Влияние международного права на содержание Конституции Российской Федерации 1993 года
(Усольцева А. Г.) («Конституционное и муниципальное право», 2011, N 9)
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА <*>
А. Г. УСОЛЬЦЕВА
——————————— <*> Usol’ceva A. G. Influence of international law on the maintenance of the Constitution of the Russian Federation of 1993.
Усольцева Анна Геннадиевна, аспирантка кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета.
В статье анализируется влияние общепризнанных принципов и норм международного права на положения Конституции Российской Федерации 1993 г. Особое внимание уделяется международным актам в области прав и свобод человека и гражданина, а также международно-правовому механизму их защиты. Рассматривается закрепление общепризнанных принципов международного права, а также норм конкретных международных договоров в статьях Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации 1993 г.; содержание Конституции Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права; международно-правовые акты; основные права и свободы человека.
In article is analyzed the influence of the conventional principles and norms of international law on positions of the Constitution of the Russian Federation 1993. Special attention is analyzed is given to the international certificates in the field of the rights and freedom of the person and the citizen, and also is international to a-legal mechanism of their protection. Fastening the conventional principles of international law and also norms of concrete international contracts in clauses of the Constitution of the Russian Federation is considered.
Key words: the Constitution of the Russian Federation of 1993; the maintenance of the Constitution of the Russian Federation; the conventional principles and norms of international law; the international-legal certificates; fundamental laws and freedom of the person.
В Конституции Российской Федерации нашла выражение общая тенденция развития конституционного права государств — рост числа одинаковых положений, несмотря на все многообразие национальных правовых систем. В первую очередь это относится к демократическим стандартам, к правам человека, а также к статусу международного права в правовой системе страны <1>. ——————————— <1> Рыхтикова Л. Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации. М., 2004. С. 3.
Новая функция международного права — содействие становлению и развитию демократического, правового государства, а также его законодательства, о чем наглядно свидетельствует закрепление в Конституции Российской Федерации основного комплекса прав и свобод человека, в определении которого международное право сыграло немаловажную роль. На содержание Конституции Российской Федерации 1993 г. оказали влияние как тенденции международного права в целом, выраженные в его основных общепризнанных принципах, так и отдельные международно-правовые акты. К основным общепризнанным принципам международного права, нашедшим свое отражение в Конституции Российской Федерации 1993 г., можно отнести: 1) принцип суверенного равенства государств; 2) принцип равноправия и самоопределения народов; 3) принцип добросовестного выполнения международных обязательств; 4) принцип взаимности в международных отношениях. В международном праве принцип суверенного равенства государств нормативно закреплен в пункте 1 статьи 2 Устава ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». В более развернутом виде принцип представлен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Применительно к России указанное в полной мере отражено в новой Конституции. Уже в преамбуле записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… принимаем Конституцию Российской Федерации». Суверенность российского права определена посредством верховенства на территории России ее Конституции и законов. В части 2 статьи 4 закреплено: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Тем самым в стране устанавливается единое правовое пространство. Дополнительно на это указывает часть 2 статьи 15: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Статья 15 (часть 1) регламентирует, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Следовательно, ни одна правовая норма, в том числе и вытекающая из международных обязательств, не должна противоречить Конституции. «Подчинение государства нормам международного права, — пишет Р. А. Мюллерсон, — еще не означает подчинение национального права международному» <2>. ——————————— <2> См.: Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. С. 12.
Международный принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Декларации о принципах международного права от 1970 г. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. указывает, что все принципы, изложенные в нем, имеют первостепенную важность, и следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. На Всемирной конференции по правам человека в Вене (14 — 15 июня 1993 г.) отмечено: «Все народы имеют право на самоопределение». Однако далее подчеркивается, что «согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, вышесказанное не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, которые соблюдали принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеют правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий». Согласно Конституции Российской Федерации правом на самоопределение в международном аспекте обладает только весь многонациональный российский народ. В преамбуле к Конституции закреплено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… принимаем Конституцию Российской Федерации». Это подкрепляет часть 1 статьи 3: «…носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Указанное понимание подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации. В Постановлении от 31 июля 1995 г. суд исходит из того, что «конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение». Конституция Российской Федерации допускает только внутригосударственное самоопределение народов. В части 3 статьи 5 установлено: «Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Принцип добросовестного выполнения международных обязательств также закреплен в Декларации о принципах международного права от 1970 г. Право российского народа определять свою правовую систему в контексте международного сотрудничества взаимосвязано с правом выбирать формы реализации международных норм на национальном уровне. Каждое государство обязано сообразовывать свою деятельность с международными обязательствами в соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В Конституции Российской Федерации этот принцип нашел отражение в части 4 статьи 15 и части 2 статьи 125. Принцип взаимности в международных отношениях нормативно закреплен в Уставе ООН. Здесь обнаруживается его неразрывная органическая связь с принципом добросовестного выполнения обязательств. Согласно пункту 2 статьи 2 данного акта «все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов организации». Разнообразные аспекты реализации принципа взаимности отражены во многих международных актах и документах. В связи с этим принципиально важной чертой современного российского конституционного порядка, наряду с добросовестным выполнением Россией своих международных обязательств, становится взаимность — выражение справедливого, гармоничного баланса и общности социальных интересов в международных отношениях. Отступление от него ведет к нарушению нормативно закрепленного интереса Российского государства в международном общении, приводит к дисгармонии его международных прав и обязанностей <3>. ——————————— <3> Пшеничнов М. А. Конституция России и международное право: проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2002. С. 54.
Актуальный характер взаимности находит отражение и в Конституции Российской Федерации 1993 г. С одной стороны, конституционно закрепляется приверженность страны мировому правопорядку, выраженному в международных договорах в общепризнанных принципах и нормах международного права. С другой — установлен барьер на пути ущемления международными соглашениями важнейших конституционных положений. Последнее предусматривается в статье 79, согласно которой Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. А также в статье 125 (пункт «г» части 2), которая относит к ведению Конституционного Суда Российской Федерации разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. В современном мировом сообществе большое значение уделяется правам и свободам человека и гражданина и проблемам их реализации. Данной теме посвящено немалое количество международно-правовых актов, к которым относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и т. д. Указанные международно-правовые акты оказали большое влияние на Конституцию Российской Федерации 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. признала естественный характер прав человека, закрепив положение о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» <4>. Конституция Российской Федерации закрепила также практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и в обоих Пактах о правах человека <5>. ——————————— <4> Часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации. <5> Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2004. С. 474.
Сегодня вопросы защиты прав человека выходят за рамки государственных границ, становятся достоянием всего мирового сообщества. Суть международно-правовой доктрины прав человека заключается в том, что человек обладает определенной автономией, свободой от власти. Границы данной свободы очерчивает Конституция через установление основных прав и свобод граждан, их гарантий и закрепление полномочий государственных органов <6>. ——————————— <6> Пшеничнов М. А. Указ. соч. С. 58.
Практическим результатом эволюции политики России в области прав человека стало признание обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров о правах человека, произошло присоединение России к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, признание компетенции Комитета по правам человека, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и т. д. Закономерным итогом научных изысканий российских ученых является включение в новую Конституцию отдельной главы, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Здесь собраны практически все общепризнанные стандарты в области прав человека. В общей сложности конституционный текст насчитывает порядка 65 статей, в той или иной мере посвященных правам и свободам человека и гражданина. Современная Конституция Российской Федерации вводит не только в национальную правовую систему комплекс закрепленных международным правом основных прав и свобод человека, но и предусматривает возможность использования международно-правового механизма их защиты. В части 3 статьи 46 закреплено, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Конституцией восприняты не только международные гуманитарные стандарты, но даже порядок расположения норм, их очередность следования друг за другом по тексту. Так, при сравнении обнаруживается, что нормы статей 19 (часть 3), 20, 21 (часть 1), 22 (часть 1), 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 Конституции Российской Федерации расположены в той же последовательности, что и нормы статей 6, 7, 9 (часть 1), 12, 18, 19, 20, 21, 22, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Одной из признанных гарантий прав человека в конституционном и международном праве выступает требование о регулировании (в том числе ограничений) прав и свобод человека и гражданина только на уровне законов. В международном праве действуют универсальные нормы, предписывающие наличие законодательных оговорок. Уже во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом…». Аналогичное правило содержит статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Данные положения нашли прямое отражение в Конституции Российской Федерации. В частности, в части 1 статьи 56 устанавливается, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом в части 3 указанной статьи устанавливается перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Исходя из вышесказанного, видно, что Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила и восприняла многие положения международного права. Помимо основных общепризнанных принципов международного права на Конституцию Российской Федерации огромное влияние оказали международные стандарты прав человека, которым впервые в истории России отведена отдельная глава.
——————————————————————