Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления
(Пилюгина Т. В.)
(«Общество и право», 2011, N 3)
ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБОВ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Т. В. ПИЛЮГИНА
Пилюгина Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Кубанского социально-экономического института.
В статье рассмотрены наиболее значимые моменты национальной безопасности государства в области наиболее опасной формы организованной преступной деятельности — экстремистской, основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира.
Ключевые слова: национальная безопасность государства, организованная преступность, межнациональные конфликты, профилактика преступности.
This article contains the most significant moments of the national security of the State’s most dangerous forms of organized criminal activity-extremist, the major challenges facing the State and society for the prevention of inter-ethnic, religious conflicts, to strengthen and preserve social stability, the constitutional order, well-being and peace.
Key words: national security of the State, organized crime, inter-ethnic conflicts, the prevention of crime.
Интенсивность процессов мировой интеграции хотя и сопряжена в большей степени с прогрессивными изменениями, тем не менее усиливает социальную дезорганизацию общества, продуцирует эскалацию социального диспаритета вкупе с другими негативными процессами, стимулирующими преступность, которая в XXI в. превратилась в одну из самых сложных социальных проблем.
Заметим, что конец XX в. ознаменовался серьезными геополитическими изменениями. Распад СССР, став отчасти закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже гораздо более жестокие и кровавые конфликты. Наибольшего накала межэтнические и межконфессиональные конфликты достигли на территориях со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности.
Годы перестройки вскрыли накопившиеся противоречия, ознаменовавшись взлетом национализма: Нагорный Карабах (1988 — 1994 гг.), Приднестровье (1989 — 1992 гг.), Фергана (1990 г.), Баку (1990 г.), Сумгаит (1988 г.), Душанбе (1990 г.), Абхазия (1992 — 1993 гг.), Южная Осетия (1989 — 1992 гг.). На территории России это Северная Осетия и Ингушетия (1992 г.), Чечня с 1994 г., Дагестан (1989 — 1992 гг.). Вот тот не полный перечень вооруженных межнациональных конфликтов, последствия которых дают о себе знать до сих пор. Так или иначе, националистические проявления тесно связаны с экстремизмом.
Развитие экстремистских проявлений в современной России — это реальный показатель состояния общества переходного типа. Вопрос совершения девиантных поступков стал широко обсуждаться в средствах массовой информации, поскольку распространение экстремистских идей ведет к коррозии всей общественно-политической и социальной жизни, а значит, к размыванию государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека.
Тема борьбы с экстремизмом остается одной из самых популярных не только в «верхах», но и в «низах». Экстремизм опасен не для той или иной политической силы, которая в данный момент находится у власти, а для демократической государственности в целом. По своей сути он представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве как отдельно взятыми личностями, так и группами. Это касается не только межконфессиональных, межэтнических отношений, межнациональных конфликтов. В социальной жизни он может привести к реформам, революции, бунту, кровавому восстанию, террору, смене власти и даже общественного строя.
Согласимся с мнением Марковой Ю. В., определив экстремизм как негативное социально-правовое, криминогенно-криминальное явление, обусловленное выражением полярных установившимся социальным и правовым нормам и практике взглядов, реализуемых через действия, прямо или опосредованно направленных на изменение основ конституционного строя страны; возбуждение политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды через применение насилия (угрозу его применения), причинение имущественного либо физического вреда, а равно призывы к указанным действиям [1].
В этой связи резко повышается значимость исследования процесса детерминации данного явления, поиска оптимальных мер его профилактики, в том числе и средствами уголовно-правового и криминологического характера.
Необходимо отметить, что социально-экономические кризисы, коррупция государственных институтов, падение жизненного уровня, страх перед будущим и многое другое породили преступность экстремистского характера. Спектр наносимого ею вреда социуму чрезвычайно широк, а проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов. Последствия преступных проявлений экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы [2].
В настоящее время, проникая во все сферы жизнедеятельности общества, экстремизм обрел масштабы, которые без преувеличения позволяют отнести его к одной из угроз национальной безопасности России. Резко увеличивается число экстремистских групп с характерными для них чертами воинствующей ограниченности, с жесткой авторитарностью мышления, нетерпимостью ко всему «чужому», стремлением решить сразу все проблемы [3]. Так, количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2003 — 2007 годах возросло более чем в 2 раза, до 80% участников экстремистских организаций составляют лица в возрасте до 30 лет [4]. В 2008 г. зафиксированы 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое превысило показатели 2007 г.
Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса.
До тех пор, пока общество будет находиться в кризисном состоянии, в условиях нестабильности, в силу отсутствия эффективного государственного механизма управления страной социальная дезориентация определенной части граждан будет непрерывно «воспроизводить» экстремизм. Стабильность современного общества возможна только при наличии известного мировоззренческого единства населения, в основе которого лежит совпадение экономического, нравственного и правового способов миропонимания людей, существующих в одну эпоху и в одном социальном пространстве.
Сама жизнь современного социума обозначила необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы для регулирования экстремальных процессов в обществе. Решение этой задачи невозможно без знания социально-психологической специфики экстремальной среды, а также понимания таковой как целостного социального явления.
Проблема экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические сферы. Особое внимание следует уделять не только религиозным течениям радикальной направленности, но и различного рода экстремистским молодежным группировкам, которые для достижения своих целей все чаще используют методы насилия.
Современное общество неизбежно встанет перед необходимостью осознания той опасности, которую таят в себе экстремистские организации, имеющие, как правило, мощнейшую финансовую подпитку и стремящиеся дестабилизировать, а затем разрушить существующие общественные институты для достижения своих целей. Только при активном взаимодействии органов государственной власти, правоохранительной системы и общественных организаций возможно создание «заслона» развитию экстремизма.
Противодействие экстремизму требует систематической профилактической работы с привлечением всех «здоровых» сил общества, но главную ответственность должно взять на себя государство как координатор всех действий. Стратегия должна предусматривать меры, направленные на устранение условий, которые подпитывают национально-этнические конфликты. Экстремистская идеология, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция, социально-экономическая маргинализация и отсутствие надлежащего государственного управления — те условия, которые дают питательную среду развития экстремизма, а высокая степень обеспокоенности законодателя этой проблемой в современном российском обществе выразилась в принятии ряда документов антиэкстремистского блока [5]. Поскольку лучшая форма борьбы с конфликтами — это стратегия, направленная на их предотвращение путем ранней профилактики.
В заключение отметим основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира:
устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации межнациональных конфликтов;
снижение социальных разногласий в обществе стабилизация политической обстановки в стране, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
повышение культурно-образовательного уровня населения в общем, связанное с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности;
противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, организации;
противодействие распространению информации и литературы, направленных на разжигание межнациональных, межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства других вероучений;
создание толерантности и мира между этническими группами.
Литература
1. Маркова Ю. В. Предупреждение преступлений совершенных группами несовершеннолетних экстремистской направленности: Автореф. дис. … к. ю.н. Н. Новгород, 2008.
2. Узденов Р. М. Экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2008.
3. Русанова О. А. Экстремизм — социологические интерпретации.
4. www. mvdinform. ru
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 24.07.07. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».
——————————————————————