет выявить общие закономерности изменений системы органов милиции и особенности ее правового статуса. Автомобильный транспорт в условиях военного времени приобретал исключительное значение для быстрой переброски войск, снаряжения, боеприпасов, продовольствия. Не меньшую роль играл автотранспорт для обеспечения функционирования тыла: требовались своевременная доставка на заводы и фабрики материалов, отправка готовой продукции. Весь имеющийся в наличии городской транспорт должен был работать с особой интенсивностью. Проблему автотранспортного обеспечения необходимо было решить в связи с перевозкой эвакуированного населения и ценностей, а также в связи с развертыванием деятельности эвакуированных промышленных предприятий и других стратегических объектов. Функции мобилизации автотранспорта, необходимого как для фронта, так и для тыла, осуществления контроля за выполнением предписаний о поставке транспорта на сборные пункты, проверки технического состояния транспорта были возложены на милицию, в структуру которой входила Государственная автомобильная инспекция. До начала войны основными функциями Государственной автомобильной инспекции являлись: разработка правил дорожного движения, контроль за их исполнением, борьба с аварийностью автотранспорта, контроль за эксплуатацией автомашин на линии, наблюдение за подготовкой шоферов, учет автопарка, учет и анализ причин дорожно-транспортных происшествий и привлечение к ответственности виновных в авариях <1>. ——————————— <1> См.: Ефремов М. А. 80 лет тайны. (Власть и милиция Сибирского края.) Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграф-комбинат», 2002. С. 252.

Для довоенного периода была характерна низкая штатная численность государственных автоинспекторов как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Например, в Челябинской области к началу войны работники Госавтоинспекции действовали не во всех районах, штат госавтоинспекторов в городах и районах области насчитывал 40 человек <2>. ——————————— <2> См.: Архив ГУВД Челябинской области. Книга с приказами за 1941 год. Д. 55. Л. 494 — 497.

В связи с началом войны центральный аппарат Государственной автомобильной инспекции был эвакуирован в г. Чкалов. Ряд основных функций Госавтоинспекции был существенно расширен в связи с особенностями военной обстановки. В целях настоящей статьи ее предмет исследования будет ограничен теми функциями, которые являлись специфическими для военного периода. В деятельности Государственной автомобильной инспекции в военный период можно выделить два этапа: мобилизационный, в целом завершившийся в начале 1942 г., и контрольно-технический, когда на первый план вышли обязанности по проверке технического состояния автомобильного парка, тракторов и тягачей, качественному и количественному учету автомобильного транспорта. С первых дней войны аппараты Государственной автомобильной инспекции приступили к реализации функций по мобилизации автомобилей, тракторов и мотоциклов для нужд армии, осуществлению жесткого контроля за выполнением предписаний о поставке транспорта на сборные пункты, своевременной проверке их технического состояния и вскрытию причин неисправностей, оказанию помощи автохозяйствам, авторемонтным заводам и мастерским, работе по максимальной экономии горючего, обеспечению автотранспортом строительства стратегических объектов <3>. ——————————— <3> См.: Советская милиция: история и современность (1917 — 1987). М., 1987. С. 160.

Сотрудникам милиции было предоставлено право задерживать автотранспорт прямо на улицах, изымать у водителей путевки и документы, направлять автомобили на сборный пункт, а лиц, управляющих транспортными средствами, — на специальную комиссию, где решался вопрос об их мобилизации в качестве водителей <4>. В целях своевременного укомплектования автотранспортом войсковых частей необходимо было обеспечить его поставку в установленные мобилизационным планом сроки. Так, в Ленинграде к 21 часу 23 июня 1941 г. было мобилизовано 60% грузового городского парка автомашин и почти все легковые <5>, в Свердловской области после начала войны одной из главных задач областного управления милиции была определена мобилизация автотранспорта, обеспечение поставки автохозяйствами машин на сборно-сдаточные пункты <6>. ——————————— <4> См.: ГАИ — 60 лет. История. Воспоминания. Очерки. М.: Объед. ред. МВД России, 1996. С. 66. <5> См.: Биленко С. В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. М., 1967. С. 43. <6> См.: Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 60.

Подразделения Государственной автомобильной инспекции тыловых регионов играли значительную роль в обеспечении автотранспортом формирующихся воинских частей. Так, в Кировской области была создана специальная техническая комиссия по приемке автотранспорта для отправки его на фронт. Всего за военный период в действующую армию было направлено свыше 75% довоенного автопарка области <7>. ——————————— <7> См.: Порфирьев Ю. Б. Органы внутренних дел Кировской области в годы Великой Отечественной войны: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 217.

В Омской области в сентябре 1941 г. началась работа по созданию Сибирской дивизии и подготовке ее к сражениям на фронте. За один месяц подразделения Государственной автомобильной инспекции проделали всю необходимую работу по мобилизации автомобильной техники из различных отраслей народного хозяйства, проведению ее тщательного техосмотра, ремонта и комплектации <8>. Всего по стране к 1 октября 1941 г. Красной Армии было передано около 190 тыс. лучших автомобилей, или 39% общей численности автомобильного парка <9>. ——————————— <8> См.: ГАИ — 60 лет. С. 86 — 87. <9> См.: История ГАИ: к 60-летию образования Госавтоинспекции МВД СССР. М., 1986. С. 130.

Начиная с 1942 г., после того как основная работа по мобилизации автотранспорта для нужд армии была в целом завершена, в Государственную автомобильную инспекцию стал поступать неходовой и разукомплектованный автотранспорт. Для решения этой проблемы принимались организационные меры. Например, в Свердловской области во многих райисполкомах были созданы специальные комиссии по выявлению и восстановлению неходового транспорта с последующей отправкой его в армию. Как правило, в такие комиссии входили начальник милиции, госавтоинспектор и представитель военкомата. В Кировской области для капитального ремонта автотранспорта в гаражах областного центра было открыто 20 авторемонтных точек. После проведения ремонта автомобили комплектовались в колонны и отправлялись на фронт <10>. ——————————— <10> См.: Порфирьев Ю. Б. Указ. соч. С. 217.

Деятельность аппаратов Государственной автомобильной инспекции в Челябинской области включала в себя надзор за автохозяйствами, осуществление контроля за эксплуатацией автомашин на линии, технический надзор за автомототранспортом, мобилизацию автопарка и его работников на посевные и уборочные сельскохозяйственные кампании, агитационно-массовую работу среди сотрудников автохозяйств. Сотрудники Государственной автомобильной инспекции оказывали помощь местным органам в подготовке грузовых автомобилей для перевозки урожая, вели борьбу с порожними пробегами машин. Для этого на дорогах выставлялись диспетчерско-контрольные посты, осуществлялись проверки легковых и грузовых машин по расходованию бензина, по километражу, а также по маршрутам движения. С целью предупреждения аварийности и определения мобилизационной готовности автомототранспорта с 20 марта по 1 мая 1942 г. в Челябинской области проводился его технический осмотр. Всего сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Челябинской области было осмотрено свыше 80% всех имеющихся в наличии автомашин, 144 мотоцикла и 88 прицепов. В ходе техосмотра автопарка проводились собрания с водителями и совещания с руководителями автохозяйств, а также инструктивные совещания с милицейским составом при районных отделах НКВД, было опубликовано 39 статей в газеты по проводимому техосмотру, проведено 61 собрание с руководителями автохозяйств и водительским составом, на которых присутствовали свыше 1 тысячи человек <11>. ——————————— <11> ОГАЧО. Ф. П-288. О. 6. Д. 223. Л. 111.

Кроме мобилизационных и контрольно-технических функций на работников Государственной автомобильной инспекции возлагались общемилицейские функции по борьбе с преступностью: задержание угонщиков, а также водителей, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, уличных грабителей, патрулирование. В Москве в ночное время работники Государственной автомобильной инспекции проводили патрулирование с целью предупреждения угонов автомобилей, проверяли состояние охраны мобилизованного и размещенного на специальных стоянках автотранспорта, контролировали выполнение комендантского часа, установленного в столице с 24.00 до 4.00 утра и запрещавшего на это время движение автотранспорта и пешеходов без специальных пропусков. Кроме того, работники Государственной автомобильной инспекции принимали участие в строительстве оборонительных рубежей, занимались организацией эвакуации населения, предприятий и учреждений, обеспечивая их транспортом, во время воздушных налетов следили за светомаскировкой в домах и на городских магистралях, ликвидировали последствия бомбардировок <12>. ——————————— <12> См.: ГАИ — 60 лет. С. 66 — 69.

Таким образом, исследование функций Государственной автомобильной инспекции, обусловленных особенностями военной обстановки, позволяет выделить две основные функции: мобилизационную и контрольно-техническую, реализация которых способствовала разрешению проблемы автотранспортного обеспечения фронта и тыловых регионов.

——————————————————————