Электронная культура: феномен века

(Шлыкова О. В.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 3)

ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА: ФЕНОМЕН ВЕКА

О. В. ШЛЫКОВА

Шлыкова О. В., зав. кафедрой виртуальных коммуникаций МГУКИ, доктор культурологии.

Развитие электроники во второй половине XX в. породило и своеобразную культуру, построенную на электронных технологиях и обладающую специфичным содержанием, дизайном и социальными функциями. Это прежде всего касается информатики, масс-медиа и некоторых иных областей культуры, где электронное обеспечение производства, техническое тиражирование и общепланетарное распространение продукции стали играть решающую роль. Специфика этой культуры выражается главным образом в ее привязанности к процессам циркулирования информации, социальной коммуникации, информационному и иному воздействию на массовую аудиторию, бурным развитием мира виртуальной реальности, обретшей высокое техническое качество исполнения.

Совершенно очевидна необходимость рефлексии культурных процессов, развивающихся в контексте и под влиянием электронно-коммуникационных технологий и одновременно — оценки культурной значимости самих новых технологий, трансформирующих культуру, наращивающих знание и усложняющих социокультурную практику бытия. Современные исследования, связанные с изучением электронной культуры, чрезвычайно разнообразны. Каждое из них имеет под собой свою логику раскрытия сущности данного феномена, свой подход (например, технодетерминизм, культурно-антропологический детерминизм и др.) к осмыслению генезиса и философии электронной культуры.

Проблемное поле исследования феномена электронной культуры определяется двумя фундаментальными обстоятельствами. Прежде всего следует отметить, что современные электронные средства меняют ситуацию, в которой человек сталкивается с культурными явлениями. Эта ситуация утрачивает характер массовой, коллективной встречи с культурой, что преобладало еще несколько десятилетий назад, а ориентирована преимущественно на индивидуальный контакт человека с явлениями культуры. При этом человек, как правило, лишен возможности поделиться с окружающими своими впечатлениями, комментариями, о чем-либо спросить и т. п. Таким образом, контакт с культурой превращается в сугубо приватное событие в жизни человека, часто лишенное необходимого сопровождающего разъяснения и реакция на которое лишь весьма опосредствованными путями доходит до субъекта культурного воздействия. Ясно, что содержательный уровень подобного контакта как никогда раньше зависит от индивидуального уровня культурной компетентности каждого человека.

В отличие от методов систематизации информации и социального опыта, выработанных эпохой Просвещения и построенных на предметно-проблемном принципе их классификации (например, дифференциация знаний по различным дисциплинам: физика, химия, история и т. п.), электронный век культуры возвращает нас к средневековому принципу организации информации — реестровому (т. е. ее иерархизации на основании большей или меньшей сенсационности; достаточно сравнить средневековые хроники и современные программы новостей). Классические исследования на эту тему принадлежат Мишелю Фуко.

Эта особенность электронных средств коммуникации и каналов передачи информации радикальным образом меняет характер ее психологического восприятия потребителем, глубины ее усвоения и т. п. А поскольку в человеческом обществе практически любая информация, созданная людьми, имеет культурный характер, описанная ситуация относится к особенностям новой культурной эпохи или эпохи электронной культуры, по многим своим параметрам серьезно отличающейся от того явления, к которому мы привыкли как к классической (письменной) культуре. И прежде всего с точки зрения психологии восприятия и усвоения ее людьми.

В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельности в сфере электронной культуры, связанная с созданием электронных версий банков памяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного творчества.

Как справедливо отмечается исследователями, аппаратура виртуальной реальности и глобальная сеть перестают принадлежать исключительно сфере техники и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии. Рождение нового типа коммуникаций — электронного — выдвигает на повестку дня вопросы регулирования культурных процессов в интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), взаимодействия культурных процессов и технических и информационно-коммуникационных инноваций, сохранения и передачи культурного наследия в электронном виде, что обусловило осмысление электронно-коммуникационных технологий с позиции культурологии.

Особенно важным является решение противоречия между бесконечно расширяющимся полем культуры и нахождением технологии ее компактной систематизированной подачи населению, осмысление места электронной культуры в современном бытии общества и личности. Критическая масса культуры человечества, представленной в Сети, позволяет говорить о становлении электронной культуры как особого явления.

Можно привести примеры, иллюстрирующие необычайный рост в области виртуальных музеев. Сейчас их более 8000 только в Италии. В 2000 году Марбургский фотоархив предоставил сетевой доступ к миллиону фотографий из своей коллекции. Исследовательская лаборатория музеев Франции в Лувре собрала коллекцию из 26 тысяч предметов культуры, каждый из которых представлен 150 изображениями. Таким образом, многие музеи предоставляют открытый доступ хотя бы к части своих коллекций через всемирную сеть Интернет. Серьезным недостатком сохранения культурного наследия в электронном виде является неравномерность и фрагментарность представленности разных сфер.

Исторической спецификой современной электронно-коммуникационной системы знаковости является то, что в отличие от прежних форм и стадий культурного развития человечества нынешняя «культура реальной виртуальности» (по Кастельсу) или электронная культура характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни и человеческого бытия в целом.

С одной стороны, глобализация ведет к естественному, в какой-то мере универсальному, культурному обмену. Культурная синтезация между элементами различных национальных культур сейчас развивается быстрее, чем когда-либо; часто она создает новое разнообразие, но вместе с тем не всегда сохраняет прежнее. С другой стороны, она и стимулирует человечество к поиску новых, более совершенных, форм жизни, требует использования совершенно новых подходов, особенно в вопросах организации и систематизации знания. Электронная культура может сыграть значимую роль в деле просвещения, ознакомления миллионов людей с мировым культурным наследием, но соответствующие технологии пока что находятся в стадии разработки.

Вместе с тем электронная культура в своем общечеловеческом распространении, приносящая на дом каждому огромные информационные потоки со всего мира, во-первых, отчасти разрушает существующую в голове каждого системную картину мира, построенную по традиционным канонам и с другой стороны, является эффективнейшим средством манипуляции сознанием миллионов людей. Таким образом, электронная культура становится важнейшим средством политического процесса, информирования или обмана подавляющей части населения, управления его электоральным выбором, потребительским спросом и т. п.

Необходимо отметить, что в эпоху электронной культуры, с одной стороны, человек становится гораздо более оснащенным техническими средствами получения и отправления социально и культурно значимой информации, с другой стороны, компьютер функционально начинает все чаще заменять человека, т. е. превращается в своеобразный вариант робота, исполняющего вместо человека определенные действия, в том числе и в сфере интеллектуальной деятельности (особенно в вопросах управления). В этой связи возникает проблема гуманизации современной электронной культуры, насыщения ее ценностно и культурно значимым содержанием, органичного сопряжения ее с гуманистическими установками культуры как прошлого, так и настоящего.

Таким образом, перед нами противоречивый процесс, с одной стороны, массовизации культуры и ее распространения в общечеловеческих масштабах, а с другой — культурной индивидуализации, замыкания человека перед экраном телевизора или компьютера, его самоизоляции от культурных контактов, перехода в режим преимущественного приема информации. Участниками культурных взаимообменов становятся государства, а не люди. И в этом главная проблема электронной культуры.

Глобальная сеть также выступает не просто технической системой передачи информации, но и новым языком коммуникации, промежуточным звеном между миром вещей, миром информации и знаний и миром людей. Не случайно культурологи все чаще говорят об электронной культуре как предтече нового типа культуры — культуры трансформации, культуры метаморфозы и о трехуровневой модели культурной вселенной, построенной по степени структурной сложности (вещь — информация — акт деятельности).

«Электронная культура» как учебный предмет появился сравнительно недавно. Будущим специалистам, которым предстоит работать в век электронной культуры, особенно важно не только иметь представление о принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям информационных учреждений, но и осознавать социокультурную природу новых технологий. Для выполнения этих задач в Московском государственном университете культуры и искусств с 1996/97 учебного года был введен курс по выбору «Мультимедийные технологии», а в 2004/05 учебном году осуществлен первый выпуск студентов, обучающихся по специализации «Мультимедиа и web-дизайн».

В 2006/07 году кафедра виртуальных коммуникаций стала выпускающей по двум специализациям.

Выпускник специализации «Мультимедиа и web-технологии в менеджменте»:

— профессионально владеет мультимедийными технологиями, бизнес-графикой, компьютерной анимацией, видеомонтажом и DVD-мастерингом;

— обладает умениями и навыками организации, а также использования интернет-ресурсов и услуг, владеет методами изучения Рунета;

— обеспечивает создание и поддержку конкурентоспособных веб-сайтов.

Выпускник специализации «Технологии электронного бизнеса», обладая знаниями, умениями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий, инновационных форм электронного бизнеса, обеспечивает:

— разработку и реализацию бизнес-проектов в интернет-пространстве;

— организацию новостных сайтов и других форм телекоммуникаций в электронной среде;

— функционирование интернет-порталов, виртуальных офисов и корпораций.

Интернетизация общества, безусловно, позволяет интегрироваться с мировым образовательным пространством и создавать квалификации специалистов, которые будут признаны в нашей стране и за рубежом. Среди основных задач в этом направлении становятся следующие: а) разработка стандартов совместной программы (российско-американской) по подготовке магистров и докторантов; б) создание специализированных программ непрерывного образования и профессионального развития специалистов в области электронной культуры с выдачей сертификатов, признаваемых в рамках конкретной страны и за рубежом; в) открытие программ обучения по новым направлениям и создание учебных курсов «Мультимедиа в сфере культуры», «Электронная культура» и др.

——————————————————————