Роль органов внутренних дел в обеспечении криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья
(Киселева Т. В.) («Российский следователь», 2012, N 14)
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕСТАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ <*>
Т. В. КИСЕЛЕВА
——————————— <*> Kiselyova T. V. Role of police for providing criminological security in places of traditional living and traditional economical activity of Amur territory’s in digenous population.
Киселева Татьяна Владимировна, адъюнкт ГОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России».
В статье рассматриваются вопросы обеспечения криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья с целью сохранения этнического многообразия данной местности. Указывается первостепенная роль органов внутренних дел как основного субъекта обеспечения криминологической безопасности, при этом делается вывод о необходимости комплексного подхода в решении данной проблемы, подчеркивается значение профилактических мероприятий.
Ключевые слова: обеспечение криминологической безопасности, коренные малочисленные народы, Приамурье, органы внутренних дел, социологический опрос.
The article examines issues of providing criminological security in places of native habitat and traditional economical activity of Amur territory’s native population with a purpose of preserving ethnic diversity in a given location. It is shown that the most important role of the MVD agencies as the fundamental subject to provide criminological security is to conclude that the requirement of a complex approach in the solving a given problem is punctuated by the importance of preventative measures.
Key words: providing criminological security, indigenous population, Amur territory, police (agencies of internal affairs), sociological interview.
Одной из ключевых проблем в Концепции государственной национальной политики <1> обозначена проблема сохранения этнического многообразия населения и защита прав коренных малочисленных народов. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.
В настоящее время территорию Хабаровского края, которая традиционно называется Приамурьем, населяет множество народов и народностей, восемь из которых в соответствии с законодательством отнесены к числу коренных малочисленных — нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Анализ криминологической ситуации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья свидетельствует о том, что существующее законодательство и правоприменительная практика не обеспечивают безопасность жизнедеятельности как данных этнических общностей, так и некоренного населения. В связи с этим в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <2> необходимо предусмотреть меры по обеспечению криминологической безопасности коренных малочисленных этносов Приамурья в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Исходя из нового, но уже широко известного в криминологии понятия криминологической безопасности <3>, под криминологической безопасностью в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья следует понимать объективное состояние защищенности прав, обязанностей и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья. ——————————— <3> См. например: Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 30; Бабаев М. М., Рахманова Е. Н. Права человека и криминологическая безопасность: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. С. 46; Симоненко Д. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7.
Еще одно базовое понятие — «обеспечение криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья» полностью базируется на определении обеспечения криминологической безопасности, сформулированном В. А. Плешаковым <4>. ——————————— <4> Плешаков В. А. Указ. соч. С. 31.
Итак, «обеспечение криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья — это основанная на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, общества в целом и их институтов, имеющая целью достижение и поддержание социально приемлемого уровня защищенности прав, обязанностей и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья». При этом понятия «криминологическая безопасность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья» и «обеспечение криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья» отражают, с одной стороны, специфику деятельности (функциональный критерий), с другой — цель и результат последней (оценочный критерий), коим является собственно состояние криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья. Всестороннее изучение проблем обеспечения национальной безопасности коренных малочисленных народов Приамурья позволяет сделать вывод о нарастании катастрофически разрушительных процессов, угрожающих выживанию этих этнических общностей в России, их физическому, психическому, духовному здоровью, социально-экономической основе их существования и развития. Особую тревогу в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Приамурья вызывает превышение смертности над рождаемостью, увеличение числа убитых и лиц, получивших увечья в результате общественно-опасных действий, угрожающие масштабы безработицы, бедности, социальной эксклюзии, увеличение числа заболеваний, в том психических, ведущих к суицидам, усиливающаяся интенсификация алкоголизации и наркотизации населения. Данные процессы приводят к повышению виктимности и криминогенности как самих коренных малочисленных народов, так и представителей других национальностей, проживающих в Приамурье. Этнос при таких обстоятельствах не может рассматриваться как активный субъект защиты своих интересов. Кроме того, не нужно забывать о все возрастающих неправомерных попытках внешнего воздействия на коренные народы Приамурья и среду их обитания. В настоящее время меры, направленные на обеспечение криминологической безопасности в рассматриваемых районах, в подавляющем большинстве предусматривают воздействие на преступность в целях ее сокращения и удержания на социально-приемлемом уровне. Однако, исходя из основного положения теории криминологической безопасности — перенесения смыслового акцента с объекта нападения (преступность) на объект защиты (интересы личности, общества, государства), — необходимо формировать новую идеологию воздействия на преступность, переориентировав субъекты обеспечения криминологической безопасности с поисков криминологических угроз на обеспечение безопасности людей от преступных посягательств. Можно с уверенностью сказать, что из всех субъектов, призванных обеспечивать криминологическую безопасность, именно органы внутренних дел имеют возможности и вносят наибольший вклад в решение данной проблемы. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, следует указать на многосторонний характер деятельности органов внутренних дел в данном направлении, к которой относится: обеспечение безопасности личности; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; проведение дознания и предварительного следствия и др. В то же время в распоряжении органов внутренних дел имеются эффективные средства предотвращения подготавливаемых, пресечение уже начавшихся преступлений, а также осуществления профилактических мер на основании уже совершенных уголовно наказуемых деяний. Базовые нормативно-правовые акты органов внутренних дел в качестве первоочередной задачи определяют обеспечение безопасности личности от криминальных угроз, что в полной мере относится и к представителям коренных малочисленных народов Приамурья. Однако практическая дезорганизация правоохранительной системы в местах их традиционного проживания, слабое материально-техническое обеспечение органов внутренних дел, снижение профессионального уровня, ухудшение культурно-психологических характеристик кадрового состава ОВД в рассматриваемой местности привели к тому, что население региона, в том числе представители коренных малочисленных народов Приамурья, в настоящее время лишены адекватной социально-правовой антикриминогенной защиты. Это, в свою очередь, ведет к еще большему усложнению криминальной ситуации на данной территории. Не случайно в ходе анализа преступности в районах компактного проживания коренных малочисленных народов нами выявлена зависимость количества зарегистрированных особо тяжких преступлений в общей структуре преступности от доли проживающего в них аборигенного населения: чем больше коренного населения проживает в районе, тем больше в нем доля тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья, в несколько раз превосходящая аналогичные краевой и общероссийский показатели. Корыстная преступность в изучаемой местности характеризуется высоким удельным весом хищений, совершенных с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, также в несколько раз превосходящим общероссийский показатель. На наш взгляд, ситуацию в сфере криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья необходимо кардинально менять как усилиями федеральных, так и региональных властей и искать новые решения правового, политического, организационно-управленческого характера, более приемлемые для сохранения коренных этнических общностей Дальнего Востока и безопасности всего населения Дальневосточного региона. И в первую очередь изменения должны коснуться органов внутренних дел как основного субъекта обеспечения криминологической безопасности. Об этом говорят и данные проведенного автором социологического исследования по проблеме обеспечения криминологической безопасности, в ходе которого с помощью специально разработанных анкет было опрошено 415 сотрудников рядового и начальствующего состава органов внутренних дел из различных служб и территориальных подразделений УВД и органов прокуратуры Хабаровского края. Кроме того, при помощи Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края были опрошены 386 респондентов различных национальностей и социально-демографических групп населения, проживающих на изучаемых территориях, в основном в сельской местности. Данные проведенного социологического опроса свидетельствуют, что значительная часть опрошенного населения (60%) в защите от преступных посягательств надеется на себя и лишь 32% — на полицию. Характерно, что 32% граждан положительно относятся к сотрудникам полиции, обслуживающим их район, 23% — нейтрально, 9% — отрицательно. При этом 33% опрошенных не уважают сотрудников полиции за низкий профессиональный уровень (13%) и за низкие нравственные качества (21%). Однако 46% опрошенного населения готовы оказывать активную помощь полиции, 38% граждан затрудняется с ответом и всего 15% не готовы оказывать полиции помощь. В то же время опрос сотрудников правоохранительных органов показывает, что 38% опрошенных не надеются на помощь населения в своей деятельности, 8% затрудняются с ответом, 11% сотрудников всегда надеются на помощь населения и 43% — чаще всего надеются. Между тем на вопрос о том, могут ли люди рассчитывать на их помощь в защите от преступников, 54% сотрудников ответили, что могут рассчитывать всегда, 34% — что скорее всего могут рассчитывать, 3% сотрудников ответили, что люди вряд ли могут рассчитывать на их помощь в защите от преступников и еще 9% затруднились ответить. На вопрос к населению о том, чем вызван их страх перед преступностью, 49% респондентов ответили, что безнаказанностью лиц, совершающих преступления, 47% — социальным неравенством перед законом и 32% — бездействием правоохранительных органов. В числе вариантов ответов, записанных самими гражданами, были: нежелание сотрудников полиции работать и отсутствие защиты. Таким образом очевидно, что эффективность работы органов внутренних дел не соответствует запросам общества и требует серьезной корректировки, а возможно, и пересмотра многих позиций деятельности. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. На наш взгляд, первостепенное значение в сфере обеспечения криминологической безопасности имеет профилактика преступлений и иных правонарушений, являющаяся и приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств. Значимость профилактической работы определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал. В связи с этим нельзя не отметить, что в постперестроечное время произошел фактический демонтаж целостной государственной системы профилактики правонарушений, унаследованной Россией от Советского Союза, в котором она выстраивалась десятки лет и доказала свою высокую эффективность на практике. Вкупе с последовательной либерализацией административного и уголовного законодательства и рядом иных мер такая политика привела к резкому росту преступлений и других правонарушений, существенному снижению результативности деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и, как следствие, — колоссальному падению уровня правовой защищенности граждан, общества и государства от противоправных посягательств <5>. ——————————— <5> Материалы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений / А. С. Дугенец, Г. И. Калмыков, А. А. Смирнов, Н. Г. Ильинская. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 3.
Принимая во внимание значимость данной проблемы, на высшем государственном уровне была поставлена задача воссоздания государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации МВД России разработана базовая многоуровневая модель профилактики правонарушений, ставшая основой для региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений. В Хабаровском крае была разработана и принята программа «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Хабаровского края на 2007 — 2009 гг.», предусматривающая широкий и разнообразный комплекс мер профилактического характера. А в 2009 г. постановлением Правительства края утверждена аналогичная программа на 2010 — 2012 гг. Основное внимание в данных программах уделено социальной профилактике, профилактике правонарушений несовершеннолетних, предупреждению совершения преступлений лицами ранее судимыми, противодействию незаконному обороту оружия, привлечению граждан к охране общественного порядка, внедрению аппаратно-программных комплексов «Безопасность» и других технических средств охраны правопорядка, а также осуществлению информационно-разъяснительной и пропагандистской работы в сфере профилактики правонарушений. Отметим, что основным субъектом профилактики преступлений и иных правонарушений в рассматриваемых программных мероприятиях выступают органы внутренних дел. В ходе реализации указанных региональных программ профилактики правонарушений достигнуты первые положительные результаты. Так, в крае зафиксировано снижение общего количества зарегистрированных преступлений: на 5,8% — в 2007 г., на 14,1% — в 2008 г. и на 31,5% — в 2009 г. Уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений: на 11,0% — в 2007 г., на 23,4% — в 2008 г. и на 39,4% — в 2009 г. В ходе реализации программ профилактических мероприятий в крае произошло существенное снижение корыстных и корыстно-насильственных преступлений в сравнении с 2006 г. Так, количество зарегистрированных краж сократилось в 2007 г. на 2,2%, в 2008 г. — на 11,4%, в 2009 г. — на 33,9%. Количество фактов мошенничества сократилось за эти годы на 6,5%, 14,1% и 28,3% соответственно. Количество зарегистрированных грабежей сократилось на 16,9% в 2007 г., на 31,1% — в 2008 г. и на 44,6% — в 2009 г., а количество разбоев уменьшилось на 12,3% в 2007 г., на 36,5% — в 2008 г. и на 51,0% — в 2009 г. Кроме того, за рассматриваемые годы сократилось количество зарегистрированных хулиганств: на 35,6% в 2007 г., на 71,5% — в 2008 г. и на 87,7% — в 2009 г. Важным показателем эффективности реализации профилактических мероприятий и обеспечения безопасности граждан является значительное снижение числа тяжких насильственных преступлений. Так, в сравнении с 2006 г. количество убийств в крае уменьшилось на 28,4% в 2007 г., на 38,4% — в 2008 г. и на 52,6% — в 2009 г. Также за рассматриваемые годы сократилось количество фактов причинений тяжкого вреда здоровью на 12,3%, 14,6% и 22,2% соответственно. Следует отметить, что большое значение в ходе реализации краевых программных профилактических мероприятий имеет создание условий для формирования в сознании граждан уверенности в способности органов внутренних дел обеспечить безопасность населения, сохранение контроля над криминогенной обстановкой, содействие правовому воспитанию граждан, устранение негативных факторов преступности, влияющих на социально-экономическое развитие Хабаровского края. На вопрос «Становились ли вы или ваши близкие жертвами преступлений?» положительно ответили 68% респондентов. А на вопрос о том, обращались ли они по этому поводу в полицию, всего 6% опрошенных ответили, что не обращались, хотя в среднем по России, согласно социологическим исследованиям, доля граждан, подвергшихся преступным посягательствам, но не обратившихся за помощью в полицию находится в интервале 44 — 45%. Это говорит о том, что сельское население Дальневосточного региона еще не утратило окончательно веру в органы внутренних дел как защитника своих интересов, однако при этом удовлетворены результатом своего обращения в полицию только 17% обратившихся за помощью граждан, 78% результатом не удовлетворены. Таким образом, органам внутренних дел, несмотря на уже заметные положительные результаты, предстоит еще многое изменить в своей деятельности, чтобы вернуть почти уже утраченное доверие общества к стражам порядка. От эффективной работы органов внутренних дел в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья в условиях усиления криминализации, общественной опасности, жестокости, организованности и профессионализма преступных проявлений во многом зависит благополучие и спокойствие населения, соблюдение их конституционных прав и свобод. Однако следует отметить, что для наиболее эффективного обеспечения криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Хабаровского края необходим комплексный подход к решению этой проблемы, объединение усилий всех ветвей федеральной и региональной власти и непосредственное участие в этом процессе органов местного самоуправления.
——————————————————————