Вопросы уголовного преследования в международно-правовом сотрудничестве
(Быкова Е. В.) («Уголовное судопроизводство», 2006, N 3)
ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Е. В. БЫКОВА
Быкова Е. В., ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук.
На сегодняшний день международно-правовое сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является важнейшим направлением деятельности Генеральной прокуратуры РФ, и проблемы, возникающие при передаче уголовного преследования (переходе юрисдикции), занимают здесь немаловажное место. Это отдельный институт взаимной правовой помощи, предметом которого является скорейшее расследование преступлений, а главным назначением — обеспечение неотвратимости наказания, борьба с преступностью. При этом необходимо соблюдение таких общих правил, как границы допустимого действия национального законодательства и условия ограничения его действия при международном сотрудничестве. Нормы национального законодательства не могут, да и не должны давать ответы на все конкретные вопросы. Международные стандарты и международная практика всегда шире национального законодательства. Все международные договоры включают такие важные правила, как: обеспечение суверенитета, безопасности, стабильности и единства правовых систем договаривающихся государств. Если оказание правовой помощи нанесет ущерб суверенитету, безопасности или противоречит основным принципам внутреннего законодательства, то в ней может быть отказано. Довольно успешно развивается сотрудничество по вопросам уголовного преследования на региональном уровне, например в рамках Совета Европы. И здесь основополагающим документом является Европейская конвенция о правовой помощи по уголовным делам и дополнительные протоколы к ней. В соответствии с Европейской конвенцией договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в судопроизводстве, в том числе по вопросам уголовного преследования в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию компетентных органов запрашиваемой стороны. Следует сказать, что при оказании правовой помощи по уголовным делам большое распространение получили двусторонние договоры, позволяющие более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме, специфику законодательства. В соответствии с территориальным принципом действия закона в пространстве лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности по национальному законодательству данной территории. Вопросы ответственности лиц, наделенных иммунитетом, регулируются международным правом. Иностранный гражданин, совершив преступление на территории одного государства, может затем уехать в страну своего гражданства либо любую другую. Для разрешения таких ситуаций международные соглашения и национальное законодательство предусматривают возможность уголовного преследования своего гражданина, совершившего преступление на территории другого государства. Для этого существует определенная процедура: по материалам возбужденного уголовного дела заинтересованное государство направляет соответствующую просьбу (запрос) об осуществлении уголовного преследования. Такая передача необходима еще и потому, что выдача своего гражданина в подавляющем большинстве стран не производится. Она возможна, если гражданин укрылся не в стране своего гражданства. И такую возможность не следует упускать, если законодательством государства пребывания лица не допускается привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов территории. По общему правилу запрашиваемое государство применяет свое внутреннее уголовно-процессуальное законодательство, т. е. расследование уголовных дел продолжается с соблюдением законодательства государства, которому передастся уголовное преследование. Однако по просьбе иностранного компетентного органа, от которого исходит соответствующий запрос, может быть применено внутреннее законодательство запрашивающего государства, если это не противоречит законодательству запрашиваемого. На сегодняшний день УПК РФ предусматривает возможность направления материалов уголовного дела из Российской Федерации для продолжения уголовного преследования на территории иностранного государства. Такая необходимость, как уже отмечалось, возникает в случае, когда лицо, совершившее преступление в Российской Федерации, скрылось в страну своего гражданства. Такая же передача уголовного преследования производится и в Российскую Федерацию. Действующая для России Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 1993 г.) применительно к странам — участницам СНГ включает часть II «Осуществление уголовного преследования» (раздел IV), где регулируются такие вопросы, как: обязанность осуществления уголовного преследования, требования, предъявляемые к составлению и направлению поручения об уголовном преследовании, и другие не менее важные вопросы. Изучение обобщений практики по вопросам передачи уголовного преследования компетентным органам стран — участниц СНГ показало, что существенных проблем, которые невозможно было бы разрешить с помощью Минской конвенции или двусторонних договоров, нет. Однако усложняющаяся ситуация с преступностью, жизненные реалии настоятельно требуют совершенствования правовой базы, отвечающей потребностям сегодняшнего дня. В этой связи хотелось бы отметить значение новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 2002 г., которая уже вступила в силу для некоторых стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан). Здесь более подробно и четко, чем в Минской конвенции, регламентируются вопросы осуществления и передачи уголовного преследования. В отличие от Минской конвенции теперь получили правовую регламентацию такие вопросы, как: взятие под стражу собственных граждан до поручения об осуществлении уголовного преследования; порядок сношений по вопросам преследования; передача уголовных дел; объединение уголовных дел и т. д. Скорейшая ратификация Россией данной Конвенции позволит ускорить расследование преступлений, избежать нарушений прав и свобод человека, уголовно-процессуального законодательства, что в конечном счете обеспечит неотвратимость наказания. При передаче уголовного преследования запрашиваемая сторона в соответствии со своим законодательством осуществляет уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений на территории запрашивающей стороны. Также уголовное преследование осуществляется в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории запрашиваемой стороны, в случаях отказа в их выдаче. С момента принятия к производству уголовного дела запрашиваемой стороной к ней переходит юрисдикция от запрашивающей. Уголовное преследование продолжается в том случае, если преступление является таковым и в запрашиваемом государстве, а наказание не должно быть более строгим, чем в запрашивающем. Статьей 93 «Взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования» Конвенции 2002 года создан механизм осуществления уголовного преследования таких лиц за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Ходатайство и постановление о заключении под стражу до поручения об осуществлении уголовного преследования может быть передано с использованием технических средств коммуникации с одновременным направлением оригинала по почте или курьером. Как уже отмечалось, обе договаривающиеся стороны производят следствие и осуществляют уголовное преследование с применением своего законодательства и взаимно признают полученные за рубежом доказательства наравне с другими. Действует принцип правового равенства доказательств, которые при этом должны отвечать определенным требованиям: должны быть получены с применением законов, не противоречащих Конституциям государств их получения, без ущемления прав и свобод человека и гражданина, в границах взаимодействия сторон, определяемых международными договорами или соглашениями, надлежащим образом удостоверены. При наличии у лица двойного гражданства уголовное преследование передается в то государство, гражданином которого данное лицо себя считает или на территории которого проживает постоянно. При этом каждое государство самостоятельно устанавливает пределы ответственности в отношении собственных граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства. О решении по принятому уголовному преследованию уведомляется государство, передавшее его. Статья 458 УПК РФ предусматривает возможность направления материалов уголовного дела из России для продолжения уголовного преследования на территории иностранного государства. В свою очередь, ст. 459 УПК РФ, являясь «зеркальным» отражением предыдущей, предусматривает передачу уголовного преследования в Россию в отношении граждан РФ, совершивших преступления за рубежом и вернувшихся на родину. В первом случае в запросе речь идет об иностранном гражданине, совершившем преступление на территории России, а во втором — о российском гражданине, совершившем преступление за рубежом <*>. ——————————— <*> Мельникова Э. Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. М., 2003. С. 57.
Следует подчеркнуть, что ст. 459 УПК РФ предусматривает возможность исполнить запрос и о возбуждении уголовного дела, и об уголовном преследовании, т. е. более широкую область применения, чем ст. 458. В данном случае соответственно шире и круг лиц — граждан РФ. Часть 2 ст. 459 УПК РФ допускает при определенных условиях возбуждение уголовного дела и уголовного преследования граждан России и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, совершивших преступление вне ее пределов, но затем вернувшихся, по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства. В этой связи в ст. 459 есть ссылка на ст. 12 УК РФ и сформулированы соответствующие условия. В данном случае условием, позволяющим использовать материалы иностранного компетентного органа, является возвращение указанного лица в Россию до возбуждения против него уголовного преследования по месту совершения преступления. Применительно к ст. 12 УК РФ следует иметь в виду, что здесь отражены не все условия, позволяющие принять уголовное преследование от иностранного государства в рамках международно-правового сотрудничества. Данное обстоятельство обусловлено объективными причинами: с момента принятия УК РФ Россия присоединилась к целому ряду международных Конвенций, появилась часть V УПК РФ, регламентирующая в том числе порядок данного вида взаимодействия. По мнению специалистов, на базе ст. ст. 458, 459 УПК РФ реализуется международно-правовая помощь в полном объеме, т. е. уголовное преследование, включая его возбуждение. Исходя из международно-правового механизма реализации передачи уголовного преследования, порядок направления запросов, их обоснования, учета международных стандартов, конкретных соглашений является сходным <*>. ——————————— <*> Мельникова Э. Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. М., 2003. С. 60.
Особо следует подчеркнуть, что все окончательные решения, касающиеся передачи уголовного преследования из России и приема в Россию, решаются исключительно Генеральной прокуратурой РФ.
——————————————————————