Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации в социальной и экономической сферах

(Калюжная М. А.) («Миграционное право», 2007, N 3)

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ

М. А. КАЛЮЖНАЯ

Калюжная М. А., адъюнкт МПИ ФСБ России.

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, личности и государства. Но, к сожалению, в последнее время международная миграция оказывает в большей степени отрицательное влияние на развитие Российской Федерации, приобретает характер неконтролируемого процесса. Следует согласиться с мнением Холодова Л. Г. и Зинченко Н. Н. <1> о том, что международная миграция, в том числе и незаконная, оказывает противоречивое влияние на социально-экономическую жизнь общества. Опыт промышленных стран Западной Европы, США, Австралии и некоторых других лучшим образом показывает такое влияние и очевидно прослеживается в России в наши дни. В этих странах ею компенсируют нехватку собственной рабочей силы, международные мигранты заполняют трудовые вакансии, тем самым на внутреннем рынке труда обостряют конкуренцию, их квалификация является сомнительной, а порой отсутствует вообще. ——————————— <1> См.: Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003; Кононов А. А. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006; Холодов Л. Г. О современном состоянии миграции населения в мире // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. N 1 и др.

По мнению автора статьи, положительный эффект от международной миграции населения получают только развивающиеся страны, так как они оказывают влияние на развитие экономики своей страны: поступление денежных переводов и вкладов международных мигрантов образуют существенный процент государственного бюджета. Разрешая эмиграцию, страны с «поощрительной» миграционной политикой выезда рассчитывают на снижение перенаселения, безработицы, поступление валютных средств. В этой связи Российская Федерация выступает своеобразным донором незапланированных инвестиций в иностранную экономику. Возникает вопрос о необходимости увеличения количества мигрантов. В России, где отмечается огромное количество незаконных мигрантов, ставится под угрозу расовая, культурная и религиозная целостность общества, порождаются серьезные социальные проблемы. Последствия — терроризм, торговля людьми, контрабанда, экстремизм. В ряде стран Западной Европы хотя бы имеется функционирующая единая система компьютерного учета внешних мигрантов. Одним из видов международной миграции населения является незаконная международная миграция населения. По мнению А. А. Кононова, под незаконной миграцией понимается въезд в Россию, транзитный проезд, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства России, регулирующего порядок въезда, пребывания иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. С вышеуказанным мнением следует согласиться, если рассматривать понятие только с одной стороны — незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. По мнению автора, необходимо провести некоторые уточнения. Незаконная международная миграция — совокупность общественных отношений, включающих процедуру подготовки (индивидуальную или проводимую с помощью организаций, осуществляющих незаконную миграцию) к незаконному перемещению, незаконное перемещение индивида или группы лиц по различным основаниям через государственную границу двух и более государств и их дальнейшее размещение, которые ведут порой к приобретению ими нового правового статуса <2>. ——————————— <2> См.: Беженцы и мигранты в странах СНГ. Материалы Международной конференции от 30 мая 1996 г. УВКБ. 1996. С. 12.

В указанных общественных отношениях в зависимости от причин будет один субъект, если он сам незаконно перемещается через Государственную границу Российской Федерации, либо две группы субъектов — лицо (группа лиц), которое является мигрантом, и лицо (группа лиц), перемещающее данных мигрантов. Наибольшую общественную опасность составляют деяния последней группы лиц. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, разделяет незаконных мигрантов по субъектам правонарушения <3>. Им определяется «незаконный ввоз мигрантов» и «незаконный въезд», что является бесспорным. В первом случае подразумевается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, финансовой или материальной выгоды от незаконного въезда в какое-либо государство лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Таким образом, незаконные действия, совершаемые третьими лицами, несут в себе наибольший урон политической и экономической безопасности Российской Федерации. Во втором случае, напротив, имеется в виду противоправное деяние со стороны лица, непосредственно осуществляющего незаконную миграцию. ——————————— <3> Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.

Довольно показательным примером является сложившаяся миграционная ситуация в Дальневосточном регионе, Московском регионе, Ростовской области, которая в последнее время вызывает серьезные опасения. По данным официальных источников, ежегодно в Россию официально въезжает около 1,5 млн. китайских граждан, из них только 16% легально проживают на территории Сибири и Дальнего Востока, а остальные растворяются в просторах нашей необъятной Родины <4>. ——————————— <4> См.: Статистический отчет Хабаровского краевого ком. гос. статистики за 2000 г. Хабаровск, 2000. С. 12.

Незаконная международная миграция представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Она создает опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства, угрозу территориям, ценностям, культуре в целом. В свете информационных войн, ведущихся между странами, где основой является не применение оружия, а уничтожение культурных ценностей, культуры государства, подрыв ее экономической стабильности, постепенный захват территорий путем международной миграции части населения, создание этнических ареалов проживания (мест компактного проживания). Бесспорно, частью национальной безопасности является безопасность в экономической сфере. Угрозы экономической безопасности, по мнению автора, проявляются в следующем: российский рынок труда в данный момент сильно зависит от иностранной рабочей силы по некоторым видам профессий, требующих низкой профессиональной квалификации. Но почему-то не берется в расчет их низкая квалификация, низкий уровень образования, а иногда и его полное отсутствие. Вместе с тем необходимо отметить, что из Российской Федерации продолжается выезд специалистов за рубеж. Таким образом, можно говорить о снижении общего уровня безопасности, которое заключается в том, что низкий уровень подготовки работников, а соответственно и качество выполняемых работ представляют опасность для общества (строительство различных объектов, в сфере социальных услуг). А сколько средств вывозят иностранные трудовые мигранты — вообще умалчивается, а ведь казна теряет огромные средства. В социальной сфере незаконные мигранты увеличивают социальную напряженность, число криминальных группировок по этническому признаку. Параллельно с этим можно говорить о том, что это влияет на количество российских граждан, находящихся за чертой бедности. В последнюю четверть XX века Россия в миграционном обмене с бывшими союзными республиками постоянно имела прирост населения. Это благоприятно влияло на ее демографическое развитие. В 1992 — 2000 гг. положительное сальдо миграции формировалось прежде всего из русскоязычного населения, переселявшегося в государства нового зарубежья. За это время население страны не снизилось до критического предела, а возросло, несмотря на высокую смертность. Помимо сдерживания темпов демографического старения, мигранты внесли свою лепту в воспроизводственный процесс. В указанный выше период в семьях мигрантов родилось около 50 тысяч детей, которые стали гражданами Российской Федерации <5>. ——————————— <5> См.: Сухаренко А. Н. Преступность иностранных граждан в России: состояние и тенденции. М., 2004. С. 12 — 16.

В первое десятилетие XXI века темпы дальнейшего сокращения численности населения страны во многом будут определяться масштабами притока мигрантов. Россия как страна с небольшим опытом регулирования внешних миграционных перемещений, а также с необдуманным зачастую перениманием опыта западных стран в ближайшее время может стать своеобразным «миграционным насосом». Это, в свою очередь, повлечет за собой увеличение масштабов незаконной миграции. Можно предположить, что основная часть мигрантов будет прибывать в Российскую Федерацию из Африки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, Пакистана и т. д. (опыт службы в пунктах пропуска). Отсутствие эффективного контроля за въездом и выездом иностранных граждан не позволяет сколько-нибудь точно назвать цифру нелегальной миграции. Мигранты, прибывшие в качестве туристов, по приглашениям порой даже не существующих организаций и т. д., затем переходят на нелегальное положение. Вместе с тем в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению количества иностранных граждан, въехавших на законных основаниях и в последующем изменивших свой статус на незаконный (переходят на нелегальное положение), Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Остается стабильной численность незаконных мигрантов, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей миграции в государства старого зарубежья. Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, ее социальную сферу. Таким образом, незаконная миграция оказывает существенное воздействие на экономическую составляющую национальной безопасности Российской Федерации. Незаконные мигранты прежде всего заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают вследствие бесправного положения и заниженных заработков давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию. Обострение проблем незаконной миграции населения, во-первых, связано с отсутствием адекватного российским реалиям механизма правового регулирования, как это принято во всех развитых странах, необходимостью изменения подходов к квотированию пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному выдворению и интеграции в российское общество. Квота должна рассчитываться, по мнению автора, не из количественных показателей, а из процентного соотношения с гражданами Российской Федерации. Уместен вопрос: как же тогда с нехваткой рабочей силы? А необходимо делать экономику более эффективной, наукообразной, например, через повышение ставок по заработной плате и т. д. Во-вторых, необходимо упорядочить визовые отношения Российской Федерации со странами зарубежья (систематизировать визовое законодательство с определенными приоритетными государствами), урегулировать в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконными мигрантами. Наибольшую озабоченность с точки зрения экономической безопасности вызывает трудовая миграция. В сфере международной трудовой миграции следует отметить следующее: в настоящее время международная трудовая миграция приобретает устойчивый характер. Эмигранты из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Китая, Турции, Пакистана, Ирана и т. д. неумолимо стремятся всеми правдами и неправдами получить работу (постоянную или сезонную) в развитых странах. В связи с изложенным выше необходимо изменить подход к получению иностранным работником разрешения на работу в Российской Федерации. Иностранный трудовой мигрант должен получать такое разрешение в стране гражданства (в консульствах, к примеру). Но условием обязательно должно являться ограничение срока пребывания (сезонная работа, на 6 месяцев и на год), а также по примеру зарубежных стран — получение следующего разрешения только через год или два. Возможно, есть насущная необходимость проводить ротацию трудовых мигрантов <6>. Таким образом, можно снизить их оседание на территории России, где выгода экономики вполне очевидна, нет вынужденной необходимости выплачивать им пенсии и пособия, оказывая давление на бюджеты разных уровней. Одновременно с этим видится возможным ведение разъяснительной работы с работодателями для исключения их боязни принимать на работу иностранных граждан, наравне с российскими гражданами, что повлечет изменение налогового и иного законодательства. Необходимым является установление диверсификации стран, откуда прибывает трудовой мигрант (определение приоритетных государств, исходя из политических и экономических аспектов). ——————————— <6> См.: Цапенко И. В. Социально-политические последствия международной трудовой миграции населения. 2003. N 6. С. 52 — 55.

Таким образом, совершенствование правового регулирования противодействия незаконной миграции представляется по следующим направлениям: ужесточение контроля государством за деятельностью организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности; изменение подходов к квотированию для въезжающих в Россию трудовых мигрантов (въезжающих по иным основаниям); возобновление системы «фильтрации» на Государственной границе; увеличение обеспечения, суммы денежных средств, необходимых для въезда, — наличием денежных средств на банковской карте (по примеру Италии); уточнение разнородных источников (данных о мигрантах). По мнению автора, ими должны явиться несколько основных источников: пограничный контроль, реестры населения — данные, получаемые в паспортно-визовых отделах, консульствах, при вручении заграничных паспортов, обязательная регистрация по месту жительства или месту пребывания иностранных граждан (находящихся свыше 5 дней), перепись населения и т. д. <7>. ——————————— <7> См.: Тарлецкая Л. А. Международная миграция и экономическое развитие. М., 2001. С. 140.

Если мельком коснуться вопроса незаконных мигрантов стран СНГ, то неплохо бы было и для них установить систему квотирования и, к примеру, введение возрастного ограничения. И конечно же, не обойтись без четкого государственного контроля в этой области, правовой регламентации и корректирования структуры миграционной службы, взаимодействия ФСБ, миграционной службы МВД, ОВД по вопросам миграции, без создания единой информационной базы. В противном случае запущенный механизм незаконной и неконтролируемой миграции приведет к плачевным результатам. Яркие показатели — движение капитала из России, налоги с них не взимаются, а как следствие — страдают экономика и граждане. Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что нелегальные мигранты являются для предпринимателей дешевой и бесправной рабочей силой, представляющей угрозу экономике России. Нельзя забывать о политической причине, использовании незаконной миграции странами в борьбе за господство, экономическое, и политическое. В современном мире не только разница в уровне жизни между странами и регионами является исходной причиной миграции населения. Также в контексте усиливающейся в мире глобализации, повышения уровня перелива капитала незаконная миграция вполне может иметь характер внешней экспансии (природные ресурсы и территория). По мнению автора, еще одна причина, влияющая на рост нелегальной миграции, — «потенциальная миграционная подвижность» представителей определенных национальностей, сформированная вследствие накопленного опыта. При равных условиях жизни именно данная категория имеет высшую психологическую готовность к переселению в другую страну, даже совсем не законным путем.

——————————————————————