Правовой статус частного детектива

(Кинчус Е. В.) («Административное право и процесс», 2007, N 6)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА

Е. В. КИНЧУС

Кинчус Е. В., адъюнкт ВНИИ МВД России, старший лейтенант милиции.

Частным детективом в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в статье 3 этого Закона. Правовую основу данной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. На граждан, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий. А работа в качестве детектива должна быть основным видом занятости. Совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность (статья 8 Закона). Частным детективом могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением. Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажа практической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов. Не допускаются к частной детективной деятельности граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам; бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год. Обязательным условием для работы в качестве сыщика является получение лицензии органа внутренних дел. Для этого гражданин должен представить в органы внутренних дел по месту жительства анкету установленного образца; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие гражданство; документы, подтверждающие его гражданство и наличие образования (статья 6 Закона). Одновременно претендент на лицензию должен представить сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать в своей будущей работе. Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на пять лет. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверение личности детектива. За один месяц до истечения срока действие лицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет. Законом также определены средства и методы работы частных детективов. Частный детектив наделен широкими полномочиями. Он может проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а также осуществлять наблюдение. При осуществлении частной детективной деятельности допускается использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, технических и иных средств при условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио — и телефонной связи. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использовать специальные средства, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (приложение N 2).

Законом запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива. Незаконное применение специальных средств либо их применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий нарушения. Что касается предоставления права частному детективу владеть огнестрельным оружием и применять его, вопрос остается спорным. Частный детектив, которого, как правило, отличает опыт работы в правоохранительных органах и наличие соответствующего образования, в отличие от частного охранника не вправе использовать для выполнения своей работы огнестрельное оружие, в том числе и для охраны своей жизни. Точка зрения на данную проблему юристов, допускающих возможность владения оружием частным детективом, заслуживает внимания, но лишь при наличии действенного контроля за соблюдением соответствующих правил, установить которые для этого случая должен законодатель. Деятельность частных детективов должна осуществляться при неуклонном соблюдении законности. Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из установленных Конституцией Российской Федерации гарантий свободы вероисповедания, политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиента информацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересам клиента или в интересах третьих лиц. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество других лиц. Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую ответственность. Частный сыщик не вправе вызывать граждан и требовать от них дачи объяснений, проверять у них документы, производить личный досмотр, досмотр личного транспорта, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т. п. В определенных случаях Закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам. Частные детективы являются гражданами Российской Федерации. Поэтому на них в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Осуществляя свою деятельность, они нередко рискуют своей жизнью, здоровьем. Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и иных прав. Однако российское законодательство еще далеко от состояния, отвечающего надлежащим требованиям в данной сфере деятельности. Действующая нормативная база, регулирующая эту деятельность, нуждается в совершенствовании. Опыт, накопленный обществом и государством с начала развития рыночных отношений, свидетельствует о том, что многие теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности общества в целом, личности и собственности в частности не получили надлежащего разрешения. Необходимо повышение определенности регулирования данного вида деятельности, исключение пробелов и правовых коллизий в нормативной регламентации. Представляется целесообразным поставить вопрос и о выработке единых стандартов осуществления детективной деятельности, соответствующих международным требованиям к оказанию этого рода услуг и самой профессии, что, на наш взгляд, позволит обеспечить также должный уровень безопасности и правопорядка в стране.

——————————————————————