Программы полицейского обучения в Европе и Болонский процесс
(Киселев А. К.) («Административное право и процесс», 2012, N 9)
ПРОГРАММЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
А. К. КИСЕЛЕВ
Киселев Анатолий Кириллович, заведующий кафедрой истории и государственного права Северо-Кавказского социального института, доктор исторических наук, доцент.
Приводится анализ программ полицейского обучения, которые реализуются в Европе. Дается их подробная характеристика с точки зрения количества часов, количества европейских кредитов, финансирования и т. д. Делается вывод о вхождении полицейского профессионального образования в систему единого европейского образовательного пространства.
Ключевые слова: полиция, образование, европейские кредиты, университет, колледж полиции, студент, обучающийся, Евросоюз, CEPOL.
Programs of police training in Europe and the Bologna process A. K. Kiselev
An analysis of police training programs that are implemented in Europe is given. A detailed description of the terms of the number of hours, the number of European credits, financing, etc. is given. It is concluded that police entries the vocational education system of a common European educational space.
Key words: police, education, European credits, University, College of the police, the student, the European Union, CEPOL.
SEPEB — это английское название рабочей подгруппы Группы исследования и науки Европейского полицейского колледжа — CEPOL (Research and Scientists Working Group — RSWG). Она была создана решением Правления CEPOL N 6/2009/GB <1>. В апреле 2009 г. Эдуардо Феррейра, Ханс-Герд Джашк (представитель RSWG), Розана Фарина (представитель Рабочей Группы Изучения — WGL) и Гарри Питерс (представляющий AEPC <2>) были назначены членами названной подгруппы <3>. От секретариата CEPOL был назначен поддержать подгруппу в проведении анкетного опроса и в техническом плане Детлеф Ногала. ——————————— <1> Decision N 6/2009/GB of the Directorate of CEPOL. Bramshill, 2009. <2> AEPC — Association of the European police colleges — Ассоциация европейских полицейских колледжей — негосударственная общественная международная организация. <3> Survey on European police education and Bologna — SEPEB / CEPOL. Bramshill, 2010. P. 8.
Цель подгруппы состояла в том, чтобы составить обзор программ обучения в национальных полицейских институтах государств — членов ЕС и в странах-партнерах за период 2002 — 2009 гг. и соотнести их с требованиями, которые предъявляются к учебным программам документами т. н. Болонского процесса. Результаты работы подгруппы должны были стать основанием для анализа возможностей сотрудничества между национальными учебными полицейскими учреждениями государств ЕС и иных государств Европы. Кроме того, такая подгруппа была нужна, чтобы составить мнение руководства и администрации Европейского полицейского колледжа (CEPOL) относительно ситуации в полицейском образовании вообще и в программах обучения полиции в частности.
Резюме результатов
Семьдесят три учебные программы, аккредитованные в рамках болонских соглашений, предлагаются двадцатью одной европейской страной. Почти 50% из них относятся к обучению магистров, почти 40% — к степени бакалавра и почти 7% — к степени доктора наук (PhD). По крайней мере четыре европейские страны уже требуют степень бакалавра при поступлении на службу в полицию в качестве полицейского офицера низшего звена. Пятнадцать стран требуют степень бакалавра или степень магистра для замещения должностей офицеров среднего звена или старших полицейских. Как минимум двадцать восемь полицейских учебных заведений в Европе уже предлагают аккредитованные в соответствии с болонскими требованиями программы для обучения полицейских. Половина из них — полицейские университеты, академии, профессиональные колледжи. Главные научные области аккредитованных программ: охрана общественного порядка, полицейское управление и лидерство, расследование преступлений, управление органами безопасности и органами правопорядка. Некоторые из них содержат специальные темы вроде криминалистики или методов расследования преступления. Способы аккредитации отличаются в зависимости от процедур, используемых в полицейском образовании в каждой стране: иногда полицейские учреждения аккредитуют программы самостоятельно или в сотрудничестве с гражданским университетом, иногда программы аккредитованы независимым агентством аккредитации, иногда есть комбинация обеих процедур. Большинство программ бакалавра или магистра имеют продолжительность и соответствующее число кредитов ECTS, которые соответствуют болонским соглашениям. Но есть существенная разница в количестве студентов, которые зарегистрированы на ту или иную специфическую программу. Приблизительно 80% аккредитованных в соответствии с болонскими конвенциями программ финансируются одним учреждением; приблизительно 20% — двумя или более учреждениями. В целом национальные правительства платят приблизительно за 60% программ через различные министерства. Около 40% аккредитованных программ закрыты для иностранных полицейских или студентов. Половина программ, открытых для вненациональных полицейских или студентов, подготовлена полицейскими университетами. В ряде случаев программы либо их модули открыты для гражданских служащих. Модули, относящиеся к конкретной программе, могут проводиться отдельно в 48% открытых программ. Приблизительно 54% программ, которые являются открытыми и для иностранных обучающихся, представлены частично в свободном формате, приблизительно 28% — в смешанном формате, а 17% — в полночасовом формате. Можно сделать несколько предварительных выводов: 1. Полицейское образование в Европе значительно изменилось в течение первого десятилетия двадцать первого столетия. 2. Начиная с болонских соглашений образовательные уровни для полицейских выше, чем прежде, особенно те, которые направлены на обучение полицейских среднего и старшего состава. 3. Значительное количество полицейских учебных планов прошли процесс аккредитации в соответствиями с требованиями болонских конвенций. 4. Помимо аккредитации, полицейские программы были согласованы с сопоставимыми степенями европейских кредитных единиц (т. е. ECTS). 5. Впервые введена возможность участвовать в обучении по полицейской программе офицерам полиции другой страны. 6. Интенсификация сотрудничества между высшими полицейскими образовательными учреждениями, предлагающими на выходе ту или иную ученую степень <4>, и удаление препятствий этому — главные проблемы текущего процесса. ——————————— <4> Там же. P. 10.
Осуществление выборки
Чтобы иметь краткий европейский обзор аккредитованных в соответствии с болонскими соглашениями программ и курсов, которые могут быть также посещаемы полицейскими из других стран, были подвергнуты анализу сорок две страны: 27 государств — членов ЕС и 3 государства — кандидата в члены ЕС плюс 12 европейских стран, которые не являются членами Европейского союза, но состоят в AEPC — Азербайджан, Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Косово, Молдова, Россия, Сербия, Турция, Украина, Хорватия, Черногория. Эти страны и, кроме них, Евроюст, Европол, ESDC, Интерпол, FRONTEX, OLAF и TISPOL на сегодня представляют 93 программы и 236 курсов, аккредитованных согласно Болонской декларации и открытых в том числе для иностранных полицейских.
Анализ данных
73 программы уже работают в девятнадцати странах — членах ЕС (Австрия, Болгария, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словацкая Республика, Испания и Швеция), в Норвегии и в Сербии. Самая первая полицейская учебная программа, которая была аккредитована согласно Болонской декларации, была внедрена на Мальте в 1997 г. Финляндия и Ирландия внедрили такие программы в 1998 г. Самые последние полицейские программы, которые были аккредитованы, реализуются в Эстонии (с 2009 г.), Сербии (также с 2009 г.) и Португалии (с 2010 г.). По крайней мере половина идентифицированных полицейских программ образования была аккредитована уже в 2006 г. Два государства ЕС (Румыния и Испания) надеются на реализацию двух своих программ каждое с 2012 г. Таким образом, начиная с 2012 г. 20 государств — членов ЕС (74% от общего количества) будут иметь семьдесят семь учебных полицейских программ, аккредитованных в соответствии с Болонской декларацией.
Степени, предоставленные в соответствии с программами
37 программ (48% от общего количества) предоставляют степень магистра. Эти 37 программ действуют в 16 странах (Австрия, Болгария, Чешская Республика, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия, Словацкая Республика и Испания). 23 программы (39% от общего количества) предоставляют степень бакалавра. Они представлены в 13 странах (Австрия, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Венгрия, Ирландия, Италия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния и Сербия). Только 5 программ предоставляют степень доктора (PhD), и они осуществляются в 4 странах (Чешская Республика, Финляндия, Румыния и Словацкая Республика). Еще 12 программ в 6 странах (Финляндия, Ирландия, Латвия, Мальта, Испания и Швеция) предоставляют или профессиональный диплом, или европейские кредиты. В соответствии с болонскими требованиями аккредитованы программы в большинстве европейских стран. Только Эстония, Мальта и Румыния не имеют программ магистра. Вместе с тем должно быть отмечено, что как минимум 4 европейские страны (Болгария, Ирландия, Норвегия и Словацкая Республика) уже предъявляют требование к кандидатам иметь по крайней мере степень бакалавра для замещения должностей низших полицейских разрядов. В этих четырех странах степень бакалавра может быть получена в полицейском университете <5>. ——————————— <5> Там же. P. 8.
Степень бакалавра уже требуется по крайней мере в 5 европейских странах (Австрия, Финляндия, Венгрия, Италия и Норвегия) для замещения средних или старших полицейских должностей. Такая степень может быть получена как в полицейских университетах (в Финляндии, Венгрии, Норвегии), так и в гражданских университетах (в Австрии, Финляндии и Италии). Степень же магистра уже требуется в 10 европейских странах (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Франция, Германия, Литва, Португалия, Румыния, Словацкая Республика и Испания) для занятия должностей старших полицейских. Эта степень может быть получена также как в полицейских университетах, как, например, в Эстонии, Германии, Литве, Португалии, Румынии и Словацкой Республике, так и в общегражданских университетах либо в полицейских школах в сотрудничестве с гражданскими университетами, как это практикуется во Франции, Болгарии и Испании.
Учреждения
28 образовательных учреждений полиции Европы внедрили в свой учебный процесс аккредитованные Болоньей полицейские программы. Половина из них — полицейские университеты. В 14 странах существует по одному полицейскому университету (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния и Словацкая Республика). 7 полицейских университетов или школ полиции имеют соглашения с одним или несколькими гражданскими университетами, чтобы формировать аккредитованные Болоньей полицейские образовательные программы. Такие соглашения существуют в 7 странах (Австрия, Франция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Испания и Швеция). В 5 странах (Финляндия, Литва, Мальта, Сербия и Испания) учебные полицейские программы готовят для полицейских школ гражданские университеты. Вмешательство частных университетов в полицейское образование — довольно редкий случай. Так происходит в Болгарии, где полицейская школа имеет соглашение с частным университетом о создании программы для магистратуры, и на Мальте, где частный университет предлагает программу бакалавриата. Полицейские университеты предлагают 16 (70%) болонских программ бакалавриата. Это происходит в 9 странах (Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Венгрия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Польша и Румыния). Они предлагают также 16 программ магистратуры (43%) — в 9 странах (Болгария, Чешская Республика, Германия, Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия и Словацкая Республика). Полицейские университеты предлагают 3 программы PhD (60%) в 3 странах (Чешская Республика, Румыния и Словацкая Республика).
Финансирование
Большинство (81%) идентифицированных болонскими соглашениями программ финансируются только одним учреждением. Этот тип финансирования характерен для 15 стран (Австрия, Чешская Республика, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Мальта, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия, Словацкая Республика, Испания и Швеция). Однако 15 программ (19%) совместно финансируются двумя или более учреждениями. Это происходит в 6 странах (Болгария, Финляндия, Франция, Литва, Нидерланды и Польша). Более трети программ (27) финансируются полицейскими университетами или школами. Однако 9 программ, финансируемых полицейскими университетами или школами, также софинансируются правительством, и 4 — самими учащимися посредством их персональных денежных взносов. 18 программ (23%) финансируются правительством. 9 программ (12%) финансируются Министерствами внутренних дел, 2 из этих 9 программ также финансируются полицейскими университетами и какой-либо полицейской структурой. 8 программ (10%) финансируются одной или более полицейской организацией. 8 других программ (10%) финансируются учащимися студентами. 6 программ (8%) финансируются только одним правительственным министерством (образования, финансов, обороны, экономики и т. д.) и еще 5 (6%) — только Министерствами юстиции. Наконец, 2 программы финансируются национальными полицейскими управлениями. В целом правительства, учитывая различные министерства, вносят вклад в финансирование 48 программ (62% от общего количества). Полицейские университеты или школы вносят вклад в финансирование 38 программ (49% от общего количества). За счет оплаты студентов финансируются только 12 программ (16% от общего количества), а за счет полицейских организаций — только 9 программ (12% от общего количества).
Продолжительность и распределение рабочего времени
Почти все идентифицированные и описанные программы приведены в соответствие с болонскими декларациями по продолжительности обучения. Программы бакалавриата обычно имеют полную продолжительность в три года. Однако они могут длиться и от восемнадцати месяцев (в Венгрии) до пяти лет (в Финляндии). Программы магистра имеют среднюю продолжительность в два года, но иногда и иную длительность, как, например, в пределах от одного года (в Болгарии) до трех лет (в Испании). Программы PhD обычно имеют полную продолжительность в четыре года, но возможны варианты, как, например, от трех лет (в Чешской Республике) до пяти лет (в Словацкой Республике). Иные типы программ имеют среднюю продолжительность до двадцати семи месяцев. При этом их временной диапазон весьма широк — от трех недель (в Швеции) до пяти лет (в Испании). Что касается распределения рабочего времени, есть большие различия между программами даже в пределах одной и той же страны. Рабочее время программы включает время лекций, конференций, семинаров и т. д. (обычно называемое временем контакта) и время самоподготовки.
Кредиты
ECTS были представлены в 1989 г. в рамках Программы Эразмус и позже развиты в накопительную систему, которая осуществляется на региональном, национальном и европейском уровне как одна из ключевых целей Болонской декларации. Кредиты, предоставляемые Болоньей, предполагают, что полное рабочее время студента в течение одного учебного года эквивалентно шестидесяти (60) ECTS. Также предполагается, что студенческая рабочая нагрузка при полной рабочей неделе в среднем составляет от 36 до 40 недель в год и в этом случае неделя составляет от 24 до 30 рабочих часов. Почти все описанные программы бакалавриата, приравненные к ECTS, предоставляют 180 кредитов, которые соответствуют трем учебным годам. Однако в Венгрии программа бакалавра предоставляет только 90 кредитов, а в Ирландии — 160 кредитов. То же самое относится к программам магистра, так как большинство их предоставляет 120 кредитов (эквивалент двух учебных лет). Однако некоторые программы, как во Франции, Италии, Нидерландах и Испании, предоставляют только 60 кредитов (эквивалент одного учебного года). Кредиты, предоставленные в соответствии с программами PhD, также варьируются от 180 (в Румынии и Словацкой Республике) до 240 кредитов (в Финляндии). Что касается других типов программ — это предоставление от 4,5 кредитов (в Швеции) до 150 (в Испании) согласно соответствующему полному учебному рабочему времени.
Количество студентов
Количество студентов, задействованных в описанных выше программах, составляет приблизительно 9250 человек <6>. Численность студентов, посещающих программы, предлагаемые самими полицейскими университетами, варьируется от 10 студентов (в программе Управления Безопасности в Чешской Республике) до 1100 студентов (в бакалавриате Полицейского Управления Ирландии). Общее же число студентов, зарегистрированных в программах, предложенных полицейскими университетами, приблизительно 7100 человек (77% от общего количества). ——————————— <6> Данные на 30 ноября 2010 г.
Количество студентов, посещающих программы, предлагаемые полицейскими университетами или школами в сотрудничестве с одним или более гражданскими университетами, располагается в широком диапазоне от 19 человек в Полицейской программе Лидерства в Ирландии до 480 студентов (в программе бакалавра правоохраны в Италии). Всего же число студентов, зарегистрированных в таких программах, приблизительно 1400 человек (15% от общего количества). Студенты, посещающие программы, предлагаемые только гражданскими университетами, по своей численности составляют от 3 студентов в программе Государственной службы в Финляндии до 120 студентов в программах бакалавра и магистра правоохраны в Литве. Общее число студентов, зарегистрированных в таких программах, приблизительно 500 человек (5% от общего количества) <7>. ——————————— <7> Survey on European police education and Bologna — SEPEB / CEPOL. Bramshill, 2010. P. 18.
Наконец, число студентов, зарегистрированных в программах, предлагаемых полицейскими школами в сотрудничестве с частными университетами, приблизительно равно 100, в то время как обучающиеся по программам, представленным исключительно частными университетами, составляют только 60 человек. Вместе с этим только 10% студентов, обучающихся в полицейских образовательных учреждениях по всей Европе, могут представлять другие страны. А это приблизительно всего 400 человек в год <8>. ——————————— <8> Там же. P. 21.
Вывод
Таким образом, несмотря на то, что государства Европы неоднозначно относятся к нововведениям, предлагаемым Болонской конвенцией 1999 г., все же большинство программ полицейского обучения, которые сегодня реализуются в полицейских школах, институтах и колледжах, задействованы в формировании общеевропейского образовательного пространства, тесно связанного с т. н. болонскими соглашениями.
——————————————————————