Подготовка работников правоохранительных органов к организации профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
(Магдиев М. Г.) («Российский следователь», 2007, N 21)
ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. Г. МАГДИЕВ
Магдиев М. Г., аспирант кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.
В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности ведущая роль обычно отводится органам внутренних дел. Деятельность подразделений органов внутренних дел в профилактике преступлений в данной сфере различается по компетенции, формам и методам деятельности. В данном случае речь идет о деятельности подразделений, осуществляющих специфические функции как оперативно-розыскного характера, так и предварительного расследования. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники криминальной милиции вправе осуществлять негласную деятельность, которая направлена на раскрытие конкретных преступлений, привлечение лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности <1>. К примеру, сотрудники данных подразделений, используя возможности негласной деятельности, должны контролировать места, где активно приобретается и сбывается имущество, добытое преступным путем, и выявлять лиц, осуществляющих данную преступную деятельность. Кроме этого, сотрудники в состоянии оперативно реагировать на девиантную деятельность фирм и предприятий, которые в своей деятельности используют имущество, добытое преступным путем. К сказанному можно добавить, что оперативные подразделения обладают широкими возможностями не только в сфере оперативно-розыскной деятельности, но и уголовно-процессуальной и административно-правовой областях. В большей степени это относится к сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. «Проведение гласных мероприятий, направленных на проверку документации организаций, которые осуществляют скупку вещей от населения, порядка осуществления такой деятельности в местах, где зачастую реализуется имущество, добытое преступным путем, может серьезно способствовать отказу приобретателей и сбытчиков от своей деятельности в связи с реальной угрозой быть привлеченными к уголовной ответственности» <2>. Кроме сотрудников криминальной милиции вопросами профилактики приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем, занимаются и сотрудники милиции общественной безопасности. Причем львиная нагрузка в этой части ложится на участковых уполномоченных милиции. В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами МВД России участковые уполномоченные милиции вправе и обязаны контролировать рынки, стихийные места торговли, то есть те места, где, по сути, постоянно осуществляется торговля с рук <3>. Таким образом, используя предоставленные им законом полномочия, они должны выявлять и ликвидировать места, где происходит активная реализация имущества, добытого преступным путем. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349. <2> Семилетова Л. В. Криминологическая характеристика и предупреждение приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 114. <3> Приказ МВД России от 12 ноября 2002 г. N 900 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных милиции».
Ведущее место среди субъектов профилактики преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит органам, занимающимся оперативно-розыскной деятельностью. Значительное количество преступлений обнаруживается и раскрывается именно этими подразделениями, и в силу специфичности деятельности данных подразделений имеются более широкие возможности для предупреждения и профилактики рассматриваемого вида преступной деятельности. Существенное место в профилактике преступлений в сфере экономической деятельности отводится органам предварительного расследования. Деятельность следствия по профилактике преступлений в сфере экономической деятельности сводится к тому, что соответствующие должностные лица — следователи — осуществляют расследование уголовных дел, изобличают лиц, причастных к совершению противоправного посягательства, участвуют в осуществлении мероприятий, которые направлены на предотвращение возможности совершения новых противоправных посягательств. Деятельность субъектов по профилактике преступлений в сфере экономической деятельности должна способствовать целенаправленному воздействию на объективные причины и условия их совершения, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, а также на негативные свойства личности людей, склонных к противоправному поведению. Важно обеспечение надлежащей скоординированности усилий всех субъектов по профилактике рассматриваемых преступлений. По нашему мнению, целесообразно создание специальных групп из сотрудников милиции общественной безопасности, уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономической и организованной преступностью, специализированных на выявлении и раскрытии отдельных преступлений в сфере экономической деятельности. В целях снижения латентности преступлений в сфере экономической деятельности мы соглашаемся с мнением ученых о необходимости создания единого банка документов первичного учета данных о преступности по линии МВД, ФСБ и других правоохранительных органов на базе либо Генеральной прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов всеми этими органами, координирующей деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, либо специального подразделения Госкомстата России. В соответствии с программой Республики Дагестан «По усилению борьбы с преступностью на 2004 — 2007 гг.» действует единая система информационного обеспечения правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Также в республике развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество. После принятия программы заметные результаты дают комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, особенно в экономической и социальной сферах. Решение задач, направленных на достижение дальнейших качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятельности, невозможно без серьезной государственной поддержки, объединения усилий республиканских и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан. В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности работники правоохранительных органов должны уделять большее внимание проведению мероприятий по правовой пропаганде. Анализ практики показывает, что в ряде случаев преступления в сфере экономической деятельности совершаются виновными также из-за незнания закона, непонимания или недооценки общественной опасности данных преступлений. Широкая правовая пропаганда, заключающаяся в разъяснении общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности, видов и размера наказания, которое может быть назначено за совершение таких противоправных посягательств, имеет большое предупредительное значение. При этом правовая пропаганда может осуществляться в самых разнообразных формах: чтения публичных лекций в образовательных учреждениях, выступлений в печати, по радио, телевидению и т. д. Главное, чтобы она со стороны соответствующих должностных лиц была целеустремленной, подкреплялась убедительными примерами из практики расследования конкретных преступлений в сфере экономической деятельности. Для проведения пропаганды среди населения необходима подготовка самих работников правоохранительных органов. Практика доказывает, что без решения проблемы кадров, способных профессионально грамотно работать с правонарушителями, никакие, даже самые совершенные общегосударственные и региональные программы, планы борьбы с преступностью, обоснованные экономически и обеспеченные организационно, не способны принести позитивных сдвигов и изменений в ее динамике. Успешное решение стоящих здесь задач первостепенно и в полной мере зависит от компетентности этих работников, их профессионализма, идейно-нравственного облика, приверженности ко всему передовому, прогрессивному, от стремления перестраивать деятельность в целях достижения высоких конечных результатов. Гуманность и благородство, самоотверженность и милосердие, умение посвятить себя интересам общества — для работников этой сферы обязательные качества, определяющие их профессиональную пригодность и зрелость <4>. С целью формирования таких работников следует всемерно повысить престиж их труда, создать условия для качественной работы, обеспечить максимальный уровень оплаты, воспитывать у населения чувство глубокого уважения к их труду. ——————————— <4> Семилетова Л. В. Криминологическая характеристика и предупреждение приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 107.
Данные проведенного нами опроса свидетельствуют о достаточно низком уровне правовой и нравственной культуры сотрудников дознания, следствия и прокуратуры, что отрицательно влияет на общий нравственный климат в обществе. В процессе осуществления предупредительной деятельности важное значение имеет психологическая и правовая подготовка работников специализированных субъектов профилактики. Этого можно добиться путем улучшения отбора кадров, совершенствования структуры правоохранительных органов, улучшения материально-технического оснащения специализированных субъектов профилактики, а также правовой и социальной защиты, надлежащей профессиональной подготовки сотрудников, повышения уровня правовой культуры <5>. Для оказания воздействия на правовое поведение сотрудников правоохранительных органов нельзя ограничиваться только нейтрализацией криминогенных факторов, но необходимо принятие мер, направленных на поддержание, поощрение правомерного поведения. Кроме того, меры должны быть направлены, с одной стороны, на формирование личности каждого сотрудника, а с другой — на создание в подразделении, на службе обстановки, максимально способствующей нужному формированию личности и стимулирующей в каждом конкретном случае правомерность поведения <6>. ——————————— <5> Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. М., 2005. С. 73. <6> Афанасьев В. С., Бутылин В. Н., Гранат Н. Л. Обеспечение и укрепление законности в деятельности органов внутренних дел. М., 1993. С. 65.
Подготовка, отбор и совершенствование кадров работников правоохранительных учреждений, как справедливо отмечает В. Н. Кудрявцев <7>, являются одним из важных направлений борьбы с преступностью. В настоящее время в стране явно недостает опытных и квалифицированных специалистов по проблемам уголовной юстиции и криминологии. Особое значение в профилактике преступлений в сфере экономической деятельности, на наш взгляд, играет и методика преподавания в вузах страны науки уголовного права и уголовного процесса. Следует согласиться с мнением Е. Н. Соколовой <8>. Важными морально-психологическими навыками, умениями и привычками работников правоохранительных органов являются: умение соблюдать профессиональную этику, умение проявлять эмпатию к людям, умение реально оценивать моральные последствия принимаемых решений, умение разбираться в морально-психологических особенностях людей. Этому необходимо обучать в профессиональных учебных заведениях. ——————————— <7> Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 343. <8> Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. М., 2005. С. 73.
——————————————————————