О полицейском влиянии на общественное сознание в странах Европейского сообщества
(Киселев А. К.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)
О ПОЛИЦЕЙСКОМ ВЛИЯНИИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
А. К. КИСЕЛЕВ
Киселев Анатолий Кириллович, заведующий кафедрой истории и государственного права Северо-Кавказского социального института, кандидат исторических наук, доцент.
Проанализированы результаты социологических опросов граждан и сотрудников полиции ряда стран ЕС относительно угроз внутренней безопасности в странах Сообщества. Приводятся положительные примеры опыта работы европейских полицейских в социальных интернет-сетях и методы использования этих каналов в целях укрепления общественного правопорядка.
Ключевые слова: полиция, безопасность, социологический опрос, общественное мнение, социальные сети, сотрудничество с общественностью.
Police influence on public consciousness in the countries of the European community A. K. Kiselev
Author given the analyze of results of sociological interrogations of citizens and employees of police of some the countries of EU concerning threats of internal safety in the countries of Community. Positive examples of an operational experience of the European policemen in social Internet-networks and methods of use of these channels with a view of strengthening the public law and order are resulted.
Key words: police, safety, sociological interrogation, a public opinion, social networks, cooperation with the public.
Одна из главных целей Европейского совета — расширить полицейское сотрудничество, чтобы защитить граждан от преступлений. При этом защита должна быть основанной на уважении к правам человека и к правлению закона и направлена более на превенцию преступности <1>. В дополнение к этому требование ст. 29 Амстердамского соглашения, равно как ст. 61 (3) TFEU (Лиссабонского соглашения), заключается в том, «чтобы обеспечить граждан высоким уровнем безопасности в пределах области свободы, безопасности и правосудия» <2>. ——————————— <1> Сайт Совета Европы. URL: http://www. coe. int/t/e/legal_affairs/legal_co. 2010. Июль. <2> Амстердамское соглашение // Официальный журнал. 10.11.1997. С. 340; Лиссабонское соглашение // Официальный журнал. 17.12.2007. Т. 50. С. 306.
Один из современных европейских социологов, Зигмунд Бауман, различает три аспекта безопасности: — безопасность, которая имеет отношение к личной безопасности; — безопасность, которая связана с экономическими и социальными аспектами; — и уверенность в безопасности, которая имеет отношение к морали и этике. Отталкиваясь от этой классификации, Бауман предлагает применять всесторонний подход для того, чтобы обеспечить полную безопасность как личности, так и общества в целом <3>. ——————————— <3> См.: Bauman Zygmunt. Collateral Damage: Social Inequalities in a Global Age. Cambridge: Polity. 2011.
ПЕРВАЯ, ВИДИМАЯ СТОРОНА
Когда люди хотят чувствовать себя в безопасности, они обращаются ко всем видам средств и ко всем способам ее обеспечения. Если эти обращения не находят своего результата, то возникают опасения, которые затрагивают все наше общество и которые иногда ведут к необоснованному паникерству или, даже хуже, к постоянному поиску врага, как внешнего, так и особенно внутреннего. Наше время характеризуется тем, что некоторые социологи описывают как «парадокс современного общества»: спрос на безопасность продолжает расти, хотя, как представляется, ныне — самые безопасные времена из когда-либо существовавших. В соответствии с этим увеличивающимся спросом типы требуемых и обеспеченных услуг безопасности изменились на основе изменившихся потребностей сообщества. Потребность в безопасности типична для современных обществ. Каковы же тренды, характеризующие сегодняшние страхи? Это, как представляется: — паникерство, которое распространяется в больших и маленьких городах в процессе разрушения или реконструкции «общества безопасности»; преступления, которые подвергают опасности личную безопасность и собственность; — неустойчивость глобального рынка и повышающийся уровень безработицы; — неприятности, связанные с общественными модификациями, воздействующими на традиционную семью, образование и системы социальной защиты. Опрос более 2000 европейских граждан из 12 стран Евросоюза, среди которых примерно половину респондентов представляли сотрудники национальных полицейских сил, показывает, что они признают, что не только уголовная преступность, но также и бездействие городских властей, вандализм и антиобщественное поведение находятся среди главных причин ощущения населением относительного отсутствия общественной безопасности. Полицейские же указывают на уголовную преступность как на главную проблему (96,7%), наряду с которой стоят проблемы незаконной иммиграции (96,7%) и наркоторговли (91,3%). Такие виды преступлений шире распространены в больших городах и совершаются главным образом молодыми людьми, увеличивая тем самым социальную тревогу. С этим согласно и большинство опрошенных гражданских лиц <4>. Социологический опрос подтверждает, что ощущение ненадежности не связано исключительно с преступностью, но также и с проявлениями вандализма, антиобщественным поведением или безволием и нерешительностью властей. Иные причины отсутствия ощущения безопасности таковы: ——————————— <4> Fabio David. The other side of the coin. / CEPOF European Police Science and Research Bulletin. Issue 6 — Winter 2011/2012. P. 15, 17 — 18.
— организованная преступность (75,3%); — международный терроризм (61%); — проституция (57,5%); — экономический кризис (67,25%); — потеря традиционных ценностей (66,5%). При этом анализ показывает, что для полицейских социальная ненадежность более тревожна, чем международный терроризм или проституция. Казалось бы, терроризм, проституция и насилие в средствах информации всего через десять лет после 11 сентября 2001 г. и атак в Мадриде и Лондоне не должны бы были быть выдвинуты на первый план, но приведенный опрос показал, что полицейские больше не рассматривают международный терроризм как первоочередную угрозу, а, скорее, как часть обычной полицейской работы. Но это ни в коей мере не должно быть понято так, что угроза терроризма ими недооценивается. А скорее так, что терроризм не рассматривается как суперпервоочередная проблема именно полиции, а более как проблема иных специальных правоохранительных служб, и борьбой с ним следует заниматься профессионально, ежедневно и систематически. Примечателен низкий процент внимания офицеров полиции к проституции (58%), которая, по их мнению, обычно является заботой муниципальных властей. Результаты опросов полицейских при этом не находятся в противоречии с ответами граждан, согласно которым проституция никогда не рассматривается главной причиной общественного беспокойства. При этом полицейские считают, что насилие в средствах массовой информации (71,7%) очень тесно связано с дестабилизацией общественных нравов. К этому же относятся и ломка семейных устоев (46,8%), политические кризисы (46,8%) и угрозы загрязнения окружающей среды (36,5%). Но такое мнение правоохранителей противоречит опросам общественного мнения — общество не испытывает особо острой тревоги по этим поводам. Результаты приведенного опроса показывают, что если полицейские фокусируют свое внимание на традиционных для них угрозах и проблемах, то для широкой публики круг таких вопросов гораздо шире и значительнее. Таким образом, без учета мнения общественности, всего населения обеспечить высокую степень безопасности нации и государства в целом невозможно.
ДРУГАЯ, НЕВИДИМАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ
Посмотрим на другую, малоисследованную сторону работы современной полиции в странах Европы — на работу полицейских структур в социальных сетях Интернет. Или, иными словами, на оборотную сторону медали, имея в виду незаметную инновационную работу полиции XXI в. Сегодня наблюдается резкое и драматичное повышение роли социальных сетей в Интернете. В настоящее время и европейские полицейские силы используют социальные средства информации — Facebook, Twitter, Youtube — в качестве инструментов связи. Мы живем в меняющемся технологическом мире. Люди создают и отправляют по Интернету и Скайпу текстовые, фото — и видеосообщения. Они болтают с друзьями, посылают на день рождения пожелания, узнают новых людей, устраивают обеды или просят о помощи. И они делают это во все увеличивающемся масштабе. Например, в течение того времени, пока вы прочитали эту часть статьи, люди только в Европе написали приблизительно 11 000 tweets-сообщений и прокомментировали 170 раз свои надписи на стене Facebook <5>. ——————————— <5> Denef Sebastian, Saskia Bayerl Petra. Cross-European approaches to social media as a tool for police communication / CEPOF European Police Science and Research Bulletin. Issue 6 — Winter 2011/2012. Ell.
Социальные системы информации стали тесно перемешанными с повседневной жизнью, будь то бизнес или частное дело. Такое социальное развитие не может быть проигнорировано полицейскими силами, которые теперь обязаны следовать за публикой в интернет-сетях. Люди принимают технологию как необходимость, размышляя, как использовать новшества в своей работе. Некоторые полицейские силы находятся в курсе подобных событий. При этом офицеры полиции могут использовать, например, Twitter или Facebook без ограничений и в значительной степени на пользу полиции. Этот подход обеспечивает офицеров высокой степенью свободы. Это также позволяет им держать контроль над теми, кто использует социальные сети, и предупреждать полицию о потенциальных угрозах и об их источниках. Офицеры полиции имеют дело с разнообразием социальных средств информации и при этом используют для их отбора модульный подход, который позволяет постоянно быть в курсе изменений, когда некоторые сети, не являющиеся популярными сегодня, завтра могут приобрести чрезвычайную популярность среди широких слоев пользователей Интернета. Некоторые национальные полицейские силы привлекают средства социальной информации централизованно. В этом случае используется собственный полицейский веб-сайт как центр сбора и одновременно как архив для всей важной информации, поступающей из социальных сетей. Это удобно, поскольку содержание информации остается под полным контролем и им можно управлять в интересах полиции. Но и в таком случае пользователи, являющиеся одновременно источниками важной информации, пользуются доверием полицейских сил. Наиболее общая цель социальных сетей — распространение информации. Эта цель полностью соответствует интересам полиции, поскольку помогает ускорять и расширять традиционные возможности полицейского информационного оповещения. Например, полиция может сообщать гражданам в режиме реального времени о недавних преступлениях, дорожных происшествиях, пропаже людей, краже транспортных средств, о подозреваемых или арестованных лицах. К тому же надо помнить, что эти сообщения связаны с просьбами о помощи, исходящими от самого населения. И как показывает небогатый пока опыт таких европейских стран, как Бельгия, Голландия, Германия, Венгрия, часто такие сообщения в социальных сетях, производимые самой полицией, дают положительные результаты <6>. Как видим, информационное использование социальных сетей дает такие плюсы, как возможность прямого участия общества в охране правопорядка и наличие обратной связи между обществом и полицией. Обеспечение концепции правоохраны сообщества с использованием социальных интернет-сетей позволяет силам полиции взаимодействовать с населением на все более локальном (местном) и личностном уровне. Например, британские и голландские сотрудники полиции используют Twitter для реагирования на индивидуальные запросы граждан и для непрерывного информационного обслуживания населения в лице пользователей Интернет. В ряде других стран офицеры полиции открывают свои «офисы» в виртуальном пространстве и, таким образом, становятся личными контактерами для юзеров, как в реальном, так и в виртуальном мире. ——————————— <6> Fehervary Janos. Editorial: Research and Science in CEPOF — A Personal Retrospect // European Police Science and Research Bulletin. Issue 5. Summer 2011.
Twitter или Facebook ясно демонстрируют, что, если полиция оставляет где-то свободное место, его заполнят другие. Также понятно, что общественное использование социальных средств информации будет только расти. И если действительно полицейские силы хотят иметь дело с этим явлением, то их роль и власть в социальных событиях и сильный голос в популярных общественных обсуждениях в социальных сетях не должны быть недооценены. Полицейские стран Евросоюза справедливо считают, что использование интернет-пространства увеличивает прозрачность правоохранительной деятельности и положительно влияет на ее общественное восприятие, что в совокупности улучшает отношения полиции с населением <7>. ——————————— <7> EUCPN. URL: http://www. eucpn. org/work.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская полиция имеет примерно такой же опыт работы с общеуголовной преступностью, как и полиция стран ЕС. Однако до сих пор малоизвестной массе отечественных полицейских остается работа в сетях Интернет. Скорее всего, она ведется, но ведется так скрытно и незаметно, что эту работу не видят не только простые россияне, но и сами правоохранители. Хотя существующее законодательство, от Конституции до Закона о полиции и Закона о СМИ, позволяет вести эту работу более активно и целенаправленно. Дело за малым: нужна властная воля и простое желание администраторов от полиции использовать опыт Европы по привлечению социальных сетей для достижения некоторых полицейских целей, о которых говорилось выше.
——————————————————————