К вопросу о криминологической безопасности Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации
(Пилюгина Т. В.) («Российский следователь», 2011, N 21)
К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
Т. В. ПИЛЮГИНА
——————————— <*> Pilyugina T. V. On the issue of criminological security of the Southern and Northern Caucasus federal districts of the Russian Federation.
Пилюгина Татьяна Владимировна, доцент кафедры уголовного права и процесса, НЧОУ ПВО «Кубанский социально-экономический институт» кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассмотрены наиболее значимые моменты безопасности государства, основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности.
Ключевые слова: безопасность, личность, общество, государство, межнациональные и межконфессиональные конфликты, профилактика преступности.
This article contains the most significant moments of State security, the main challenges facing the State and society for the prevention of inter-ethnic, religious conflicts, to strengthen and preserve social stability.
Key words: security, identity — society — State, inter-ethnic and inter-confessional conflicts, the prevention of crime.
На протяжении всей истории мировой цивилизации безопасность является одной из главнейших целей и неотъемлемым слагаемым деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей. Начиная с 90-х годов прошлого века законодатель и отечественная наука, включая юридическую науку, многое сделали для изменения сложившихся в обществе стереотипов в вопросе о безопасности <1>. Причем внимание специалистов во многом акцентировалось, во-первых, на проблемах безопасности такого компонента, как личность (человек) <2>, во-вторых, на различных аспектах безопасности (экономическая, государственная, военная) <3>. Криминологическая безопасность — новое понятие для России, еще не прижившееся в собственно юридической среде. ——————————— <1> См.: Бабаев М. М., Рахманова Е. Н. Права человека и криминологическая безопасность. М., 2004. <2> См.: Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. М., 1997; Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994. <3> См.: Горшенков Г. Г. Антикриминальная безопасность личности: Монография. Н. Новгород: Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006.
По мнению автора, криминологическая безопасность является одновременно и состоянием, и представлением, и целью. Необходимость разработки социально-правовой проблемы криминологической безопасности и ее обеспечения определяется действительной серьезностью криминальных процессов, представляющих в одном случае потенциальную, в другом — реальную угрозу общественному спокойствию нации, вызывающих обоснованную тревогу российского населения и требующих адекватных мер социально — правовой защиты. К сожалению, формировавшиеся десятилетиями в нашей стране традиционные, большей частью репрессивные, подходы к организации борьбы с преступностью не могут обеспечить безопасной жизнедеятельности общества на Кавказе. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа Российской Федерации на протяжении последних лет привлекают повышенное внимание со стороны политиков, экономистов, социологов, представителей силовых структур и прочих органов жизнеобеспечения. Наибольшую криминальную опасность для национальной безопасности представляют такие явления, как терроризм, наркотизм и уголовно-правовые проявления экстремизма. При общей тенденции к росту числа террористических актов в стране особо резкое ухудшение ситуации наблюдается в южных регионах в 2009 — 2010 гг. В этот период обрели системный характер насильственные посягательства на представителей власти, особенно на работников правоохранительных органов. Следует отметить покушение на Президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова; расстрел министра строительства Ингушетии Р. Амирханова; совершенный 17 августа 2009 г. самый крупный и кровавый за последнее время террористический акт против правоохранительных органов в Ингушетии, в результате которого погиб 21 человек и 138 ранены. С начала 2009 г. в регионе убиты 68 и ранены 212 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, погибли 30 и ранены 85 гражданских лиц. Как отмечает М. Галачиева, «фактически террористические акты ныне совершаются чаще, чем ежедневно. При этом абсолютное большинство преступлений (90%), предусмотренных ст. 205 УК РФ, совершено в Северо-Кавказском регионе» <4>. На прошедшем 12 октября 2011 г. в Ессентуках совещании Совета безопасности было подчеркнуто, что сохраняется высокий уровень террористической активности в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики <5>. ——————————— <4> Галачиева М. М. Уголовно-правовой анализ террористического акта: законодательные и теоретические аспекты: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2010. С. 16. <5> См.: Егоров И. Работа приходит в горы // Российская газета. 13.10.2011.
Исследователи-криминологи установили особенность, что в субъектах РФ, в которых преобладает население, исповедующее ислам или буддизм, наркоситуация более напряженная, несмотря на национально-религиозные традиции неприятия наркотиков. Объяснение этому они видят не только в проблемах социально-экономического развития названных национальных республик в составе РФ. Особую роль играют следующие обстоятельства. Во-первых, они расположены в природно-климатической зоне произрастания многих наркосодержащих растений (мак, конопля, галлюциногенные грибы и др.). Во-вторых, южные границы с Украиной, Азербайджаном, Казахстаном способствуют высоким контрабандным потокам наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов через их территорию. В-третьих, неутихающие проблемы «горячих точек», в особенности Дагестана, Чечни и Ингушетии способствуют распространению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в среде мусульманской молодежи <6>. ——————————— <6> Хутыз Р. А. Российская модель профилактики наркотизма в свете вероучений традиционных религиозных конфессий: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2011. С. 14.
Статистические данные свидетельствуют и о непрекращающемся стабильном росте преступлений, являющихся проявлениями экстремизма. Так, в 2006 г. количество таких преступлений в России возросло до 263, в 2007 г. — до 356, в 2008 г. — до 460, в 2009 г. — до 548, а в 2010 г. — уже до 656 случаев <7>. Причем значительная их доля приходится на южные регионы страны. Например, в июле 2007 г. студент одного из университетов г. Майкопа М. создал в Интернете свой электронный дневник — «живой журнал», в котором опубликовал текстовые сообщения, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства представителей Кавказа и Средней Азии, находящихся на территории России. Кроме того, он использовал также нецензурные речевые обороты, способные вызвать у читателей оскорбительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении представителей неславянских национальностей, проживающих на территории РФ <8>. ——————————— <7> Общие сведения о состоянии преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www. mvd. ru. <8> Архив Майкопского городского суда за 2008 г. Уголовное дело N 1-55/2008.
Приведенные данные подтверждают прогностические положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., где отмечено: «Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой незаконной миграцией, наркоторговлей, другими формами транснациональной организованной преступности» <9>. ——————————— <9> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19.05.2009.
Объективная оценка криминологической обстановки, сложившейся в настоящее время в южных регионах, позволяет констатировать тот факт, что современное состояние преступности и уровень борьбы с ней являются одними из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку. В этой связи резко повышается значимость исследования процесса детерминации данного явления, поиска оптимальных мер его профилактики, в том числе и средствами уголовно-правового и криминологического характера. Девиантность социума проявляется через отклоняющееся поведение — деятельность, не соответствующую установившимся в данном обществе социальным нормам <10>. Вычленение в исследовании генетического аспекта позволяет понять процесс взаимодействия экономических, социальных условий жизни людей как причин, с одной стороны, и самой преступности как следствия, с другой. ——————————— <10> См.: Ипполитов К. Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996; Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения) / Под общ. ред. Ю. И. Аболенцева, В. И. Попова. М., 2001.
Совершенно очевидно, что преступность, как в зеркале, отражает общее состояние нашего общества. Северный Кавказ — территория накала с преобладанием какой-либо одной национальности либо со сложным этническим и конфессиональным составом. Социальная дестабилизация вызывает всплеск девиантности, обостряет крайние (маргинальные) формы ее проявления. В одних случаях причина антиобщественного поведения заключена в личности, совершившей преступление, в условиях ее неблагоприятного воспитания и формирования, в других — она коренится в обстоятельствах непосредственной ситуации, в которой было совершено преступление. Распад СССР, став отчасти закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже гораздо более жестокие и кровавые межэтнические и межконфессиональные конфликты. Годы перестройки вскрыли накопившиеся противоречия, ознаменовавшись взлетом национализма: Северная Осетия и Ингушетия, Чечня, Дагестан — тот не полный перечень вооруженных межнациональных конфликтов, последствия которых дают о себе знать до сих пор. Так или иначе националистические проявления тесно связаны с экстремизмом. Спектр наносимого им вреда социуму чрезвычайно широк, а проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов. Осознавая необходимость обеспечения безопасности личности, общества, государства от криминальных посягательств, в настоящее время в рамках разрабатываемой концепции общественной безопасности предусматриваются меры обеспечения безопасности от преступных посягательств. Эти меры в подавляющем своем большинстве предусматривают оказание воздействия на преступность с целью ее сокращения и удержания на социально-приемлемом уровне. Этот подход в целом отвечает сложившейся научной терминологии и практике борьбы с преступностью. Противодействие преступности на территории Южного и Северно-Кавказского федеральных округов требует систематической профилактической работы с привлечением всех «здоровых» сил общества, но главную ответственность должно взять на себя государство как координатор всех действий. Стратегия должна предусматривать меры, направленные на устранение условий, которые подпитывают национально-этнические конфликты. Экстремистская идеология, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция, социально-экономическая маргинализация и отсутствие надлежащего государственного управления — те условия, которые дают питательную среду развития экстремизма, а высокая степень обеспокоенности законодателя этой проблемой в современном российском обществе выразилась в принятии ряда документов антиэкстремистского блока <11>. Поэтому лучшая форма борьбы с конфликтами — это стратегия, направленная на их предотвращение путем ранней профилактики. ——————————— <11> Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 24.07.2007 N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».
В заключение отметим основные задачи, стоящие, как нам представляется, перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира: — устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации межнациональных конфликтов; — снижение социальных разногласий в обществе; — стабилизация политической обстановки в стране, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов; — повышение культурно-образовательного уровня населения в общем, связанное с изучением религии, ее истории, культуры, а также традиций, в частности; — противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, организации; — противодействие распространению информации и литературы, направленных на разжигание межнациональных, межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства других вероучений; — достижение толерантности и мира между этническими группами.
——————————————————————