Некоторые направления совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства

(Козлов В. И., Прохорова М. И.) («Российский следователь», 2009, N 8)

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В. И. КОЗЛОВ, М. И. ПРОХОРОВА

Козлов В. И., кандидат юридических наук.

Прохорова М. И., кандидат юридических наук.

На основе анализа правовой основы ОРД и правоотношений, возникающих при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в статье обосновывается вывод о правовой неурегулированности отдельных направлений противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства. В связи с чем даются конкретные предложения по совершенствованию отдельных положений Законов «О безопасности» и «Об ОРД». Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности приобретают в последнее время характер фундаментальных. В связи с отмеченным далеко не случайным выглядит появление ряда работ, в которых затрагиваются вопросы правовой основы оперативно-розыскной деятельности, формулируются научно обоснованные рекомендации по различным аспектам, направленные на ее совершенствование <1>, включая проблемы противодействия криминальным угрозам. Анализ правоотношений, возникающих при реализации рассматриваемой нами деятельности, являющейся одной из наиболее специфичных, безусловно, будет способствовать более обстоятельному и углубленному изучению последней <2>. ——————————— <1> См.: Бобров В. Г. Проблемные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининград: КЮИ МВД России, 1997. С. 45 — 50; Луговик В. Ф., Чечетин А. Е. Оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с коррупцией: проблемы правового регулирования // Власть; криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 165 — 169; Чечетин А. Е. Проблемные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Состояние, проблемы применения и совершенствования законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Вып. 1. М.: МИ МВД России, 2001. С. 332 — 340. <2> См.: Климов И. А., Синилов Г. К. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Лекция. М.: ЮИ МВД России, 1994. С. 3.

Следует отметить, что в теории оперативно-розыскной деятельности наиболее плодотворному исследованию подвергнуты вопросы состояния и направлений совершенствования ее правовых основ противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства в рамках линейных тем <3>. Анализ же правовых основ, определяющих правовое поле оперативно-розыскной деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства и определение возможных направлений их совершенствования, в частности, является менее распространенным, в то время как их комплексная разработка, а не фрагментарное исследование позволяет полнее охватить весь спектр проблем, возникающих при реализации рассматриваемой нами деятельности. ——————————— <3> См.: Самойлов В. Г. Правовые, морально-этические основы и принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Материалы к лекции. М., 1984; Шульц В. К. Совершенствование нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М.: МВШМ МВД СССР, 1984; Галахов С. С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 1995.

Принятие имеющего прямое действие на территории России Федерального Закона об оперативно-розыскной деятельности в корне изменило ее статус. Оперативно-розыскная деятельность, сохраняя свой закрытый профессиональный характер, стала самостоятельной государственно-правовой формой борьбы с преступностью, открытой для общества. Государство на законодательном уровне сформулировало ее основные положения. Ранее ОРД регламентировалась нормативными актами отдельных ведомств, которые также носили характер прямого действия, но вызывали массу суждений о законности, пределах этой деятельности и т. п. Обращение к содержанию Закона позволяет получить ответ на все ключевые вопросы данного вида правоохранительной практики <4>. ——————————— <4> См.: Горяинов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий. М., 1997. С. 11.

Поэтому, не останавливаясь подробно на этом вопросе, мы только выделим те аспекты, которые характерны для правоотношений, возникающих при осуществлении ОРД по противодействию криминальным угрозам. Во-первых, эти правоотношения возникают при отсутствии преступления, а юридическими фактами для их возникновения в этом случае являются, по мнению А. И. Алексеева и Г. К. Синилова, «действия и состояния, требующие применения мер профилактического характера». Во-вторых, указанные правоотношения возникают в связи с применением специальных сил, средств и методов ОРД, как правило негласных, и в основе своей регламентируются ведомственными нормативными актами ограниченного использования. В-третьих, все правоотношения, возникающие при осуществлении рассматриваемого вида деятельности между оперативным сотрудником и объектом его оперативного интереса, являются односторонними. То есть достижение положительного результата, как правило, связывается не с осознанными положительными действиями объекта деятельности по противодействию криминальным угрозам, а с целенаправленным воздействием субъекта этой деятельности. В-четвертых, в юридической литературе, посвященной вопросам правоотношений, возникающим при осуществлении ОРД, общепризнано наличие двух видов фактов, их порождающих: действия и состояния. К фактам-состояниям относят: наличие судимости; лиц, вынашивающих намерения продолжать преступную деятельность после отбытия уголовного наказания; виктимоопасные и маргинальные группы граждан. То есть юридическим фактом, являющимся основанием возникновения правоотношений в сфере противодействия криминальным угрозам, служит не совершение преступления, о чем мы уже говорили выше, а факт постановки лица на оперативно-профилактический или иной вид учета; взятие лица под административный надзор <5>. Вместе с тем следует отметить, что участники рассматриваемого вида правоотношений только тогда станут ее юридическими субъектами, когда этот вид деятельности будет иметь для них юридическую силу. ——————————— <5> См.: Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (в ред. Указа Президиума ВС СССР от 22 сентября 1983 г. N 10007-X).

Проблемы правового регулирования, законности осуществления интересующей нас деятельности не новы. На наш взгляд, они не нашли законодательного разрешения в связи с тем, что в данном случае, как отмечал И. И. Карпец, происходит смешение таких различных по содержанию понятий, как «преступность» и «отклоняющееся поведение». Последнее всего лишь соприкасается или предшествует преступности. Противоправной же следует рассматривать деятельность человека, нарушающую предусмотренные законом нормы <6>, а принцип законности не допускает противопоставления противодействия криминальным угрозам и уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. До совершения преступления, подчеркивает Г. М. Миньковский, главное — профилактические меры, сочетающие устранение условий, способствующих совершению преступлений, и воздействие на лиц, поведение которых позволяет прогнозировать возможность совершения ими преступления <7>. ——————————— <6> См.: Карпец И. И. Преступность: Иллюзии и реальность. М.: Рос. право, 1992. С. 28 — 31. <7> См.: Миньковский Г. М. Проблемы законности в деятельности по предупреждению преступлений // Профилактика правонарушений: Перспективы исследований. Рига, 1990. С. 19.

Вопрос о разработке самостоятельного правового акта, затрагивающего проблемы противодействия криминальным угрозам и предупреждения преступлений на государственном уровне, поставлен уже давно. Первые шаги были сделаны в конце 60-х — начале 70-х годов, когда в МВД СССР был подготовлен проект Основ законодательства Союза ССР и союзных республик по профилактике преступлений <8>. Следующая попытка, также закончившаяся ничем, имела место в начале 90-х годов <9>. ——————————— <8> См.: Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 71 — 74. <9> См.: Максимов С. В. О проекте Основ федерального законодательства о профилактике преступлений // Современные проблемы борьбы с преступностью. М.: Академия МВД России, 1993. С. 13.

Вместе с тем переход к кодификации норм, регулирующих ОРД по противодействию криминальным угрозам, серьезно затруднен как с содержательной, так и с технико-юридической стороны. Казалось бы, с содержательной стороны возможно разработать федеральный закон, который бы полно определил понятийный аппарат противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, принципы, организационные основы, силы и средства, субъектов этой деятельности и их компетенцию, как это уже сделано в ряде законов <10>. Однако в силу понятных причин подобный правовой акт, на наш взгляд, не сможет в полном объеме предусмотреть меру ответственности субъектов и объектов противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства за нарушение или невыполнение его норм, ибо это исключительная прерогатива уголовного законодательства. ——————————— <10> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

С технико-юридической стороны, на наш взгляд, невозможно разграничить действие законодательного акта о противодействии криминальным угрозам правоохранительной функции государства со значительным количеством уже существующих правовых актов, частично касающихся этих вопросов. Все вышеизложенное подтверждает нежизнеспособность предлагаемых мер по совершенствованию правового регулирования деятельности по противодействию криминальным угрозам и подтверждает мысль о том, что рассматриваемая нами деятельность должна быть урегулирована путем изменения и дополнения отдельных положений ряда законов Российской Федерации. Большое значение в противодействии криминальным угрозам имеет своевременное выявление конфликтных ситуаций, могущих повлечь совершение преступлений. Латентность, скрытый характер большинства конфликтных ситуаций в ряде случаев могут быть преодолены только путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Например, они необходимы для выявления назревающих между преступными группировками конфликтов, которые нередко завершаются вооруженными «разборками» за сферы влияния, за утверждение лидерства в криминальной среде или на определенной территории. Не менее важно своевременное обнаружение конфликтных ситуаций, возникающих на почве неприязненных, личных взаимоотношений. Иногда кажущиеся на первый взгляд незначительными события приводят к трагическим последствиям. Особенно пристального внимания с позиции противодействия криминальным угрозам заслуживает проблема раннего обнаружения умысла на совершение преступления. Действительно, мысленное решение приступить к преступным действиям не влечет уголовной ответственности, но оно далеко не безразлично для деятельности правоохранительных органов. В противодействии криминальным угрозам правоохранительной функции государства именно данная стадия их развития представляет наибольший интерес. Если следовать нормам уголовного законодательства, то только нейтрализацию такого умысла можно рассматривать как понятие «предупреждение преступления», поскольку в этом случае удается не допустить преступных действий. Все остальные стадии развития криминального акта в форме приготовления к нему или покушения на его совершение можно рассматривать лишь как «пресечение уже начавшейся преступной деятельности», поскольку указанные действия являются уголовно наказуемыми. Именно на стадии обнаружения умысла оперативно-розыскные меры имеют в большей части решающее значение. Здесь надо отметить, что это наиболее сложная и наиболее гуманная форма противодействия преступности. Предкриминальная ситуация возникает тогда, когда лицо (группа лиц) замышляет совершение преступления. И неважно, обнаружен ли умысел и подпадает ли он под понятие его обнаружения, но как желание, стремление совершить преступление он существует в сознании конкретных лиц. Можно ли рассматривать такую ситуацию как одну из предкриминальных ее разновидностей? На наш взгляд, не только можно, но и необходимо. Несмотря на то что обнаруженный умысел не является уголовно наказуемым и по нему не проводится расследование, предкриминальная ситуация в этом случае существует. Большинство ученых не рассматривают обнаруженный умысел в качестве самостоятельной стадии развития преступления. По нашему мнению, такая точка зрения не бесспорна. Действительно, сам умысел не выступает уголовно наказуемым деянием, но здесь как бы ставится знак равенства между наличием умысла и его обнаружением. Под обнаружением умысла сторонники суждения, что его возникновение представляет самостоятельную стадию развития преступления, понимают выявленное выраженное словесно, письменно или путем иных действий намерение лица совершить преступление. Сторонники другого мнения не менее обоснованно полагают, что с таким положением согласиться нельзя, поскольку уголовный закон считает преступлением только общественно опасное действие (бездействие) лица. По уголовному закону не допускается привлечение к уголовной ответственности за «опасные мысли». Здесь же отмечается, что если намерение лица совершить преступление не выражается в каких-либо направленных на это конкретных общественно опасных действиях, то такое намерение не может считаться преступной деятельностью. Соответственно, к стадиям совершения преступления должны относиться только уголовно наказуемые деяния лиц. Более целесообразно, на наш взгляд, рассматривать проблему в иной плоскости, абстрагируясь от того, наказуем умысел или нет, является ли он обнаруженным с помощью каких-либо юридических доказательственных данных или существует в сознании конкретного лица как психологическая субстанция. Очевидно, что любое умышленное преступление совершается не без наличия умысла. Как бы оно ни развивалось, в этом процессе основой является намерение субъекта достичь определенной цели преступным путем. Замысел порождает умысел как намерение осуществить задуманное в противоправной форме. Это может занимать годы или мгновения. Поэтому наличие умысла на совершение преступления, конечно, образует криминальную ситуацию если не в уголовно-правовом, то в организационно-тактическом аспекте и требует принятия мер по ее законному разрешению <11>. ——————————— <11> См.: Лекарь А. Г. Научные основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел. М., 1969. С. 33.

На основании изложенного предлагаем внести следующие изменения и дополнения в законодательные нормы, которые могут стать правовой основой ОРД по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства: Изменить ч. 1 ст. 4 («Обеспечение безопасности») Закона РФ «О безопасности», изложив ее в следующей редакции: «Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности системой мер политического, правового, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на недопущение их нарушения». Пункт 1 ч. 1 ст. 9 («Основные функции системы безопасности») изложить в следующей редакции: «выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных, оперативно-розыскных и долговременных мер по их предупреждению, устранению либо нейтрализации». Внести редакционные уточнения в п. 1 ч. 1 ст. 2 («Задачи ОРД») Федерального закона «Об ОРД» следующего содержания: «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, причин и условий, способствующих им в этом». Пункты 1, 2 ч. 1 ст. 7 («Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий») после слов «а также о лицах, его» добавить слово «замышляющих» и далее по тексту. В п. 2 ч. 2 ст. 8 («Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий») после слова «о лицах» добавить слово «замышляющих» и далее по тексту.

——————————————————————