В НКО (некоммерческом партнерстве) меняется генеральный директор. Предыдущий генеральный директор сложил с себя полномочия, сведения о новом генеральном директоре не зарегистрированы

1. Каков порядок регистрации смены генерального директора в НКО (документы, сроки)?

2. Имеет ли право нотариус заверить подпись нового генерального директора, сведения о котором еще не внесены в ЕГРЮЛ, на карточке банка для возможности подписывать счета на обязательные и текущие платежи?

Ответ: 1. Организации (некоммерческому партнерству), в которой меняется генеральный директор, а предыдущий генеральный директор сложил с себя полномочия, необходимо оформить заявление по форме N РН0004. Подпись директора заверяется нотариусом, заявление подписывает новый директор. В Минюст России передаются два экземпляра решения организации о смене генерального директора, два заявления по форме N РН0004, нотариально заверенных. Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ в налоговой составляет пять дней, в течение одного дня после регистрации изменений она должна передать в Минюст России документы для организации.

2. Организации необходимо принять и оформить решение на назначение временно исполняющего обязанности генерального директора, оформить и заверить нотариально карточку, предъявить ее в банк. После регистрации изменений в ЕГРЮЛ в банке оформляется также новая карточка.

Обоснование: 1. В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

При этом согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Перечень и формы документов, необходимых для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Согласно Приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ N 212 в целях внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы, некоммерческая организация представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, следующие документы в двух экземплярах:

1) заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N РН0004;

2) решение (протокол, выписку из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.

Порядок заполнения заявления по форме N РН0004 установлен разд. 5 Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденных Приказом Росрегистрации от 21.05.2007 N 89.

Таким образом, в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно о смене генерального директора, некоммерческое товарищество представляет в налоговый орган вышеуказанные документы.

Заявление подписывается новым генеральным директором. Как было указано в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 и от 14.02.2006 N 14310/05 (направлены Письмом ФНС России от 23.08.2006 N ГВ-6-14/846@):

— с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре);

— заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре), представленное в налоговый орган, не может быть расценено как ненадлежащее по причине его подписания новым руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации изменений.

Также разъяснение о возможности подписания заявления новым директором было приведено в Письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-11/3-64.

Следует учитывать, что подпись генерального директора в форме N РН0004 заверяется нотариусом в п. 9 заявления. Согласно п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91) при свидетельствовании в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личности должностных лиц и их полномочия на право подписи.

В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях — доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Таким образом, некоммерческой организации необходимо представить нотариусу в том числе свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ.

Организацией оформляется решение о смене генерального директора, заявление по форме N РН0004. После оформления решения в течение трех дней организация должна передать в Минюст России заявление, заверенное нотариусом, и решение о смене генерального директора.

Согласно п. 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010 N 343, при поступлении от Минюста России (территориального органа Минюста России) документов для внесения сведений в государственный реестр налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр, направляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) с сопроводительным письмом документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, а также соответствующую выписку из государственного реестра для выдачи заявителю.

2. На основании п. 7.14 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой. В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи и (или) замены (утери) печати, изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица, в случаях изменения наименования, организационно-правовой формы клиента — юридического лица либо в случае досрочного прекращения полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае приостановления полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом представляется новая карточка. Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает.

Таким образом, при смене генерального директора юридическое лицо обязано уведомить банк об этом и произвести замену банковской карточки, так как при распоряжении денежными средствами, находящимися в банке, необходимо документальное подтверждение полномочий лица, указанных в банковской карточке. Следовательно, в указанной ситуации организация не сможет использовать средства, находящиеся в данном банке, до тех пор, пока не оформит полномочия распорядителя в порядке, предусмотренном законодательством.

Карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой.

Для оформления новой карточки организации до регистрации сведений о новом генеральном директоре организации необходимо оформить решение, в котором на иное уполномоченное лицо (временного исполнителя) будет возлагаться право первой подписи в платежных документах. Подпись в карточке удостоверяется нотариусом согласно п. 2.9 Порядка заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати (Приложение 2 к Инструкции Банка России N 28-И). Соответственно, в банк подаются два решения — о прекращении полномочий прежнего директора, о назначении временно исполняющего лица. В дальнейшем, после регистрации сведений о новом директоре, в банке оформляется еще одна новая карточка.

О. Э.Савенок

РУНА

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

03.08.2012

——————————————————————