Профессионально ориентированная физическая подготовка курсанток вузов МВД России

(Тапунов Ю. Н.)

(«Общество и право», 2010, N 2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

КУРСАНТОК ВУЗОВ МВД РОССИИ

Ю. Н. ТАПУНОВ

Тапунов Юрий Николаевич, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России.

В настоящей статье раскрывается современная тенденция изменения численности женщин в силовых структурах, и на этой основе и на результатах социологических исследований даются рекомендации по дифференциации занятий по физической подготовке курсанток Краснодарского университета МВД России с учетом их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-психологические качества, курсантки, динамика доли женщин в органах внутренних дел, мотивация, виды спорта.

In present clause the modern line of change of a share of women in power structures both on this basis reveals and on results of sociological researches recommendations on differentiation of employment on physical preparation of girls of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia in view of their future professional work are given.

Key words: is professional-psychological qualities, girls, dynamics of a share of women in agencies of internal affairs, motivation, kinds of sports.

За последние 10 — 15 лет происходят существенные демографические изменения трудовых ресурсов страны в пользу женщин [1]. Особенно этот факт выраженно проявляется в силовых структурах, где количество женщин личного состава постоянно увеличивается. Анализ этого явления на примере динамики доли женщин личного состава органов внутренних дел (ОВД) в полной мере подтверждает данный факт. Нами были проанализированы изменения количества женщин, работавших в органах внутренних дел с 2002 по 2009 годы, как в отдельных регионах и федеральных округах, так в Российской Федерации в целом. Все данные о численном составе ОВД имеют официальный статус и взяты из официальных материалов статистического анализа (см. сноску 1).

Исследования показали (рис. 1), что если в 2002 году доля женщин от общего личного состава ОВД России составляла 13,8%, то в 2003 году — 15,1%, 2004 — 15,6%, 2005 — 16,6%, 2006 — 16,9%, 2007 — 18,0%, 2008 — 18,9% и 2009 — 19,1%. Следовательно, относительный уровень численного состава женщин от общего числа ОВД за восемь лет увеличился на 5,3%.

Рис. 1. Относительная динамика численности женщин в ОВД

за 2002 — 2009 гг. в (%)

20

15

10

5

0

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

На наш взгляд, представляет интерес анализ доли женщин численного состава ОВД по федеральным округам. Если обратить внимание на рис. 2, то хорошо видно, что относительные показатели числа женщин в различных федеральных округах имеют значительное различия.

Так, наименьшее число женщин, работавших в ОВД в 2007 году, было в Южном федеральном округе и составляло 10,1% от общей численности сотрудников ОВД. В 2008 году в этом округе численность женщин увеличилась только на 0,6%, то есть практически, по сравнению с прошлым годом, не изменилась. В Приволжском и Центральном федеральных округах доля женщин в численном составе ОВД оказалась выше, чем в ЮФО, и в 2008 г. была равна соответственно 16,7 и 16,9%, а в 2008 г. — 18,0 и 17,5%. В остальных четырех федеральных округах доля женщин оказалась еще выше (рис. 2) и находилась в пределах от 21 до 24,3% в 2007 году и от 22 и до 25,3% в 2008 году. А самым передовым в этом отношении оказался Дальневосточный федеральный округ.

Рис. 2. Доля женщин личного состава по федеральным округам

% 30

25

20

15

10

5

0

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО ОФО ДВФО

Вышеприведенный анализ доли женщин в личном составе ОВД по стране и по федеральным округам не дает полной картины современного состояния демографического состава ОВД. Так, если проанализировать личный состав ОВД отдельных областей и республик, то получается еще более выраженная картина увеличения доли женщин по отношению к общей численности сотрудников силовых структур (табл. 1).

Из данной таблицы видно, что наибольшая доля женщин в численном составе силовых структур областей и краев в 2008 г. была в Свердловской области (30,6%), несколько меньше в Новгородской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае (соответственно — 29,6, 29,0 и 28,0%). Наименьшее количество женщин в общей численности ОВД среди данных образований оказалось в Тамбовской области (10,4%). В Краснодарском крае на 2008 год число женщин составило 15,0 и Республики Адыгея — 9,0%.

Таблица 1

Доля женщин личного состава силовых структур, областей,

краев и республик на 2008 год

УВД областей, % МВД %

краев Республик

Свердловская 3,6 Республика 26,7

область Саха (Якутия)

Новгородская 29,6 Республика 10,1

область Калмыкия

Еврейская 29,0 Республика 8,4

автономная Северная

область Осетия — Алания

Хабаровский 28,0 Кабардино — 8,3

край Балкарская

Республика

Приморский 26,4 Республика 4,9

край Ингушетия

Сахалинская 25,9 Республика 4,1

область Дагестан

Тамбовская 10,4 Чеченская 3,9

область Республика

Краснодарский 15,0 Республика 9,0

край Адыгея

Во всех министерствах внутренних дел республик, которые были нами проанализированы, во всех случаях доля женщин оказалась на 2008 год значительно ниже, чем в областях и краях за исключением МВД по Республике Саха (Якутия) (26,7%). В остальных семи республиках количество женщин от общей численности силовых структур колебалось от 3,9% (МВД по Чеченской Республике) до 10,1% (МВД по Республике Калмыкия).

Анализ доли женщин личного состава силовых структур с учетом занимаемой должности в 2007 и 2008 гг. отражен в таблице 2. Из общей численности сотрудников МВД России в 2007 г. до 10,9% рядового и младшего начальствующего состава занимали женщины, а в 2008 г. их доля возросла до 11,9%. Представляет интерес и тот факт, что число женщин, занимающих должности начальствующего состава, в 2007 г. составило 6,4%, а в 2008 году — 7,1%.

Однако в этой группе должностей доля женщин, работающих начальниками городских или районных ОВД, составляла в 2007 и 2008 гг. только 0,2%. В то же время, количество женщин, занимающих должности заместителей начальников городских или районных ОВД, в эти годы было равно: в 2007 г. — 9,2, а в 2008 г. — 9,9%, причем из них заместителями по кадрам соответственно работало — 15,1 и 16,9%. В 2007 г. женщин, работающих в кадровых службах ОВД, было 47,9%, а 2008 г. — 50,6%, т. е. уже больше половины всех служащих.

Таблица 2

Доля женщин, работающих в системе МВД России с учетом

занимаемой должности

Должности 2007 2008

Общее Доля Общее Доля

число женщин, число женщин,

% %

Рядовой и 43911 10,9 47091 11,9

младший

начальствующий

состав

Начальствующий 1540 6,4 1642 7,1

состав:

— начальники 5 0,2 5 0,2

городских и

районных органов

— зам. 1232 9,2 1308 9,9

начальников

городских и

районных

органов, из них

зам. по кадрам 280 15,1 306 16,9

— начальники 23 1,2 23 1,2

отделений

милиции

(линейных

отделений)

Сотрудники

служб:

— кадровая 9869 47,9 10259 50,5

— уголовный 3250 6,2 3677 6,6

розыск

— по борьбе с 1045 5,9 1107 6,0

экономическими

преступлениями

— участковые 2742 4,9 3378 6,1

уполномоченные

милиции

— ГИБДД 7276 6,0 8288 6,6

— вневедомствен — 12567 8,5 15029 9,9

ная охрана

— экспертно — 4055 29,0 4395 30,5

криминалистичес —

кая

— по предупре — 14326 74,8 14854 76,6

ждению

правонарушений

несовершенно —

летних

— по организации 12783 62,3 13781 65,7

дознания

— следствия 27552 53,1 27758 53,7

В то же самое время в таких силовых должностях, как уголовный розыск, борьба с экономическими преступлениями и участковые уполномоченные, ГИБДД, вневедомственная охрана число женщин составило в среднем: в 2007 г. — от 4,9 до 8,5%, а 2008 г. — от 6,0 до 9,9%. При этом в 2008 г. доля женщин в данных силовых структурах возросла в основном за счет таких должностей, как участковые уполномоченные и вневедомственная охрана.

Значительное число женщин работают в службах экспертов-криминалистов. Так, если в 2007 г. число работающих в этой службе составило 29,0%, то уже в 2008 г. — 30,5%. Следовательно, каждый третий эксперт-криминалист в МВД России — женщина. Но еще большее число женщин работают в службах по организации дознания (в 2007 г. — 74,8% и 2008 г. — 76,6%) и следственных отделах (в 2007 г. — 53,18% и 2008 г. — 53,7%).

Реальное состояние распределения выпускниц Краснодарского университета МВД России с учетом их желания работать в той или иной должности в ОВД показано в таблице 3. Из 29 выпускниц 2007 г. данного университета лишь три специалистки стали работать в службах, связанных с силовым задержанием, а именно две — участковыми уполномоченными милиции и одна в уголовном розыске. В 2008 г. из 30 выпускниц 5 женщин были приняты на данную службу, а в 2009 г. вновь из 29 выпускниц — три. Следовательно, из общего числа выпускниц КУ МВД России на должности, связанные с силовым задержанием, были приняты в 2007 г. — 10,3%, в 2008 г. — 16,7% и в 2009 г. — 11,1%. В среднем из 86 выпускниц 2007 — 2009 годов на должности, связанные с силовым задержанием, пришли работать 12,7% выпускниц университета (11 женщин).

Таблица 3

Доля выпускниц Краснодарского университета МВД России

после окончания учебного заведения 2007 — 2009 годов

Должности, связанные 2007 2008 2009 Всего

с силовым 2007 —

задержанием 2008

1. Участковые 2 2 1 5

уполномоченные

милиции

2. Патрульно — — 2 2 4

постовая служба

3. Уголовный розыск 1 1 — 2

4. Дежурная часть — — — —

5. Отдел по борьбе с

экономическими — — — —

преступлениями

Итого, кол. человек 3 5 3 11

Итого, в %. 10,3 16,7 11,1 12,7

Должности, не 2007 2008 2009 Всего

связанные с силовым 2007 —

задержанием 2009

1. Отдел дознания 6 7 6 19

2. Следственный 3 4 5 12

отдел

3. Отдел по делам 7 5 2 14

несовершеннолетних

4. Отдел кадров 5 4 2 11

5. Психологи 1 1 4 6

6. Эксперты — 1 1 2 4

криминалисты

7. Штаб 1 1 1 3

8. Тыл 2 2 2 6

Итого, количество 26 25 24 75

человек

Итого, в %. 89,7 83,3 88,9 87,2

Всего 29 30 27 86

Отсюда видно, что подавляющее большинство выпускниц Краснодарского университета МВД России 2007 — 2009 г. г. предпочли работу в ОВД в должностях, не связанных с силовым задержанием (табл. 3). Так, в 2007 году их оказалось 89,7%, 2008 году — 83,3 и в 2009 году — 88,9%. В 2007 году наибольшее число выпускниц были приняты в отдел по делам несовершеннолетних (24,1%), несколько меньше в отдел дознания (20,7%) и отдел кадров (17,2%) от общего числа выпускниц. В остальных должностях число выпускниц 2007 года составило от 1 до 3.

В 2008 году общее число выпускниц КУ МВД России оказалось несколько больше, чем в 2007 году (соответственно 29 и 30 женщин), но количество выпускниц, принятых на работу в ОВД на должности, не связанные с силовым задержанием, оказалось меньше на 1 человека, чем в 2007 году (соответственно 26 и 25 женщин). Но на этот раз наибольшее число выпускниц предпочли работу в отделе дознания (7 выпускниц), на втором месте оказалась работа в отделе по делам несовершеннолетних (5 выпускниц), следственный отдел и отдел кадров в ОВД привлекли внимание соответственно восьми женщин-выпускниц (по 4 в каждом). В остальных случаях, как и в 2007 году, выпускницы пошли работать: психологом — 1, экспертом-криминалистом — 1, в штаб — 1 и в тыл — 2 женщины.

В 2009 году количество выпускниц КУ МВД России за три прошедших года оказалось наименьшим — 27 человек, но их относительное количество, распределенное на службы, не связанные с силовым задержанием, все же больше чем в 2008 году (соответственно 88,9 и 83,3%). У выпускниц 2009 года несколько изменилась структура предпочтений к той или иной должности в службах ОВД по сравнению с прошедшими годами. Так, как и в прошлые годы (2007 и 2008), наиболее значимыми для них оказались должности в отделе дознания (шесть выпускниц из 24), следственном отделе (пять выпускниц); психологов на этот раз стало уже четыре, а по остальным четырем должностям (кроме работы в штабе — одно место) выпускницы распределились по два человека.

Итак, в период 2007 — 2009 года в среднем из общего числа выпускниц КУ МВД России (86 женщин) 12,7% распределились для работы в должностях, связанных с силовым задержанием, а 87,2%, то есть подавляющее число выпускниц данного вуза, в должностях, не связанных с силовым задержанием. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать заключение о том, что в настоящее время с каждым годом наблюдается четко выраженная тенденция увеличения числа женщин в службах МВД, не связанных с силовым задержанием.

Для выявления отношения курсанток Краснодарского университета МВД России к занятиям физической культурой и спортом мы провели анкетный опрос (табл. 4). В данный раздел вошли результаты социологического исследования, в котором участвовали только девушки 1 — 4 курсов.

На первый вопрос «Занимались ли Вы спортом до поступления в университет?» были получены следующие ответы. Из числа опрошенных курсанток первого курса до поступления в вуз спортом занималось только 27,8%, второго курса — 50%, третьего — 78,6% , четвертого курса 63,6%. Следовательно, самый высокий процент занимавшихся спортом до поступления в вуз МВД оказался у курсанток приема 2004 и 2005 годов — 78,6 и 63,6% от общего количества опрошенных.

Таблица 4

Результаты анкетного опроса курсанток Краснодарского

университета МВД России

N Содержание вопросов Курс

анкеты

1 2 3 4

(n = 29) (n = 44) (n = 68) (n = 92)

Занимались ли Вы

спортом до

1 поступления в

университет?

«ДА» 27,8 50,0 78,6 63,6

«НЕТ» 72,2 50,0 21,4 36,4

Занимаетесь ли Вы

спортом в

2 настоящее время

«ДА» 0 8,3 7,1 0

«НЕТ» 100 91,7 92,9 100

Какие физические

качества для

женщины Вашей

специальности Вы

считаете наиболее

значимыми?

СИЛА 14,9 18,3 16,9 13,3

3 БЫСТРОТА 19,3 22,3 25,1 22,2

ВЫНОСЛИВОСТЬ 23,3 25,0 25,4 24,3

ЛОВКОСТЬ 23,6 23,9 21,0 21,1

ГИБКОСТЬ 18,9 10,5 11,6 19,1

Необходимы ли

курсанткам

института МВД

занятия по

физической

4 подготовке?

«ДА» 61,6 64,3 91,7 100

«НЕТ» 0 7,1 0 0

«НЕ ЗНАЮ» 38,4 28,6 8,3 0

Каким видом спорта

Вы бы хотели

заниматься в

университете на

занятиях по

физической

подготовке:

Легкая атлетика 19,0 25,3 18,1 14,3

5 Гимнастика 19,4 17,8 16,0 19,5

Лыжный спорт 7,6 6,3 10,2 10,0

Плавание 16,6 16,6 21,7 18,1

Рукопашный бой 22,8 22,1 16,7 16,0

Спортивные игры 14,6 11,9 17,3 22,1

Считаете ли Вы,

что по долгу

службы Вам придется

учавствовать в

задержании

преступников?

«НЕТ» 36,7 58,3 69,1 75,7

«ДА» 63,3 41,7 30,9 24,3

В процессе учебы повышенной двигательной активностью прекратили заниматься почти все курсанты-женщины вуза. На втором и третьем курсах продолжали занятия спортом 8,3 и 7,1% от общего количества учащихся. Представительницы начального и конечного года обучения оставили занятия спортом вообще. Третий вопрос предлагаемой анкеты касался ранжирования физических качеств, более значимых для женщин-специалистов МВД с высшим образованием. Курсантки первого и четвертого курса определяли силовые способности для девушек как самые необязательные (14,9 и 13,3%), а второго и третьего курсов обучения основное место отводили развитию гибкости (соответственно 10,5 и 11,6% от количества опрошенных).

На вопрос «Необходимы ли курсанткам института МВД занятия по физической подготовке?» были получены следующие ответы: «да» у первокурсниц до 61,6%, второкурсниц — 64,3%, третьекурсниц — 91,7% и у курсанток четвертого курса — 100%, соответственно «нет» сказали только курсантки второго курса в количестве 7,1%, а «не знаю» — 38,4% курсантки первого курса, 28,6 — второго, 8,3% — третьего. Несмотря на то что курсантки, особенно первых двух курсов, высказали не совсем однозначное отношение к первым четырем вопросам, на вопрос «Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься на занятиях по физической подготовке?» были получены далеко неоднозначные ответы. Из шести видов спорта, предложенных им для выбора, наибольший процент выпал у курсанток первого курса на рукопашный бой (22,8%), второго курса — легкая атлетика (25,3%), третьего курса — плавание (21,7%) и четвертого курса — спортивные игры (22,1%). Таким образом, в отношении привлекательности того или иного вила спорта у курсанток КУ МВД России нет четких однозначных предпочтений.

Ответы курсанток на вопрос «Считаете ли Вы, что по долгу службы Вам придется участвовать в задержании преступников?» для нас представлял весьма большой интерес в контексте с избранной темой работы. Среди курсанток первого курса на этот вопрос положительно ответили 63,3%, второго — 41,7%, третьего — 30,9% и курсантки четвертого курса были наименее категоричны — 24,3%. Отсюда можно сделать вывод о том, что подавляющее число курсанток КУ МВД России уже в процессе учебы видят свою будущую работу не связанной с силовым задержанием.

Итак, если в целом подвести итог анализу анкетирования курсанток 1 — 4 курсов КУ МВД России, то можно сделать следующее заключение:

в процессе обучения отношение курсанток к занятиям физической подготовкой меняется кардинально, и к четвертому курсу они убеждаются в ее необходимости;

у курсанток 1 — 4 курса нет выраженных предпочтений к занятиям каким-либо одним видом спорта;

курсантки старших курсов более объективно, чем курсантки младших курсов, оценивают свою будущую профессиональную деятельность в органах ОВД, а именно не связывает ее с силовым задержанием.

Для получения более объективной картины численного состава курсанток мы проанализировали ряд вузов МВД России на 2008 год (табл. 5). Из данной таблицы видно, что наибольшее число курсанток в общей численности курсантов зафиксировано в Академии экономической безопасности — 43,1% и в Уральском юридическом институте МВД России — 41,6%. В Московском университете МВД России и Краснодарском университете МВД России этот показатель несколько снизился, но все же остается на достаточно высоком уровне — соответственно 38,7 и 31,7%. В остальных вузах, в которых готовят специалистов для работы в МВД, проанализированных нами, доля курсанток оказалась значительно ниже, чем в предыдущих вузах. Этот показатель варьировался от 19,0% Белгородского юридического университета МВД России до 18,8% — Волгоградской академии МВД России.

Таблица 5

Численность курсанток в отдельных образовательных

учреждениях МВД России на 2008 г.

N Образовательные %

п. п. учреждения

1 Академия экономической 43,1

безопасности МВД России

2 Уральский юридический 41,6

институт МВД России

3 Московский университет 38,7

МВД России

4 Сибирский юридический 37,6

институт МВД России

5 Краснодарский 31,7

университет МВД России

6 Белгородский юридический 19,0

институт МВД России

7 Волгоградская академия 18,8

МВД России

Таким образом, число курсанток специальных вузов, которые готовят специалистов для работы в силовых структурах, в целом ниже, чем лиц мужского пола, однако тенденция последних лет позволяет предположить, что доля женщин в вузах МВД России будет неуклонно расти. Об этом же говорит и анализ структуры численного состава МВД России, результаты которого представлены в предыдущем разделе. В таблице 5 показана динамика численности курсанток Краснодарского университета МВД России за период с 2005 по 2009 г., которая в полной мере подтверждает данный вывод. Так, если в 2005 году доля курсанток в данном университете составила 25,4% (n = 264) от общей численности, то в 2006 г. — 28,0% (n = 283), 2007 г. — 37,4% (n = 321), 2008 г. — 31,7 (n = 337) и в 2009 г. — 34,4 (n = 358).

Анализ доли женщин в силовых структурах МВД России убедительно показал, что, несмотря на увеличение численности женщин в органах ОВД, они тем не менее в подавляющем большинстве занимают должности, не связанные с силовым задержанием (рис. 3). Отсюда следует закономерное желание автора исследовать отношение курсанток к своей будущей профессиональной деятельности. Данный анализ был проведен на базе Краснодарского университета МВД России на основании анкетного опроса. В анкетном опросе приняли участие: 2007 года поступления — 61 курсантка, 2008 года — 91 и 2009 года — 99 курсанток.

Рис. 3. Динамика численности курсанток Краснодарского

университета МВД России

400

350

300

250

200

150

100

50

0

2005 2006 2007 2008 2009 год

Курсанткам были предложены четыре ответа на вопрос, характеризующий мотивы, которыми они руководствовались при поступлении в Краснодарский университет МВД России: «служение Родине», «получение высшего профессионального образования», «самореализация в жизни» и «профессиональная наследственность». Из таблицы 6 видно, что наибольшее число курсанток приема 2007 года при выборе Краснодарского университета МВД России мотивировало свое желание получить высшее образование в данном вузе самореализацией в жизни (62,5%), в 2008 году с этим мотивом поступило в вуз 44,0%, а в 2009 — 41,4% из общего числа опрошенных курсанток.

Таблица 6

Мотивация девушек при поступлении в Краснодарский

университет МВД России

Мотивация

Год

поступления Служение Получение Самореализация Профессиональная

Родине высшего в жизни ответственность

профессионального

образования

n % n % n % n %

2007 9 14,8 15 24,6 32 52,4 5 8,2

2008 11 12,0 34 37,4 40 44,0 6 6,6

2009 19 19,2 32 32,3 41 41,4 7 7,1

В 2007 г. на втором месте в числе мотивов поступления в вуз оказался мотив «получение высшего профессионального образования» — 24,6%, «служение Родине» — 14,8% и «профессиональная наследственность», как мотив для получения высшего образования в вузе МВД, оказался на последнем месте — 8,2%. В 2008 и 2009 годах ответы курсанток отличались только своим количественным уровнем, а не своей направленностью. Так, мотив «получение высшего профессионального образования» стал почти одним из главных для поступления в вуз — соответственно для 37,4 и 32,3%, а «служение Родине» — для 12,0 и 19,2% курсанток. Но в том и другом случае у курсанток «профессиональная наследственность» оказалась наименее важным мотивом для поступления в Краснодарский университет МВД России, и составлял от 6,6 до 8,2% от числа всех опрошенных респондентов.

Итак, вышеизложенное позволяет говорить о том, что при поступлении в такой специализированный вуз, как Краснодарский университет МВД России, абитуриентки руководствовались теми мотивами, которые были заложены при воспитании их как в школе, так и в семье. Из них выделяется такой социально важный мотив, как получение высшего профессионального образования как важнейший критерий социальной адаптации молодых людей к будущей трудовой деятельности. Но более значимым мотивом тем не менее для молодых курсанток оказался мотив самореализации в жизни и в меньшей степени служения Родине. Все это позволяет сделать вывод о том, что в целом курсантки уже на первом курсе считают основным мотивом для себя будущую профессиональную деятельность. Этот вывод дал нам основание еще более углубить социологический анализ по проблеме будущей профессиональной деятельности курсанток. Для этого был проведен анкетный опрос с целью выявления отношения курсанток Краснодарского университета МВД России к их будущей профессиональной деятельности. В анкетном опросе участвовало следующее количество курсанток: 1 курса — 112, 2 курса — 92, 3 курса — 80, 4 курса — 44 и 5 курса — 31 человек.

Курсантки должны были ответить на один вопрос «Какой профессиональной деятельностью после окончания университета они хотели бы заниматься в органах внутренних дел?». Им было предложено пять видов профессиональной деятельности в службе, связанной с силовым задержанием, и шесть — в службе, не связанной с силовым задержанием (табл. 7). Анализ ответов на вопрос анкеты позволил выявить следующее совершенно очевидное отношение курсанток к своей будущей профессиональной деятельности в ОВД, которое характеризуются проявлением у них выраженной прагматичности и объективной реальности.

Так, курсанток, желающих посвятить свою будущую профессиональную деятельность на работе в службах, связанных с силовым задержанием, оказалось на первом курсе только два человека из 112 опрошенных, а на втором курсе — один. Все они хотели бы работать в уголовном розыске. Следовательно, из 5 предложенных профессий службы, связанной с силовым задержанием, курсантки предпочли только уголовный розыск, да и то 2 и 1 человек.

Таблица 7

Отношение курсанток Краснодарского университета МВД России

к будущей профессиональной деятельности

Курс

1 2 3 4 5

n % n % n % n % n %

Службы, связанные с силовым задержанием

1 Уголовный 2 1,8 1 1,1 — — — — — —

розыск

2 Участковый

уполномо — — — — — — — — — — —

ченный

милиции

3 ГИБДД — — — — — — — — — —

4 Вневедом —

ственная — — — — — — — — — —

охрана

5 ППС — — — — — — — — — —

Службы, не связанные с силовым задержанием

1 Кадровая 19 16,9 20 21,7 16 20 10 22,7 5 16,1

2 Экспертно — 13 11,6 10 10,9 12 15 2 4,5 3 9,7

криминаль —

ная служба

3 ОПДН 19 16,9 9 9,8 6 7,5 5 11,4 3 9,7

4 Органы 20 17,9 13 14,1 12 15 7 15,9 4 12,9

дознания

5 Отдел 26 23,2 24 26,1 16 20 10 22,7 9 29,1

следствия

6 ОБЭП 13 11,6 15 16,3 18 22,5 10 22,7 7 22,6

Примечание: ГИБДД — государственная инспекция безопасности дорожного движения, ППС — патрульно-постовая служба, ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями, ОПДН — отдел по делам несовершеннолетних.

И совершенно другая картина видна при анализе ответов курсанток в отношении их будущей профессиональной деятельности в службах, не связанных силовым задержанием. Так, 23,2% первокурсниц из общего числа опрощенных хотели бы работать в следственном отделе ОВД, на втором месте — 17,9% в органах дознания, 16,9% — в кадрах и отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН), по 11,6% — в отделе по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) и экспертно-криминальной службе.

На втором курсе у курсанток приоритеты их будущей профессиональной деятельности несколько изменились по сравнению с первым курсом. Так уже 26,1% второкурсниц хотели бы посвятить себя работе в следственном отделе, а 21,7% — работе в кадрах. Увеличилось число второкурсниц, желающих по сравнению с первокурсницами работать в ОБЭП, — 16,3%, но несколько снизилась для них привлекательность работы в отделе дознания — 14,1%, экспертно — криминалистической — до 10,9% и ОПДН — до 9,8%.

На третьем курсе самый высокий процент курсанток высказали свое желание работать в ОБЭП — 22,5%, по 20% третьекурсниц хотели бы работать в следственном отделе и кадрах, по 15% — в экспертно-криминальной службе и отделе дознания и только 7,5% — в ОПДН.

Приоритет курсанток четвертого курса также отличаются от предыдущих курсов (1 — 3). Так, на данном курсе по 22,7% курсанток предпочли работать в кадрах, следственном отделе и ОБЭП, 15,9% — в отделе дознания, 11,4% — в ОПДН и только 4,5% — экспертно-криминальной службе.

На пятом курсе до 29,1% решили, что будут работать в следственном отделе, 22,6% — в ОБЭП, 16,1 — в кадрах, 12,9 в отделе дознания и по 9,7% в экспертно-криминальной службе и ОПДН.

Рис. 4. Рейтинг предпочтений будущей профессиональной

деятельности курсанток 1 — 5 курсов Краснодарского

университета МВД России

(1 — отдел следствия, 2 — кадры, 3 — отдел по борьбе с экономическими преступлениями, 4 — отдел дознания, 5 — отдел по делам несовершеннолетних, 6 — экспертно-криминалистическая служба)

% 30

курсантки

25

20

15

10

5

0

1 2 3 4 5 6

Итак, если подвести общий итог вышеизложенному анализу анкетного опроса курсанток 1 — 5 курсов Краснодарского университета МВД России, то можно сделать совершенно объективный вывод о том, что, во-первых, почти 90% из числа опрошенных курсанток хотят посвятить свою будущую профессиональную деятельность службе, не связанной с силовым задержанием, и, во-вторых, их профессиональное предпочтение к тому или иному виду служебной деятельности от курса к курсу меняется. Однако если проанализировать ответы курсанток 1 — 5 курсов в среднем, то выясняется, что наиболее приоритетные виды их профессиональной службы оказались следующие (рис. 4).

На первое место среди приоритетных видов будущей профессиональной деятельности курсанток со значительным отрывом выдвинулся отдел следствия — 24,2% от числа всех опрошенных девушек 1 — 5 курсов; на втором месте — работа в кадрах — 19,5%, третье место заняла работа в отделе по борьбе с экономическими преступлениями, на четвертом месте — отдел дозн ания, на пятом месте — отдел по делам несовершеннолетних и на последнем месте оказалась работа в экспертно-криминалистической службе.

Выявив приоритеты и мотивы курсанток в выборе профессиональной деятельности в органах ОВД, которая, как мы убедились из вышеизложенного социологического анализа, почти до 90% не будет связана с силовым задержанием, мы поставили задачу определить, во-первых, профессиональную направленность будущей трудовой деятельности сотрудниц МВД и, во-вторых, на этой основе выявить оптимальные средства профессионально-ориентированной физической подготовленности курсанток 1 — 5 курсов в процессе учебы на примере Кубанского университета МВД России.

По мнению А. П. Матвеева, А. Я. Журкиной, В. А. Панова [2], профильное обучение — один из ведущих процессов, определяющих сегодня развитие отечественной системы образования. Профильное обучение в вузе рассматривается как средство активной социализации студента в соответствии с рядом объективных условий, а именно:

реальных потребностей рынка труда, формирующих заказ на соответствующие виды и формы профессиональной деятельности;

личных интересов и склонности студентов к видам двигательной деятельности с учетом их будущей профессиональной деятельности;

индивидуальных особенностей и способностей студентов, характеризующих возможные границы их самореализации в избранной профессиональной деятельности.

Являясь, по сути, основой профессионально-ориентированной физической подготовки, данные условия позволяют учесть противоречия, возникающие, например, между индивидуальными интересами курсанток и реальными потребностями рынка труда, между их индивидуальными интересами и способностями к самореализации, между уровнем их профессионального образования и реальными потребностями рынка труда. Отсюда следует, что изучение данной проблемы является актуальной в контексте наших исследований. Анализ опроса преподавателей КУ МВД России по основным параметрам профессиональной трудовой деятельности сотрудников МВД позволил выявить рейтинг основных профессионально-психологических качеств, которыми, по их мнению, должны обладать сотрудники ОВД с учетом занимаемой должности, связанной или не связанной с силовым задержанием.

Рейтинг профессионально-психологических качеств у сотрудников, связанных с силовым задержанием, значительно отличается от рейтинга сотрудников, не связанных с силовым задержанием. Так, если в первом случае наибольший балл из выделенных профессионально-психологических качеств преподаватели отдали такому качеству, как оперативное мышление (6 баллов), то во втором случае для сотрудников, не связанных с силовым задержанием, важна коммуникабельность. По 5 баллов получили следующие профессионально-психологические качества: сотрудников, связанных с силовым задержанием, — смелость и решительность, не связанных с силовым задержанием, — инициативность, соответственно — 4 балла — стойкость и наблюдательность, 3 балла — наблюдательность и стойкость, 2 балла — инициативность и оперативное мышление и 1 балл — коммуникабельность и смелость и решительность.

Кроме этого, сотрудники, не связанные с силовым задержанием, должны обладать способностями к математическому анализу, усидчивостью, вниманием, оперативной памятью и абстрактным мышлением. Для развития этих и других качеств были подобраны специальные физические упражнения, которые прошли апробацию на предварительном этапе исследования.

Из таблицы 8 видно, что для развития такого важного профессионально-психологического качества сотрудников ОВД, не связанных с силовым задержанием, как коммуникабельность, предлагается использовать на занятиях по физической подготовке курсанток спортивные и подвижные игры, выполняемые в течение 20 — 30 мин., для инициативности — бег на средние дистанции (400800 м), марафон, спортивное ориентирование и спортивное ориентирование (30 — 40 мин.), наблюдательность эффективно развивается в спортивном туризме (10 — 15 км) и в фитнесе (3040 мин.), стойкость и выдержка — восточные виды единоборств и рукопашный бой (30 — 40 мин.), велосипедный спорт (30 — 50 мин.), оперативное мышление — все виды спортивной борьбы (40 — 50 мин.).

Смелость и решительность — эти качества развиваются практически во всех видах спорта, но в нашем случае предлагаются спортивная гимнастика (15 — 20 мин.), гандбол (2 x 15 мин.), рукопашный бой (20 — 30 мин.).

Таблица 8

Профессиональная направленность физических упражнений

для курсанток Краснодарского университета МВД

Физические

упражнения

Профессионально — Наименование Дозировка в

психологические процессе одного

качества учебного занятия

Коммуникабельность Спортивные и 20 — 30 мин.

подвижные

игры

Инициативность Бег на Бег — 400 — 800 м

средние

дистанции,

спортивное 30 — 40 мин.

ориентирование

Наблюдательность Спортивный 10 — 15 км

туризм,

фитнес 30 — 40 мин.

Стойкость и Восточные виды 30 — 40 мин.

выдержка единоборств,

рукопашный

бой,

велосипедный 30 — 50 мин.

спорт

Оперативное Все виды 40 — 50 мин.

мышление спортивной

борьбы

Смелость и Спортивная 15 — 20 мин.

решительность гимнастика

гандбол, 2 x 15 мин.

рукопашный бой 20 — 30 мин.

Способности к Шахматы, 50 — 60 мин.

математическому шашки, нарды

анализу

Усидчивость Рыбалка Во внеучебное

время

Внимание Настольный 30 — 40 мин.

теннис,

волейбол, 30 — 40 мин.

аэробика 30 — 40 мин.

Оперативная Спортивное 30 — 40 мин.

память ориентирование

Абстрактное Катание на 30 — 40 мин.

мышление роликах

Такие сопутствующие профессионально-психологические качества, как способность к математическому анализу, развиваются игрой в шахматы, шашки и нарды, усидчивость — на рыбалке во внеучебное время. Внимание эффективно развивается во время игры в настольный теннис (30 — 40 мин.), волейбол (30 — 40 мин.), на занятиях аэробикой (30 — 40 мин.), оперативная память — на спортивном ориентировании (30 — 40 мин.), а абстрактное мышление — во время катания на роликах (30 — 40 мин.). Подводя итог вышеизложенному анализу, можно сделать вывод о том, что на современном этапе обучения курсанток в вузах МВД необходимо учитывать тот факт, что подавляющее число женщин работают в ОВД в должностях, не связанных с силовым задержанием. Следовательно, традиционная система физической подготовки курсанток в вузах МВД России требует серьезной модернизации с учетом будущей профессионально ориентированной деятельности курсанток, то есть объективной реальности последнего десятилетия.

Литература

1. В данном разделе использованы статистические сведения МВД России за 2008 год (состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2008 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2009 год. 88 с.) и собственные исследования автора.

2. Матвеева А. П., Журкина А. Я., Панов В. А. Концепция профильного обучения предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе // Теория и технология образования. 2006. N 2. С. 35 — 41.

——————————————————————