Индивидуальное предупреждение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия в деятельности органов внутренних дел
(Акимова Н. В.) («Российский следователь», 2006, N 2)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Н. В. АКИМОВА
Акимова Н. В., старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Как известно, индивидуальная профилактика последовательно направлена на устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению; изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на преступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности, в случаях, когда ее искаженное формирование уже имело место; а также на применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений и пресечению попыток их совершения. Необходимо отметить, что ранняя профилактика преступлений нацелена на личность, находящуюся на начальном этапе своей криминализации. В этот период такие лица совершают различные антиобщественные деяния, не выходящие за рамки правонарушения. На этом этапе деятельность субъектов профилактики заключается в том, чтобы остановить процесс криминализации личности в начальной стадии посредством оказания корректирующего воздействия как на саму личность, так и на микросреду ее обитания. Непосредственная профилактика направлена на правонарушителей, в социальной направленности которых доминирует негативный компонент, способствующий выбору преступного способа действия. На этой стадии происходит формирование криминальной мотивации, которая может найти свое выражение в подготовке, покушении или совершении преступления. В этот момент важно не допустить совершения преступления путем нейтрализации или устранения негативных факторов ситуации его совершения, а в случае осуществления преступного замысла — способствовать формированию чувства раскаяния, желания загладить причиненный вред и т. п. Индивидуальное предупреждение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, является составной частью предупреждения преступности в масштабе всего общества. Следует отметить, что меры улучшения экономических, политических, социальных условий жизни, повышение культурного уровня, разумеется, дают определенный эффект в деле снижения криминогенной обстановки в стране, но вооруженная, как и любая насильственная, преступность характерна тем, что решающее значение имеют индивидуальные негативные качества лица, совершающего или могущего совершить подобные преступления. А действенное воздействие на криминогенную личность агрессивной направленности возможно только посредством индивидуальной работы с ней в первую очередь правоохранительных органов. Только индивидуализация предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, в комплексе с другими видами предупредительной деятельности может значительно снизить рост насилия и жестокости в российском обществе. Индивидуальное предупреждение вооруженной преступности состоит из установления основных объектов такого предупреждения (лиц, склонных к насилию и жестокости вообще и с применением огнестрельного оружия в частности), тщательного исследования их личностных качеств и окружения, непосредственной предупредительной работы. Важный этап индивидуального предупреждения — выявление тех, от кого можно ожидать совершения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. К объектам профилактики можно отнести лиц, отбывающих наказание за совершение насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, где использование огнестрельного оружия являлось одним из способов их совершения; за убийства или причинения различной степени тяжести вреда здоровью; учитывая роль, которую играет незаконный оборот оружия в причинном комплексе рассматриваемых нами преступлений, необходимо обратить внимание на лиц, замеченных в торговле оружием, его незаконном приобретении, изготовлении, ношении и хранении; ранее судимых за то же; лиц, привлекаемых к административной ответственности за мелкое хулиганство агрессивной направленности (как в быту, так и в общественных местах), а также за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8); установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9); незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия (ст. 20.10); нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12); стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14); а также лиц, жестоко обращающихся с животными, склонных решать межличностные конфликты насильственным путем; особое внимание следует обращать на страдающих хроническими или иными психическими заболеваниями, в том числе не исключающими вменяемости, болезненная направленность которых связана с агрессивными выпадами, и представляющими опасность для окружающих; хронических алкоголиков и наркоманов; лиц, вернувшихся из «горячих точек» и имеющих трудности в ресоциализации, и т. д. На участковых инспекторов возлагается осуществление индивидуально-профилактических мер в виде бесед, собеседований, опросов, контрольных встреч и т. п. Данные меры индивидуальной профилактики позволяют обеспечивать выявление лиц, склонных к совершению преступлений, связанных с незаконным использованием огнестрельного оружия, и осуществлять в отношении их меры предупредительного характера. Для более полного выявления таких лиц необходимо более тщательно подходить к обработке всевозможных информационных источников, наиболее содержательными из которых являются книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части; уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел; материалы об административных правонарушениях; материалы, поступающие из исправительных учреждений, служб и подразделений органов внутренних дел, прокуратуры и суда; сообщения различных организаций, а также заявления и письма граждан. Важное место среди обозначенных источников занимает информация, полученная непосредственно при проведении оперативно-розыскных мероприятий, рейдов и спецопераций. При этом проводить работу по изучению поступающей информации следует не от случая к случаю, а своевременно и систематически, в противном случае ценность ее значительно снижается. Указанных граждан можно ставить на профилактический учет органами внутренних дел, если есть формальные основания, в других случаях — проводить индивидуальную предупредительную работу без постановки на такой учет. При этом следует руководствоваться тем, что постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел влечет за собой определенное стеснение его прав и свобод, поэтому следует исключить из практики факты постановки на учет лиц при отсутствии конкретных оснований, то есть произвольно. В связи с тем что только личность является источником вооруженной преступности, индивидуальное предупреждении агрессии и жестокости должно быть направлено на внутренние черты и свойства: ценностные ориентации, правосознание, интересы, потребности, цели, мотивы, особенности характера, моральные качества, способы решения жизненных проблем. То есть базой для индивидуальной профилактики вооруженного преступного насилия является исследование выявленных индивидов. Система индивидуального предупреждения вооруженных преступлений содержит разнообразный арсенал уже испытанных методов убеждения, принуждения и стимулирования. Однако не все они одинаково пригодны для различных деяний, образующих преступления, связанные с применением огнестрельного оружия. Так, лицам, в отношении которых имеются основания полагать, что они готовы совершить вооруженное ограбление, необходимы одни предупредительные приемы, в отношении субъектов, осуществляющих подготовку похищения человека, — другие, а в отношении лиц, судимых за совершение убийства на бытовой почве из охотничьего ружья, — совершенно иные, чем в первых двух случаях. Необходим выбор соответствующего средства для конкретной ситуации. Для этого следует всесторонне изучить индивидуальные особенности личности, ее ближайшее окружение, причины и условия, побудившие к противоправному поведению. Без этого комплекса не может быть никакого предупреждения. При этом следует раскрывать отличительные моральные и психологические качества агрессивных личностей, отношение к жизни и здоровью людей, деформацию ценностных ориентации и правосознания, личностный смысл насильственного поведения, который во многом лежит на уровне бессознательного; характер психической патологии, препятствующей нормальной оценке жизненных обстоятельств и могущей влечь их разрешение с применением вооруженного насилия и жестокости по отношению к другим. Следует учитывать, что эти черты личности находятся в динамике под влиянием внешних и внутренних условий. Хотя по действиям людей можно в определенной мере судить об их направленности, мотивации, но эти данные далеко не всегда достоверны, особенно в отношении несовершеннолетних. Для определения ведущего мотива необходимо тщательно изучать личность. Определенную работу по данному направлению призваны осуществлять следственные подразделения. При выявлении негативных причин, влияющих на формирование преступной направленности правонарушителя, следователю надлежит направить представление соответствующему должностному лицу, которое в свою очередь должно устранить причины и условия, способствующие формированию преступной личности. Однако в процессе расследования, к сожалению, далеко не всегда уделяется надлежащее внимание обстоятельствам субъективного плана, которые в ряде случаев выявляются с ненадлежащей полнотой, а иногда и вообще не устанавливаются. Это связано, кроме прочего, с поверхностным изучением личности преступников в целях предупреждения преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Это приводит к тому, что криминогенная значимость субъективных обстоятельств в процессе расследования прослеживается слабо, и они как объекты следственной профилактики менее подвержены выявлению и целенаправленному воздействию. Обращает на себя внимание ограниченный объем следственных и иных действий, направленных на получение более полной и достоверной информации об этих обстоятельствах. Так, при исследовании неблагоприятных условий формирования личности правонарушителей следователи часто ограничивают свои действия истребованием характеристик с места работы, учебы или проживания обвиняемого. Такую практику нельзя признать правильной. Не оспаривая значимость характеристик официальных органов для изучения личности правонарушителей, следует все же заметить, что они зачастую содержат неполную, а иногда и необъективную информацию. Установленная в процессе производства по делу совокупность неблагоприятных условий формирования личности, явившихся причиной возникновения соответствующих мотивообразующих факторов, имеет первостепенное значение для планирования и осуществления целенаправленных мер профилактики, именно поэтому следует тщательно исследовать эти данные. Однако, учитывая перегруженность следователей уголовными делами, когда в производстве находится до двадцати, а то и больше дел, всесторонность расследования вряд ли доступна. Поэтому такая важная профилактическая задача, как изучение субъективных факторов личности правонарушителя, практически игнорируется. И это вовсе не вина следователя, а беда общества, которое не может обеспечить работникам правоохранительных органов условия для нормальной деятельности. Полученные при исследовании криминогенных личностей данные помогают вырабатывать способы, формы, методы, тактические приемы индивидуального предупреждения, планировать конкретные индивидуализированные предупредительные мероприятия. Индивидуальное предупреждение насильственных преступлений возможно методами психологического заражения, внушения, убеждения, поощрения, принуждения. Многие методы и формы профилактической работы в различных подразделениях органов внутренних дел в значительной мере совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу профилактической деятельности, типичные для нее объекты и категории лиц, подвергающиеся профилактическому воздействию. Наибольший вклад в предупреждение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия на индивидуальном уровне, вносят участковые инспектора, подразделения уголовного розыска, лицензионно-разрешительной работы, следственные подразделения. Участковый инспектор ближе всех стоит к населению, его ежедневная работа включает постоянное общение с ним, изучение участка и контингента проживающих. Для успешного осуществления предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, все лица, имеющие гладкоствольное и нарезное оружие, должны быть известны участковому инспектору, и он обязан систематически проверять соблюдение ими правил его хранения и использования (это требование закреплено в ряде нормативных актов МВД РФ). Субъект, осуществляющий профилактику, должен знать о своем «подопечном» все, в том числе причины «самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей» <*>. Исходя из этого, для полного владения обстановкой на своем участке и эффективного проведения индивидуально-профилактических мероприятий участковому инспектору целесообразно вести не только обязательные, определенные ведомственными нормативными документами учеты лиц, но и иные, помогающие ему в этой работе. ——————————- <*> Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950. Т. 8. С. 35 — 36.
Современным направлением в изучении агрессивной направленности личности, склонной к применению оружия для достижения преступного результата, является использование психологических методик определения потенциального насилия. Однако необходимо отметить, что изучение практики по делам о преступлениях, связанных с применением огнестрельного оружия, показывает, что большие потенциальные возможности ранней профилактики используются еще недостаточно. Наиболее существенные недостатки заключаются в том, что на многие случаи обнаружения преступного умысла не наступает незамедлительное реагирование в форме длящихся мер индивидуальной профилактики. Добровольный отказ лица от реализации преступного намерения также не всегда закрепляется путем оказания на него целенаправленного воспитательно-предупредительного воздействия, исключающего в дальнейшем возможность рецидива. При всем многообразии профилактических мер они, как правило, сводятся к системе различных ограничений и запретов, что вряд ли оправдано, поскольку индивидуальная профилактика требует учета психофизиологических особенностей личности, а также социальных реалий, которые порой входят в противоречие с нормой права. Для незамедлительного пресечения преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия, на стадии приготовления или покушения необходимо создать обстановку, которая исключала бы возможность дальнейшей реализации преступного замысла. Важно, чтобы каждый известный случай приготовительных действий вызывал безотлагательное реагирование со стороны, в частности, участковых инспекторов. В этом смысле оправдывают себя также специальные меры органов внутренних дел, направленные на выявление и разобщение преступных групп, усиление охраны соответствующих объектов (как тех, которые являются конечной целью преступников, так и тех, которые вызывают их повышенный интерес с точки зрения завладения огнестрельным оружием), а также задержание подозреваемых или применение к ним других принудительных мер, лишающих их возможности осуществить преступное намерение либо продолжать преступную деятельность. При этом основанием для применения мер принуждения служат фактические данные, указывающие на возможность противоправного поведения лица или наличие других обстоятельств, осложняющих уголовно-процессуальную деятельность и требующих соответствующего воздействия. В этом случае отсутствуют объективные препятствия для соответствующего воздействия на них с целью предотвращения возможного преступного поведения. Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы наряду с большим объемом общепрофилактических мероприятий также осуществляют индивидуальную профилактику обозначенной группы преступлений. Они выявляют лиц, создающих угрозу применения оружия, принимают меры административного характера при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности, изымают у граждан законно хранившееся оружие, при необходимости ставят на оперативный учет. Устанавливают и изымают оружие у лиц, систематически употребляющих спиртные напитки, нарушающих общественный порядок. Однако нам представляется, что при осуществлении действий сотрудниками разрешительной системы необходимо сконцентрировать все усилия на изъятии прежде всего незаконно хранившегося оружия, так как одними мерами, направленными на изъятие оружия у законопослушных граждан, проблемы не решить. Изъятие оружия у законопослушного населения поможет лишь в некоторой части решить проблему совершения преступлений в быту. Успешное же решение всей проблемы возможно лишь с перекрытием каналов нелегального поступления оружия и изъятием его у криминальных элементов. Большое значение имеет индивидуальная виктимологическая профилактика вооруженной преступности, которая должна проводиться в комплексе с индивидуальной профилактикой криминогенной личности. Это связано с тем, что поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения. Оно может облегчать и даже провоцировать его <*>. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство (либо свести его вероятность к минимуму или, по крайней мере, позволит избежать серьезных отрицательных последствий криминала, в частности применения огнестрельного оружия). ——————————- <*> Иншаков С. М. Криминология: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 108.
В связи с этим целесообразно проводить мероприятия, направленные на специальную подготовку граждан (разработка алгоритмов оптимального поведения в криминогенных ситуациях и специальный тренинг); повышение уровня защищенности должностных лиц, чьи служебные функции сопряжены с риском подвергнуться вооруженному преступному посягательству; сведение к минимуму виктимогенных ситуаций, предотвращение и пресечение их, информирование граждан о виктимогенных «ситуациях-ловушках» с тем, чтобы они по возможности избегали их; а также на защиту и реабилитацию потерпевших от преступлений. Учитывая тот факт, что сотрудники органов внутренних дел в силу специфики своей работы обладают повышенной виктимностью и подвержены посягательствам с применением огнестрельного оружия, в том числе и с целью его (табельного оружия сотрудника) завладения, представляется также необходимым осуществление в отношении их мер виктимологической профилактики, направленных на совершенствование профессиональной подготовки, улучшение боевой и физической подготовки и включающих в себя серьезную тактико-огневую и психологическую подготовку с целью выработки хладнокровия и самоконтроля в экстремальных ситуациях <*>. ——————————- <*> Подробнее см.: Акимова Н. В. Криминологические и виктимологические меры предупреждения преступлений, совершаемых против сотрудников органов внутренних дел: Канд. дис. М., 1999.
——————————————————————