Государственная экспертиза условий труда в РФ
(Гудов А. Б.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 2)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА В РФ <*>
А. Б. ГУДОВ
——————————— <*> Gudov A. B. State expertize of conditions of labor in the RF.
Гудов Анзор Борисович, аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
Статья посвящена осуществлению государственной экспертизы условий труда на основе действующего законодательства РФ.
Ключевые слова: охрана труда, условия труда, государственная экспертиза, работники, работодатели.
The article is devoted to effectuation of state expertize of conditions of labor on the basis of the current legislation of the RF.
Key words: protection of labor, conditions of labor, state expertize, workers, employers.
В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, государственная экспертиза условий труда занимает особое место. В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими процедуру ее осуществления, являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.
В соответствии с ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 полномочия по осуществлению государственной экспертизы условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ. Закрепляется, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: — качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; — правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; — фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ). Основанием для проведения такой экспертизы являются определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ (ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ). Государственной экспертизе условий труда, проводимой по запросам вышеназванных субъектов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, — в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ <2> ст. 216.1 ТК РФ дополнена ч. 2, которая закрепляет, что, если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. ——————————— <2> Российская газета. 04.07.2011. N 142.
Однако данные положения действуют с оговоркой и не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти (например, отдел государственной экспертизы условий труда). Руководитель данного структурного подразделения органа исполнительной власти (руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения. Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями. В силу ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: — в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц); — запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; — проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, наделяются также и рядом обязанностей, а именно: — составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ; — обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; — обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц. При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы. При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями. По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. После чего оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти. Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти. Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации. Следует признать, что нормы Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244, в общем раскрывая процедуру государственной экспертизы условий труда, содержат немалое количество пробелов и оставляют многие аспекты проведения экспертизы без внимания. В частности, в Постановлении отсутствуют перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Не содержатся они и в ТК РФ. Не конкретизирована процедура инициирования государственной экспертизы условий труда, а также объем прав и обязанностей органов государственной экспертизы, экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Не раскрываются особенности проведения экспертизы применительно к отдельным объектам экспертизы: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т. д., что является серьезным недостатком и создает необходимость пересмотра указанных норм. Второго декабря 2011 г. на официальном сайте Минздравсоцразвития России был опубликован проект Приказа «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда». Данный проект существенно уточняет порядок проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, в нем устанавливается, что объектами экспертизы являются: — качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; — правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда предложено осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности, а оценку соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. Конкретизирована процедура подачи заявления в органы государственной экспертизы условий труда, его содержания с учетом личности инициатора (юридического или физического лица); срок проведения экспертизы сокращен до 20 календарных дней и т. д. Впервые в качестве приложения N 1 добавлены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда в зависимости от объекта экспертизы. В частности, в проекте Приказа содержатся: — перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; — перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. В перспективе принятие данного проекта приказа должно будет усовершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и значительно повысить ее эффективность. Следует также отметить, что, несмотря на относительно короткий период своего существования, государственная экспертиза условий труда в нашей стране получила достаточно широкое применение, о чем наглядно свидетельствует статистика. Так, по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. проведена государственная экспертиза условий труда в 170 организациях Новосибирской области, выдано 185 экспертных заключений, в том числе 22 отрицательных <3>. ——————————— <3> Официальный сайт государственной инспекции труда по Новосибирской области. URL: http://git54.rostrud. ru/.
В Волгоградской области за отчетный период проведено 19 государственных экспертиз по качеству проведенной аттестации рабочих мест и условий труда в учреждениях, организациях и предприятиях Волгоградской области (за 2010 г. таких же экспертиз было проведено пять). Результаты проведенной экспертизы по качеству проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда на 627 рабочих местах показывают, что только 45% выполнены аттестующими организациями без нарушений законодательства <4>. ——————————— <4> Комитет по труду и занятости населения Волгоградской области (официальный портал). URL: http://ktzn. volganet. ru/services/folder_4/folder_3/.
Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, в соответствии со ст. 216.1 ТК РФ, в январе — ноябре 2011 г. продолжало осуществлять государственную экспертизу условий труда, в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Отделом трудовых отношений, охраны и условий труда управления труда Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области проведено 426 экспертиз условий труда (за 11 месяцев 2010 г. — 308), в том числе по правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и опасных условиях труда — 208 (за аналогичный период 2010 г. — 181), по качеству проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области — 218 (за аналогичный период 2010 г. — 127). По результатам проведенных экспертиз по правильности предоставления компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда в 178 случаях установлено соответствие условий труда правовым нормам на льготное пенсионное обеспечение и выданы положительные заключения, в 30 случаях — отрицательные <5>. ——————————— <5> Официальный сайт правительства Амурской области. URL: http://www. amurobl. ru/wps/portal/Main.
Таким образом, значение государственной экспертизы условий труда состоит, прежде всего в том, что: — результаты такой экспертизы позволяют получить объективные данные об условиях труда на конкретном рабочем месте; качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов и т. д., т. е. информацию, отражающую реальную ситуацию в области охраны труда; — получаемые в ходе государственной экспертизы условий труда данные позволяют выявлять типичные для конкретной сферы охраны труда нарушения законодательства и своевременно принимать меры по их устранению. Например, по результатам экспертизы аттестации рабочих мест в Камчатском крае (в 2010 г. — проведена экспертиза 20 комплектов документов, а за 8 месяцев 2011 г. — 25 комплектов документов) выявлено, что наиболее типичными нарушениями проведения аттестации рабочих мест являются: — неполный учет всех факторов производственной среды, подлежащих оценке в ходе аттестации, и проведение аттестации не на всех рабочих местах, подлежащих оценке; — не даются рекомендации по использованию специальной одежды в случаях, если она не предусмотрена типовыми нормами обеспечения, но требуется по фактическим условиям труда работников на этих рабочих местах или оценка подлежащих к выдаче средств индивидуальной защиты осуществляется ненадлежащим образом (неправильно или не по соответствующим типовым нормам); — допускается несоответствие должностей работников, указанных в картах аттестации рабочих мест, наименованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором ОК-016-94; — материалы аттестации оформляются с нарушением установленных нормативных требований (отсутствуют подписи представителей организации, где проводилась аттестация, или аттестующей организации и т. д.). Также госэкспертиза обеспечивает защиту работников от нарушения их прав на получение предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и права на досрочное назначение пенсий. Так, государственным экспертом по условиям труда департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области по запросу Советского районного суда г. Омска проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения городской детской клинической больницы <6>. ——————————— <6> Официальный сайт Министерства труда и социального развития Омской области. URL: http:// mtsr. omskportal. ru/ ru/ RegionalPublicAuthorities/ executivelist/MTSR. html.
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому административному округу г. Омска отказало работнику в назначении досрочной трудовой пенсии. В связи с чем работник вынужден был обратиться в суд, который назначил проведение государственной экспертизы условий труда. При осуществлении экспертизы было установлено следующее. Штатными расписаниями учреждения не предусмотрена должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентген-кабинете рентгеновского отделения больницы. В Перечне работ, профессий и должностей, дающих право на пенсионное обеспечение, больницы указана должность санитарки рентген-кабинета. В письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 августа 2003 г. N 2510/8928-03-32 «О пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)» и Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2, раздел XXIV санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов, при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными и при отсутствии в штатном расписании должностей младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах. Санитарка рентген-кабинета была отнесена к группе «Б» как работник, допущенный к работе с источниками ионизирующих излучений, что подтверждается записями в протоколах индивидуального дозиметрического контроля. В качестве персонала группы «Б» за санитаркой рентген-кабинета в оспариваемый период постоянно осуществлялся индивидуальный дозиметрический контроль (номер дозиметра указан), что подтверждалось карточками учета индивидуальных доз внешнего облучения. В соответствии с должностной инструкцией санитарка рентген-кабинета обеспечивала подготовку кабинета к приему пациентов, оказывала помощь врачу — рентгенологу и рентген-лаборанту при проведении рентгеновских исследований, фиксировала пациента во время проведения исследования, вызывала пациентов в кабинет, при необходимости сопровождала в отделение после исследования, оказывала помощь рентген-лаборанту в приготовлении химических реактивов для обработки рентгенограмм, обрабатывала дезсредствами поверхности, средства индивидуальной защиты, содержала оборудование и уборочный инвентарь в чистоте, проводила ежедневную влажную уборку рентген-кабинета, ежемесячно обрабатывала кабинет раствором уксусной кислоты. За работу с вредными условиями труда санитарке рентген-кабинета предоставлялся дополнительный отпуск 18 рабочих дней, доплата 15%, что подтверждается записями в трудовом договоре. Заключением государственной экспертизы условий труда подтверждено, что работа истицы в оспариваемый период в качестве санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения являлась работой с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», позиция 22600000-14467 — младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах). Результаты государственных экспертиз условий труда необходимы органам государственной власти для формирования взвешенной политики в сфере охраны труда и оценки эффективности предпринимаемых мер по устранению причин несчастных случаев на производстве, возникновения профессиональных заболеваний, а также причин некачественного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. По мнению автора, в условиях увеличения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и производственного травматизма на производстве практическое значение государственной экспертизы условий труда будет лишь возрастать. В связи с чем необходимо своевременное обновление законодательной базы, в частности принятие нового Порядка проведения государственной экспертизы условий труда.
——————————————————————