Замещение должностей ректора и президента в высшем учебном заведении: особенности и проблемы правового регулирования
(Завгородний А. В.) («Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2008)
ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ РЕКТОРА И ПРЕЗИДЕНТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А. В. ЗАВГОРОДНИЙ
Завгородний Александр Васильевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ.
Трудовые отношения при замещении ряда должностей в высшем учебном заведении возникают на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность (ч. 2 ст. 16, ст. 17 ТК РФ). Выборы проводятся при замещении должности ректора, президента вуза, декана факультета, заведующего кафедрой. При этом важная роль в процедуре избрания на должность отводится ученому совету вуза (факультета). Общее руководство федеральным государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. По представлению ректора в состав ученого совета могут быть избраны члены Российской академии наук, председатель методической комиссии вуза, главный бухгалтер, ученый секретарь, выдающиеся ученые и общественные деятели вуза и др. Коллегиальность позволяет при обсуждении вопросов выявлять общественное мнение, аккумулировать знания и коллективный опыт. Срок полномочий ученого совета высшего учебного заведения не может превышать пять лет. Досрочные выборы ученого совета вуза проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения. Состав ученого совета объявляется приказом ректора высшего учебного заведения. К компетенции ученого совета обычно относятся: — рассмотрение проекта устава, изменений и дополнений к нему; — определение перспективных основных направлений развития вуза; — утверждение списка кандидатов по выборам на должность ректора вуза; — избрание в установленном порядке представленной учредителем кандидатуры на должность президента вуза; — определение даты созыва и порядок проведения общего собрания (конференции) вуза; — установление норм представительства основных структурных подразделений вуза и обучающихся на конференции вуза по выборам ректора; — утверждение положений об избрании деканов факультетов и заведующих кафедрами; — формирование постоянных и временных комиссий ученого совета вуза; — заслушивание ежегодных отчетов ректора; — рассмотрение вопросов содержания и организации учебного процесса и развития научного потенциала вуза; — создание структурных подразделений вуза, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность; — рассмотрение и принятие ежегодного финансового плана вуза и отчета о его выполнении; — установление формы оплаты труда, утверждение положений об оплате труда и о премировании; — утверждение нормативной учебной нагрузки и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава; — конкурсный отбор и выборы претендентов на должности научно-педагогических работников; — представление работников вуза к ученым званиям; — представление работников к правительственным наградам и почетным званиям; — иные вопросы, отнесенные к компетенции ученого совета уставом вуза и/или законодательством об образовании. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельность ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.
Уставом высшего учебного заведения может быть предусмотрено создание попечительского и иных советов по различным направлениям деятельности вуза. Состав и полномочия этих советов определяются уставом вуза или положениями, принятыми ученым советом вуза в установленном порядке. Подобные советы действуют в вузе на общественных началах. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Единоначалие позволяет обеспечить более оперативное принятие управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении. Ректор: — руководит образовательной, научной, воспитательной работой и административно-хозяйственной деятельностью вуза; — согласовывает с президентом высшего учебного заведения его полномочия; — издает приказы и распоряжения, утверждает инструкции по всем вопросам деятельности вуза, обязательные для исполнения работниками вуза и обучающимися в нем; — действует от имени вуза без доверенности, представляет его в отношениях с органами государственной власти и управления, с юридическими и физическими лицами; — дает указания на объявление конкурсов на замещение научно-педагогических должностей в периодической печати или других средствах массовой информации; — ежегодно отчитывается перед ученым советом и представляет на его рассмотрение план работы на очередной год; — утверждает структуру и штатное расписание вуза; — определяет функциональные обязанности и ответственность проректоров и других должностных лиц вуза; — в соответствии с трудовым законодательством принимает на работу, увольняет работников вуза, заключает с ними трудовые договоры; — принимает решения о поощрении работников и о наложении на них дисциплинарных взысканий; — организует работу структурных подразделений; — распоряжается имуществом и средствами вуза в порядке, установленном законодательством; — осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом вуза. Однако любой вопрос, относящийся к компетенции ректора, может быть вынесен для обсуждения на ученом совете вуза. Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении высшим учебным заведением проявляется во взаимодействии ректора и ученого совета высшего учебного заведения. Таким образом, заключению трудового договора с ректором предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения. Общий порядок замещения должности ректора. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <2> были внесены существенные изменения в гл. 52 ТК РФ, посвященную особенностям регулирования труда педагогических работников. ——————————— <2> Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.
Определенные изменения коснулись порядка замещения должности ректора в вузах. Во-первых, процедура выдвижения кандидатур на должность ректора должна обязательно предусматривать возможность самовыдвижения. Во-вторых, кандидатуры на должность ректора государственных и муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с уставами этих вузов, представляются на согласование аттестационной комиссией учредителя (п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании») <3>. ——————————— <3> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797, 1798.
Аттестационные комиссии создаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами в городских округах (учредителями) и действуют на общественных началах <4>. ——————————— <4> Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3289.
Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов. В настоящее время действует Положение об аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2006 г. N 288 <5> (далее — Положение об аттестационной комиссии). ——————————— <5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 1.
Аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ создана в целях повышения эффективности в подборе руководящих кадров в федеральных государственных высших учебных заведениях, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Основными принципами аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики. В состав аттестационной комиссии должны включаться: — при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, — представители федеральных органов государственной власти (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования, а также представители органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50%); — при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ, — представители органов государственной власти субъектов РФ (50%), а также представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%); — при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений — представители органов местного самоуправления городских округов (50%), а также представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%). Председателем аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ является Министр образования и науки РФ. Председатель аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях комиссии, организует работу комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами комиссии. Заместителями председателя являются руководитель Федерального агентства по образованию и представитель общественных организаций или государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования. В отсутствие председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет один из его заместителей. Ответственным секретарем аттестационной комиссии является представитель Федерального агентства по образованию. Ответственный секретарь аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений комиссии, обеспечивает направление решений аттестационной комиссии в ученые советы вузов. Аттестационная комиссия самостоятельно определяет порядок организации своей работы. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания. О месте, дате и времени проведения заседания комиссии ее члены уведомляются телефонограммой. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов. По результатам рассмотрения кандидатур на должность ректора вуза аттестационная комиссия принимает решение о согласовании или несогласовании кандидатур на соответствующую должность ректора вуза. Решения аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовало лицо, председательствовавшее на заседании аттестационной комиссии. По предложению одного из членов комиссии проводится тайное голосование. Свои решения аттестационная комиссия оформляет протоколами, которые подписываются председателем комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании аттестационной комиссии, и ответственным секретарем комиссии. Член аттестационной комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания комиссии. Решения аттестационной комиссии, принятые по кандидатурам на должность ректора вуза, в виде выписки из протокола в течение семи дней со дня заседания направляются в ученый совет соответствующего вуза. Аттестационная комиссия осуществляет следующие функции: — рассматривает кандидатуры на должность ректора вуза, прошедшие выдвижение в соответствии с уставом вуза; — осуществляет анализ представленных материалов по кандидатурам на должность ректора вуза, в том числе проверяет отсутствие ограничений на занятие руководящих должностей, а также препятствующих осуществлению педагогической деятельности, уровень квалификации, соответствие подготовки кандидатуры на должность ректора вуза к решению задач, стоящих перед руководителем вуза. Аттестационная комиссия имеет право: а) запрашивать у соответствующих организаций необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию; б) устанавливать сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации; в) проводить необходимые консультации по рассматриваемым кандидатурам на должность ректора вуза; г) создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов, составы которых утверждаются аттестационной комиссией. Кандидатуры на должность ректора вуза представляются в аттестационную комиссию ученым советом высшего учебного заведения. К представлению по каждой кандидатуре на должность ректора вуза прилагаются: — персональные данные по предлагаемой кандидатуре, оформленные по форме, согласно приложению к действующему Положению об аттестационной комиссии; — информационные и иные справочные материалы; — заявление гражданина, кандидатура которого представляется на должность ректора вуза, о согласии на рассмотрение его кандидатуры в аттестационной комиссии; — основные положения программы кандидатуры на должность ректора вуза (не более двух страниц); — выписка из решения ученого совета вуза о включении лица, прошедшего выдвижение (самовыдвижение), в список кандидатур на должность ректора вуза. Указанные представления по кандидатурам вносятся не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий действующего ректора вуза, а в случае досрочного прекращения его полномочий — в течение 15 дней. Ученый совет вуза, подготавливающий и вносящий предложения по кандидатурам на должность ректора вуза, несет ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих указанные кандидатуры. В случае принятия аттестационной комиссией решения о несогласовании всех кандидатур или о согласовании только одной кандидатуры на должность ректора вуза ученый совет вуза представляет новые кандидатуры в установленные аттестационной комиссией сроки, обеспечивающие соблюдение законодательства РФ. Таким образом, аттестационная комиссия должна аттестовать не менее двух кандидатур на должность ректора вуза. Соответственно и вуз не может представить на рассмотрение аттестационной комиссии менее двух кандидатов на должность ректора, выдвинутых вузом в установленном порядке. Впоследствии один из двух кандидатов, аттестованных аттестационной комиссией на должность ректора, может на любом этапе процедуры избрания снять свою кандидатуру, и выборы в этом случае будут проходить с участием одного аттестованного кандидата. Однако открытым остается вопрос судебной защиты прав кандидатов на должность ректора, которые не будут аттестованы аттестационной комиссией. Ни Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <6>, ни подзаконные акты не предусматривают возможности судебного обжалования решения аттестационной комиссии. ——————————— <6> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
Также в Положении об аттестационной комиссии не получил должного освещения и конкретизации принцип гласности. Например, ни кандидатам на должность ректора высшего учебного заведения, ни представителям вуза не предоставлено право присутствовать на заседаниях комиссии, рассматривающей представленных кандидатов. Согласно ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ректор федерального государственного высшего учебного заведения избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией учредителя, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий пяти лет. После избрания ректора между ним и учредителем заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ <7>, предусмотрено, что ректор утверждается в должности Правительством РФ по представлению федерального органа управления образованием. ——————————— <7> К таким вузам, в частности, относятся МГУ и СПбГУ.
Пункт 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) дополняет указанное нормативное правило и устанавливает, что порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются ученым советом высшего учебного заведения. Дата проведения выборов ректора согласовывается с учредителем. Общее собрание (конференция) по выборам ректора проводится не ранее чем за два месяца до истечения срока полномочий ректора и не позднее окончания срока его полномочий. Правом выдвижения кандидатов на должность ректора обладают ученые советы подразделений вуза. Возможно и самовыдвижение на должность ректора. Информация о дате заседания ученого совета вуза по рассмотрению вопросов о выдвижении кандидатов на должность ректора помещается на доске объявлений ученого совета и сообщается в комиссию по выборам ректора. При установлении критериев, которым должны соответствовать кандидаты на должность ректора, следует принимать во внимание ст. 332 ТК РФ <8>, которая устанавливает, что на момент избрания кандидаты не должны быть старше 65 лет. Кандидаты на должность ректора должны обладать комплексом профессиональных знаний, т. е. иметь соответствующий образовательный ценз. Они должны иметь ученую степень (доктора, кандидата наук) и/или ученое звание (профессора, доцента) <9>. Большое значение при замещении должности ректора также имеет наличие у претендента организаторских способностей. Реально оценить подобные способности будущего ректора можно исходя из его предыдущего опыта руководящей работы, поэтому большинство крупных государственных вузов в настоящее время возглавляют лица, замещавшие ранее должности декана факультета и проректора. ——————————— <8> См. также п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». <9> Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 14 ноября 1992 г. N 108 // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 1993. N 1.
Установление каких-либо иных завышенных требований к кандидатам, претендующим на замещение должности ректора, ограничивающих их права, не допускается. Ректор вуза в современных экономических условиях является не просто главным менеджером в структуре управления, а ключевым, основным и решающим фактором функционирования высшего учебного заведения. Деятельность ректора по управлению вузом — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение высшим учебным заведением определенных результатов в решении широкого спектра вопросов, связанных с процессом обучения на основе применения многообразных принципов, функций и методов управления учебным процессом и персоналом вуза. В связи с этим при подборе лица, претендующего на должность ректора вуза, можно ориентироваться на следующие критерии: — профессиональное образование; — наличие ученой степени и ученого звания; — наличие стажа работы на руководящих должностях (заведующий кафедрой, декан факультета, проректор); — организаторские и коммуникативные способности; — способность к сотрудничеству и межличностным контактам; — способность принимать решение, осуществлять аргументацию и оценочное сравнение (умение сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций, оценивать их соответствие поставленным целям, а также выделять условия и логику развития событий и ситуаций); — деловая ориентация (установка на продуктивную деятельность для достижения результатов); — системное мышление (способность создавать новые варианты решения проблемы, понимание как структуры в целом, так и взаимосвязи между различными аспектами ситуации); — нормальное психофизиологическое состояние здоровья <10>. ——————————— <10> Зайцева О. Б. К вопросу об особом трудовом статусе руководителя // Российский ежегодник трудового права. 2008. N 3. С. 346.
Порядок избрания ректора фиксируется в уставе высшего учебного заведения и в положении о порядке выборов ректора вуза. При определении процедуры избрания ректора в высшем учебном заведении можно руководствоваться рекомендациями, которые в целях оказания практической помощи подведомственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования предложило Министерство образования и науки РФ (Федеральное агентство по образованию) в своем письме <11>. Указанные Рекомендации были разработаны Федеральным агентством по образованию с учетом действующего законодательства и сложившейся практики по выборам ректоров в подведомственных вузах. ——————————— <11> Письмо Министерства образования и науки РФ (Федерального агентства по образованию) от 13 сентября 2004 г. N 17-2/94 «Рекомендации по процедуре проведения выборов ректоров подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования» // Официальные документы в образовании: Информационный бюллетень. 2005. N 28.
Ежегодно приказом Министерства образования и науки РФ (Федерального агентства по образованию) утверждается график проведения выборов ректоров на предстоящий учебный год с указанием месяца проведения выборов. Во исполнение этого приказа высшие учебные заведения на ученых советах вуза определяют конкретную дату проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора. Ранее при возникновении трудовых правоотношений, касающихся ректора, из круга полномочий учредителя вуза была исключена возможность предварительного отбора конкретных кандидатов для последующего участия в выборах на замещение этой должности. Все правоотношения по избранию кандидата на должность ректора были отнесены к компетенции участников общего собрания (конференции) вуза. Избранию кандидата на общем собрании (конференции) предшествовала работа комиссии по выборам ректора, которая рассматривала представленные претендентами документы в установленные сроки и передавала список кандидатов на утверждение ученому совету. Ученый совет мог не утвердить кандидата на должность ректора, если он не отвечал установленным действующим законодательством требованиям. Подобное решение сообщалось претенденту в письменной форме. Утвержденный ученым советом список кандидатов по выборам на должность ректора с указанием занимаемых ими должностей, мест работы, ученых степеней и/или ученых званий вывешивался на досках объявлений в вузе не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания (конференции) вуза. В объявлении необходимо было указать, где можно будет ознакомиться с программами кандидатов, дату и место проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора. В настоящее время участвовать в выборах на должность ректора могут лишь те кандидаты, которые предварительно были успешно аттестованы учредителем. Следовательно, ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения может быть избран только из числа кандидатур, предварительно согласованных с аттестационной комиссией учредителя. Процедура избрания ректора из числа кандидатов, согласованных с аттестационной комиссией, осуществляется в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения. Таким образом, включение органов государственной власти и местного самоуправления в процедуру замещения должности ректора осуществляется на этапе, предшествующем проведению общего собрания (конференции). При этом предусматривается участие не органов государственной власти и органов местного самоуправления в согласовании кандидатур на должность ректора, а аттестационных комиссий, создаваемых этими органами. В случае нарушения вузом установленного порядка выборов ректора либо в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы ректора. Заметим, что введение подобного дополнительного «административного фильтра» — аттестационной комиссии, причем действующей до начала процедуры избрания ректора, следует рассматривать как серьезное отступление от фундаментальных принципов независимости и автономии вузов, рекомендованных ЮНЕСКО и Советом Европы и являющихся основой Болонского процесса <12>, в который Россия вступила в 2003 г. ——————————— <12> Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г.
Принцип автономии высших учебных заведений непосредственно не прописан в Конституции РФ. Вместе с тем он является основополагающим для деятельности вузов и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, определяются взаимоотношения государства и высших учебных заведений. Провозглашение самостоятельности вузов в подборе и расстановке кадров и одновременно ответственности за свою деятельность перед личностью, государством и обществом предполагает, что при решении вопроса о выборе ректора определяющее значение должно иметь мнение сотрудников (работников) высшего учебного заведения. Сложившийся ранее механизм замещения должности ректора, согласно которому ректор без предварительного согласования с учредителем избирался на общем собрании (конференции) путем тайного голосования на срок, не превышающий пяти лет, позволял решать этот вопрос наиболее демократическим методом. Выбор осуществлялся из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научно-педагогических работников вуза на основе оценки их деловых и личных качеств. Единственными ограничениями для замещения должности ректора являлись лишь законодательно установленные критерии, которым обязан был отвечать претендент. Установление же дополнительного «административного фильтра» к существующим ограничениям является необоснованным вторжением государства в договорные отношения в сфере труда, которое влечет неправомерное ограничение свободы трудового договора и автономии государственных высших учебных заведений в решении кадровых вопросов. Закрепленный принцип автономии вузов существенно повысил роль их устава как источника регулирования отношений, складывающихся в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе отношений по управлению вузом. Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения с последующим его утверждением учредителем. Отдельные вопросы управления вузом, в том числе критерии, которым должен соответствовать кандидат в ректоры, а также порядок проведения выборов давно стали предметом договора вуза с его учредителем и находили свое отражение в уставе вуза. Следовательно, ранее учредитель и без согласования с аттестационной комиссией имел реальную возможность влиять на качественный состав кандидатов, выдвигаемых на должность ректора вуза. Это влияние осуществлялось: 1) при утверждении принятого в установленном порядке устава высшего учебного заведения; 2) в последующем утверждении в должности ректора избранного на общем собрании (конференции) кандидата или неутверждении его, если выборы прошли с нарушением процедуры избрания, а также в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными. В настоящее время процедура избрания (выборов) ректора значительно усложнилась. Выдвинутые в установленном порядке кандидаты (их должно быть не менее двух) на должность ректора вуза должны в обязательном порядке пройти согласование в аттестационной комиссии учредителя. Только положительно аттестованные кандидаты впоследствии имеют право принимать участие в процедуре избрания ректора на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения. В положении о порядке выборов ректора вуза должны быть предусмотрены: — создание комиссии по выборам ректора; — утверждение формы бюллетеня по выборам ректора; — порядок выдвижения (самовыдвижения) кандидатур на должность ректора и сроки представления необходимых документов в комиссию по выборам ректора; — порядок представления кандидатур для согласования с аттестационной комиссией учредителя; — нормы представительства, порядок и сроки выборов делегатов от кафедр, факультетов, других структурных подразделений на общее собрание (конференцию) трудового коллектива по выборам ректора; — сроки проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора. Комиссия по выборам ректора избирается на очередном заседании ученого совета вуза из числа его членов. Комиссия на первом заседании выбирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Комиссия по выборам ректора осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом вуза и положением о порядке выборов ректора, принятом в данном вузе. Если в уставе вуза указано, что порядок избрания ректора осуществляется не на основе отчета действующего ректора, а по результатам обсуждения программ претендентов на эту должность, то в этом случае претенденты представляют в комиссию по выборам ректора в установленные сроки следующие документы: — заявление от кандидата о намерении принять участие в выборах ректора; — протоколы по выдвижению и поддержке кандидатуры на должность ректора коллективами структурных подразделений вуза; — автобиографию и список научных трудов кандидата. Претенденты, не работающие в данном вузе дополнительно, подают заверенные копии документов о высшем образовании, ученой степени, ученом звании, выписку из трудовой книжки. Иные документы подаются по усмотрению кандидатов и вуза. Комиссия по выборам ректора рассматривает представленные претендента ми документы в сроки, установленные ученым советом вуза, и передает список кандидатов на утверждение ученому совету. Ученый совет вправе не утвердить кандидата на должность ректора, если он не отвечает квалификационным и иным требованиям, установленным уставом вуза в соответствии с действующим законодательством, о чем сообщает претенденту в письменной форме. Список утвержденных ученым советом кандидатур передается учредителю для последующего обсуждения и согласования указанных в нем кандидатур на заседание аттестационной комиссии. Общее собрание (конференцию) открывает председатель комиссии по выборам ректора, который оглашает список кандидатов, прошедших согласование. Общее собрание (конференция) открытым голосованием из своего состава избирает мандатную комиссию по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) и счетную комиссию. Решение мандатной комиссии по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) оглашается ее председателем до начала тайного голосования и утверждается делегатами общего собрания (конференции) открытым голосованием. Члены счетной комиссии раздают делегатам общего собрания (конференции) бюллетени для тайного голосования. После голосования счетная комиссия подсчитывает голоса и принимает соответствующее решение. Протокол счетной комиссии по выборам ректора оглашается ее председателем и утверждается делегатами общего собрания (конференции) открытым голосованием. Решение о выборах ректора является действительным, если в голосовании приняли участие не менее 2/3 списочного состава делегатов общего собрания (конференции). Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, но не менее 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не получил указанного количества голосов, то общее собрание (конференция) вправе принять решение о проведении второго тура голосования. К участию во втором туре голосования допускаются два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Избранным по результатам второго тура считается кандидат, получивший более 50% голосов делегатов общего собрания (конференции). Если один из кандидатов, участвующий во втором туре голосования, снимает свою кандидатуру, то голосование проводится по оставшейся кандидатуре. В случае если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов делегатов общего собрания (конференции), принявших участие в голосовании второго тура, выборы общим собранием (конференцией) признаются несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы. При этом процедура выборов начинается с согласования с учредителем новой даты их проведения. Положительное завершение избрания ректора на общем собрании (конференции) вуза автоматически не влечет возникновения трудового правоотношения между вузом и избранным ректором. Необходимо наличие трудового договора, который заключается от имени вуза учредителем с избранным на должность ректора лицом. Поэтому при отсутствии трудового договора трудовое правоотношение не возникает, хотя выборы и состоялись. Срок, в течение которого избранный ректор может претендовать на заключение трудового договора, действующим законодательством не определен, поэтому на практике данный вопрос решается соглашением сторон. Однако отсутствие четкости в данном вопросе может при определенных обстоятельствах привести к негативным последствиям. Представляется, что лицо, избранное на должность ректора, имеет право, например, по аналогии с ч. 4 ст. 64 ТК РФ в течение месяца после избрания заключить трудовой договор. Затягивание ректором без уважительной причины предоставления учредителю необходимых документов для заключения трудового договора в течение указанного срока лишает его впоследствии права требовать от учредителя заключения договора на основании акта избрания на должность, и последний утрачивает свое юридическое значение. В этом случае должны проводиться новые выборы. Но и учредитель по своей инициативе не должен препятствовать своевременному заключению трудового договора с избранным ректором. Представляется, что в течение того же месячного срока учредитель после получения протокола общего собрания (конференции) обязан заключить трудовой договор с избранным лицом. В противном случае учредитель в письменной форме должен изложить причину, которая препятствует заключению с избранным ректором трудового договора, что позволит ему впоследствии обжаловать действия учредителя в судебном порядке. На наш взгляд, указанный месячный (или иной) срок, соответствующие ограничения права избранного ректора и обязанности учредителя на заключение трудового договора после истечения указанного срока должны быть закреплены в соответствующем нормативном акте. Следовательно, на основании протокола общего собрания (конференции) вуза об избрании ректора между лицом, избранным на должность ректора, и учредителем заключается трудовой договор на срок избрания (до пяти лет), и учредитель издает приказ об утверждении его в должности ректора. Повторные выборы ректора обычно проводятся в случае нарушения установленной законом и/или уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными. При наличии вакантной должности ректора исполнение обязанностей возлагается на лицо, определяемое учредителем. Таким образом, в настоящее время основанием возникновения трудовых правоотношений по должности ректора является наличие сложного фактического состава: 1) установление учредителем вуза даты проведения выборов; 2) создание в вузе комиссии по выборам ректора; 3) выдвижение (самовыдвижение) кандидатур на должность ректора; 4) согласие лиц, выдвинутых в установленном порядке, на участие в прохождении согласования в аттестационной комиссии учредителя и в выборах; 5) прохождение процедуры согласования кандидатов в аттестационной комиссии учредителя; 6) избрание аттестованного кандидата на общем собрании (конференции) вуза; 7) заключение срочного трудового договора на срок избрания между учредителем и избранным ректором. При возникновении трудовых правоотношений ректора по выборам из круга полномочий учредителя вуза исключена возможность назначения конкретного лица для замещения этой должности. В этом случае все правоотношения по избранию кандидата, прошедшего согласование в аттестационной комиссии на должность ректора, отнесены к компетенции участников общего собрания (конференции) вуза. Совмещение должности ректора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству <13>. Отдельные свои полномочия ректор имеет право делегировать проректорам и другим должностным лицам вуза. ——————————— <13> См. п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
Заработная плата ректора вуза состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад ректора определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу вуза, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Порядок исчисления (определения) размера средней заработной платы устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Выплаты компенсационного характера для ректора вуза устанавливаются в процентах к должностному окладу или в абсолютных размерах, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ. Перечни должностей и профессий работников вуза, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются учредителем по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Министерством образования и науки РФ к основному персоналу по виду экономической деятельности «Образование» были отнесены должности главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, профессора, доцента, старшего преподавателя и методиста <14>. ——————————— <14> Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2008 г. N 334 «Об утверждении перечня должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности «Образование», для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ» // Российская газета. 2008. 21 нояб.
Учредитель может устанавливать ректору выплаты стимулирующего характера и предусмотреть самостоятельный перечень этих надбавок. Указанные надбавки могут быть установлены с учетом критериев оценки эффективности работы вуза, устанавливаемых учредителем. Премирование ректора осуществляется по результатам деятельности вуза в соответствии с целевыми показателями эффективности работы вуза, установленными учредителем, за счет лимитов бюджетных обязательств, централизованных учредителем на эти цели. Размеры премирования ректора, порядок и критерии этих выплат ежегодно устанавливаются учредителем дополнительно к трудовому договору ректора. Если федеральное государственное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, ректор высшего учебного заведения освобождается от занимаемой должности федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Однако в п. 61 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) ничего не сказано о формулировке освобождения от должности ректора в случае лишения высшего учебного заведения государственной аккредитации. В подобных условиях освобождение ректора от занимаемой должности федеральным органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение, следует производить по п. 3 ст. 81 ТК РФ (недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации). Лишение высшего учебного заведения государственной аккредитации дает основание полагать, что ректор высшего учебного заведения не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению работы по руководству вузом. В случае лишения учебного заведения государственной аккредитации наряду с ректором освобождаются от занимаемых должностей и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников. Они могут быть переведены на другую работу (должность), но для этого необходимо не только их согласие, но и согласие соответствующего органа управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы нового ректора федерального государственного высшего учебного заведения в этом случае не допускаются. Ректор принимается соответствующим федеральным органом исполнительной власти на работу по трудовому договору на срок до пяти лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем федеральным органом исполнительной власти по представлению ректора утверждается новый состав ученого совета высшего учебного заведения. После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в высшем учебном заведении вновь избирается ученый совет в порядке, установленном уставом вуза. В создаваемом или реорганизуемом федеральном государственном учебном заведении до формирования ученого совета устав федерального государственного высшего заведения утверждается федеральным органом исполнительной власти на срок не более чем один год. Трудовой договор с ректором такого высшего учебного заведения заключается на тот же срок. Часть 12 ст. 332 ТК РФ устанавливает предельный возраст для лиц, замещающих в федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов), — 65 лет <15>. Достижение ректором вуза предельного возраста независимо от времени заключения трудового договора автоматически не влечет прекращение его договора. Закон предусматривает, что в этом случае с согласия лица, занимающего должность ректора, его трудовой договор может быть изменен, в результате чего это лицо будет переведено на преподавательскую или научную должность, соответствующую его квалификации (заведующего кафедрой, профессора, доцента или научного работника) в этом же вузе. Для подобного перевода необходимо письменное согласие работника; если согласие не будет получено, то в соответствии с п. 3 ст. 336 ТК РФ договор подлежит прекращению <16>. Однако возможно продление срока пребывания в должности ректора сверх 65-летнего возраста. Подобное продление возможно на основании представления выборного представительного органа — ученого совета вуза. ——————————— <15> Указанное ограничение впервые было введено Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и первоначально касалось также деканов факультетов и заведующих кафедрами. <16> Федеральными законами не предусмотрено право прекращения трудового договора с лицами, замещающими должности ректора и достигшими возраста 65 лет в негосударственных высших учебных заведениях, поэтому, на наш взгляд, прекратить трудовой договор по указанному основанию с ректором негосударственного вуза не представляется возможным.
Решение о продлении срока пребывания в должности ректора отнесено к компетенции учредителя вуза. Указанное ограничение относится только к государственным и муниципальным вузам. Однако учредитель не вправе принимать решение о продлении срока пребывания в должности ректора самостоятельно. Решению учредителя должно предшествовать рассмотрение данного вопроса на ученом совете вуза и принятие советом решения о направлении соответствующего представления учредителю. Как правило, подобное решение о направлении учредителю представления с просьбой о продлении срока пребывания в должности ректора принимается на ученом совете вуза в обычном порядке. При совпадении окончания срока избрания ректора с достижением им 65 лет положительное решение учредителя вуза о продлении его полномочий означает также право вуза на допуск ректора к участию в выборах в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения. Если срок последнего избрания ректора, достигшего 65-летнего возраста, истекает после наступления 65 лет, учредитель вправе издать приказ о продлении его полномочий до окончания срока избрания. Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, решение о продлении срока пребывания в должности ректора отнесено к компетенции Правительства РФ. Продление срока пребывания в должности ректора допускается законом до достижения им возраста 70 лет. При этом необходимо учитывать и порядок назначения на должность ректора. Если достижение 65-летнего возраста происходит в период пребывания ректора в должности (например, спустя год после избрания на 5-летний срок), то продление допускается лишь до окончания срока избрания на должность (в нашем примере — на оставшиеся четыре года, т. е. до достижения 69 лет). Решение о продлении ректора в должности может приниматься строго в рамках его трудового договора и только в пределах срока его действия. Решение общего собрания (конференции) по выборам ректора, достигшего 65 лет, на очередной 5-летний срок при отсутствии предварительного согласия учредителя вуза признается недействительным. Таким образом, предусмотренные законом возрастные ограничения в равной мере относятся не только к лицам, которые уже замещают должность ректора, но и к лицам, желающим участвовать в выборах на должность ректора. До сих пор дискуссионным остается вопрос о целесообразности установления такого ограничения для всех лиц, указанных в ст. 332 ТК РФ. Специалисты полагают, что определяющее значение при решении вопроса о сохранении или прекращении трудовых отношений с ректором, проректором и руководителями филиалов (институтов) должен иметь не возраст, а субъективная способность лица выполнять свои служебные обязанности <17>. ——————————— <17> Прудинский А. М. Правовое регулирование труда работников высшей школы. СПб., 1996. С. 58 — 59.
Статья 35 Закона «Об образовании» не допускает назначение ректора в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения» <18> десятилетний стаж работы на должности ректора дает ему право перейти по его желанию на другую административную или научно-педагогическую должность без избрания по конкурсу. При этом в течение последующих десяти лет этому лицу сохраняются должностной оклад, установленные надбавки и медицинское обслуживание, предусмотренные Положением о статусе ректора. ——————————— <18> СЗ РФ. 1996. N 40. Ст. 4647.
Теперь попытаемся ответить на вопрос: кто является работодателем по отношению к ректору федерального государственного высшего учебного заведения? Как уже отмечалось, между кандидатом, избранным на общем собрании (конференции) на должность ректора, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор и издается приказ об утверждении его в должности ректора. Существует точка зрения, согласно которой работодателем для руководителя организации является федеральный орган исполнительной власти, назначающий его на должность <19>. Однако в юридической литературе высказывается и другая точка зрения, которая, на наш взгляд, более предпочтительна. Органы, уполномоченные назначать ректора на должность, представляют лишь интересы работодателя, а не являются таковыми. Работодателем же в данном случае выступает юридическое лицо (вуз), которое в качестве наемного работника и возглавляет ректор. Подтверждением данной точки зрения служит ч. 4 ст. 20 ТК РФ, устанавливающая, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления организации или уполномоченными ими лицами <20>. ——————————— <19> См., напр.: Ершов В. В., Ершова Е. А. Трудовой договор. М., 2001. С. 84. <20> Молодцов М. В., Головина С. Ю. Трудовое право России. М., 2008. С. 567.
Именно вуз, как юридическое лицо, предоставляет ректору, как работнику, должность (работу) <21>, создает надлежащие условия труда, выплачивает заработную плату, обеспечивает социальные гарантии и льготы в соответствии с действующим законодательством. В случае возникновения трудового спора ответчиком в суде будет выступать вуз, а не орган, подписавший трудовой договор с ректором. Следовательно, надо признать, что в качестве работодателя по отношению к ректору выступает сам вуз, как юридическое лицо, а федеральный орган исполнительной власти представляет интересы вуза (работодателя) и действует от его имени при заключении трудового договора с избранным ректором и издании приказа о его утверждении в должности. Сам ректор в данном случае не может реализовать трудовую правосубъектность вуза (юридического лица) по отношению к себе. Он не может заключить сам с собой трудовой договор, назначить себе заработную плату и определить другие существенные условия трудового договора. Впоследствии привлечение ректора к дисциплинарной и материальной ответственности, отстранение его от должности, прекращение его полномочий также осуществляются федеральным органом исполнительной власти. Однако ректор сам решает вопросы по поводу своих командировок, режима работы, отпусков, назначения проректора, исполняющего обязанности ректора на время его отсутствия, и т. п. ——————————— <21> Должность ректора наряду с другими включается в сводное штатное расписание высшего учебного заведения.
Таким образом, ректор выступает как должностное лицо, которое выполняет организационно-распорядительные функции по осуществлению руководством вузом, а также административно-хозяйственные функции, выражающиеся в осуществлении полномочий по управлению и распоряжением имуществом вуза; как следствие, ректор в отличие от иных работников несет практически все виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Трудовой договор ректора существенным образом отличается от других трудовых договоров, заключаемых с работниками вуза. Во-первых, его заключению предшествует специальная процедура — выборы. Во-вторых, договор с ректором может заключаться на определенный срок, установленный в уставе вуза, но не более пяти лет. В-третьих, помимо обязательных условий, такой договор содержит подробный перечень прав и обязанностей сторон трудового договора, особенностей оплаты труда, дополнительные социально-бытовые условия. В-четвертых, допускается установление соглашением сторон дополнительных по сравнению с трудовым законодательством оснований прекращения трудового договора. В-пятых, от имени государственного или муниципального вуза трудовой договор подписывает учредитель, в ведении которого находится вуз. Следует учитывать, что невозможно подробно описать трудовую функцию ректора, как это может быть сделано для рядового работника вуза. Также сложно или вообще невозможно описать и закрепить в трудовом договоре все задачи, стоящие перед ректором, а также пути их достижения. К тому же обязанность по определению целей и путей их достижения как раз и входит в трудовую функцию ректора, образуя основу высокой самостоятельности его труда. С момента заключения с учредителем трудового договора и возникают трудовые правоотношения между ректором и вузом, и ректор без какой-либо доверенности действует от имени вуза, представляя его интересы в трудовых и иных общественных отношениях. При ректоре может быть создан совещательный орган — ректорат, решения которого носят рекомендательный характер. На заседаниях ректората рассматриваются, как правило, основные вопросы текущей деятельности вуза. В случае если должность ректора вакантна, исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Как правило, таким лицом может быть первый проректор, проректор по учебной или научной работе. Замещение должности президента высшего учебного заведения. В последнее время при оценке самостоятельности высших учебных заведений с точки зрения соответствия данного принципа правилам рыночной экономики высказывалось мнение о том, что наличие в структуре управления вуза фактически полностью автономных, независимых от собственника (учредителя) структур (например, ученый совет) не удовлетворяет интересы собственника в управлении вузами. Поэтому необходимо введение новых организационных структур управления, в которых собственник был бы представлен более полно, — президент, наблюдательные советы, административные советы <22>. С подобной позицией трудно согласиться, учитывая предназначение высших учебных заведений в общественной системе. Вузы являются прежде всего некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Поэтому оценивать их деятельность только с позиции коммерческого успеха было бы неверно. Более того, подобная оценка может привести к утрате их самостоятельности (автономии). ——————————— <22> Барабанова С. В. Административная реформа в образовании и трансформация внутривузовского самоуправления (правовое регулирование) // Право и образование. 2006. N 2. С. 36.
В настоящее время в государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения (ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). При этом в устав вуза в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора вуза. Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет вуза органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение <23>. ——————————— <23> Существует мнение, что часть норм Закона, определяющая, что должность президента учреждается по согласованию с учредителем вуза, а кандидатура президента представляется учредителем в ученый совет вуза для последующего избрания, входит в противоречие с принципом автономии высшего учебного заведения (Каплюк М. А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности // Право и образование. 2007. N 5. С. 29).
Говоря об избрании президента на заседании ученого совета вуза, законодатель, видимо, подразумевал, что это выборная должность, и порядок выборов будет определяться ученым советом высшего учебного заведения. Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа (учредителем), в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Следовательно, основанием возникновения трудовых правоотношений по должности президента является определенная совокупность фактов: 1) согласие конкретного кандидата на предложение учредителя принять участие в выборах на замещение должности президента вуза; 2) представление учредителем в ученый совет вуза кандидатуры на должность президента; 3) избрание ученым советом вуза представленной учредителем кандидатуры; 4) заключение между учредителем и президентом срочного трудового договора. Однако открытыми остаются многие вопросы. Согласует ли учредитель предварительно кандидатуру президента с высшим учебным заведением или может предложить ее без согласования с ректором вуза? Как быть, если ученый совет вуза не изберет предложенную учредителем кандидатуру или проголосует против этой кандидатуры? Следует ли в этом случае вузу предлагать учредителю другую кандидатуру для избрания на должность президента? Возможно ли проведение выборов на должность президента вуза на альтернативной основе? Учитывает ли учредитель мнение ректора (вуза) при включении обязательных и дополнительных условий в трудовой договор с президентом? Какова продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого президенту? В случае неизбрания в установленном порядке на должность президента кандидата, предложенного учредителем, вуз не может самостоятельно выдвинуть другую кандидатуру, минуя ее согласование с учредителем. Только учредитель может в последующем предложить вузу нового кандидата на должность президента. Представляется, что по договоренности с вузом учредитель может представить не одну, а, например, две кандидатуры на должность президента. Главным условием при этом должно быть соответствие представленных лиц установленным для замещения должности президента критериям. Кандидаты на должность президента должны также обладать высоким авторитетом не только среди сотрудников (работников) и членов ученого совета вуза, но и среди научно-педагогического сообщества. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия: — участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения; — участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения; — представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; — участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения. Заработная плата президента состоит из должностного оклада, выплат стимулирующего и компенсационного характера. Должностной оклад президента устанавливается на 5 — 10% ниже оклада ректора вуза. Размер заработной платы президента, проработавшего в должности ректора не менее 10 лет, устанавливается с учетом Положения о статусе ректора. Премирование президента осуществляется с учетом результатов основной деятельности вуза. Размеры премирования президента, порядок и критерии премиальных выплат ежегодно устанавливаются учредителем в дополнительном соглашении к трудовому договору. Таким образом, введение должности президента в государственном или муниципальном высшем учебном заведении предполагает решение ряда проблем. Во-первых, законодатель должен предельно ясно определить круг обязанностей и ответственности президента в сфере представления им интересов вуза как во внутренних, так и во внешних отношениях. Для этого необходимо четко разграничить персональную ответственность и компетенцию президента и ректора. В противном случае весьма велика угроза возникновения в вузе «двоевластия», что может привести к определенным негативным последствиям для вуза. Во-вторых, необходимо установить конкретные критерии для замещения должности президента, например, президентом может быть лицо, которое проработало в должности ректора данного вуза не менее 10 лет и обладает высоким авторитетом как среди сотрудников данного вуза, так и в научно-педагогическом сообществе. В-третьих, нужно детально прописать процедуру учреждения должности президента, а также вопросы, касающиеся порядка его избрания, в том числе процедуры выдвижения кандидатов и представления их учредителем в ученый совет вуза. В-четвертых, необходимо уточнить, кто будет определять обязательные условия трудового договора президента и прежде всего его заработную плату, продолжительность отпуска и дополнительные социально-бытовые условия. На наш взгляд, существенные условия трудового договора с президентом могут быть предварительно обсуждены и утверждены ученым советом вуза. Представляется, что необходимость введения должности президента в вузе, а также порядок его избрания должны решаться исключительно ученым советом высшего учебного заведения в строгом соответствии с его уставом. С учетом ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации. 21
——————————————————————