Проблемные стороны реализации Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(Кокорин Д. Ю.)

(«Налоги» (газета), 2006, N 24)

ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

Д. Ю. КОКОРИН

Кокорин Д. Ю., аспирант кафедры финансового права Российской академии права при Министерстве юстиции РФ.

С момента введения в действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон о госрегистрации) у юридических лиц существует обязанность в течение трех дней с момента смены лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, предоставлять в регистрирующий орган по месту своей регистрации соответствующие сведения для их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная обязанность вытекает из содержания п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона о госрегистрации.

Ситуация со сменой руководителя организации достаточно часто встречается на практике. В связи с этим рассмотрение порядка предоставления информации о таких изменениях для внесения их в ЕГРЮЛ представляется весьма актуальным.

В силу положений п. 2 ст. 17 Федерального закона о госрегистрации сведения предоставляются в регистрирующий орган по форме N Р14001, утвержденной Правительством РФ. Соответствующая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Абзацами 3 и 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона о госрегистрации предусмотрено, что заявление подписывается уполномоченным представителем юридического лица, подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению. При этом заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, в ходе деятельности юридического лица заявителем в случае предоставления сведений об изменении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, должен выступать именно руководитель юридического лица.

Значительное время предприниматели, осуществляющие подачу в регистрирующие органы сведений о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, сталкивались с неожиданными требованиями: заявителем в данном случае должен выступать прежний руководитель организации. При этом налоговые органы ссылаются на письмо ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 (далее — письмо N 4223).

Согласно данному письму налоговые органы ссылаются на п. 4 ст. 5 Федерального закона о госрегистрации, где указано: при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Из этого делается вывод о том, что при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно представляться заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем). При этом указано, что, если в регистрирующий орган представлено заявление, подписанное лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа.

Исходя из содержания письма N 4223 данные требования вызваны необходимостью «исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица», недопущения случаев «захвата» фирм, а также недопущения функционирования фирм-однодневок, в которых в качестве руководителя указаны подставные лица.

Учитывая тот факт, что в силу требований Федерального закона о госрегистрации подпись уполномоченного лица на заявлении подлежит нотариальному удостоверению, для заявителя возможны определенные практические проблемы. Нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия. Это особо оговорено в последнем абзаце письма N 4223, также в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. И здесь перед представителями организации возникает дилемма: предоставить нотариусу устаревшие, т. е. уже недостоверные, сведения (старый протокол, выписку из ЕГРЮЛ) либо новые документы. В последнем случае заявитель может получить вполне обоснованный отказ в совершении нотариальных действий: ведь с момента принятия соответствующим органом решения о смене руководителя его полномочия прекратились. В первом случае и заявитель, и нотариус совершают заведомо противоправные действия.

Непоследовательность налоговых органов в определении надлежащего уполномоченного лица отчетливо прослеживается в содержании письма N 4223. В нем, в частности, предусмотрено, что в случаях:

— непредставления заявления о смене руководителя лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ;

— смерти прежнего руководителя;

— признания прежнего руководителя умершим либо отсутствующим — указанные сведения могут быть представлены в регистрирующий орган учредителями юридического лица, вновь назначенным руководителем либо третьими лицами.

Таким образом, по логике налоговых органов у нового руководителя полномочия на подачу соответствующего заявления в ЕГРЮЛ могут возникнуть только в случае нежелания или невозможности подачи такого заявления прежним руководителем. Более того, предусматривается возможность подачи заявления третьими лицами, при этом непонятно, на чем основываются такие полномочия третьих лиц.

До недавнего времени хозяйствующие субъекты во исполнение предписаний ФНС были вынуждены смириться с подобной практикой представления в регистрирующий орган сведений о новом руководителе.

Ситуация изменилась относительно недавно. Решением от 29 мая 2006 г. по делу N 2817/06 Высший Арбитражный Суд РФ признал положение письма ФНС от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223, обязывающее юридические лица предоставлять в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица, недействующим как не соответствующее Федеральному закону о госрегистрации. В соответствии со ст. 180 АПК РФ данное решение вступило в законную силу 29 мая 2006 г.

В решении ВАС РФ указал, что, исходя из п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяются законом и учредительными документами юридического лица. Законодательство о юридических лицах, в частности п. 2 ст. 49, ст. 62, п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

Суд высшей инстанции указал, что с момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом единоличном исполнительном органе (директоре). Следовательно, направленное юридическим лицом в регистрирующий орган заявление не может быть расценено как ненадлежащее только по причине его неподписания прежним руководителем.

Несмотря на то что решение ВАС РФ от 29 мая 2006 г. еще может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВАС РФ, считаю подобный подход ВАС РФ единственно верным, соответствующим положениям Федерального закона о госрегистрации, нормам ГК РФ, Федерального закона «Об ООО» и Федерального закона «Об АО».

Хотелось бы надеяться, что ФНС РФ больше не предпримет очередной попытки столь вольного нормотворчества, способного породить массу теоретических и практических проблем.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

3. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

5. Письмо ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

6. Письмо МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ «О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении».

7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

——————————————————————