Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена
(Волков Н. В.) («История государства и права», 2006, N 9)
ЭКСТРЕМИЗМ КАК КРАЙНЯЯ ФОРМА СЕПАРАТИЗМА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА
Н. В. ВОЛКОВ
Волков Н. В., заместитель начальника оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу.
Исследование социально-политической сущности сепаратизма следует начать с анализа основных воззрений на данный феномен в политико-правовой науке. Под сепаратизмом (от фр. separatisme — отдельный) в юридической науке, как правило, понимается «стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии» <*>. Сходная точка зрения бытует и за рубежом. Так, например, в рамках американской политико-правовой школы получила признание точка зрения, в соответствии с которой под сепаратизмом понимается «выход социальной группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, частью которого она является» <**>. ——————————— <*> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2001. С. 554. <**> Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. С. 147.
На наш взгляд, сепаратизм является особой формой политико-правовой девиации и, таким образом, представляет собой отклоняющееся от общепринятых, получивших закрепление в правовых нормах и одобряемых большинством населения принципов и норм взаимного сосуществования и совместного проживания на единой территории. Девиантный характер сепаратизма с точки зрения юридического аспекта данного понятия выражается в таких его свойствах, как нелигитимность и противоправность. Нелегитимность сепаратизма обусловливается неприятием ценностных детерминант и целевых установок сепаратистского характера большей частью населения страны. Противоправность сепаратизма предполагает его характеристику в качестве «поведения, отклоняющегося от действующей юридической нормы, судебной практики или прямо такую норму нарушающего» <*>. ——————————— <*> Гревцов Ю. И. Социология права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 252.
Юридический аспект, безусловно, предполагает рассмотрение сепаратизма не как некой идеологии, а как определенной целенаправленной юридически значимой деятельности, поведения, подпадающего под правовое регулирование. При этом следует иметь в виду, что реализация национально-культурных и религиозных интересов этнических общностей, проживающих в пределах конкретного государства, в том числе и решение вопросов, связанных с территориальным обособлением, может осуществляться как правовыми, так и противоправными средствами и методами. К правовым средствам относятся такие, как выборы представителей соответствующей этнической группы в органы местного самоуправления и в органы государственной власти, местный референдум, проводимый по вопросам организации быта, национально-культурного развития и т. д., референдум по вопросу сецессии, реализация принципов национально-культурной автономии и т. п. Наряду с правовыми средствами этнического и конфессионального самоопределения (в том числе подразумевающего сецессию) существуют средства и методы, носящие противоправный характер, именно эту противоправную деятельность, направленную на выход из-под юрисдикции суверенного государственного образования, по мнению диссертанта, следует интерпретировать как сепаратизм. При этом идеологическое обоснование сепаратистской деятельности может осуществляться посредством апеллирования к традиционным для соответствующей социальной среды духовно-религиозным ценностям или к национальному самосознанию определенной этнической группы, к так называемой национальной идеологии, которая в данном случае представляет собой не что иное, как подборку идеологических положений, отражающих экономические интересы национальных элит. Эти идеологические установки, по точному замечанию В. Л. Тишкова, как правило, выражаются «в активной агитации за «национальное возрождение», под которым подразумевается обычно возврат к некой утраченной норме, будь то «историческая территория», «справедливые границы», «гармония с природой», «душа и память народа», «вековые традиции», «народная религия» и подобные, сочиненные археологами, историками, этнографами, писателями и журналистами, мифы. Национализм склонен идеализировать прошлое своего народа как цепь славных деяний и великих культурных достижений, а также страданий и несправедливостей, совершенных по отношению к нему другими народами. Происходившие и происходящие повсеместно в мире процессы колонизации территорий, экспансии государств, захватнических войн, культурного взаимодействия, в том числе в форме ассимиляции или интеграции культур, трактуются этническими предпринимателями как злонамеренные действия одного народа («захватчика», «колонизатора») по отношению к другим. В России таким народом представляются русские» <*>. ——————————— <*> Тишков В. Л. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) // Вопросы философии. 1995. N 2. С 7.
Оставаясь неизменным по идеологическому содержанию и противоправным по смыслу и юридической оценке, сепаратизм может осуществляться в разных формах. Причем противоправная и антиобщественная природа данного явления позволяет охарактеризовать деятельностные формы его реализации как экстремистские (от лат. exstremus — крайний), так как сам фактор противоправности той или иной поведенческой формы подразумевает «крайность» методов и способов достижения постулируемых целевых установок. Характерной чертой экстремистских форм сепаратизма являются методы и способы, носящие характер уголовно наказуемых деяний: возбуждение национальной, расовой, или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); захват заложников (ст. 206 УК РФ); насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278); действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), широкий круг преступлений против жизни и здоровья и т. д. При этом наибольшую социальную опасность представляют акции экстремистских организаций, осуществляемые в форме террористических актов (ст. 205 УК РФ), а также развязываемые ими «войны за независимость» и различного рода «национально-освободительные движения», нередко оборачивающиеся для представителей наций, отличных от тех, к которым принадлежат «борцы за независимость», геноцидом (ст. 357 УК РФ). В современном мире целью экстремистской деятельности чаще всего выступает политико-территориальное обособление. Именно интенция к «своей» обособленной территории, являющейся материальной основой жизнедеятельности социальной общности, характеризует сущность современных экстремистских движений. Это дает основания охарактеризовать большинство из них как сепаратистские. Таким образом, сепаратизм и его экстремистские проявления имеют своей целью достижение территориальной независимости, т. е., по сути, государственного суверенитета, для конкретно-определенной этнической или религиозной общности. Причем достижение этой цели осуществляется вопреки интересам других этнических и конфессиональных групп. Экстремизм как сложный политико-правовой феномен может носить различную идеологическую окраску. Прежде всего выделяют этнический и религиозный экстремизм. Идеология, пропагандирующая национальный экстремизм, исходит из искаженной интерпретации права наций на самоопределение. При этом условиями, способствующими прогрессу экстремистских тенденций, в ряде национальных субъектов современной России являются: во-первых, преобладание титульной национальности в населении рассматриваемого региона и опережающие темпы естественного прироста этой национальности по сравнению с «некоренным» русским населением; во-вторых, низкая степень русифицированности титульной национальности; в-третьих, наличие у титульной национальности традиций собственной государственности и конфронтационных отношений с Россией в прошлом; в-четвертых, быстрые темпы роста уровня образования представителей титульной национальности (формирование национальной интеллигенции, национальных идеологов и лидеров) <*>. ——————————— <*> Марченко Г. В. Какую Россию мы обретаем? // Полис. 1995. N 2. С. 157.
В отличие от этнического религиозный экстремизм предопределяется идеологическими (религиозными) установками на создание независимого теократического государства или же территориальной автономии по конфессиональному принципу (например, исламское движение «Братья-мусульмане» в странах Ближнего Востока, религиозная секта «Аум Синрике» в Японии, протестантская «ультра» в Северной Ирландии и пр.). В последние годы в Российской Федерации значительно актуализировалась проблема исламского экстремизма. Связано это как с внутренними факторами, породившими политическую нестабильность и сепаратистские тенденции в регионах, где ислам традиционно является доминирующей религией (юридическая суверенизация национальных субъектов Федерации, экономическая нестабильность, проблема занятости, резкое падение уровня жизни, идеологический вакуум и т. д.), так и с внешним воздействием со стороны государств и организаций, заинтересованных в дестабилизации политической ситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах. Деструктивная роль экстремистских проявлений национально-этического и религиозного сепаратизма определяется тем, что последние часто являются решающими факторами в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов. В этом смысле межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых прежде всего относится обособленная территория. Поэтому «предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национально-этнической группы, их имущественные и неимущественные права» <*>. ——————————— <*> Давитатзе М. Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999. С. 10.
Завершая анализ этнорелигиозной природы сепаратизма и экстремизма, а также межнациональных и межрелигиозных конфликтов как крайних проявлений сепаратистских интенций, следует сделать вывод о том, что многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества объективно продуцирует этнические и религиозные конфликты, в качестве одной из форм разрешения которых политическими лидерами, строящими свои программы на постулатах сепаратизма и экстремизма, предлагается и, по всей видимости, будет предлагаться пересмотр существующих границ и выделение из России тех или иных территорий. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия сепаратизму, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России.
——————————————————————