Брак по расчету среднего заработка
(Егоров В.)
(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 8)
БРАК ПО РАСЧЕТУ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
В. ЕГОРОВ
Вадим Егоров, юрист, г. Москва.
Трудовой кодекс РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые также могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Но, как показала практика, работодателям приходится отстаивать в суде правильность оплаты этих дней.
Расчет суммы выплаты
Согласно п. 10 разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утв. Постановлением Минтруда и ФСС от 04.04.2000 N 26/34 (далее — разъяснение Минтруда и ФСС), оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ.
Несмотря на то что социальные пособия рассчитываются в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, ФСС своим письмом от 05.05.2010 N 02-02-01/08-2082 разъяснил, что дневной заработок для этой выплаты следует считать в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение).
Статья 139 ТК РФ разрешает работодателю при исчислении среднего заработка в соответствии с данным Положением устанавливать любой расчетный период. Однако, поскольку выплата производится за счет средств ФСС, работодатель не вправе изменять расчетный период в силу ст. 139 ТК РФ.
Расчет средней заработной платы работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (п. 4 Положения).
Если работник работает по обычному графику (по восемь часов в день), то проблем с расчетом среднедневного заработка не бывает. Однако в случае отклонения от нормального режима сразу возникают вопросы с расчетом.
В случае если родитель работает неполный рабочий день, то оплата каждого дополнительного выходного дня должна, по мнению ФСС, производиться за пропущенные часы по графику работы, приходящиеся на предоставленные выходные дни. При этом при расчете среднего заработка для работника, работающего неполный рабочий день, используется среднечасовой заработок.
Однако, как только речь заходит о работниках, работающих по сменам, превышающим восемь часов, ФСС заявляет, что средний заработок должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не более 32 часов в месяц при восьмичасовом рабочем дне.
Разумеется, что такая дискриминация была оспорена в арбитражных судах.
Позиция судов
Как показала практика, суды с предложенным ФСС способом расчета категорически не согласны.
ФАС УО рассмотрел случай, когда отделение ФСС не приняло у ЗАО к зачету расходы по оплате дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, рассчитанные исходя из 12-часовой смены. ФСС решил, что расчет следовало делать из нормы 40 часов в неделю и восемь часов в день.
Суд установил, что на предприятии установлен непрерывный двухсменный график работы с продолжительностью рабочей смены 12 часов. На основании коллективного договора и Правил внутреннего трудового распорядка ЗАО ведет для сменных работников суммированный учет рабочего времени.
Согласно п. 13 Положения при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Признавая расходы ЗАО по оплате работнику четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом произведенными в соответствии с законом, суд исходил из того, что п. 13 Положения не определяет количество часов, за которые выдается пособие по оплате дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами.
Кроме того, ФСС не доказал, что график работы составлен с нарушением трудового законодательства и, следовательно, часы, по которым отказано в зачете расходов, являлись нерабочими часами (Постановление ФАС УО от 01.11.2010 N А50-5799/2010).
ФАС ЗСО в Постановлении от 06.06.2007 N А27-35134/2007 также обратил внимание на то, что в соответствии с п. 10 разъяснений Минтруда и ФСС при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате. Следовательно, должны быть оплачены фактически пропущенные по графику часы работы.
Родители-совместители и руководители-учредители
Представители ФСС отказывают в праве на получение оплачиваемых дней по уходу за ребенком-инвалидом и работникам-совместителям. Они считают, что это является нарушением разъяснения Минтруда и ФСС.
Однако ФАС СЗО в Постановлении от 03.03.2011 N А13-1168/2010 установил, что указанное разъяснение не содержит запрета на предоставление предусмотренной ст. 262 ТК РФ гарантии лицам, работающим по совместительству. Статьей 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные нормативными правовыми актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Суд решил: из данной нормы следует, что лица, работающие по совместительству, также имеют право на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Не хочет ФСС оплачивать дополнительные выходные дни и руководителям ООО, которые являются единственными учредителями общества.
По мнению ФСС, единственный учредитель общества относится к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, поэтому в случае назначения себя директором общества он не подлежит обязательному государственному страхованию. При этом Фонд ссылается на положения ст. 273 ТК РФ, согласно которым руководитель организации — физическое лицо, осуществляющее в соответствии с законом или учредительными документами организации руководство этой организацией, в том числе выполняющее функции ее единоличного исполнительного органа.
Однако с такой позицией не согласился Седьмой арбитражный апелляционный суд, который в Постановлении от 13.11.2009 N 07АП-8690/09 решил, что директор ООО, являющийся единственным учредителем, имеет право на возмещение за счет ФСС дополнительных выходных дней, предоставляемых по уходу за ребенком-инвалидом. Ведь исходя из содержания норм ст. ст. 11 и 273 ТК РФ лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором как работником регулируются нормами трудового права. ТК РФ не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК РФ к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице. Более того, действие ст. 273 ТК РФ ограничивается только рамками положений главы 43 ТК РФ об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
Доказательствами выполнения единственным участником общества обязанностей руководителя являются трудовой договор, трудовая книжка и документы, подтверждающие факт выполнения директором своих обязанностей и деятельности общества. Это могут быть выписки о движении денежных средств на лицевом счете, кассовая книга и расчетные ведомости. Следовательно, директор ООО, являющийся его единственным учредителем, имеет право на получение за счет средств ФСС всех видов пособий наравне с другими работниками общества.
Необходимые документы
Разъяснение Минтруда и ФСС не устанавливает форму справки с места работы другого родителя о том, что он не использовал эти дни. Не указывает оно, каким должностным лицом данная справка должна быть в обязательном порядке подписана. Следовательно, ФСС не вправе отказывать в оплате дополнительных выходных дней, если, по его мнению, предоставленные справки с места работы родителей о неполучении ими пособий не заверены надлежащим образом (Постановление ФАС ЗСО от 30.09.2011 N А27-1572/2011).
Что же касается справки о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении, то забывчивым работодателям можно ее запросить и получить в период проведения выездной проверки. ФАС УО в Постановлении от 11.01.2012 N А60-12675/2011 установил, что указанная справка представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида ежегодно, поэтому главное, чтобы она была у работодателя на момент проверки ФСС.
А теперь поговорим о неприятности, от которой оказался не застрахованным ни один работодатель.
В ходе проверки ФСС обнаружил, что гражданин М. одновременно работал по основному месту работы на двух предприятиях — в ООО и ОАО. При этом М. осуществлял трудовую деятельность в ООО в дни, предоставленные ему ОАО в качестве дополнительных выходных дней, предусмотренных для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ.
ФАС УО в Постановлении от 20.04.2011 N А47-1026/2010 решил, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, используемых М. не по назначению, произведена ОАО неправомерно.
Заявление ОАО о том, что у работодателя отсутствует обязанность устанавливать цель, для реализации которой работник взял четыре дня оплачиваемых выходных или как фактически родитель эти четыре дня провел, было отклонено. Тем самым ФАС УО ввел в оборот еще один документ, который должен быть у работодателя, — письменную клятву работника о том, что выходные дни он потратит только на уход за ребенком.
НДФЛ: споры закончились
Спорная ситуация складывалась и с удержанием НДФЛ с данной выплаты, пока дело не дошло до Президиума ВАС РФ. В Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 суд решил, что оплата каждого дополнительного выходного дня носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. Данные выплаты имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пункт 1 ст. 217 НК РФ определяет, что не подлежат налогообложению выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Суд решил, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.
Президиум ВАС РФ также напомнил, что содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Кстати, не в пользу родителей решился вопрос по поводу вычета на ребенка-инвалида, являющегося третьим ребенком в семье.
Минфин России письмом от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10 сообщил, что при предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из них третий ребенок — инвалид, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится. В данном случае применяется специальная норма (вычет на ребенка-инвалида в размере 3 тыс. руб.).
Страховые взносы: споры начались
Со страховыми взносами на оплачиваемые дни история в самом разгаре.
Минздравсоцразвития России в письме от 15.03.2011 N 784-19 заявило, что средний заработок, сохраняемый за дни отдыха в связи с уходом за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами. То есть министерство предложило работодателям начислять взносы на выплаты, которые финансируются за счет средств ФСС, полученных из бюджета. При этом ФСС письмом от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158 сообщил, что начисленные взносы на данную выплату он не собирается финансировать.
Так что несогласных с таким прочтением ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» опять пригласили в суд.
Все суды единодушно пришли к выводу, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. Они не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, высказанной в отношении НДФЛ (Определения ВАС РФ от 18.07.2013 N ВАС-8674/13, от 02.08.2013 N ВАС-10126/13, от 30.08.2013 N ВАС-11489/13, от 07.10.2013 N ВАС-10865/13, от 08.10.2013 N ВАС-10925/13, от 18.10.2013 N ВАС-10905/13, от 08.11.2013 N ВАС-15362/13). Сколько еще надо проигранных дел, чтобы представители ПФР и ФСС поняли бесперспективность своей позиции?
Граждане с детьми-инвалидами все чаще жалуются, что их не берут на работу, отказывая под любым предлогом. В свете вышесказанного вызывает удивление, что еще находятся работодатели, которые их на работу все же берут.
——————————————————————