Роль подразделений собственной безопасности в предупреждении преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

(Мирнова Л. И.)

(«Юридический мир», 2007, N 6)

РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Л. И. МИРНОВА

Мирнова Л. И., адъюнкт, Нижегородская академия МВД РФ.

Ослабление государством позиций в деле превентивного противодействия преступности, отсутствие научного внимания к вопросам предупреждения правонарушений сотрудников ОВД в условиях реформирования многих сторон государственного и общественного устройства РФ создали благоприятную почву для определенной безнаказанности в системе органов внутренних дел. Широкие масштабы приобрели злоупотребления должностным положением, взяточничество, вымогательство, начали складываться опасные тенденции покровительства сотрудников организованным преступным группировкам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности, сращивания с преступной средой. Возникновение новых форм противоправной деятельности сотрудников требует осуществления специализированных предупредительных мероприятий по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел. Данная превентивная деятельность должна предусматривать предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, проведение комплекса ОРМ по выявлению и пресечению подготавливаемых сотрудниками преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, сбор, обобщение, учет информации оперативного характера, касающейся нарушений законности. Первоочередное внимание в рамках обеспечения собственной безопасности должно уделяться выявлению противоправной деятельности должностных лиц ОВД коррупционной направленности: установлению случаев вмешательства сотрудников в финансово-хозяйственную деятельность субъектов среднего и малого бизнеса, лоббирования интересов коммерческих структур, учредителями которых являются родственники и лица из ближайшего окружения, осуществления контроля сфер незаконного оборота топлива, алкогольной, деревообрабатывающей, металлопродукции, сексуальных услуг, оптовых рынков, наркобизнеса. Необходим дифференцированный подход к изучению специфики условий злоупотреблений должностными полномочиями в различных службах ОВД, направленный на выявление и пресечение: фактов получения сотрудниками ГИБДД незаконных денежных вознаграждений от участников дорожного движения, незаконной регистрации и легализации похищенного и контрабандного автотранспорта; случаев незаконных проверок сотрудниками ОУР, ОБЭП, УНП коммерческих структур в рамках необоснованно заведенных дел оперативного учета; фактов незаконной выдачи паспортов гражданина РФ при предоставлении гражданства сотрудниками миграционных подразделений; случаев противоправных действий сотрудников ГСУ, связанных с вынесением необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, необоснованными изменениями меры пресечения в отношении подозреваемых, переквалификацией совершенных преступных деяний на менее тяжкие, устранением в процессе расследования отягчающих обстоятельств, фактов злоупотреблений служебными полномочиями преподавателями и сотрудниками кадровых аппаратов, связанными со сдачей вступительных и сессионных экзаменов; случаев корыстного использования своих полномочий сотрудниками тыловых подразделений, фактов нецелевого использования руководителями ОВД государственных бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных и региональных программ. Ключевое значение должно отводиться осуществлению жесткого контроля за служебной и внеслужебной деятельностью сотрудников: практике негласных проверок несения службы, проведению скрытых видеосъемок служебной деятельности, осуществлению ее теле — и радиоконтроля, проведению проверок содержимого служебных сейфов, сохранности изъятых вещественных доказательств, наркотических средств, оружия и боеприпасов, находящихся на ответственном хранении в ОВД, посещению мест проживания подчиненных для изучения их образа жизни, соответствия фактического материального благосостояния реальным доходам. Целесообразным явилось бы нормативное закрепление требования об отчетности сотрудника (кандидата) о наличии у него и его родственников недвижимости и иных материальных дорогостоящих средств и источников их приобретения, включение данного требования в контракт о прохождении службы. При этом сотрудниками управлений собственной безопасности должны проводиться проверки с последующей возможностью мотивированного отстранения от должности.

Необходимо осуществлять работу по рассмотрению жалоб и обращений граждан на неправомерные действия сотрудников ОВД, поступающих через телефоны доверия, телевизионные «горячие линии», путем проведения служебных проверок с выявлением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, налаживать действие скоординированной системы обжалования деятельности должностных лиц ОВД, создавать процессуальный механизм, обеспечивающий порядок рассмотрения жалоб граждан. Работа с письмами и обращениями граждан должна дополняться активными формами получения информации о нарушениях законности в деятельности сотрудников: изучением общественного мнения о деятельности ОВД, проведением анкетирований, интервьюирований граждан, социологических исследований по проблемам соблюдения законности в оперативно-служебной деятельности, проведением специализированных мониторингов, направленных на выявление латентных преступлений, осуществлением опросов потенциальных потерпевших от насильственных действий сотрудников, анализом критических замечаний в адрес органов внутренних дел, содержащихся в материалах средств массовой информации. Важно анализировать структуру и характер правонарушений сотрудников, осуществлять прогнозирование динамики лиц, склонных к их совершению, обеспечивать ведение баз данных по происшествиям и преступлениям с участием сотрудников, использовать их при проверке кандидатов по кадровым перемещениям. В целях повышения эффективности превентивной деятельности подразделений собственной безопасности необходима реструктуризация их деятельности с выведением их из подведомственности ГУВД, УВД и подчинением непосредственно Министру внутренних дел, наделением дополнительными полномочиями на проведение первичных процессуальных действий. Целесообразным также является осуществление корректировки критериев оценки деятельности УСБ, которые считаются отрицательными при росте нарушений законности в обслуживаемых подразделениях ОВД. Важна также координация усилий подразделений собственной безопасности с другими правоохранительными органами: специальными службами ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации, органами таможенных и налоговых служб, суда и прокуратуры, правозащитными общественными объединениями в части совместного использования возможностей подсобного аппарата, регулярного и предметного обмена поступающей оперативной информацией, планирования проведения совместных оперативно-профилактических операций. Данные виды предупредительного воздействия целесообразно дополнять различными формами социального контроля со стороны общественности, органов государственного контроля в лице Уполномоченного по правам человека, его региональных представителей.

——————————————————————