Рецензия на монографию Н. Н. Ковалевой «Государственное управление в информационной сфере»

(Улиско А. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 1)

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н. Н. КОВАЛЕВОЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»<*>, <**>

А. Н. УЛИСКО

——————————— <*> Ulisko A. N. Review of monograph of N. N. Kovaleva «State man agement in informational sphere». Saratov: KUBiK, 2001. 224 p. <**> Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере. Саратов: КУБиК, 2011. 224 с.

Улиско Александр Николаевич, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Рецензируемая книга написана Н. Н. Ковалевой, которая известна как автор ряда исследований в области информационного права, сочетающая научную деятельность с преподаванием в высшей школе. Автор знакома с проблемами, о которых пишет многие годы. Рецензируемая работа является монографией и, безусловно, займет достойное место среди изданий о проблемах в информационном праве и информационной сфере. Книга рассчитана на творчески профессионального читателя, которого интересует не только будущее информационного развития, но и даже ближайшее время. Н. Н. Ковалева во введении отмечает: «Расширение сферы информационной деятельности, развитие информационных технологий обусловили появление такой отрасли законодательства, как информационное право. Во многих странах мира ученые заявляют о создании самостоятельной отрасли права: информационное право… Состояние информационного права отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества. Будучи в значительной мере предопределено объемом, характером и назначением всего информационного дела, само информационное право, в свою очередь, воздействует на ход информационных процессов» (с. 6). При этом поддерживается мнение А. В. Малько, Н. В. Исакова, В. В. Субочева о том, что важными условиями формирования гражданского общества являются: расширение участия граждан в управлении государством, усиление контроля за деятельностью всех ветвей власти, включение граждан в процесс принятия важных государственных решений. Определяющим условием общественной контрольной деятельности выступает открытость органов власти, поскольку информация об их деятельности является предметом анализа и оценки общественности (с. 6). В монографии констатируется, что, к сожалению, весьма актуально и для России, где, по существу, нарушена неразрывность информационного пространства, не обеспечиваются в полном объеме сохранность, эффективное использование и развитие информационных ресурсов в единой системе органов государственной власти, не удовлетворяются полноценно информационные потребности различных органов управления на федеральном, субъектном и местном уровнях; не реализуются в полном объеме закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на информацию, недостаточен уровень взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав и свобод граждан в области информационной деятельности, доступа к информации, медленно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая отношения в области этого взаимодействия; сохраняются угрозы безопасности информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем как на федеральном, так и на региональном уровнях, растет количество новых видов правонарушений в информационной сфере; недостаточное внимание уделяется разработке концептуальных документов, а также созданию необходимых организационных структур и нормативно-правовой базы для формирования и проведения эффективной государственной политики в информационной сфере (с. 9). Первая глава посвящена правовому регулированию процесса информатизации. Из содержания главы ясно, что Конституция Российской Федерации, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту этих прав и свобод в качестве обязанности государства и как одну из его функций. Для классификации и аргументации понятия автор удачно использует работы Ю. Г. Просвирнина, И. Л. Бачило, Л. А. Морозовой, А. Б. Венгерова, И. С. Мелюхина, Э. В. Талапиной, Ю. А. Тихомирова, И. Ю. Никодимова и других, выделяя при этом статьи Конституции как прямо, так и косвенно (ст. 15, 23, 24, 29, 33, 41, 42, 45, 46 и др.). Одновременно автор определяет главные цели государства в сфере информатизации и содержание информационной функции государства, реализующейся в различных аспектах («функции государства», «функции исполнительной власти» и «функции органов власти») (с. 17). В этой же главе освещается информационно-правовая политика как особая форма выражения государственной информационной политики, деятельность уполномоченных субъектов по созданию эффективного механизма правового регулирования процесса информатизации, а также средство закрепления и осуществления политического курса страны в деле становления информационного общества. Удачно при этом используются труды Н. И. Матузова, В. М. Боера, А. В. Малько, А. А. Тедеева, А. В. Манойло и других, а также утвержденная Президентом Российской Федерации Стратегия развития информационного общества Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. Здесь же освещается история и развитие правового регулирования процесса информатизации, система органов власти, регулирующих процесс информатизации, электронное государство (с. 23 — 90). Здесь же обобщается и анализируется положительный опыт реализации целевых программ информатизации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Омской области, Республики Татарстан, г. Петрозаводска (Республика Карелия), г. Екатеринбурга, г. Рязани, г. Тольятти (Самарская область). Отдельно исследуется система органов власти, регулирующих процесс информатизации, а также реализация идей электронного государства при создании интернет-сайтов (с. 68) и электронного правительства (с. 70 — 73), зарубежный опыт (США). Впервые предпринята попытка осветить государственные полномочия в информационной сфере и полномочия органов местного самоуправления, их взаимодействие и основные направления муниципальной деятельности (с. 110 — 112), принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в значительной мере конкретизировал вопросы местного значения и не включил в этот перечень вопросы в области связи, т. е. эта сфера ушла полностью в область государственного регулирования и теперь может передаваться органам местного самоуправления только при условии использования механизма наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями (с. 112). Книга Н. Н. Ковалевой выделяется комплексным подходом к решению задач совершенствования правового регулирования информационной деятельности государства. Взгляды Н. Н. Ковалевой предстают в монографии в виде логически завершенной концепции, в которой методологические предпосылки служат основой конкретных научных рекомендаций и практических выводов. К недостаткам исследования можно отнести отсутствие раздела или параграфа, посвященного контрольно-надзорной деятельности, ответственности в сфере информационной деятельности, которые всегда являются формой укрепления и обеспечения законности и дисциплины, способами и методами защиты правоотношений. Богатый фактический материал, представленный в книге, логические суждения автора убеждают в этом. Особенно важным является то, что автор этого теоретического исследования нашел возможность рассмотреть ряд крупных практических вопросов. Книга заставляет задуматься над путями дальнейшего повышения эффективного функционирования всего государственного механизма в этой трудной деятельности. А в целом есть достаточные основания считать, что рецензируемая работа принесет реальную пользу общественным и государственным институтам и информационной науке.

——————————————————————