Объем полномочий нотариуса при свидетельствовании подлинности подписи заявителя

(Козлов Д.) («Корпоративный юрист», 2008, N 3)

ОБЪЕМ ПОЛНОМОЧИЙ НОТАРИУСА ПРИ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ПОДЛИННОСТИ ПОДПИСИ ЗАЯВИТЕЛЯ

Д. КОЗЛОВ

Козлов Дмитрий, юрист коммерческого банка (г. Москва).

При заверении подлинности подписи лица на заявлениях, используемых при государственной регистрации юридических лиц, нотариус требует представления не только заявления в регистрирующий орган, но и большого количества иных документов. Однако соответствует ли это положениям законодательства и судебной практике?

Одной из основных задач Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) является регулирование правоотношений в сфере государственной регистрации юридических лиц. Во исполнение этой задачи Законом установлена процедура государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в ЕГРЮЛ в отношении сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Общим элементом для всех этих действий является то, что в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для осуществления им процедуры государственной регистрации, в обязательном порядке входит заявление о государственной регистрации. В соответствии со ст. 9 Закона такое заявление должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. В связи с этим Правительством РФ принято Постановление от 19 июня 2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление Правительства РФ), которым утверждены формы заявлений о государственной регистрации каждого из перечисленных выше действий <1>. Данные формы, отвечая требованию Закона об обязательном свидетельствовании нотариусом подписи заявителя, содержат графы для заполнения нотариусом. ——————————— <1> Для удобства восприятия предлагаем ввести понятие «заявление в регистрирующий орган», под которым следует понимать все рассматриваемые формы заявлений о государственной регистрации.

Таким образом, до подачи заявления в регистрирующий орган нужно обязательно посетить нотариуса и заверить у него подлинность подписи заявителя. Однако именно на этом этапе возникает проблема, анализу которой посвящена настоящая статья: при заверении подлинности подписи заявителя нотариус требует представления вместе с заявлением в регистрирующий орган большого количества иных документов. В зависимости от обстоятельств и личности нотариуса это могут быть: учредительные документы общества; протокол общего собрания его учредителей; протокол об избрании единоличного исполнительного органа (далее — директор); приказ о назначении директора и трудовой договор с ним; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; выписка из ЕГРЮЛ (причем требования по дате ее выдачи у различных нотариусов могут отличаться) и т. д. В результате мы имеем дело с ситуацией, где практически каждый нотариус предъявляет свои требования к перечню документов, которые необходимо представить ему для ознакомления вместе с заявлением в регистрирующий орган. Более того, если документы не предоставляются или предоставляются не в полном объеме, то нотариусы отказываются заверять подпись заявителя. Между тем в самой форме заявления в регистрирующий орган указано, что подпись заявителя заверяется нотариусом в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1, далее — Основы), которая гласит: «Нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации. Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом». Следовательно, единственной обязанностью нотариуса при заверении подписи заявителя в заявлении в регистрирующий орган является удостоверение подлинности этой подписи. А поскольку заявителями в силу ст. 9 Закона могут быть только физические лица, то для свидетельствования подписи в исследуемом случае нотариусу должно быть достаточно только паспорта заявителя.

Позиция нотариусов

Однако у нотариусов на этот счет иное мнение. Они полагают, что, помимо личности заявителя, в обязательном порядке должны быть проверены его полномочия на подписание заявления в регистрирующий орган. Данная позиция нотариусов изложена на сайте Федеральной нотариальной палаты (далее — ФНП) в разделе «Правоприменительная практика» и дословно звучит так: «Согласно статье 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрационный орган документы для государственной регистрации юридического лица представляются уполномоченным лицом, именуемым «заявителем», которыми являются физические лица, наделенные соответствующими полномочиями. В этом случае при свидетельствовании подлинности подписи физического лица (заявителя) на заявлении о государственной регистрации юридического лица нотариус обязан проверять полномочия такого лица. Необходимость проверки полномочий физического лица (заявителя) при свидетельствовании его подписи вытекает из текста самой статьи 9 названного Закона, а также из формы удостоверительной надписи N 56, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99″ <2>. ——————————— <2> Доступно на сайте: http://www. notariat. ru.

Помимо этого нотариусы ссылаются на письмо МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@, где сообщается следующее: «Федеральная нотариальная палата разделяет позицию МНС России, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного статьей 9 Закона. За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 9 Закона. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или отказа в таковом». Еще одним доводом нотариусов в пользу отстаиваемой точки зрения является ссылка на п. 38 Приказа Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» (далее — Приказ Минюста РФ), который гласит: «При свидетельствовании в соответствии со статьей 80 Основ подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями».

Законодательные нормы

С данным мнением нотариусов сложно согласиться, и вот по каким основаниям. Во-первых, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ ФНС РФ разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Во исполнение данного положения ФНС РФ Приказом от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее — Приказ ФНС РФ) утвердила Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (далее — Методические разъяснения). В них прямо установлено, что подпись заявителя в заявлении в регистрирующий орган заверяется нотариусом в соответствии со ст. 80 Основ (процитирована выше). Никаких указаний на то, что нотариус должен проверять полномочия заявителя, Методические разъяснения не содержат. Да и для чего нотариусу это делать, если его обязанностью является только свидетельствование подлинности подписи на документе? Во-вторых, письмо МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ не является нормативным правовым актом (в отличие от Методических разъяснений ФНС РФ), так как, согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее — Правила подготовки НПА), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, данное письмо выражает позицию налоговых органов по определенному вопросу, имеет сугубо информационный характер и не является обязательным для исполнения — ссылки нотариусов на него, мягко говоря, беспочвенны. В-третьих, утвержденные Приказом Минюста РФ Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ носят рекомендательный, а не обязательный характер. Это вытекает из самого текста Рекомендаций, где указано, что они подготовлены с целью оказания практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий. Ненормативный характер данного документа также подтверждается тем, что он не проходил обязательной для нормативных правовых актов процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ, предусмотренной ч. II Правил подготовки НПА. Кроме того, нотариусы не должны руководствоваться в своей работе положениями данных Методических рекомендаций, касающимися порядка свидетельствования нотариусом подлинности подписи заявителя, в соответствии со ст. 80 Основ, так как рекомендуемый порядок прямо противоречит этой статье. Методические рекомендации устанавливают требования о проверке нотариусом не только личности заявителя, но и его полномочий на право подписания заявления, тогда как согласно ст. 80 Основ нотариус лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами РФ и республик в составе РФ (ст. 39 Основ) — в этом случае иерархия закона абсолютно очевидна. Статья 39 Основ опровергает и ссылку нотариусов на положения ст. 9 Закона. Данная статья не устанавливает порядок совершения нотариальных действий. В ней лишь указывается на то, что заявление в регистрирующий орган удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, и одновременно на то, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ (эти требования определены в рассмотренных выше Постановлении Правительства РФ и Приказе ФНС РФ). Поэтому, на наш взгляд, при свидетельствовании подлинности подписи на заявлении в регистрирующий орган нотариус должен руководствоваться только теми законодательными актами, которые устанавливают порядок совершения данного нотариального действия: Основами, Постановлением Правительства РФ, Приказом ФНС РФ. Теперь несколько слов о ссылке нотариусов на форму N 56 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица» (утверждена Приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99; далее — удостоверительная надпись N 56, Приказ Минюста РФ N 99) со сведениями о том, что полномочия представителя юридического лица проверены. Еще раз подчеркнем, что в соответствии со ст. 80 Основ на заявлении в регистрирующий орган свидетельствуется подлинность подписи заявителя, т. е. подлинность подписи конкретного лица, которая сделана в присутствии нотариуса. При этом нотариус должен использовать ту форму удостоверительной надписи, которая подходит для данного вида нотариального действия, а именно форму N 54 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи» Приказа Минюста РФ N 99. Удостоверительная надпись по форме N 54 в четком соответствии со ст. 80 Основ указывает, что нотариус свидетельствует подлинность подписи определенного лица, личность которого им установлена. Использование удостоверительной надписи N 56 при свидетельствовании подписи заявителя на заявлении в регистрирующий орган противоречит сущности ст. 80 Основ, а потому некорректно при совершении данного нотариального действия.

Судебная практика

Отстаиваемая в настоящей статье позиция относительно объема полномочий нотариуса при свидетельствовании подлинности подписи лица на заявлении в регистрирующий орган подкреплена также и судебной практикой. ОАО «Красная поляна+» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС РФ N 3 по Курской области (далее — Инспекция) по внесению в ЕГРЮЛ записи от 1 апреля 2005 г. о прекращении деятельности ЗАО «Красная поляна» путем реорганизации в форме присоединения, сославшись на то, что заявление ЗАО «Красная поляна» от 25 марта 2005 г. N 164 было подписано неуполномоченным лицом. В ходе разбирательства судом было установлено, что при подаче заявления ЗАО «Красная поляна» о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица заявителем являлся Валерий Иванович Фроликов, чья подпись на заявлении была засвидетельствована нотариусом. Однако из представленных материалов, а также из выписки из ЕГРЮЛ следовало, что лицом, имевшим право без доверенности действовать от имени ЗАО «Красная поляна», выступал Павел Анатольевич Фроликов — директор указанного общества. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что решение от 1 апреля 2005 г. N 164 о регистрации прекращения деятельности ЗАО «Красная поляна» путем реорганизации в форме присоединения было принято Инспекцией незаконно: поскольку заявление о внесении соответствующей записи, подписанное уполномоченным заявителем, отсутствовало, то и внесение записи о прекращении деятельности ЗАО «Красная поляна» является незаконным. Инспекция с решением Арбитражного суда Курской области от 28 сентября 2005 г. по делу N А35-4411/05-С25 не согласилась и просила его отменить, обратившись с кассационной жалобой в ФАС Центрального округа. Кассационная инстанция оставила в силе решение суда первой инстанции. При этом было отмечено, что довод Инспекции (со ссылкой на Методические рекомендации УМНС России по Курской области от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223) о том, что нотариусы при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица обязаны проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, несостоятелен. Согласно ст. 80 Основ (в ред. от 1 июля 2005 г.), нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом <3>. ——————————— <3> Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2006 по делу N А35-4411/05-С25.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Ни один нормативный правовой акт не наделяет нотариуса правом на проверку полномочий заявителя при свидетельствовании его подписи на заявлении в регистрирующий орган (и тем более не устанавливает такой обязанности). Поэтому нотариус не только не должен, но и не вправе требовать при совершении данного нотариального действия представления каких-либо документов, кроме паспорта заявителя.

Обсудить статью можно на нашем сайте по адресу: http://clj. ru/discussion/state/030802.

——————————————————————