Торговля людьми как вид транснациональной преступности

(Кубов Р. Х.) («Российский следователь», 2008, N 1)

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ КАК ВИД ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Р. Х. КУБОВ

Кубов Р. Х., кандидат юридических наук.

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми — многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности <1>. В материалах XX Конгресса ООН (апрель 2000 г.), посвященного проблемам преступности, отмечалось, что торговля людьми в мире имеет выраженную тенденцию к росту. Если за четыре века «классического» рабства оборот не превысил 12 млн. человек, то за последние 30 лет только в Азии было продано в рабство не менее 30 млн. женщин и детей. ——————————— <1> Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Существует широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. Международная организация труда — учреждение ООН, которому поручено заниматься трудовыми стандартами, занятостью и вопросами социальной защиты, — считает, что на сегодняшний день в систему принудительного труда, подневольного труда, принудительного детского труда и сексуального рабства вовлечены 12,3 млн. человек. В других источниках называются цифры от 4 до 27 млн. Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 г. по заказу правительства США, ежегодно приблизительно 800000 человек продается из страны в страну. В эту цифру не входят миллионы людей, которых продают внутри их собственных стран. Примерно 80% жертв транснациональной торговли людьми составляют женщины и девочки; из них около 50% — несовершеннолетние. Большинство жертв транснациональной торговли людьми — это женщины, которые подвергаются сексуальной эксплуатации в коммерческих целях. Доходы от эксплуатации жертв торговли людьми оцениваются в 9,5 млрд. долл. <2>. ——————————— <2> Выступление М. Тейлора — главного координатора Бюро Госдепартамента по мониторингу и борьбе с торговлей людьми — 19 июля 2007 г. в Государственном департаменте США на конференции «Защита защитников», предназначенной для сотрудников правительственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся вопросами демократии, прав человека и труда // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Торговля людьми, представленная в таких масштабах, — это своего рода изнанка глобализации. Нарастание разрыва благосостояния граждан тех стран, которые относятся к ядру современной экономической микросистемы, и тех стран, которые находятся на ее периферии, — явление современного мира, которое активирует миграционные процессы. Такие страны, как Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, практически полностью формируют свою трудовую сферу работниками-мигрантами. Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми следует также назвать бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других местах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция в государственных и частных структурах, организованная преступность, насилие против женщин и детей, дискриминация женщин, политическая нестабильность и вооруженные конфликты <3>. ——————————— <3> Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Современное состояние торговли людьми позволяет вычленить наиболее распространенные ее формы: — торговля людьми в целях эксплуатации; — подневольный труд (долговая зависимость); — принудительный труд, в том числе принудительный домашний труд; — принудительный детский труд; — принуждение к участию в войне в качестве комбатантов (особо выделяется проблема детей-солдат); — торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации и проституция; — сексуальная эксплуатация детей на коммерческой основе. В мире практически нет стран, которых так или иначе не коснулась бы проблема торговли людьми. 127 стран являются поставщиками «живого товара», 98 — странами транзита и 137 — пунктом назначения. Это данные из нового доклада о торговле людьми, который был представлен Управлением ООН по наркотикам и преступности <4>. В государствах СНГ подавляющее большинство жертв контрабанды — женщины и девочки, которых переправляют в другие страны с целью сексуальной эксплуатации. Среди поставщиков «живого товара» лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. За ними следуют Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Высокая латентность рассматриваемого вида преступлений делает крайне затруднительным определение их истинных масштабов. ——————————— <4> Официальный сайт Организации Объединенных Наций // www. un. org.

Сегодня выделяют основные направления противодействия торговле людьми — целенаправленная работа по снижению спроса на дешевую рабочую силу и сексуальные услуги, преследование организаторов этого преступного бизнеса и защита их жертв. Такой вектор карательных, превентивных и восстановительных мер заложен в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющем ее Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, которые были ратифицированы Российской Федерацией в марте 2004 г. Практика показывает, что значительную часть взятых на себя обязательств Россия выполняет. Так, например, в мае 2007 г. в Москве по уголовному делу о торговле женщинами в страны Европы и Ближнего Востока задержаны гражданин Израиля (Ави Янай) и двое граждан одной из стран ближнего зарубежья. Данным лицам предъявлено обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества) и ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми). Характерно, что гражданин Израиля ранее дважды был осужден судом города Хайфы, в отношении его местной полицией расследуется несколько дел, в том числе по подозрению в торговле людьми и мошенничестве. О пресечении деятельности преступной группы, занимавшейся торговлей людьми из стран Юго-Восточной Азии и СНГ в Западную Европу через территорию России, сообщила в марте 2007 г. ФСБ России. Операция прошла совместно со Службой национальной безопасности Республики Узбекистан, правоохранительными органами Италии, Финляндии и Генерального секретариата Интерпола. По данным ФСБ, члены международной группы длительное время осуществляли торговлю людьми и организовали каналы нелегального перемещения иностранных граждан из Юго-Восточной Азии и стран СНГ в Западную Европу транзитом через территорию России. Тогда были установлены более 20 лиц, причастных к торговле людьми. В частности, в группировку входили также граждане Молдовы и Украины. Как сообщили в ЦОС ФСБ, «в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий установлено, что в городах Архангельск, Вологда, Екатеринбург, Ижевск, Калининград, Омск, Уфа, Хабаровск членами преступного сообщества создавались подставные фирмы, от имени которых под предлогом трудоустройства за границей заключались фиктивные договоры с российскими гражданами с целью незаконного завладения их заграничными паспортами». Затем через турфирмы в паспорта в иностранных посольствах и консульствах в Москве и Санкт-Петербурге оформлялись подлинные шенгенские визы, а в подпольной лаборатории изменялись паспортные данные и вклеивались фотографии лиц, переправляемых в страны Европы. Цена изготовления паспорта и перемещения мигранта через границу составляла от 3 до 5 тысяч евро. Анализ практики применения норм УК РФ о торговле людьми также показывает, что значительная часть данных преступлений не связана с вывозом жертв преступлений за рубеж. Иными словами, в России формируется внутренний рынок рабов. Эта тенденция сама по себе не может не привлечь внимания исследователей. Так, в мае 2007 г. Можгинским городским судом Удмуртской Республики вынесен приговор в отношении группы лиц, торговавших людьми. По данным Генеральной прокуратуры РФ, житель города Можги Сапрыгин, житель города Сарапула Шаганов и жительница Можгинского района Рахимова с 2006 г. руководили агентствами по оказанию интимных услуг. В 2006 г. Сапрыгин обманным путем перевез несовершеннолетнюю жительницу Вавожского района в город Можга, где под угрозами физической расправы принудил ее к занятию проституцией. Затем он и некто Чеботарева за 2 тысячи рублей купили жительницу поселка для занятия проституцией. После эта девушка была перепродана за 3,5 тысячи рублей в другое агентство по оказанию интимных услуг, принадлежащее Рахимовой. Всего в ходе предварительного и судебного следствия было установлено 6 эпизодов торговли людьми Сапрыгиным и вовлечение несовершеннолетней в занятие проституцией. Шагалов, Рахимова и Чеботарева также принимали участие в торговле людьми. Суд признал Александра Сапрыгина виновным в торговле людьми «в отношении двух и более лиц заведомо несовершеннолетнего с применением насилия или угрозой его применения», «вовлечении в занятие проституцией, совершенном в отношении заведомо несовершеннолетнего» и назначил ему наказание в виде семи лет лишения свободы, а Александр Шаганов осужден за торговлю людьми к пяти годам лишения свободы. Этим же приговором Анастасия Чеботарева и Елена Рахимова также признаны виновными в торговле людьми и приговорены к условной мере наказания. Однако если опыт уголовного преследования за рассматриваемые преступления в России не вызывает сомнений, то превентивные и восстановительные меры явно нуждаются и в законодательной разработке, и в апробации. В этом смысле следует согласиться с автором фундаментального доклада по проблемам торговли людьми в Российской Федерации Е. В. Тюрюкановой в том, что необходимы дополнительные действия для оказания помощи жертвам преступных действий. Еще предстоит разработать национальные законодательные нормы и создать координационные механизмы по противодействию торговле людьми, которые позволили бы России полностью придерживаться своих международных обязательств, взятых в соответствии с ратифицированными международными конвенциями. Более того, меры по противодействию торговле людьми должны в большей степени основываться на подходе, учитывающем необходимость соблюдения прав человека и уважения к правам пострадавших лиц. Торговлю людьми не следует рассматривать только как борьбу с организованной преступностью и нелегальной миграцией, а прежде всего как нарушение прав человека <5>. ——————————— <5> Тюрюканова Е. В. Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме. М., 2006. С. 7 — 8.

Хочу заметить, что ситуация в нашей стране по реализации восстановительных процедур в отношении жертв торговли людьми не представляется безнадежной. Но практически все меры осуществляются не государством, а общественными организациями, международными структурами. Так, например, в 2007 г. в Москве под эгидой Международной организации по миграции (МОМ) успешно начал работу Центр реабилитации для жертв торговли людьми. Подход, который международное сообщество применяет к торговле людьми, определяется двумя целями: необходимостью того, чтобы государство наказывало за это серьезное преступление, и необходимостью того, чтобы общество заботилось о жертвах серьезных нарушений прав человека, которые наносят удар по их основным свободам. Протокол ООН о торговле людьми, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, явно поддерживает обе эти цели. Вероятно, остроту проблемы торговли людьми в России и сопредельных с ней государствах призвана снять Программа сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007 — 2010 гг., принятая 28 ноября 2006 г. <6>. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе ее развития в государствах — участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с торговлей людьми, в том числе опыте совместных действий. Целью Программы является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств — участников СНГ, деятельности уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми. Основные задачи Программы сформулированы следующим образом: расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества государств — участников СНГ, совершенствование и гармонизация национального законодательства; проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров и повышение квалификации специалистов. Главы государств, принявшие данную Программу, выразили согласие в том, что необходимо ускорить осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу, во-первых, Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 г., во-вторых, Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. ——————————— <6> См.: официальный сайт Исполнительного комитета государств — участников СНГ // www. cis. minsk. by.

В целях обеспечения надлежащего нормативно-правового обеспечения противодействия торговле людьми на субрегиональном уровне (на пространстве СНГ) Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ следует также разработать проект модельного законодательного акта о борьбе с торговлей людьми; проект модельного законодательного акта об оказании помощи жертвам торговли людьми; рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми. Представляется, что государственная власть должна обеспечивать таким жертвам эффективный доступ к правосудию по их усмотрению и доступ к убежищу, медицинскому обслуживанию, юридической помощи, социально-психологическим консультациям, а также содействие их возвращению в родные места или переезду на новое место, где они могли бы восстановить свои силы и вернуться к нормальной жизни. Такой подход обеспечивает баланс между потребностями государства в обеспечении безопасности и потребностью общества в восстановлении прав человека применительно к жертве.

——————————————————————