III Национальный форум «Спортивная индустрия России». «Круглый стол» «Проблемы привлечения инвестиций в спортивную индустрию Российской Федерации» от 21 февраля 2006 года

(Березников А. А.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2006, N 1)

III НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ

«СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ».

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В СПОРТИВНУЮ ИНДУСТРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА

А. А. БЕРЕЗНИКОВ

Березников А. А. — исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии.

— Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить руководство Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта, аппарат Комиссии, Комитет Государственной Думы, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Торгово-промышленную палату за то внимание, которое они оказывают вопросам развития спорта и спортивной индустрии.

Сегодня все прекрасно понимают, что развитие спорта и спортивной индустрии является важной государственной задачей. Высокие спортивные показатели на международной арене укрепляют престиж страны, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину. Особенно важно создание благоприятных условий для развития массового спорта, детского спорта. Только на этой ниве можно вырастить будущих Плющенко, Дементьевых, Чепаловых, Журовых. Динамическое развитие спортивной индустрии, насыщение российского рынка качественной, доступной по цене продукцией, прежде всего отечественного производства, позволит создать необходимые условия для решения этих важных государственных задач.

Мы уже неоднократно отмечали, что российский рынок спортивных товаров постоянно расширяется и достигает в настоящее время около 2 млрд. долларов, а по темпам роста, которые составляют около 20%, опережает многие зарубежные страны. Потенциал российского рынка спортивных товаров оценивается очень высоко. Уже сегодня возможные объемы рынка могут достигать 5 млрд. долларов, но некоторые проблемные вопросы, стоящие перед спортивной индустрией, не дают достигнуть этого уровня. Среди них — повышение инвестиционной привлекательности спортивных проектов.

Проходящие в Турине Олимпийские игры еще раз подтверждают, что спорт уже не ограничивается выполнением только социальной и политической миссии. Спорт рассматривается как эффективный инвестиционный, имиджевый и спонсорский инструмент.

Любые инвестиции (инвестиции предприятий отрасли, внешние инвестиции крупных компаний, внешние инвестиции малого и крупного бизнеса) вне зависимости от сути проекта предполагают получение прибыли, и спорт как бизнес-проект для инвестора не является исключением. Частный бизнес, вкладывая средства в различные спортивные проекты (а именно в спортивные мероприятия, в клубы и команды, в спортивные программы по развитию детского спорта, массового спорта, спорта инвалидов), планирует получение прибыли. В связи с этим основная задача для привлечения частных инвестиций в спортивную индустрию — законодательное обеспечение развития спортивной индустрии, создание государством основных правил игры внутри союза «государство — спорт — инвестор».

Разработанная Федеральным агентством по физической культуре и спорту и принятая правительством программа «Развитие физической культуры и спорта на 2006 — 2015 годы» предусматривает значительные инвестиции в развитие спорта и будет способствовать комплексному решению тех проблем, которые связаны с массовым спортом.

Однако, на наш взгляд, это только часть большой работы по приведению нормативно-правовой базы обеспечения инвестиционной привлекательности спортивной индустрии в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Без принятия нового закона о спорте дальнейшее развитие спорта невозможно. Это даст возможность консолидировать усилия государства, общественных организаций и бизнеса, наладить четкое взаимодействие между всеми этими субъектами.

Рынок спортивного спонсорства характеризуется высокой степенью конкуренции в отношении главных событий и персонажей спорта. В то же время, например, детский спорт по-прежнему обделен вниманием серьезных спонсоров. Поэтому внешние инвестиции среднего и малого бизнеса — это дополнительный и пока не реализованный потенциал, и именно эти инвестиции послужат в первую очередь развитию массового и детского спорта на местах. Чтобы изменить ситуацию, необходимо разработать и принять закон о спонсорстве. Сегодня спонсоров привлечь сложно, так как на спонсорские деньги есть еще НДС. На Западе спонсорство дает до 60% поступлений в спорт.

АПСИ, являясь членом Всемирной федерации индустрии спортивных товаров, изучает международный опыт управления спортом, привлечения внебюджетных средств в развитие спорта, инвестирования в строительство спортивных объектов. Так, в ноябре 2005 года Ассоциация организовала поездку российских специалистов в Чехию, где совместно с чешскими министерствами участвовала в организации конференции по теме «Инвестиции, строительство и эксплуатация спортивных сооружений. Сотрудничество России и Чехии». Мы часто ссылаемся на опыт Китая, но опыт Чехии в вопросах спортивного инвестирования не менее интересен и даже ближе нам. Чехия занимает седьмое место в мире по рейтингу привлекательности для инвесторов (по данным фирмы «Эрнест энд Янг»). Только за одно полугодие 2005 года в Чехии оказана поддержка по семидесяти новым инвестиционным проектам стоимостью 1,1 млрд. долларов. Особенно интересна инвестиционная программа по развитию велодорожек в городах и сельских местностях. Например, только в Южно-Моравском крае Чехии проложено 1300 км таких дорожек. Создана новая индустрия, обеспечивающая этот вид активного отдыха.

Очень важно получить инвестиции, но не менее важно правильно ими распорядиться.

Для того чтобы добиться эффективности вложений, необходимы:

— стабильность, определенность, безопасность в обществе;

— прозрачность, открытость, легитимность действий всех участников рынка. Все это и будет способствовать формированию цивилизованных рыночных отношений. В этом мы видим важную роль Ассоциации, одной из целей которой является содействие развитию рыночных механизмов регулирования деятельности и формированию этики предпринимательства в сфере производства и реализации спортивных товаров и услуг в РФ;

— в этом процессе государство не должно мешать компаниям-инвесторам, особенно тем, кто вкладывает инвестиции в детский спорт, массовый спорт, спорт инвалидов. И здесь необходимы налоговые льготы. На наш взгляд, правительство должно пересмотреть свою позицию в этом вопросе.

Без законодательного урегулирования вопросов спонсорства мы не сможем говорить о развитии спортивной индустрии.

Роль государственных структур состоит в регулировании рынка путем создания условий, которые стимулировали бы развитие отечественной спортивной индустрии, инвестиции в спорт. Нужна национальная стратегия взаимоотношений бизнеса и власти, эффективный постоянный диалог между ними.

Желательно было бы размещение госзаказов на производство товаров для спорта и отдыха на российских предприятиях. Это могло бы способствовать появлению качественных, конкурентоспособных отечественных товаров.

Предпочтительно было бы льготное налогообложение для молодых российских компаний-производителей, только вышедших на рынок спортивной индустрии.

Ассоциация предприятий спортивной индустрии готова выступить в качестве компетентного и уполномоченного посредника между властью и бизнесом, а также может стать инструментом обратной связи бизнеса и власти, давая возможность властным структурам получать своевременную информацию о состоянии рынка спортивной индустрии. Чем более качественная эта связь, тем более адекватны будут принимаемые властью решения. АПСИ и другие общественные организации могут принять участие в организации и проведении нормативно-правовой базы; подготовке предложений о мерах государственного регулирования экспортно-импортных операций, в том числе и в сфере таможенного регулирования; разработке технических регламентов; защите и соблюдении прав интеллектуальной собственности.

Спортивная индустрия готова к сотрудничеству с малым бизнесом. У компаний, являющихся членами АПСИ, есть конкретные предложения по развитию спортивной индустрии в регионах, обеспечению населения товарами для спорта и отдыха. В совместной работе с губернаторами и мэрами городов мы сможем обеспечить стабильное и честное развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, формирование благоприятных условий развития спортивной отрасли.

Таким образом, только согласованными действиями государственных структур, всех участников рынка спортивной индустрии можно повысить инвестиционную привлекательность спортивных проектов, сформировать цивилизованные рыночные отношения, возродить российскую спортивную промышленность.

——————————————————————