Сформированность свойств личности курсанток вузов МВД России с учетом их будущей профессиональной деятельности

(Тапунов Ю. Н.) («Общество и право», 2010, N 5)

СФОРМИРОВАННОСТЬ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОК ВУЗОВ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю. Н. ТАПУНОВ

Тапунов Юрий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России.

В лонгитудинальном исследовании приняли участие 24 курсантки экспериментальной группы (24 человека), занимающиеся физической подготовкой с учетом будущей работы, не связанной с силовым задержанием, и 23 контрольной группы (23 человека), занимающиеся физической подготовкой с учетом будущей работы, связанной с силовым задержанием. Выявлено, что наиболее выраженно у курсанток экспериментальной группы повышается сформированность интеллектуального компонента, на втором месте, соответственно, эмоционального и волевого компонента. В контрольной группе наиболее выраженно формируется волевой компонент, на втором интеллектуальный и эмоциональный компоненты.

Ключевые слова: свойства личности курсанток, психологические качества, профессиональные умения.

In congeniality research have taken part 24 students experimental group (24 persons), engaged physical training taking into account the future work not connected with power detention and 23 control groups (23 persons), engaged in physical preparation taking into account the future work connected with power detention. It is revealed that is most expressed at student’s experimental groups raises forming an intellectual component on the second place to respective an emotional and strong-willed component. In control group it is most expressed the strong-willed component on the second an intellectual and emotional component is formed.

Key words: properties of the person students, psychological qualities, professional abilities.

Анализ научных трудов, связанных с вопросами адаптации юношей и девушек к учебному процессу (Н. А. Рыбачук, 2002; Г. М. Соловьев, 2004; О. М. Филатов, А. Г. Щедрина, 1996; К. Д. Чермит, 2000), позволили определить проблему, которая требует своего научного разрешения, а именно изучение психолого-педагогических факторов, определяющих профессионально-значимые свойства личности курсанток с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Эта проблема в нашей работе решалась на основе использования лонгитудинальных психолого-педагогических исследований, то есть одних и тех же курсанток 1 — 4 курсов. По методике А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина (2003) был проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент по следующим трем блокам: 1. Оценка когнитивного развития курсанток с учетом будущей профессиональной деятельности (оценка восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления). 2. Оценка профессиональных умений (оценка гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных способностей). 3. Оценка профессионального интереса к работе в органах внутренних дел (оценка эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств). В психолого-педагогическом эксперименте исследовалась эффективность содержания вариативной части типовой программы физической подготовки с учетом профессионально-значимых качеств личности курсанток. В лонгитудинальном исследовании приняли участие 24 курсантки экспериментальной и 23 контрольной групп Краснодарского университета МВД России. Для оценки уровня сформированности психологических качеств с учетом будущей профессиональной деятельности курсанток использовался переработанный нами четвертый субтест Айзенка. Курсанткам было предложено решить 30 задач, позволяющих оценить пять психологических качеств, то есть по шесть задач для каждого качества. Следовательно, максимальное количество задач для оценки того или иного психологического качества было шесть. С учетом пятибалльной системы оценка ставилась следующим образом: каждой курсантке давалось три минуты для решения шести задач, характеризующих одно психологическое качество. При положительном решении всех шести задач за отведенное время ставилось 5 баллов, пяти задач — 4 балла, четырех задач — 3 балла, трех задач — 2 балла, 2 задач — 1 балл, 1 задачи — 0 баллов. Выявление мотивов личностной ориентации курсанток с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел проходило на основе использования метода психолого-педагогических наблюдений. Результаты психолого-педагогических наблюдений вносились в специальные карты, которые обобщались по формальному признаку (табл. 1). Так, если у курсанток первого курса экспериментальной группы показатель эмоциональной устойчивости в среднем был оценен в 6,2 балла, то у их сокурсниц из контрольной группы — 5,3 балла (разница составила 16,9%); показатель дисциплинированности на занятиях по физической подготовке был равен соответственно 6,8 и 4,9 балла (38,7%), трудолюбия 6,5 и 6,1 балла (6,5%), степень проявления волевых усилий во время выполнения физических упражнений — 7,5 и 5,8 балла (29,3%). Если содержание учебных занятий в экспериментальной группе основывалось на использовании средств профессионально-прикладной и образовательной физической подготовки с учетом будущей профессиональной деятельности в ОВД, не связанной с силовым задержанием, то контрольная группа курсанток занималась физической подготовкой по типовой программе, в которой базовая ее часть была направлена на освоение приемов рукопашного боя и специальной физической подготовки курсантов для будущей работы с силовым задержанием. Итак, на первом этапе исследований был проведен анализ результатов психолого-педагогических наблюдений, который позволил выявить следующие факты. Во-первых, подтвердилась всем известная истина, что, чем больший интерес будет вызывать тренировка физическими упражнениями, с учетом будущей профессиональной деятельности, тем более выраженный будет эффект в процессе воспитания двигательной активности, дисциплинированности, трудолюбия и степени проявления волевых усилий в преодолении трудностей. Все это, в свою очередь, оказывало существенное влияние на целевой результат этих занятий — повышение физической и умственной работоспособности курсанток (табл. 1). Было выявлено, что в процессе учебы с первого по четвертый курс уровни значимости в развитии психолого-педагогических качеств курсанток заметно меняются и зависят от методов физической подготовки (табл. 1). Так, если на втором курсе у курсанток экспериментальной группы фиксировался на самом высоком уровне значимости такой психолого-педагогический фактор, как «дисциплинированность», а в контрольной группе «трудолюбие», то на третьем курсе соответственно «эмоциональная устойчивость», «трудолюбие» и «скорость сенсомоторной реакции»; на четвертом курсе в экспериментальной группе — «двигательная активность», «дисциплинированность» и «скорость образования динамического стереотипа», а в контрольной группе — «дисциплинированность», «эмоциональная устойчивость» и «трудолюбие». Во всех остальных случаях на третьем и четвертом курсах значимость в учебном процессе психолого-педагогических факторов находилась на уровне среднего значения.

Таблица 1. Уровень профессионально-значимых свойств личности курсанток вуза МВД России

Курсы Показатели Экспер. группа Контрольная группа

2 3 4 2 3 4

Двигательная С С В Н С С активность Эмоциональная Н В С Н Н В устойчивость

Скорость Н С С Н В С сенсомоторной реакции

Дисциплиниро — В С В В С В ванность Скорость С С В Н С С образования динамического стереотипа

Трудолюбие С С С В В В

Примечание. Степень значимости: В — высокая; С — средняя; Н — низкая. Экспериментальная группа занималась физическим воспитанием по программе ППФП, контрольная — традиционной.

Исследования показали, что профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) позволяет более выраженно влиять на развитие некоторых психологических свойств личности курсанток. Так, на первом и втором курсах эффективность процесса занятий по ППФП во многом зависит от дисциплинированности курсанток (самый высокий уровень значимости), средняя значимость относится к двигательной активности, скорости образования динамических стереотипов и трудолюбию, а низкий уровень относится к эмоциональной устойчивости и скорости сенсомоторных реакций (табл. 3). На втором этапе исследования были подвергнуты анализу изменения психических процессов у тех же курсанток, которые продолжали учебу в вузе до 5 курса. Динамика психологических качеств курсанток оценивалась по отношению к первому курсу. Уже на первом курсе показатели всех исследуемых психических качеств у курсанток, занимающихся физической подготовкой по экспериментальной методике, оказались достоверно выше (при Р < 0,01), чем у курсанток контрольной группы (рис. 1). Учебные занятия по экспериментальной методике во многом связаны с проявлением трудолюбия курсанток. Наиболее высокий уровень роста этого важнейшего психолого-педагогического качества отмечается у курсанток экспериментальной группы четвертого курса (+ 16%), на втором месте оказались курсантки третьего курса (+ 14%). Курсантки пятого и второго курсов имели относительный уровень повышения трудолюбия несколько ниже, чем курсантки вышеотмеченных курсов (соответственно 12 и 11%). Но во всех случаях эти показатели были выше по сравнению с курсантками контрольной группы.

% 20 18 16 14 12 / 10 / / 8 / / 6 / / 4 / / / 2 / / / / / / 0 1 2 3 4 5 6 Психологические качества

1 — самостоятельность, 2 — трудолюбие, 3 — интеллект, 4 — внимание, 5 — смелость и решительность и 6 — воля.

Рис. 1. Показатели роста психологических качеств за пять лет учебы у курсанток ЭГ(1-й столбик) и курсанток КГ (2-й столбик)

Самый высокий уровень ежегодного роста показателя трудолюбия у курсанток контрольной группы отмечался на третьем, а в экспериментальной группе — на четвертом курсе. Однако во всех случаях он снижался к пятому курсу, но в контрольной группе в большей степени, чем в экспериментальной. Уровень развития самостоятельности у курсанток экспериментальной группы был достоверно выше, чем у их сокурсниц из контрольной группы. Второй этап данных исследований был направлен на анализ показателей интеллектуальной (умственной) работоспособности курсанток первого курса экспериментальной группы и контрольной. Было установлено, что до 90% опрошенных курсанток не намерены связывать свою будущую профессиональную деятельность в ОВД с силовым задержанием. В этой связи была поставлена следующая задача исследования: определить, во-первых, профессиональную направленность этой деятельности и, во-вторых, на этой основе выявить оптимальные средства личностно-ориентированной ППФП курсанток 1 — 4 курсов в процессе учебы в Краснодарском университете МВД России. По мнению А. П. Матвеева, А. Я. Журкиной, В. А. Панова (2006), ППФП является одной из определяющих в развитии отечественной системы образования. Профильное обучение в вузе рассматривается как средство активной социализации студента в соответствии с рядом объективных условий, а именно: реальных потребностей рынка труда, формирующих заказ на соответствующие виды и формы профессиональной деятельности; личных интересов и склонность студентов к видам двигательной деятельности с учетом их будущей профессиональной деятельности; индивидуальных особенностей и способности студентов, характеризующих возможные границы их самореализации в избранной профессиональной деятельности. Являясь, по сути, основой личностно-ориентированного ППФП, данные условия позволяют учесть противоречия, возникающие, например, между индивидуальными интересами курсанток и реальными потребностями рынка труда, между их индивидуальными интересами и способностями к самореализации, между их уровнем профессионального образования и реальными потребностями рынка труда. Отсюда следует, что изучение данной проблемы является актуальной и в контексте наших исследований. Было выявлено, что в двух из пяти психологических показателей (восприятии и воображении) этот уровень, который является основополагающим при выявлении способностей к той или иной профессиональной деятельности, у курсанток первого курса экспериментальной группы достоверно, а еще в двух (внимание и память) недостоверно отличался от показателей курсанток контрольной группы в пользу последних, при Р = 0,05. И только по данным тестирования мышления курсантки экспериментальной группы первого курса сумели недостоверно опередить своих сверстниц из контрольной группы. На четвертом курсе эти же курсантки были протестированы вновь с использованием той же самой методики характеристики психологических качеств. На этот раз было выявлено, что уровень сформированности психологических качеств у курсанток четвертого курса в трех случаях из пяти (восприятие, внимание и память) оказался достоверно, а в одном случае (воображении) недостоверно выше по сравнению с контрольной группой курсанток четвертого курса. В то же время курсанты контрольной группы превзошли своих сокурсниц из экспериментальной группы в тестировании мышления. Таким образом, итоги исследования сформированности психологических качеств курсанток позволяют говорить о том, что в процессе обучения в вузе происходят положительные изменения уровня совершенствования всех пяти психологических качеств. Это видно из того, что у курсанток экспериментальной группы уровень сформированности восприятия увеличился за четыре года учебы в вузе с 2,8 до 3,9 балла, внимания — с 2,9 до 3,8 балла, воображения — с 3,1 до 3,7 балла, памяти — с 2,6 до 4,1 балла и мышления — с 3,4 до 4,1 балла (во всех случаях изменения были статистически достоверными при Р = 0,05). В контрольной группе курсанток мы также отмечаем положительные изменения за четыре года учебы сформированности психологических качеств: в восприятии — с 2,9 до 3,3 балла, внимании — с 3,0 до 3,6 балла, воображении — с 3,4 до 3,5 балла, памяти — с 2,7 до 3,4 балла и мышления — с 3,2 до 4,3 балла. Однако достоверные изменения были отмечены только при тестировании памяти и мышления. Следующим этапом наших исследований было изучение у тех же курсанток уровня сформированности профессиональных умений с учетом будущей профессиональной деятельности. Результаты этих исследований в экспериментальной и контрольной группах позволили еще более углубить наше понимание особенностей проявления личностных качеств в современных условиях подготовки курсанток в вузе МВД. В результате прохождения теоретического курса, направленного на повышение знаний в области профессиональной деятельности курсанток органов внутренних дел, были в итоге получены положительные результаты по уровню сформированности у них умений по отношению к первому курсу (то есть исходному уровню). Рассмотрим результаты данных исследований более подробно. Итак, на основании вышеизложенного был определен рейтинг сформированности профессиональных умений курсанток 4 курса с учетом будущей профессиональной деятельности, связанной и не связанной с силовым задержанием. В процессе обучения курсанток были выявлены изменения сформированности свойств личности курсанток с учетом будущей профессиональной деятельности как в экспериментальной, так и контрольной группе. Установлено, что у курсанток экспериментальной группы четвертого курса стабильность интереса к профессиональной деятельности оценивается достоверно выше, чем это имело место на первом курсе (соответственно с 2,2 до 4,6 балла), тяготение к профессиональной деятельности с 2,7 до 4,2 балла. В контрольной группе курсанток первого курса оценка вышеприведенных показателей сформированности свойств личности с учетом будущей профессиональной деятельности была недостоверно выше, чем у их сокурсниц из экспериментальной группы, а на четвертом курсе, наоборот, достоверно ниже.

Таблица 2. Рейтинг сформированности профессиональных умений курсанток 4 курса с учетом будущей профессиональной деятельности

Рейтинг Не связанных с силовым Связанных с силовым задержанием задержанием

1 Гностические Конструктивные

2 Коммуникативные Организаторские

3 Проектировочные Гностические

4 Организаторские Коммуникативные

5 Конструктивные Проектировочные

Для более полной картины анализа сформированности свойств личности курсанток были исследованы три психологических компонента, характеризующих профессиональные интересы: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. На первом курсе уровень сформированности профессиональных интересов курсанток оценивался как средний и был в пределах в экспериментальной группе от 3,1 до 3,3 балла, а в контрольной — от 3,2 до 3,3 балла. Различия между ними были недостоверными при Р > 0,05. Через четыре года учебы в вузе МВД уровень сформированности свойств личности курсанток, а именно профессиональных интересов, достоверно возрос во всех случаях. Так, например, интеллектуальный компонент у курсанток экспериментальной группы вырос до 4,4 балла, эмоциональный — до 4,2 и волевой — 4,0 балла; соответственно, в контрольной группе — 4,1; 4,0 и 4,3 балла. Следовательно, если в первых двух компонентах курсантки экспериментальной группы достоверно превзошли по уровню сформированности профессиональных интересов своих сокурсниц из контрольной группы, то в третьем (волевом) компоненте последние достоверно оказались лучшими. Но во всех случаях показатели сформированности профессиональных интересов у курсанток четвертого курса достоверно оказались выше исходных. Выводы. 1. В процессе учебы в вузе МВД уровень сформированности свойств личности курсанток, а именно профессиональных интересов, достоверно возрастает. Но наиболее выраженно у курсанток экспериментальной группы повышается сформированность интеллектуального компонента (4,4 балла), на втором месте соответственно эмоционального (4,2 балла) и волевого компонентов (4,0 балла). В контрольной группе наиболее выраженно формируется волевой компонент (4,3 балла), на втором интеллектуальный (4,1 балла) и эмоциональный компонент (4,0 балла). 2. У курсанток, будущая профессиональная деятельность которых связывается с силовым задержанием, уровень педагогических оценок соответствует следующим профессионально-значимым психологическим качествам: 6 баллов — оперативное мышление, 5 баллов — смелость и решительность, 4 балла — стойкость, 3 балла — наблюдательность, 2 балла — коммуникабельность, 1 балл — оперативное мышление. 3. У курсанток, будущая профессиональная деятельность которых не связывается с силовым задержанием, уровень педагогических оценок соответствует следующим профессионально-значимым психологическим качествам: 6 баллов — коммуникабельность, 5 баллов — инициативность, 4 балла — наблюдательность, 3 балла — стойкость, 2 балла — оперативное мышление, 1 балл — смелость и решительность. 4. Было выявлено, что в процессе учебы в вузе МВД у курсанток достоверно меняются представления о их будущей профессиональной деятельности. Однако если на первом курсе устойчивый профессиональный интерес к будущей деятельности в органах внутренних дел был выявлен у курсанток экспериментальной группы в 29,3%, недостаточно устойчивый — в 50,4 и неустойчивый — в 20,3% случаев, соответственно в контрольной группе курсанток — 38,0; 46,3 и 15,7%, то на четвертом курсе наиболее выраженно выразили свое желание работать в ОВД на должностях, не связанных с силовым задержанием, курсантки экспериментальной группы (соответственно в 58,9; 30,8 и 10,3% случаев) и достоверно в меньшей степени курсантки экспериментальной группы выразили свое желание к работе в ОВД с силовым задержанием (соответственно 22,3; 48,0 и 29,7% случаев).

Литература

1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003. 256 с. 2. Концепция профильного обучения предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе / А. П. Матвеев, А. Я. Журкин, В. А. Панов // Теория и технология образования. 2006. N 2. С. 23 — 27. 3. Рыбачук Н. А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе: Монография. Краснодар: КубГУ, 2002. 230 с. 4. Соловьев Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 222 с. 5. Филатов О. М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария. 1996. N 6. С. 29 — 32. 6. Чермит К. Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. С. 272 — 277.

——————————————————————