Привычка уступать
(Мошкович М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 19)
ПРИВЫЧКА УСТУПАТЬ
М. МОШКОВИЧ
Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».
Количество сбитых пешеходов превышает в России все мыслимые пределы. На днях эту печальную статистику пополнил сотрудник московской милиции, сбив сразу четверых граждан на Чонгарском бульваре. Улучшит ли ситуацию повышение административных штрафов, которое в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2009 N 86-ФЗ произойдет с 23 мая 2009 года?
В числе наиболее значимых санкций, безусловно, следует назвать повышение штрафа для тех водителей, которые не уступают дорогу пешеходам, — со 100 до 800 — 1000 рублей. Штраф для пешеходов-нарушителей увеличен ненамного — со 100 до 200 рублей.
«Пешеходный» вопрос в нашей стране настолько больной, что, наверное, это тот редкий случай, когда повышение штрафов следует признать обоснованным. И заявления некоторых автомобилистов о том, что это очередная «кормушка» для ГИБДД, в данной ситуации вряд ли звучат убедительно. Если есть надежда, что несколько тысяч людей только благодаря угрозе штрафа останутся живы и здоровы, то какая, собственно, разница, в чей карман этот штраф может попасть?
Сегодня важно выработать у водителей привычку относиться к пешеходу как к лицу, имеющему абсолютное преимущество на дороге. Сказанное звучит спорно, ведь пешеход тоже обязан подчиняться правилам. Это так, в связи с чем хочется заметить, что штрафы для граждан можно было бы повысить и посущественнее (ведь эта сторона зачастую сама нарушает правила поведения на дороге). Но наказывать пешехода — это прерогатива исключительно представителя власти. Водителю же следует пропустить человека просто потому, что он беззащитен перед машиной. Иной подход означал бы, что виноватого пешехода можно давить с чистой совестью…
Привычка уступать уже давно существует у водителей во многих странах мира, и никаких особенных проблем с движением в связи с этим не возникает. Такая привычка — гарантия безопасности пешеходов, ведь если водитель морально готов притормозить всегда, а не только в последнюю минуту перед наездом, шансов избежать аварии значительно больше.
Еще один плюс привычки — формирование коллективного сознания водителей. Человеку значительно проще придерживаться норм, соблюдаемых всеми, нежели норм хоть и установленных законом, но всеми нарушаемых. Это правило ярко проявляется за границей, где невоспитанный российский автомобилист чинно стоит вместе со всеми, пропуская людей, а невоспитанный российский пешеход терпеливо ждет вместе со всеми разрешающего сигнала светофора.
Отметим, что подобная привычка уже вырабатывается у части водителей. Осталось только этот процесс закрепить. Будем надеяться, что повышение штрафов в этом поможет.
Теперь о возможных проблемах с ГИБДД. Как правильно уступать, чтобы не попасть под штраф? Согласно ПДД требование «уступить дорогу» означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Формулировочка, прямо скажем, неконкретная. В Москве есть немало мест, где пешеходы идут сплошным потоком. Можно ли доброму, вежливому водителю пропустить ближайших к нему людей и, поймав момент, пересечь переход? Или он должен остановиться и ждать, пока на «зебре» не останется ни одного пешехода (тогда он точно будет в таких местах стоять до ночи).
Другой вопрос: уступать нужно, когда пешеход подходит к переходу или когда он уже начинает идти? Ведь нередко нерегулируемые переходы нарисованы в таких местах, где в силу особенностей движения бывает высокая скорость потока. Пешеход, если он трезвый, при виде несущихся машин на такую «зебру» ступить не решается, поэтому тормозить бесполезно — он все равно не пойдет. Следовательно, организацию таких переходов надо как-то конструктивно менять — либо принудительно тормозить весь поток с помощью светофоров или «лежачих полицейских», либо вообще убирать «зебры» с таких мест.
Эти и, возможно, другие вопросы требуют решения и разъяснения со стороны блюстителей порядка, чтобы хорошее начинание в самом деле не обернулось головной болью для добросовестных водителей.
И последнее, на что следует обратить внимание. Комментируя данные нововведения, многие СМИ пишут о том, что штрафовать будут только за непредоставление преимущества пешеходам на «зебре». Это не совсем так. Штраф по ст. 12.18 КоАП РФ налагается за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении. А ПДД требует от водителя пропускать пешеходов и в других случаях. Например, при повороте направо или налево нужно пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает.
——————————————————————